Реализация дополнительных общеобразовательных программ: требования к результатам

420

Дополнительное образование - самостоятельный вид образования, закрепленный в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ). Определяется как образование, направленное на «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» (п. 1 ст. 75). В организациях дополнительного образования предусматривается реализация четырех видов образовательных программ: дополнительных общеобразовательных программ (дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные)1; образовательных программ дошкольного образования; программ профессионального обучения.

Иногда в практике отдельных образовательных организаций (далее - ОО), реализующих дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы условно подразделяются на ознакомительные (краткосрочные) и базовые (долгосрочные). По содержанию дополнительные образовательные программы могут относиться к технической, естественнонаучной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной или художественной направленности2. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной ОО.

Программа дополнительного образования учащихся: содержание

Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной ОО, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с ч. 3-7 ст. 83 и ч. 4, 5 ст. 84 Федерального закона № 273-ФЗ. Дополнительные предпрофессиональные программы охватывают образование в области искусств, в области физической культуры и спорта. Программа дополнительного образования учащихся в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ)3 разрабатывается и утверждается организацией дополнительного образования. В области физкультуры и спорта и в области искусств предпрофессиональные программы дополнительного образования предваряют профессиональные образовательные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и в области искусств предусматривают выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования. В первом случае - физическое воспитание и развитие обучающихся, получение ими начальных знаний, умений в области физической культуры и спорта (в т. ч. избранного вида спорта) и освоение этапов спортивной подготовки. Во втором - художественное образование и эстетическое воспитание, приобретение ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществление их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Для регламентации дополнительных предпрофессиональных программ Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает утверждение ФГТ

  • к минимуму содержания;
  • структуре дополнительных предпрофессиональных программ;
  • условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Для дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта ФГТ утверждаются Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России, а ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств - Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России. В настоящее время утвержден целый ряд ФГТ (в различных областях) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ и срокам обучения по ним (приложение). ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утв. до 01.09.2013, продолжают действовать в соответствии с п. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ как ему не противоречащие. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной ОО в соответствии с ФГТ (п. 4 ст. 75 Федерального закона № 273-ФЗ).

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта осуществляется на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств осуществляется на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в порядке, установленном Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России.

В отношении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств предусматривается проведение итоговой аттестации учащихся, форма и порядок которой устанавливаются Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (п. 7 ст. 83 Федерального закона № 273-ФЗ). Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (Минкультуры России) (п. 14 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Реализация дополнительных общеобразовательных программ: особенности

Реализация программ дополнительного образования обучающихся имеет ряд отличительных особенностей (нормативная база реализации дополнительного образования представлена в приложении). Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность интеграции дополнительных предпрофессиональных программ (в области физической культуры и спорта и в области искусств) и программ основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта или в области искусств). Интегрированные образовательные программы в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

Следует отметить такие отличительные особенности программ дополнительного образования в школе, как вариативность содержания, форм и методов, добровольность участия, возможность выбора учащимся и (или) его родителями (законными представителями) направленности, уровня, срока и режима освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы, а также право на смену программы, ОО и педагога, право на индивидуальность образовательной траектории и ее изменение. Наряду со множественностью индивидуальных, социальных, средовых факторов, влияющих на индивидуальную траекторию и ход развития личности, эти особенности обусловливают неправомерность требования от обучающихся нормативных образовательных достижений единого уровня и необходимость определения результатов освоения дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры обучения - это ведущая, системообразующая составляющая дополнительных общеобразовательных программ, представляющая совокупность обобщенных социальных, психологических, физических, интеллектуальных, предметно-профильных характеристик возможных достижений учащегося, в т. ч. знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетентностей определенного объема и сложности, приобретаемых им на этапе завершения освоения дополнительной общеобразовательной программы в целях многоаспектного личностного развития, удовлетворения интересов, образовательных и социокультурных потребностей как самого обучающегося, так и его семьи, общества и государства.

Целевые ориентиры обучения по дополнительным общеобразовательным программам должны планироваться ОО в соответствии с результатами анализа, сравнения и обобщения данных современных социологических и педагогических исследований, государственных и региональных программ развития экономики, культуры, науки и техники, физической культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты населения, государственной безопасности и обороны, молодежной и семейной политики, образования, а также с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей). Использование такого рода маркетингового подхода при проектировании дополнительных образовательных программ позволяет определить актуальные направления их модернизации, в т. ч. и в аспекте планируемых образовательных результатов (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, определяющие целевые ориентиры реализации 

дополнительных общеобразовательных программ

Фактор

Комментарий

1

2

Необходимость установления многоаспектных тесных связей и преемственности освоения дополнительных общеобразовательных программ с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) общего образования

 - Реализация системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин), предусмотренного ФГОС общего образования (образование понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности посредством овладения универсальными способами познания, освоения и преобразования действительности).

- Учет структуры и динамики психологического возраста (Л.С. Выготский), теории периодизации психического развития ребенка, определяющей возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б. Эльконин).

- Учет характеристик «портрета выпускника» (в соответствии с уровнями общего образования).

- Закрепление и дополнение образовательных результатов, предусмотренных ФГОС общего образования и связанных с социализацией, воспитанием, познанием, творчеством, активной подготовкой к предстоящей самостоятельной деятельности в различных сферах личной, общественной и профессиональной жизни

Реализация взаимодополняющих, но содержательно разных функций общего и дополнительного образования

Общее образование ориентировано на воспроизводство самобытной культуры нации, дополнительное - на развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. Эти функции обеспечивают реализацию важнейших аспектов существования человека: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному сообществу, и осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором ценностных ориентаций и качеств. Реализация этих функции основного и дополнительного образования в совокупности позволяют человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать разнообразные задачи; становиться субъектом собственной деятельности

Усиление роли компетенций и компетентностного подхода в образовании

Требует внедрения компетентностного подхода в дополнительное образование детей наряду с использованием сложившихся в нем ранее таких методологических подходов, как антропологический, личностно-ориентированный, природосообразный, культуросообразный, аксиологический, гуманистический и гуманитарный, комплексный, герменевтический (в сочетании с креативным), продуктивный, многоуровневый, интегративный, полисубъектный, средовой, акмеологический, педагогика поддержки, игровое моделирование, моделирование творческого процесса музыканта, художника или представителя другого вида искусства

Внедрение в образовательную практику понятия «современный национальный воспитательный идеал»

В результате реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) каждый выпускник ОО должен стать высоконравственным, творческим, компетентным гражданином России, принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающим ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененным в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ

Общность характеристик поэтапного личностного развития обучающихся по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным общеобразовательным программам

Обусловливает необходимость проектирования общих для обучающихся личностных и метапредметных компетенций, формирование которых должно осуществляться в процессе освоения соответствующих инвариантных (т. е. общих, обязательных для всех) модулей содержания дополнительного образования

Различие индивидуальных характеристик учащихся (состояния здоровья, уровней способностей, развития, воспитанности, этнокультурных режимов коммуникации, особенностей семейного воспитания и проч.)

Обусловливает необходимость проектирования вариативных компонентов дополнительных общеобразовательных программ, в т. ч. соответствующих целевых ориентиров их освоения

Реализация дополнительных общеобразовательных программ и результаты освоения каждой из них, как и результаты освоения образовательной программы, можно подразделить на четыре основные группы (как и в общем образовании) (табл. 2).

Таблица 2

Проектируемые результаты реализации дополнительных общеобразовательных программ

Результат

Комментарий

Личностные (социально-личностные) компетенции

Интегральные свойства обучающегося, определяемые и социально одобряемые на основании ситуационных, групповых критериев (норм) и обусловленные спецификой его сознания, самосознания, смысложизненных идеалов и ценностных отношений, интересов, мотивации, жизненного опыта. Проявляются в устойчивых способах его поведения, раскрывают способность личности к целеполаганию и решению задач, позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также в готовности к жизнедеятельности во многих контекстах социального взаимодействия

Метапредметные Компетенции (базовые, общие, универсальные, ключевые, надпредметные)

Метапредметные компетенции, основанные на универсальных способах учебной деятельности или универсальных учебных действиях (далее - УУД), относящиеся к общему (метапредметному) содержанию как основного, так и дополнительного образования, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, и составляющие основу умения учиться. Также это метапредметные компетентности, основанные на овладении универсальными способами (методами) творческой деятельности, называемые творческими компетенциями

Межпредметные (или общепредметные) и предметные компетенции

Опираются на специфические атрибуты направленности (области знания) дополнительной программы и изучаемого в ее рамках предмета.

Предметные результаты обусловлены спецификой изучаемого предмета, уровнем его освоения, а также реальными индивидуальными возрастными особенностями обучающихся, их способностями, степенью мотивированности, сроком обучения по данной программе и др. Отражают сформированность способности и практической подготовленности обучающегося в отношении к реальным объектам действительности

На основании того, что в современном российском образовании в большинстве случаев от 75 до 90% образовательных ресурсов направляются на обучение учащихся, а на их воспитание и социализацию - от 10 до 25%4 (в то время как для достижения качественных социальных результатов образования, отвечающих современным требованиям, необходимо их равнозначное распределение), следует разработать и включить в содержание всех дополнительных общеобразовательных программ инвариантные модули содержания образования, нацеленные на формирование личностных и метапредметных компетенций (в т. ч. УУД и универсальных способов творческой деятельности). При этом доля образовательных ресурсов, направляемых на формирование межпредметных (общепредметных) и предметных компетенций, с одной стороны, и личностных и метапредметных - с другой, должны быть приблизительно равными.

Обобщение предметных компетенций до уровня общепредметных (межпредметных) происходит как по общим для разных учебных предметов реальным объектам познавательной деятельности, так и по общим умениям, навыкам и способам действий. Общепредметные компетенции помогают обучающемуся осмыслить значимость приобретенных им предметных компетентностей, закрепить их и научиться использовать при решении задач, относящихся к смежным дисциплинам, предлагать нестандартные решения и творческие ассоциации.

Например, межпредметными компетенциями, т. е. общими (по умениям, навыкам и способам действий) для ряда предметов, изучаемых в рамках всех комплексных дополнительных образовательных программ художественной направленности, должны стать эстетическая и эмоционально-интеллектуальная компетентности. Они основаны на освоенном опыте специфической эстетической и эмоционально-интеллектуальной деятельности по получению нового искусствоведческого знания, его преобразованию и применению в контексте системы основополагающих элементов научного знания (лежащей в основе научной картины мира) и в ситуациях практической (творческой, художественной, социокультурной и других видов деятельности).

Следует особо подчеркнуть, что реализация аспектов образовательных программ дополнительного образования без целенаправленного формирования данных компетентностей постановка задачи развития эстетического вкуса, предусмотренной современными ФГТ по различным программам в сфере искусств, носит не более чем декларативный характер. Для дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности формирование эстетической и эмоционально-интеллектуальной компетентностей является столь же значимой задачей. Другим примером обязательного и личностно значимого для обучающегося компонента межпредметной компетентности является общая ориентировка в содержании занятий по всем дополнительным общеобразовательным программам интересующей его направленности и запланированных в них результатах образования. Данная межпредметная компетентность позволяет обучающемуся:

  • расширить свой кругозор;
  • определить или уточнить свои образовательные предпочтения и потребности, решить задачи предварительного профессионального самоопределения и построения индивидуальной траектории развития;
  • использовать полученную из смежных предметов информацию и компетентности в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ в школе, различных типов самостоятельной деятельности (творческой, проектной исследовательской и др.), основанной на овладении соответствующими способами действий и на конструировании своих собственных;
  • установить направление предпрофильного обучения и более осмысленно осваивать выбранную предметную или комплексную дополнительную общеобразовательную программу, а также определиться с выбором творческой ассоциации и войти в нее в качестве информированного равноправного участника;
  • осмыслить ход и результаты освоения комплексной дополнительной образовательной программы как средства удовлетворения своих насущных потребностей, адекватного выбора подходящей профессии, целенаправленной социализации.

Приложение

Реализация дополнительных общеобразовательных программ: перечень федеральных нормативно-правовых документов

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы».
  6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие культуры и туризма” на 20132020 годы».
  7. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р «О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (вместе с Планом мероприятий по реализации концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы).
  8. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
  9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утв. Президентом РФ 03.04.2012.
  10. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  11. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  12. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  13. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства “Живопись” и сроку обучения по этой программе».
  14. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 157 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства “Искусство театра” и сроку обучения по этой программе».
  15. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 158 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства “Хореографическое творчество” и сроку обучения по этой программе».
  16. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 159 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства “Декоративно-прикладное творчество” и сроку обучения по этой программе».
  17. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 160 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области циркового искусства “Искусство цирка” и сроку обучения по этой программе».
  18. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 161 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Хоровое пение” и сроку обучения по этой программе».
  19. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 162 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Народные инструменты” и сроку обучения по этой программе».
  20. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Фортепиано” и сроку обучения по этой программе».
  21. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 164 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Струнные инструменты” и сроку обучения по этой программе».
  22. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 165 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Духовые и ударные инструменты” и сроку обучения по этой программе».
  23. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 166 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Музыкальный фольклор” и сроку обучения по этой программе».
  24. Приказ Минкультуры России от 09.08.2012 № 854 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Инструменты эстрадного оркестра” и сроку обучения по этой программе».
  25. Приказ Минкультуры России от 09.08.2012 № 855 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства “Дизайн” и сроку обучения по этой программе».

________________________________

1- Подробнее см.: ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ и приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Примеч. авт.

2- Пункт 9 приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Примеч. авт.

3 - Например, приказ Минкультуры России от 14.08.2013 № 1144 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства “Архитектура” и сроку обучения по этой программе» и др. - Примеч. авт.

4 - Исключение могут составлять дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы социально-педагогической направленности, призванные решать вопросы социализации обучающихся. – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль