Проведение итогового сочинения в выпускных классах

53

29 июля 2014 г. в Минобрнауки России состоялось второе заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах и обеспечения учета его результатов наряду с результатами ЕГЭ при приеме в вузы (в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013). К 1 сентября 2014 г. опубликованы основные направления, на основе которых будут формироваться списки тем сочинений для каждого субъекта РФ.

О проведении экзамена в форме сочинения нам рассказала Людмила Васильевна Дудова, член Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах при Минобрнауки России, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», канд. филолог. наук, доцент, зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования».

Людмила Васильевна, расскажите, пожалуйста, о цели введения экзамена в форме сочинения для выпускников общеобразовательных организаций в 2014/15 уч. г.?

Прежде всего, хотелось бы отметить, что написание сочинения не является абсолютно новой и неожиданной формой проведения экзамена, т. к. оно было обязательной частью государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) учащихся в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ).

Сочинение включалось в контрольно-измерительные материалы как часть с развернутым ответом не только по русскому языку и литературе, но и по истории, обществознанию. В ЕГЭ по русскому языку присутствовало (и сохраняется в настоящее время) сочинение, которое выполняется по предложенному тексту, а на экзамене по литературе выпускники пишут сочинение в жанре ответа на проблемный вопрос. При подготовке письменного текста по этим предметам сохраняются все требования, которые обязательно надо выполнять при создании развернутого высказывания в форме сочинения. Учащимся необходимо сформулировать проблему, привести аргументацию, высказать свою точку зрения и обозначить позицию автора. Все это требуется при написании любого сочинения. В некоторых регионах России сочинение использовалось как форма промежуточной аттестации1.

Кафедрой филологического образования ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования» пять лет назад разрабатывались методические рекомендации и темы для учащихся 10-х классов общеобразовательных организаций (далее - ОО) г. Москвы с целью проведения промежуточной аттестации в форме сочинения. Уже не первый год сочинение пишут учащиеся 10-х классов в г. Санкт- Петербурге. Обозначены требования к развитию письменной речи в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта и в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, который в настоящий момент вводится в ОО.

Одним словом, для начала нашего разговора скажем, что сочинение является достаточно привычной формой работы на экзамене не только по русскому языку, но и по обществознанию, истории, поэтому речь идет о расширении жанрового репертуара сочинения как одной из форм письменной речи учащихся. Усиление внимания именно к развитию письменной речи выпускников является одной из причин введения дополнительного вида выпускного испытания.

Верно ли я понимаю, что это не единственная цель? Какие еще образовательные цели достигаются при введении сочинения как формы экзамена?

Формирование письменной речи - это очень сложная методическая задача, поскольку, когда мы говорим о речи, мы говорим об уровне и качестве мышления, формах его выражения. В нашем случае - это письменное связное высказывание большого объема. Но для того, чтобы грамотно высказать свои суждения на листе бумаги, необходимо знать, что сказать и как это аргументировать в рамках той или иной проблемы. У выпускника еще не очень богат жизненный опыт, часть которого формируется на основе просмотренного и увиденного. Поэтому именно поощрение, мотивация учащихся к чтению и рассуждению по поводу прочитанного, совсем не обязательно только в рамках учебного предмета «Литература», - вторая цель введения сочинения как формы ГИА. Замечу, что речь идет именно о рассуждении на определенную тему на основе прочитанного, но совсем не о литературоведческом анализе художественного произведения. Это задача для экзаменационного испытания по литературе.

Работая над проблемой выпускного сочинения, члены Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах (в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013) (далее - Совет) говорили о том, что необходимо стимулировать желание учащихся читать, посещать театры, выставки, развивать мировоззрение, жизненную позицию, определять свое отношение к морально-этическим проблемам, рефлексировать на основе прочитанного и увиденного.

Полагаю, что цель сформировать личность думающую, конечно, довольно амбициозная, но ведь выпускать из ОО человека, умеющего размышлять только в рамках предметных знаний, тоже нельзя. Мы вступили в информационную цивилизацию, поэтому такие умения, как работа с информацией, размышление над произведениями, созданными с помощью различных знаковых систем (словесных, визуальных, аудиальных, совмещающих в себе все эти качества), сегодня необходимы каждому выпускнику. Если же пользоваться нашей профессиональной терминологией, то сочинение как форма ГИА - это один из наиболее органичных и апробированных вариантов проверки метапредметной коммуникативной компетенции в образовательной практике.

Людмила Васильевна, расскажите, пожалуйста, о процедуре проведения экзамена в форме сочинения.

Выпускное сочинение является обязательной формой ГИА, т. е. его будут писать все выпускники 11-х классов. Поэтому на начальном этапе внедрения экзамена в форме сочинения Совет постарался создать максимально комфортные условия для одиннадцатиклассников, чтобы не усиливать волнение учащихся и их родителей (законных представителей). Сочинение будут писать ученики в тех ОО, где они обучаются, проверять их будут те учителя, которые преподают им предметы, поэтому никаких беспокойств быть не должно.

Существуют ли требования ограничить присутствие учителей, преподающих гуманитарные предметы, в аудиториях во время написания сочинения?

Никаких ограничений, связанных с тем, какие педагоги работают организаторами в аудиториях во время написания сочинения, не существует. В качестве организаторов могут выступать любые учителя, в т. ч. преподающие русский язык и литературу. Достаточно интересно в связи с этим может быть построена работа комиссии по проверке сочинений.

Поясните, пожалуйста, какие изменения вводятся в работу комиссии, проверяющей сочинения?

В состав комиссии по проверке сочинений могут входить не только учителя русского языка и литературы. Выпускное сочинение - это экзамен, направленный на выявление уровня развития метапредметной коммуникативной компетенции. Фактически это проверка умения письменно размышлять на заданную тему. Поэтому готовить учащегося к этому сочинению должны все учителя: истории, обществознания, географии, иностранных языков.

К сожалению, в настоящее время существует проблема формирования коммуникативной компетенции как метапредметной. Безусловно, учителя русского языка и литературы занимаются ее формированием, т. к. каждому выпускнику необходима грамотная речь. Но если, например, выпускник собирается получать юридическое образование, то он должен уметь работать с юридическим текстом. А юридический текст отличается от литературного произведения и не предусматривает анализ художественного текста. Следовательно, выпускнику, поступающему в вуз, связанный с юриспруденцией, необходима специальная подготовка - он должен уметь рассуждать на темы, раскрывающие проблемы реализации прав человека, исполнения долга гражданина и т. п. Поэтому в комиссии, которая будет заниматься проверкой сочинений, могут работать учителя, преподающие не только гуманитарные предметы.

Важно отметить еще одно новшество: в состав комиссии по проверке сочинений необходимо включать (по возможности) деятелей культуры и науки, которые также будут принимать участие в оценке сочинений. Т. е. комиссия формируется не только из учителей, но и из представителей общественности, деятелей культуры и литературы.

Каким образом будет осуществляться формирование тем сочинений? Не получится ли так, что мы вновь вернемся к сборникам «золотых» или «150 лучших» сочинений?

Этот вопрос очень сильно волновал Совет. Конечно, все возможно. Но очень хочется думать, что нам все-таки удастся избежать повторения прежнего негативного опыта. Откуда возникает желание воспользоваться чужими мыслями и готовыми текстами? От неумения высказаться по определенной теме, от ощущения неизвестности: на какую тему мне нужно будет писать сочинение? Поэтому, абсолютно не исключая факта широкого обращения к разным источникам, в т. ч. к сети Интернет, Совет пошел по пути открытия основных направлений, в рамках которых будут позже сформированы темы сочинений для каждого региона нашей страны. Эти направления опубликованы на официальном сайте Минобрнауки России2:

  1. «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).
  2. «Вопросы, заданные человечеству войной».
  3. «Человек и природа в отечественной и мировой литературе».
  4. «Спор поколений: вместе и врозь».
  5. «Чем люди живы?».

Мы видим, что два направления связаны с изучением произведений в рамках образовательной программы по предмету «Литература». Остальные три - это направления, предполагающие обращение к художественным произведениям, которые учащиеся прочитали самостоятельно, хотя написание сочинения в контексте этих трех направлений не запрещает выпускникам выбирать литературные произведения из образовательной программы.

Поэтому хотелось бы обратить внимание администрации ОО на необходимость активно внедрять план подготовки учащихся 11-х классов к сочинению в образовательный процесс.

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (далее - ФИПИ) будут разработаны методические рекомендации для учителей по организации подготовки к итоговому сочинению в школе в соответствии с пятью направлениями. Так что никаких тайн!

Одиннадцатиклассникам нужно прочесть книги, активизировать свой культурный багаж и потренироваться с помощью учителя (или самому) в связном и развернутом письменном высказывании суждений по данным направлениям, не углубляясь в литературоведческий анализ.

Как будет оцениваться сочинение?

Учитывая, что в 2014/15 уч. г. осуществляется апробация новой формы ГИА, то сочинение будет оцениваться по системе «зачет - незачет». В декабре 2014 г. все выпускники России будут писать сочинение в один день. В случае получения отметки «незачет», выпускник имеет право пересдать экзамен до февраля 2015 г. Полагаю, справиться с сочинением при таких условиях сможет каждый учащийся.

Критерии оценивания тоже будут известны?

Да, критерии оценивания также разработает ФИПИ, и они будут размещены на его сайте. Среди них, пожалуй, главный - это опора на читательский багаж. Замечу, что этот критерий уже давно работает при проведении ЕГЭ по русскому языку и существенно повышает баллы за сочинение. Так что здесь тоже используется предыдущий опыт оценивания.

Исходя из требований реализации метапредметности и условий формирования состава комиссии по проверке сочинений, можно сделать вывод о том, что учащемуся нет необходимости демонстрировать в содержании сочинения знания по литературоведению?

Абсолютно верно, учащийся не обязан демонстрировать знания по литературоведению. Они могут понадобиться ему при написании тем, связанных с анализом произведений из учебной программы по литературе. Безусловно, рассуждая о литературном произведении, обучающийся должен определить жанр произведения (например, повесть, роман...). Но в случае ошибки при определении жанровой природы текста отметка (до уровня «незачет») снижаться не будет. Мышление выпускника, уровень развития и качество его письменной речи - вот что является самым главным в оценивании.

Во время обсуждения процедуры введения сочинения члены Совета обращались к опыту дореволюционной русской школы и классического гимназического образования. Безусловно, объемы часов на преподавание предметов, понимание содержания образования были другими. В классические гимназии поступали учащиеся, ориентированные на получение гуманитарного образования. Но темы, которые предлагались для сочинений, не один раз цитировались на заседании Совета. Они не были связаны с проверкой литературоведческих знаний. Например, гимназисты писали сочинение на такие темы: «Размышление о времени», «Мой сад осенью» или «Что лучше: достижение цели или движение к цели?». Безусловно, мы не можем сказать, что готовы выйти на такой уровень, но двигаться в этом направлении необходимо.

Хотелось бы отметить, что в международной практике, например в образовательной практике Великобритании и Франции, написание эссе как сочинения в жанре свободного ассоциативного письма традиционно используют в системе образования (начиная со средних веков и до настоящего времени).

Может ли возникнуть ситуация, когда учащийся обращается к произведению, которое неизвестно экзаменационной комиссии?

Написание тем предполагает обращение к произведениям вне рамок программы, но и не запрещает обращаться к произведениям, изученным на уроках литературы. Если учащийся пишет сочинение по произведению, которое комиссии неизвестно, то это нормальная рабочая ситуация. Замечательно, что учащиеся имеют индивидуальный читательский опыт. Комиссия всегда проверяет, существует ли такое произведение, ищет текст этого произведения и знакомится с ним, например, в сети Интернет. Это всегда делается при проверке части С в рамках ЕГЭ по русскому языку. Члены комиссии четко понимают, что читательский опыт выпускников может не совпадать с их читательским опытом. Главное, чтобы у выпускника был читательский опыт, а также умение размышлять над прочитанным.

А важен ли объем высказывания? Например, при выполнении части «С» по русскому языку требуется 150 слов. Сколько слов нужно написать в сочинении?

Этот вопрос нас особенно волнует. Не секрет, что у учащихся есть проблемы с объемом написанного текста, но, согласитесь, что одиннадцатиклассник с крайне ограниченным словарным запасом не может продолжать обучение в вузе. Поэтому требование к объему - это, пожалуй, единственное «жесткое» требование - сочинение должно включать не менее 300-350 слов. Обучающимся и педагогам придется поработать не только над расширением словарного запаса, но и над его грамотным использованием, хотя орфография и пунктуация пока не оцениваются и отметка по русскому языку не выставляется. Отсутствуют требования к жанру сочинения и к форме представления письменного текста - это может быть проза, а кто-то может написать сочинение и в стихах. Замечу, что на конкурсах участники нередко представляют сочинения в поэтической форме.

Людмила Васильевна, каким образом будут учитываться результаты написания сочинения при поступлении в вуз?

Это самый привлекательный момент. При поступлении в вуз ученик может по собственному желанию, если вуз учитывает результаты выпускного сочинения, предъявить свою работу. Диапазон оценивания вузами итогов выполнения выпускного сочинения очень широк: от 1 до 10 баллов. Все сочинения в сканированном виде будут храниться в сети Интернет, и выпускник может, воспользовавшись своим личным кабинетом, предъявить работу, а вуз ее оценит. Поэтому высокий уровень написания сочинения - это цель любого выпускника.

Если отметки будут расходиться (приемная комиссия в вузе выставила за сочинение отметку «два», а комиссия в ОО - «зачтено»), то работа не пересматривается, отметка комиссии, которую учащийся получил в ОО, не аннулируется, но учащийся не получает дополнительные баллы к ЕГЭ.

Могут ли возникнуть какие-либо трудности у учащегося, который писал сочинение в одном регионе, а поступает в вуз в другом?

Нет, независимо от региона, где выполнялось сочинение, результаты будут учитываться (как и при процедуре учета результатов ЕГЭ).

Будут ли выполняться такие же требования к пункту приема экзаменов при написании сочинения, как и к пункту ЕГЭ?

Никаких специальных требований не предусмотрено. Все понимают, что осуществление системы видеонаблюдения за аудиторией в каждой ОО, не являющейся в настоящее время пунктом приема экзаменов, невозможно. В 2014/15 уч. г. выпускное сочинение в большей степени построено на доверии к выпускнику и педагогическому коллективу. Вопрос об установке контролирующего видеооборудования остается открытым.

Предусмотрено удаление учащегося из аудитории, где проводится написание сочинения, при использовании им различных видов связи. Также остро стоит вопрос о наличии на экзамене справочных пособий, например, словарей и текстов художественных произведений. Пользоваться текстами художественных произведений во время написания сочинения нельзя. Считается, что если учащийся качественно готовился к экзамену и работал с текстом, то он его достаточно хорошо знает. Это позволяет обеспечить равные условия всем выпускникам: и тем, кто использует в сочинении одно произведение для анализа, и тем, кто использует пять книг, и тем, у кого этого произведения в домашней библиотеке вообще нет. Отказ в использовании словарей объясняется тем, что при оценивании сочинения отметка за грамотность не выставляется.

Беседовала шеф-редактор журнала «Справочник заместителя директора школы»
Юлия Медведева

___________________________

1Письмо департамента образования г. Москвы от 15.01.2014 № 01-08-54/14 «О порядке организации и проведения промежуточной аттестации в 10-х классах в 2013/14 учебном году в форме сочинения»; распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 1002-р «Об утверждении Порядка проведения сочинений по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2014 году»; приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 07.02.2012 № 120 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе обучающихся Удмуртской Республики, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования».

2 Подробнее см.: www.минобрнауки.рф.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль