Проведение педагогических советов в школе в форме творческого отчета

561

В современной отечественной системе образования ключевой характеристикой качества становятся требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее — ФГОС) к результатам освоения основных образовательных программ. Концепция ФГОС ориентирует педагогов на достижение новых образовательных результатов — формирование системы универсальных учебных действий (далее — УУД).

В ходе курсов повышения квалификации администрации и педагогам образовательных организаций (далее — ОО) Тульской области было предложено принять участие в анкетировании по проблеме «Затруднения педагогов в организации качественного образовательного процесса». У 92% опрошенных выявлены проблемы по активизации познавательной деятельности обучающихся на учебных занятиях. При этом после оглашения результатов анкетирования учителям было предложено провести анализ причин этих затруднений. Все участники анкетирования сошлись на том, что «хорошо учится тот, кто хочет научиться».

Если смотреть глубже, проблемы начинаются даже не на этапе активизации обучения, а на первичном этапе мотивации обучающихся к качественному овладению УУД. Причин отсутствия осознанной мотивации достаточно много. Учителя и педагоги-психологи повсеместно отмечают обострение «мотивационного кризиса», который связан с невозможностью продуктивного усвоения обучающимися постоянно возрастающего объема информации и несформированностью у них умения отсеивать излишние или заведомо ложные сведения. В мотивации нуждаются не только ученики, но и учителя. Поэтому самым важным в организации педагогического совета в форме творческого отчета нам видится подготовительный этап. Работа над открытыми уроками для представления на педагогическом совете должна вестись в творческих группах. Каждая группа выдвигает одного представителя для проведения урока и последующего самоанализа своей деятельности. Работа становится более продуктивной, если в каждой творческой группе, сформировавшейся в ходе двух предыдущих педагогических советов@1, появляется лидер, способный увлечь единомышленников и настроить на коллективный творческий поиск. К сожалению, такие лидеры проявляют себя не всегда. Тогда именно заместителю директора по УВР приходится брать на себя руководящую и направляющую функции.

Подготовка и проведение педагогических советов в школе в форме творческого отчета

На этапе подготовки педагогического совета в форме творческого отчета заместителю директора необходимо провести установочные совещания для каждой из творческих групп. Традиционно основным видом взаимодействия на подобного рода мероприятиях становится открытая дискуссия. Любая интерактивная дискуссия нуждается в обязательной рефлексии. Поэтому прежде чем объявлять о совещании, заместителю директора по УВР следует проработать сценарий его проведения. Например, структуру совещания можно выстроить следующим образом: I этап (15 мин) — дискуссия; II этап (15 мин) — рефлексия; III этап (5 мин) — подведение итогов.

Для начала дискуссии участникам совещания раздаются шаблоны бортового журнала (табл. 1). Их следует заполнить своими предложениями по организации и проведению открытого урока.

Таблица 1

Шаблон бортового журнала открытого урока

Ключевые понятия

Предложения (схемы, рисунки, примеры)

Тип урока

Технология проведения урока

Приемы и методы

Анализ

Самоанализ

Рефлексию предлагаем провести с помощью приема «Рекламный проспект». Участники обсуждения должны не просто обозначить все свои предложения, но и представить их в форме рекламного проспекта со слоганами, броскими визуальными образами и т. п. Разработка рекламных проспектов — это форма творческой коллективной работы, развивающая компетентности педагогов в области научного творчества, информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) и межличностного взаимодействия.

В ходе предыдущих педагогических советов команды уже презентовали и технологическую карту урока, и электронный образовательный ресурс (далее — ЭОР) для проведения урока@2. Но тогда было серьезное ограничение по времени на их разработку, к тому же создать сразу идеальный конспект урока непросто, может появиться потребность внести корректировки. Именно для того, чтобы побудить педагогов к проявлению творчества и поиску неординарных подходов, заместитель директора по УВР собирает их вместе. Совещания такого рода ни в коем случае нельзя затягивать. Заместитель директора по УВР обязан жестко следить за регламентом, приучая учителей быть краткими, лаконичными и использовать максимально конкретную аргументацию для отстаивания своей точки зрения перед коллегами. Если же командам будет недостаточно отведенного им времени, чтобы подготовить текст проекта в форме рекламного проспекта, они всегда смогут встретиться самостоятельно, что также является положительным мотивирующим фактором при подготовке открытого урока.

Примерно через три дня заместителю директора по УВР надлежит проверить, как проходит подготовка к педагогическому совету в форме творческого отчета, и подвести итоги подготовки. Поэтому он снова собирает коллег на совещание, но на этот раз не по группам, а всех сразу, чтобы коллективно заслушать отчеты всех команд. Главное условие — выступление делегированного командой представителя не должно длиться дольше 5 мин. За это время следует не просто отчитаться о результатах, но и обозначить проблемные зоны, если таковые имеются. Затем заместитель директора по УВР должен объявить, что больше общих совещаний не будет, только индивидуальные консультации (при необходимости).

В ходе подготовительного этапа заместитель директора формирует группу экспертов (не более 5 чел.), в которую обязательно должны войти по одному представителю каждой команды. С экспертами необходимо провести отдельную работу. В первую очередь следует совместно определить, как будет проводиться анализ открытых уроков. Продуктивно использовать сразу несколько видов анализа.

Комплексный анализ может иметь несколько направлений:

  • анализ решаемых учителем задач;
  • анализ воспитательного влияния урока;
  • анализ педагогических возможностей учителя;
  • анализ деятельности учащихся на уроке;
  • анализ реализации системно-деятельностного подхода и др.

Т. к. в соответствии с ФГОС главной целью обучения является достижение образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), то предлагаем выстраивать комплексный анализ урока в соответствии с первым направлением «Анализ решаемых учителем задач».

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» утвержден профессиональный стандарт педагога (далее — Профстандарт педагога). Он начинает действовать с 1 января 2015 г. и применяется работодателями при формировании кадровой политики в управлении персоналом ОО, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Поэтому заместителю директора по УВР целесообразно провести анализ деятельности учителя на уроке в соответствии с отдельными требованиями Профстандарта педагога (приложение).

Проведение педагогических советов в школе в форме творческого отчета: регламент 

После того как подготовительный этап завершен, заместитель директора по УВР доводит до коллектива регламент проведения педагогического совета, а также критерии, по которым будет организован анализ деятельности педагогов. В обозначенный для проведения педагогического совета день составляется специальное расписание, чтобы один открытый урок не совпадал с другим. Это целесообразно по ряду причин:

  • Позволяет подготовить постоянную внутришкольную команду экспертов.
  • Заместитель директора сможет увидеть все открытые уроки и сделать выводы о соответствии педагогов требованиям Профстандарта педагога.
  • Упростить организацию видеосъемки каждого из уроков.
  • Внести минимальные коррективы в повседневный образовательный процесс.

Организуя проведение серии открытых уроков, следует помнить о гигиенических рекомендациях к расписанию уроков (приложение 3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»)), согласно которым:

  • распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду;
  • на эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности;
  • изложение нового материала следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Кроме этого, все уроки должны проводиться в разных классах. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся не может быть достигнуто при условии проведения более трех открытых уроков в один день. Далее следует выделить время экспертной группе для обсуждения результатов, анализа урока и предварительного подведения итогов. Сам педагогический совет проводится после окончания уроков, на нем транслируются видеофрагменты уроков и каждый из учителей представляет свой творческий отчет в форме самоанализа. Не стоит ограничивать педагогов в выборе схемы самоанализа. В ходе предыдущих педагогических советов заместителем директора по УВР уже были освещены различные подходы к нему. Пусть каждый сделает выбор самостоятельно, пояснив причины и целесообразность выбора схемы самоанализа урока. После каждого творческого отчета сначала предоставляется слово однокомандникам выступающего, которые принимали деятельное участие в его подготовке к открытому уроку, и только после них слово берут эксперты.

Приложение

Анализ педагогической деятельности учителя в контексте требований Профстандарта педагога

Трудовые действия, знания и умения

Не владеет

Испытывает

затруднения

Владеет

свободно

1

2

3

4

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Знание преподаваемого предмета в пределах требований ФГОС и основной образовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

Знание рабочей программы и методики обучения по предмету

Знание основ методики преподавания, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий

Владение формами и методами обучения, в т. ч. выходящими за рамки урока (учебного занятия): проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т. п.

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с их реальными возможностями

Формирование УУД

Формирование навыков, связанных с ИКТ

Формирование мотивации к обучению

Разработка, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности учащегося, в т. ч. учебной, игровой, художественной и т. д.

Выявление ценностного аспекта учебного знания и информации, которая обеспечивает его понимание и переживание обучающимися

Реализация современных, в т. ч. интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использование их на занятии

Управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в образовательный процесс, мотивации их к учебно-познавательной деятельности

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Оценивание формируемых в преподаваемом предмете предметных и метапредметных компетенций

Использование в практике своей работы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Оказание адресной помощи обучающимся

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования»

Разработка рабочей программы по учебной дисциплине, профессиональному модулю и обеспечение ее выполнения

Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира

Знание программы и учебников по преподаваемому предмету

Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития

Планирование специализированного образовательного процесса для группы и (или) отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и (или) особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования

Разработка и реализация проблемного обучения, осуществление связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждение с обучающимися актуальных событий современности

Знание теории и методов управления образовательными системами, методики учебной и воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средств обучения и их дидактических возможностей

Знание методов и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения

Знание современных педагогических технологий реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Применение современных образовательных технологий, включая ИКТ, а также цифровых образовательных ресурсов

Использование современных способов оценивания в условиях ИКТ (ведение электронных форм документации, в т. ч. электронного журнала и дневников обучающихся)

Организация самостоятельной деятельности обучающихся, в т. ч. исследовательской

Владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием

Владение методами убеждения, аргументации своей позиции

_________________________________

1Подробнее о проведении педагогического совета как интенсифицированного или в форме мастер-класса читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2014. № 8. С. 76, № 9. С. 91. — Примеч. авт.

2Патрикова Т.С. Педагогический совет — мастер-класс «Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде» // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 9. С. 91. — Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль