Как достигается эффективная организация образовательного процесса

143

Е.В. Киприянова, д-р пед. наук, директор МБОУлицей № 11, г. Челябинск

Качество образования – показатель успешности образовательной организации (далее – ОО). В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» качество образования трактуется как комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ст. 2 гл. I).

Повышение качества образования через формирование образовательной среды школы

Для повышения качества образования необходимо создание эффективной организация образовательного процесса, которая способствует:

  • реализации государственных требований к результатам образования и социальных ожиданий субъектов образовательного процесса, особенно учащихся и их родителей (законных представителей);
  • формированию субъектной позиции участников образовательного процесса;
  • изменению условий, функций и форм профессиональной деятельности педагогов;
  • формированию внешних связей, открытости.

Образовательно-профессиональная среда представляет собой комплекс ресурсных подсистем сопровождения: научно-методического, нормативно-правового, финансово-экономического, материально-технического, кадрового, организационного (информационного).

Эффективная организация образовательного процесса напрямую связана с развитием этих ресурсных подсистем. При этом в каждой ОО существуют свои особенности ресурсной обеспеченности. Признаки эффективной ОО:

  • автономия ОО и развитая система отчетности перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности ОО;
  • автономия в разработке учебного плана и программ, приобретении оборудования и материалов;
  • хорошая дисциплина;
  • обеспечение равных возможностей получения образования через выстраивание индивидуальных траекторий обучения;
  • наличие независимой системы оценивания качества образования;
  • адекватная заработная плата учителей и др.

Остановимся на нескольких приоритетах, определенных по итогам образовательной практики администрации и педагогического коллектива МБОУ лицей № 11 г. Челябинска (далее – лицей).

Во-первых, это эффективная образовательно-технологическая инфраструктура, составляющими которой являются:

  • предметные кабинеты-студии (современная IT-структура, интерактивное оборудование, системы тестирования, мобильный Интернет);
  • лаборатории (инженерной технологии, радиотехники и электроники, робототехники, физики и возобновляемых источников энергии, химии, биологии, экологии);
  • компьютерные классы (центры дистанционного обучения, медиацентр с открытым доступом к книжным изданиям и электронным образовательным ресурсам, модульной мебелью).

Главными качествами образовательно-технологической инфраструктуры являются следующие: безопасность для обучающихся, соответствие существующим нормам и санитарно-эпидемиологическим требованиям; многофункциональность, возможность использования помещений ОО (рекреаций, вестибюлей, студий, медиацентров и т. д.) для различных целей, а именно для проведения занятий, семинаров, презентаций, собраний; трансформируемость, наличие оборудования для трансформации учебного пространства (передвижные экраны, стены, мониторы, рабочие места).

Модульная мебель состоит из составных частей, которые возможно собрать в «диалоговый» круг или поставить отдельными индивидуальными партами. Ее можно переносить в различные помещения при необходимости организации диалогового проектного пространства.

Открытый доступ в Интернет – это оснащенные компьютерным оборудованием классы с Wi-Fi для реализации различных направлений образовательного процесса:

  • дистанционного обучения (разработки сайтов учителей, на которых размещены задания для обучающихся, программ дистанционных курсов, блогов и т. п.);
  • участия в дистанционных олимпиадах по различным предметам;
  • повышения компетентности обучающихся в работе с информационными источниками и редактирования различных документов в Интернете.

В дистанционном режиме педагоги и учащиеся используют собственные интернет-ресурсы, например, сайт «Проба пера»1, созданный учащимися в рамках деятельности пресс-центра лицея. В процессе преподавания информатики и английского языка учителя активно пользуются блогами, сетевыми серверами для реализации программ элективных курсов. Группы и сообщества в социальных сетях используются педагогами для обучения учащихся по программам элективных курсов «Основы рекламного дела», дополнительных образовательных услуг («Прикладная лингвистика», «Испанский язык»). Кабинеты-студии c выходом в Интернет позволяют организовать работу как в индивидуальном, индивидуально-групповом режиме, так и во фронтальном. Кабинет-студия представляет комфортное диалоговое пространство для выполнения обучающимися проектных и исследовательских работ, знакомства с виртуальными лабораторными экспериментами и т. п., оснащенное компьютерным оборудованием, зоной отдыха и др. Благодаря варьированию индивидуальных, групповых и фронтальных занятий, урочных и внеурочных занятий в лицее развивается интегрированная класс-среда, которая дает администрации и педагогическому коллективу возможность реализовывать тьюторский стиль преподавания, проводить занятия в больших группах, разделяя их на малые для индивидуальной работы.

Эффективная организация образовательного процесса: организация мероприятий

С целью формирования эффективной образовательно-профессиональной среды были проведены мероприятия, направленные на изменение содержания образовательного процесса:

1. Реализованы индивидуальные образовательные кластеры, траектории и программы, которые включают профильное обучение, т. е. систему элективных курсов, реализацию научно-исследовательского проекта под руководством научного руководителя, семинары, занятия в школе олимпиадников для подготовки к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников, прохождение образовательной (учебной) практики, например, участие в конференции, стендовом докладе, выездной школе, дистанционных курсах и т. д. С целью индивидуализации обучения реализована технология Дальтон-плана через формирование самостоятельности мышления учащихся (подготовка к олимпиадам, разработка исследовательской работы). Обучающимся предоставляется свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получает от учителя-тьютора указание, как ему лучше спланировать свою работу по определенному заданию, а затем работает самостоятельно. Особое внимание уделяется учету работы учащихся при помощи системы учетных карточек. На занятиях по Дальтон-плану в основном активизируются продуктивные виды деятельности на базе частично-поисковых, поисковых, исследовательских упражнений, а также творческие работы.

2. Функционирует вариативная и многообразная система дополнительного образования. Ежегодно программа дополнительного образования лицея представлена более чем 30 кружками и секциями, обеспеченными лицензированными образовательными программами, среди которых:

  • решение нестандартных задач;
  • теория решения изобретательских задач (ТРИЗ для школьников);
  • научный эксперимент;
  • робототехника;
  • творческое программирование;
  • второй иностранный язык;
  • прикладная лингвистика;
  • современное языкознание;
  • студии декоративно-прикладного искусства;
  • вокальная студия;
  • танцевальная студия и танцевально-спортивный клуб;
  • спортивные секции и др.

3. Поддерживается климат высоких ожиданий: педагогический коллектив лицея верит и демонстрирует, что все обучающиеся могут овладеть программами. В данном случае важно различать уровни требований и ожиданий. Требования – это стандарты, а ожидания – внутренняя система убеждения взрослых в том, что можно научить всех обучающихся.

Эффективная организация образовательного процесса: научно-образовательная практика

Интенсивная научно-образовательная практика – это непрерывная образовательная траектория, выстроенная с целью развития академических и исследовательских способностей перспективного обучающегося, его включения в деятельностный, учебно-исследовательский режимы обучения. Интенсивная образовательная практика позволяет организовать дополнительное образование по учебным предметам и внеурочной деятельности с целью интенсивной углубленной подготовки учащихся и социализации научно-исследовательского и поликультурного типов. Развитие системы научно-образовательных практик в лицее направлено на организацию исследовательской деятельности обучающихся, включение в научно-образовательные программы различных уровней, интенсивные сессии и учебно-тренировочные сборы в рамках специальных семинаров, публичных лекций, школ олимпиадной подготовки муниципального, регионального уровней.

Одним из примеров организации научно-образавательной практики является деятельность в рамках сотрудничества с ГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» (далее – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Лицей – это координационным центр всероссийской научно-образовательной программы «Шаг в будущее» и площадка проведения Федерального окружного соревнования Уральского федерального округа Российской Федерации (далее – УрФО РФ). Лицей входит в число организаторов всероссийской программы, что значительно обогащает событийное пространство ОО. Соревнованию предшествует заочный этап, в рамках которого обучающиеся 8-11-х классов ОО субъектов УрФО РФ представляют в соответствии с требованиями исследовательские работы (творческие проекты). Для конкурсного отбора принимаются научные, исследовательские, прикладные и творческие работы (проекты) по направлениям:

  • техника и инженерные области знаний (транспортные машины и роботы, аэрокосмонавтика, радио-оптические и электронные системы, нанотехнологии, энергетика, машиностроительные технологии, биоинженерия, экология техносферы);
  • естественные науки (химия и химические технологии, биология, медицина, валеология);
  • медико-биологические науки;
  • математика и информационные технологии (математика, информатика и системы управления, информационно-кибернетические системы и технологии, информационная безопасность);
  • социально-гуманитарные и экономические науки (литературоведение, языкознание, история, историческое краеведение, этнология, социология, инженерный бизнес и менеджмент).

Представители экспертного совета (профессорско-преподавательский состав) провели для участников соревнования научные семинары и консультации по темам «Современные тенденции развития энергетики», «Процессы преобразования энергии», «Актуальные вопросы обществознания».

Сотрудничество с различными вузами позволяет выстроить систему образовательных проектов, участниками которых становятся обучающиеся лицея. С каждым из вузов связан конкретный образовательный проект. Определены тьюторы – педагоги, сопровождающие деятельность учащихся по данным направлениям. Руководители структурных подразделений составляют списки слушателей:

  • дистанционных курсов Всероссийской заочной многопредметной школы при ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»;
  • интернет-школы информатики и программирования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»;
  • заочной школы при ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» (далее – МФТИ);
  • летней многопредметной школы ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”».

Следует различать участие в программе довузовской подготовки как одну из сторон реализации образовательного проекта и как организацию образовательного события. В организованном событии участвуют не только молодые исследователи, но и юные журналисты, актив старшеклассников, родители, педагоги в качестве руководителей работ и экспертов. В таком формате лицей в течение 6 лет сотрудничает с МФТИ и является региональной площадкой международной научно-практической конференции «Старт в науку».

Кроме научно-образовательных проектов, лицей активно включается в традиционные для лицеистов образовательные практики – математические и физические турниры («Кубок Урала» для учащихся 6-7-х классов; открытая физико-математическая школа (г. Киров)). В перспективе – участие в Международном математическом турнире старшеклассников «Кубок памяти А.Н. Колмогорова»; во Всероссийском турнире математических боев им. А.П. Савина; в Уральском турнире юных математиков и др.

Формирование образовательной среды школы через стажировку учащихся в профильных лагерях

Еще одна разновидность учебных практик – стажировки в профильных лагерях: физический лагерь «Рысь» (г. Челябинск); смены научного общества «Курчатовец» (г. Челябинск); летняя многопрофильная школа (г. Киров); Летняя школа специализированного учебно-научного центра ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»; летняя школа «Комбинаторная математика и теория алгоритмов» (Костромская обл.) и др.

Помимо образовательных проектов, реализуемых совместно с вузами как социальными партнерами лицея, одним из главных факторов создания специальных сред выступает социальная практика в школе. Функция данного вида организации образовательного процесса – ориентирующая. Предусмотрена возможность самостоятельных проб – действий, имеющих реальный социальный эффект. Особое место в открытой образовательной среде занимают проектные формы и методы образования:

  • социальные проекты – осуществляются на основе волонтерства (акции «Подари книгу детскому саду!», «Книжная полка в больнице», помощь гематологическому центру);
  • социально-образовательные проекты – выход на собственное действие через включение в реальный социальный контекст (акция «Потеряшка», «Спасем тигренка Жорика!»);
  • социально-трудовая практика – в основе лежит формирование определенного трудового навыка в сфере какой-либо профессии (работа в библиотеке им. А.С. Пушкина с целью освоения профессии библиотекаря).

Опыт социальных практик широко внедрен в деятельность социально-экономического факультета лицея: организованы тематические выезды старшеклассников с реконструкцией исторических событий, играми на взаимодействие и т. д.

В 2014 г. в лицее реализуется новый сетевой социальный проект «Искать нельзя забыть». Организаторы проекта – Челябинская региональная общественная организация «Поисковый отряд “Ориентир”» и лицей. Проект направлен на взаимодействие с различными социальными институтами с целью подготовки поисковиков: Государственным архивом Челябинской обл., центром независимой судебно-медицинской экспертизы, учебно-методическим центром «Медицина катастроф», «Поисково-спасательной службой Челябинской области», ГУ МВД России по Челябинской обл., Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск), Челябинской областной ассоциацией учителей истории и обществознания, Советом ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов г. Челябинска и др.

Цель проекта «Искать нельзя забыть» – обеспечить теоретическую и практическую подготовку участников поисковых отрядов; воспитать осознанное отношение к этому виду деятельности; потребность к изучению истории своего Отечества; способствовать формированию гражданской, активной жизненной позиции. Данный проект – совместный, партнер (Челябинская региональная общественная организация «Поисковый отряд “Ориентир”») имеет длительный опыт поисковой работы. Члены организации участвовали в полевых поисковых экспедициях на территории западной части РФ. Два члена организации осуществляют работы, связанные с архивным обеспечением поисковых мероприятий, установлением личности обнаруженных военнослужащих, розыском их родственников. Они же взаимодействуют с органами государственной власти, местного самоуправления, средствами массовой информации. Механизмы реализации проекта:

  • разработка нормативно-правового и организационно-методического обеспечения деятельности центра по подготовке поисковиков (паспорт проекта, образовательная программа, стратегия взаимовыгодного сотрудничества ОО и социальных партнеров). Проект согласован с Управлением по делам образования г. Челябинска, проведена презентация проекта с представителями ОО и организационная встреча с участниками проекта. Информация о проекте размещена на сайте лицея, представлена в средствах массовой информации региона;
  • апробация образовательной программы;
  • привлечение специалистов;
  • составление расписания занятий.

Результатом работы лицея является формирование у обучающихся таких компетенций, как умение анализировать, моделировать и прогнозировать свою деятельность, выбирать главное, формулировать цель деятельности, ориентироваться в информационном пространстве, и таких качеств, как самостоятельность, способность к творчеству, исследованию, социальному взаимодействию, гражданственность, патриотизм, толерантность, потребность в самовоспитании, самообучении. В 2013 г. проект был отмечен национальной премией «Гражданская инициатива» в номинации «Память» (г. Москва).

Таким образом, чем больше образовательных событий, шире спектр научных, социальных, образовательных практик, тем многообразнее и эффективнее образовательно-профессиональная среда.

Эффективная организация образовательного процесса и служба педагогической навигации

Еще одним направлением работы лицея, способствующим развитию образовательно-профессиональной среды, является организация службы педагогической навигации. Работа с педагогами, развитие профессиональных качеств и личностный рост – важнейшие составляющие повышения качества образовательного процесса. Работа с педагогами опирается на следующие позиции:

  • системность и структурность форм профессиональных объединений педагогов (методические объединения педагогов-предметников, научно-методический совет, службы организации образовательного процесса и службы сопровождения образовательного процесса – педагогическая лаборатория, психологическая служба, временные творческие коллективы, решающие актуальную задачу, например, написание основной образовательной программы, и др.);
  • договорная система приема, предполагающая возможность не только бюджетного, но и внебюджетного финансирования, на условиях в т. ч. и договоров подряда, за консультирование и публичные лекции ведущих ученых региона, а также привлечение специалистов вузов;
  • внедрение эффективной системы критериев качества педагогической деятельности;
  • индивидуальное сопровождение профессиональной траектории педагогов;
  • педагогический консалтинг как консультирование педагогов в ОО (педагогическая лаборатория); вместе с тем и сам педагог, являясь экспертом, осуществляет консалтинг, поскольку лицей работает в режиме стажировочной площадки и ресурсного центра, а также обладает собственным кадровым научным потенциалом;
  • персонифицированные программы развития профессиональных компетенций, на основании которых педагоги планируют и организуют учебно педагогическую деятельность, включая организационную, методическую, научно-методическую деятельность, публикации и выступления в рамках зоны актуального развития ОО и саморазвития;
  • вовлечение педагогов в активную (задаваемую ОО) научно-исследовательскую деятельность;
  • организация и проведение научно-практических конференций, стажировок и др.

Педагогический консалтинг – консультативное структурирование, связанное с образовательной поддержкой развивающих процессов обучения, а также деятельность, позволяющая дать независимую экспертную оценку эффективности использования обучающих технологий. Тренинг консалтинговой структуры в образовании повышает коммуникативную активность и выявляет методы актуализации творческой активности педагогов ОО, формы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Лицей не является стажерской площадкой ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», но только в 2013 г. в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. были проведены стажировки для педагогов РФ, педагогов Ханты-Мансийского автономного округа и др. При проведении стажировок используются очные и заочные формы взаимодействия.

Эффективная организация образовательного процесса и система ее мониторинга

Любая поставленная цель (в данном случае по созданию эффективной образовательно-профессиональной среды) должна быть измеримой. Так, одним из приоритетов национальной образовательной политики является создание общероссийской системы оценки качества образования, включающей внешние и внутренние объективные формы оценки.

Система оценки качества регламентирована федеральным государственным образовательным стандартом. Кроме того, в субъектах РФ создаются концепции региональной системы оценки качества, которая является нормативным документом, регламентирующим критерии оценки качества на уровне региональных, муниципальных и локальных систем.

Эффективная ОО обязана иметь внутреннюю автономную систему оценки качества, включающую мониторинг:

  • условий образования, в т. ч. развития профессиональной компетентности учителя;
  • качества процессов и содержания реализуемого образования (образовательные программы по учебным предметам, учебно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение; педагогические и информационные технологии);
  • качества результатов – индивидуальных достижений обучающихся.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной ОО, деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистем. В настоящее время в лицее совершенствуется система мониторинга качества, разработано новое Положение о мониторинге качества образования. Лицей проводит мониторинг силами своих специалистов, которые объединены в группы:

1. Аналитическая группа (директор, его заместители, руководители структурных подразделений):

  • внедряет внутришкольный мониторинг качества образования, включая мониторинг условий, процесса (содержания), результатов;
  • устанавливает и утверждает регламент, периодичность проведения мониторинговых исследований;
  • определяет направления дальнейшего развития.

2. Творческая группа (педагоги – составители текстов контрольных, диагностических работ, тестов по предметам):

  • проводит мониторинговые исследования результатов образования;
  • анализирует результаты мониторинга и ведет учет результатов;
  • вырабатывает рекомендации по решению проблем организации образовательного процесса.

3. Статистическая группа (учителя, классные руководители):

  • контролирует всеобуч каждого обучающегося;
  • своевременно доводит итоги успеваемости до сведения родителей;
  • анализирует динамику развития личности каждого обучающегося;
  • определяет и анализирует уровень учебных достижений обучающихся по предметам по результатам тестирования, контрольных срезов;
  • намечает пути повышения степени обученности учащихся;
  • своевременно предоставляет информацию в творческую и аналитическую группы.

Все вышесказанное характеризует приоритеты управления эффективной образовательно-профессиональной средой лицея.

Внутришкольный мониторинг качества образования – это система сбора, обработки данных по показателям и индикаторам,хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности лицея, в т. ч. в рамках лицензирования, государственной аккредитации, контроля и надзора.

Внутришкольные показатели и индикаторы мониторинга качества образования – это комплекс показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования.

Педагогическая лаборатория – структурное подразделение лицея, созданное в целях организации инновационной, экспериментальной, научноисследовательской деятельности, разработки стратегии развития ОО, ее миссии, целей и задач. Направления деятельности:

1. Организационно-управленческая деятельность по созданию условий для формирования личности лицеиста, осуществления экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, научного и методического обеспечения педагогического процесса.

2. Научно-исследовательская деятельность по проектированию, моделированию образовательного процесса в инновационном режиме.

3. Информационно-аналитическая деятельность, предполагающая анализ научно-исследовательской деятельности участников образовательного процесса, развитие участников образовательного процесса, планирование и прогнозирование результатов деятельности.

4. Создание банка педагогических идей, картотеки передового опыта, разработка авторских программ, учебных пособий, рекомендаций.

5. Издательская деятельность по печатному оформлению и присвоению авторского права на методические разработки, сборники научных статей, трудов, рецензирование публикаций в научно-методические журналы.

6. Организация и координация научно-исследовательской деятельности учащихся через структурные подразделения (службы организации образовательного процесса).

7. Навигация исследовательской, научно-методической, методической деятельности учителя и организация системы непрерывного развития компетентности педагогов.

8. Деятельность, обеспечивающая эффективность кадровой политики, направленная на повышение квалификации педагогических работников.

9. Обеспечение нормативно-правовой регламентации научно-исследовательского эксперимента и инновационной образовательной деятельности в локальном образовательном пространстве.

  • Руководителем педагогической лаборатории является заместитель директора по научно-методической работе, который назначается директором ОО. Органом самоуправления педагогической лаборатории является трудовой коллектив, включающий:
  • специалистов, обеспечивающих информационно-аналитическую деятельность;
  • специалиста, обеспечивающего методическую работу и повышение квалификации педагогических кадров;
  • лаборанта, обеспечивающего документооборот.

Структура педагогической лаборатории:

  • экспертный авторский совет, включающий директора лицея, заместителя директора по научно-методической работе, научного консультанта. Расширенный совет представлен составом экспертного авторского совета и внешним ученым советом;
  • школа молодого исследователя, представленная соискателями степени кандидата наук, работающими в лицее;
  • временный научно-исследовательский коллектив, определяемый на основании приказа директора лицея;
  • тематические объединения (творческие группы), в составе которых работают педагоги на основе профессионального интереса, где осуществляется разработка и обобщение педагогического опыта, изучение новых педагогических технологий и др.

Итак, модель современной эффективной ОО, на наш взгляд, предполагает создание описанного выше комплекса условий, создание гуманистически ориентированной образовательно-профессиональной среды для главного – роста познавательного, исследовательского, интеллектуального и, в целом, творческого потенциалов личности, осознания социокультурной идентичности, принятия ценностных установок на созидание. Ключевыми результатами работы такой ОО являются способности выпускника действовать творчески, самостоятельно, ответственно, гражданственно при постановке и решении как учебных, так и практических, исследовательских, инновационных задач с целью социализации научно-исследовательского и поликультурного типов, разворачиваемых в контексте учебной и внеучебной деятельности, содержащей исследовательские практики социальной и профессиональной направленности и создающих возможности для соединения психических устремлений личности с реальной жизнью.

Последствия образовательных реформ, миссия ОО в современном обществе – формирование гражданина и творца – с разумными потребностями, позитивными ценностями, направленными на максимальную самоотдачу во благо общества.

________________________

1Подробнее см.: www.proba.l-11.ru. – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль