Реализация дополнительных общеобразовательных программ: требования к результатам

517

Дополнительное образование - самостоятельный вид образования, закрепленный в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ). Определяется как образование, направленное на «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» (п. 1 ст. 75). В организациях дополнительного образования предусматривается реализация четырех видов образовательных программ: дополнительных общеобразовательных программ (дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные)1; образовательных программ дошкольного образования; программ профессионального обучения.

Иногда в практике отдельных образовательных организаций (далее - ОО), реализующих дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы условно подразделяются на ознакомительные (краткосрочные) и базовые (долгосрочные). По содержанию дополнительные образовательные программы могут относиться к технической, естественнонаучной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной или художественной направленности2. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной ОО.

Программа дополнительного образования учащихся: содержание

Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной ОО, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с ч. 3-7 ст. 83 и ч. 4, 5 ст. 84 Федерального закона № 273-ФЗ. Дополнительные предпрофессиональные программы охватывают образование в области искусств, в области физической культуры и спорта. Программа дополнительного образования учащихся в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ)3 разрабатывается и утверждается организацией дополнительного образования. В области физкультуры и спорта и в области искусств предпрофессиональные программы дополнительного образования предваряют профессиональные образовательные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и в области искусств предусматривают выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования. В первом случае - физическое воспитание и развитие обучающихся, получение ими начальных знаний, умений в области физической культуры и спорта (в т. ч. избранного вида спорта) и освоение этапов спортивной подготовки. Во втором - художественное образование и эстетическое воспитание, приобретение ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществление их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Для регламентации дополнительных предпрофессиональных программ Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает утверждение ФГТ

  • к минимуму содержания;
  • структуре дополнительных предпрофессиональных программ;
  • условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Для дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта ФГТ утверждаются Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России, а ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств - Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России. В настоящее время утвержден целый ряд ФГТ (в различных областях) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ и срокам обучения по ним (приложение). ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утв. до 01.09.2013, продолжают действовать в соответствии с п. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ как ему не противоречащие. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной ОО в соответствии с ФГТ (п. 4 ст. 75 Федерального закона № 273-ФЗ).

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта осуществляется на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств осуществляется на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в порядке, установленном Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России.

В отношении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств предусматривается проведение итоговой аттестации учащихся, форма и порядок которой устанавливаются Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (п. 7 ст. 83 Федерального закона № 273-ФЗ). Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (Минкультуры России) (п. 14 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Реализация дополнительных общеобразовательных программ: особенности

Реализация программ дополнительного образования обучающихся имеет ряд отличительных особенностей (нормативная база реализации дополнительного образования представлена в приложении). Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность интеграции дополнительных предпрофессиональных программ (в области физической культуры и спорта и в области искусств) и программ основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта или в области искусств). Интегрированные образовательные программы в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

Следует отметить такие отличительные особенности программ дополнительного образования в школе, как вариативность содержания, форм и методов, добровольность участия, возможность выбора учащимся и (или) его родителями (законными представителями) направленности, уровня, срока и режима освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы, а также право на смену программы, ОО и педагога, право на индивидуальность образовательной траектории и ее изменение. Наряду со множественностью индивидуальных, социальных, средовых факторов, влияющих на индивидуальную траекторию и ход развития личности, эти особенности обусловливают неправомерность требования от обучающихся нормативных образовательных достижений единого уровня и необходимость определения результатов освоения дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры обучения - это ведущая, системообразующая составляющая дополнительных общеобразовательных программ, представляющая совокупность обобщенных социальных, психологических, физических, интеллектуальных, предметно-профильных характеристик возможных достижений учащегося, в т. ч. знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетентностей определенного объема и сложности, приобретаемых им на этапе завершения освоения дополнительной общеобразовательной программы в целях многоаспектного личностного развития, удовлетворения интересов, образовательных и социокультурных потребностей как самого обучающегося, так и его семьи, общества и государства.

Целевые ориентиры обучения по дополнительным общеобразовательным программам должны планироваться ОО в соответствии с результатами анализа, сравнения и обобщения данных современных социологических и педагогических исследований, государственных и региональных программ развития экономики, культуры, науки и техники, физической культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты населения, государственной безопасности и обороны, молодежной и семейной политики, образования, а также с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей). Использование такого рода маркетингового подхода при проектировании дополнительных образовательных программ позволяет определить актуальные направления их модернизации, в т. ч. и в аспекте планируемых образовательных результатов (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, определяющие целевые ориентиры реализации 

дополнительных общеобразовательных программ

Фактор

Комментарий

1

2

Необходимость установления многоаспектных тесных связей и преемственности освоения дополнительных общеобразовательных программ с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) общего образования

 - Реализация системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин), предусмотренного ФГОС общего образования (образование понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности посредством овладения универсальными способами познания, освоения и преобразования действительности).

- Учет структуры и динамики психологического возраста (Л.С. Выготский), теории периодизации психического развития ребенка, определяющей возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б. Эльконин).

- Учет характеристик «портрета выпускника» (в соответствии с уровнями общего образования).

- Закрепление и дополнение образовательных результатов, предусмотренных ФГОС общего образования и связанных с социализацией, воспитанием, познанием, творчеством, активной подготовкой к предстоящей самостоятельной деятельности в различных сферах личной, общественной и профессиональной жизни

Реализация взаимодополняющих, но содержательно разных функций общего и дополнительного образования

Общее образование ориентировано на воспроизводство самобытной культуры нации, дополнительное - на развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. Эти функции обеспечивают реализацию важнейших аспектов существования человека: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному сообществу, и осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором ценностных ориентаций и качеств. Реализация этих функции основного и дополнительного образования в совокупности позволяют человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать разнообразные задачи; становиться субъектом собственной деятельности

Усиление роли компетенций и компетентностного подхода в образовании

Требует внедрения компетентностного подхода в дополнительное образование детей наряду с использованием сложившихся в нем ранее таких методологических подходов, как антропологический, личностно-ориентированный, природосообразный, культуросообразный, аксиологический, гуманистический и гуманитарный, комплексный, герменевтический (в сочетании с креативным), продуктивный, многоуровневый, интегративный, полисубъектный, средовой, акмеологический, педагогика поддержки, игровое моделирование, моделирование творческого процесса музыканта, художника или представителя другого вида искусства

Внедрение в образовательную практику понятия «современный национальный воспитательный идеал»

В результате реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) каждый выпускник ОО должен стать высоконравственным, творческим, компетентным гражданином России, принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающим ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененным в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ

Общность характеристик поэтапного личностного развития обучающихся по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным общеобразовательным программам

Обусловливает необходимость проектирования общих для обучающихся личностных и метапредметных компетенций, формирование которых должно осуществляться в процессе освоения соответствующих инвариантных (т. е. общих, обязательных для всех) модулей содержания дополнительного образования

Различие индивидуальных характеристик учащихся (состояния здоровья, уровней способностей, развития, воспитанности, этнокультурных режимов коммуникации, особенностей семейного воспитания и проч.)

Обусловливает необходимость проектирования вариативных компонентов дополнительных общеобразовательных программ, в т. ч. соответствующих целевых ориентиров их освоения

Реализация дополнительных общеобразовательных программ и результаты освоения каждой из них, как и результаты освоения образовательной программы, можно подразделить на четыре основные группы (как и в общем образовании) (табл. 2).

Таблица 2

Проектируемые результаты реализации дополнительных общеобразовательных программ

Результат

Комментарий

Личностные (социально-личностные) компетенции

Интегральные свойства обучающегося, определяемые и социально одобряемые на основании ситуационных, групповых критериев (норм) и обусловленные спецификой его сознания, самосознания, смысложизненных идеалов и ценностных отношений, интересов, мотивации, жизненного опыта. Проявляются в устойчивых способах его поведения, раскрывают способность личности к целеполаганию и решению задач, позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также в готовности к жизнедеятельности во многих контекстах социального взаимодействия

Метапредметные Компетенции (базовые, общие, универсальные, ключевые, надпредметные)

Метапредметные компетенции, основанные на универсальных способах учебной деятельности или универсальных учебных действиях (далее - УУД), относящиеся к общему (метапредметному) содержанию как основного, так и дополнительного образования, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, и составляющие основу умения учиться. Также это метапредметные компетентности, основанные на овладении универсальными способами (методами) творческой деятельности, называемые творческими компетенциями

Межпредметные (или общепредметные) и предметные компетенции

Опираются на специфические атрибуты направленности (области знания) дополнительной программы и изучаемого в ее рамках предмета.

Предметные результаты обусловлены спецификой изучаемого предмета, уровнем его освоения, а также реальными индивидуальными возрастными особенностями обучающихся, их способностями, степенью мотивированности, сроком обучения по данной программе и др. Отражают сформированность способности и практической подготовленности обучающегося в отношении к реальным объектам действительности

На основании того, что в современном российском образовании в большинстве случаев от 75 до 90% образовательных ресурсов направляются на обучение учащихся, а на их воспитание и социализацию - от 10 до 25%4 (в то время как для достижения качественных социальных результатов образования, отвечающих современным требованиям, необходимо их равнозначное распределение), следует разработать и включить в содержание всех дополнительных общеобразовательных программ инвариантные модули содержания образования, нацеленные на формирование личностных и метапредметных компетенций (в т. ч. УУД и универсальных способов творческой деятельности). При этом доля образовательных ресурсов, направляемых на формирование межпредметных (общепредметных) и предметных компетенций, с одной стороны, и личностных и метапредметных - с другой, должны быть приблизительно равными.

Обобщение предметных компетенций до уровня общепредметных (межпредметных) происходит как по общим для разных учебных предметов реальным объектам познавательной деятельности, так и по общим умениям, навыкам и способам действий. Общепредметные компетенции помогают обучающемуся осмыслить значимость приобретенных им предметных компетентностей, закрепить их и научиться использовать при решении задач, относящихся к смежным дисциплинам, предлагать нестандартные решения и творческие ассоциации.

Например, межпредметными компетенциями, т. е. общими (по умениям, навыкам и способам действий) для ряда предметов, изучаемых в рамках всех комплексных дополнительных образовательных программ художественной направленности, должны стать эстетическая и эмоционально-интеллектуальная компетентности. Они основаны на освоенном опыте специфической эстетической и эмоционально-интеллектуальной деятельности по получению нового искусствоведческого знания, его преобразованию и применению в контексте системы основополагающих элементов научного знания (лежащей в основе научной картины мира) и в ситуациях практической (творческой, художественной, социокультурной и других видов деятельности).

Следует особо подчеркнуть, что реализация аспектов образовательных программ дополнительного образования без целенаправленного формирования данных компетентностей постановка задачи развития эстетического вкуса, предусмотренной современными ФГТ по различным программам в сфере искусств, носит не более чем декларативный характер. Для дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности формирование эстетической и эмоционально-интеллектуальной компетентностей является столь же значимой задачей. Другим примером обязательного и личностно значимого для обучающегося компонента межпредметной компетентности является общая ориентировка в содержании занятий по всем дополнительным общеобразовательным программам интересующей его направленности и запланированных в них результатах образования. Данная межпредметная компетентность позволяет обучающемуся:

  • расширить свой кругозор;
  • определить или уточнить свои образовательные предпочтения и потребности, решить задачи предварительного профессионального самоопределения и построения индивидуальной траектории развития;
  • использовать полученную из смежных предметов информацию и компетентности в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ в школе, различных типов самостоятельной деятельности (творческой, проектной исследовательской и др.), основанной на овладении соответствующими способами действий и на конструировании своих собственных;
  • установить направление предпрофильного обучения и более осмысленно осваивать выбранную предметную или комплексную дополнительную общеобразовательную программу, а также определиться с выбором творческой ассоциации и войти в нее в качестве информированного равноправного участника;
  • осмыслить ход и результаты освоения комплексной дополнительной образовательной программы как средства удовлетворения своих насущных потребностей, адекватного выбора подходящей профессии, целенаправленной социализации.

Приложение

Реализация дополнительных общеобразовательных программ: перечень федеральных нормативно-правовых документов

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы».
  6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие культуры и туризма” на 20132020 годы».
  7. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р «О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (вместе с Планом мероприятий по реализации концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы).
  8. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
  9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утв. Президентом РФ 03.04.2012.
  10. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  11. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  12. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  13. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства “Живопись” и сроку обучения по этой программе».
  14. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 157 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства “Искусство театра” и сроку обучения по этой программе».
  15. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 158 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства “Хореографическое творчество” и сроку обучения по этой программе».
  16. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 159 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства “Декоративно-прикладное творчество” и сроку обучения по этой программе».
  17. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 160 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области циркового искусства “Искусство цирка” и сроку обучения по этой программе».
  18. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 161 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Хоровое пение” и сроку обучения по этой программе».
  19. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 162 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Народные инструменты” и сроку обучения по этой программе».
  20. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Фортепиано” и сроку обучения по этой программе».
  21. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 164 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Струнные инструменты” и сроку обучения по этой программе».
  22. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 165 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Духовые и ударные инструменты” и сроку обучения по этой программе».
  23. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 166 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Музыкальный фольклор” и сроку обучения по этой программе».
  24. Приказ Минкультуры России от 09.08.2012 № 854 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Инструменты эстрадного оркестра” и сроку обучения по этой программе».
  25. Приказ Минкультуры России от 09.08.2012 № 855 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства “Дизайн” и сроку обучения по этой программе».

________________________________

1- Подробнее см.: ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ и приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Примеч. авт.

2- Пункт 9 приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Примеч. авт.

3 - Например, приказ Минкультуры России от 14.08.2013 № 1144 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства “Архитектура” и сроку обучения по этой программе» и др. - Примеч. авт.

4 - Исключение могут составлять дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы социально-педагогической направленности, призванные решать вопросы социализации обучающихся. – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль