Образовательная экспедиция ФГОС для достижения метапредметных результатов

260

Н.А. Лукинова, учитель биологии МБОУ «СШ№ 18» г. Ачинска Красноярского края,

Н.В. Степанова, учитель географии МБОУ «СШ № 18» г. Ачинска Красноярского края

Для достижения образовательных метапредметных  результатов, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) общего образования, необходимо создавать ситуации развития обучающихся посредством личностно значимой для них деятельности. Апробируя различные формы организации деятельности учащихся, педагоги МБОУ «СШ № 18» г. Ачинска Красноярского края (далее - СШ № 18) пришли к выводу, что наиболее полно проблему достижения метапредметных результатов в основной школе можно решить через проведение образовательной экспедиции ФГОС. В образовательных организациях (далее - ОО) проходят экспедиции по экологическому, археологическому и культурно-этнографическому направлениям. Поэтому возникает необходимость расширения развивающего пространства образовательных экспедиций за счет привлечения к их проведению более широкого круга учителей: математики, русского языка и литературы, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, иностранного языка, истории и других учебных дисциплин. Для достижения метапредметных результатов в основной школе № 18 созданы необходимые условия:

  • сформирована педагогическая команда;
  • проведен анализ образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей) на родительских собраниях, днях открытых дверей;
  • выявлена готовность старшеклассников и учителей начальных классов оказать помощь в проведении образовательной экспедиции;
  • определены возможности использования телестудии ОО и компьютерной техники.

Образовательная экспедиция ФГОС: что необходимо для проведения?

Образовательная экспедиция ФГОС проводится с учащимися всех классов одной параллели. Это позволяет привлечь учителей разных предметов, классных руководителей, медицинского работника, педагога-психолога, учителя основ безопасности жизнедеятельности, учителя технологии, родителей и т. д. Образовательная экспедиция ФГОС в СШ № 18 проводится на четвертом и пятом уроках. За каждой группой, состоящей из 5-6 учащихся, закрепляются два старшеклассника, которые сопровождают группу в течение всей образовательной экспедиции: один фотографирует, другой отслеживает активность, вклад каждого и группы в целом.

Приборы для проведения образовательной экспедиции (сажени, кормушки для птиц, скворечники, вертушки, флажки, коллекции семян хвойных и лиственных растений и т. д.) изготавливаются учащимися самостоятельно на уроках технологии и других предметов, с помощью родителей. На первом этапе образовательной экспедиции определяются обязанности каждого ее участника (например, выбираются капитаны, хранители времени и т. п.), обозначаются направления деятельности, желаемое достижение метапредметных результатов в основной школе, режим прохождения всех этапов, проводится инструктаж по технике безопасности, использованию оборудования, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, сезонной одежде.

Образовательная экспедиция ФГОС «Таинственный остров»

Приведем пример краткого сценария образовательной экспедиции «Таинственный остров».

I этап - Организационный момент (3 мин). Учитель сообщает обучающимся тему экспедиции, помогает распределиться на группы и вручает маршрутные листы и памятки для работы в группе.

II этап - Мотивационно-целевой (2 мин). Для проведения этого этапа учитель заранее готовит фонограмму гимна путешественников («Глобус», сл. М. Светлова, муз. М. Львовского: «Я не знаю, где встретиться нам придется с тобой...»). Далее он объясняет, что обучающимся необходимо посетить следующие станции: «Идем по следу», «Спасательный круг», «У порога тайны», «Дорогами времени».

III этап - Актуализация правил работы в экспедиции (5 мин). На этапе актуализации педагог напоминает учащимся о памятке «Правила работы в группе».

IV этап - Планирование групповой работы (5 мин). Обучающиеся должны прочитать памятку, распределить обязанности, выбрать ответственного за группу и хранителя времени. Затем составить план работы и договориться, кто и в какой форме будет представлять результат деятельности группы.

Учащиеся должны соблюдать следующие правила работы в группе:

  • уважать мнение другого человека;
  • внимательно слушать и слышать друг друга;
  • выполнять свою часть задачи четко, не мешая другим;
  • делать замечания по выполнению работы вежливо;
  • рационально распределять время при выполнении задания.

V этап - Практическая работа на станциях в группах (24 мин на каждую станцию). Достижение метапредметных результатов в основной школе на этом этапе таковы: 

  • коммуникативные универсальные учебные действия (далее - УУД): слышать и слушать друг друга;
  • познавательные УУД: определять способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, использовать практические работы для доказательства предположений, разделять процессы на этапы, звенья;
  • регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности;
  • обнаруживать проблему.

Задания для различных станций образовательной экспедиции «Таинственный остров» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Задания образовательной экспедиции «Таинственный остров»

Название станции

Задание

«Идем по следу»

Определить объекты по заданному азимуту, нанести их на контурную карту. Найти координаты материка и острова.

Подписать моря и океаны, омывающие объекты.

Проложить маршрут путешествия к объекту

«Спасательный круг»

Собрать чемодан для путешествия в горы, в пустыню, к морю, на север. Рассказать, какими видами транспорта можно пользоваться.

Описать, какие правила безопасности необходимо соблюдать в путешествии

«У порога тайны»

Установить по внешнему облику растение или животное, кратко рассказать о нем. Отгадать кроссворд.

Ответить на вопросы викторины.

Собрать мозаику, назвать растение или животное

«Дорогами времени»

Познакомиться с историей открытия и освоения материков (например, Гренландии и Австралии).

Прочитать тексты, определить, освоение какой земли описывает автор. Аргументировать свой ответ

Учащиеся собирают данные для выполнения задания и обсуждают полученные результаты (5 мин). Затем готовят отчет в форме рассказа, сказки, стихотворения, фотографий, презентации об изучаемых материках (15 мин) и защищают проект (в течение 6 мин представляют результаты групповой работы).

VI этап - Рефлексия. В конце урока учитель и обучающиеся обсуждают, что нового можно было узнать, побывав в образовательной экспедиции (какие чувства обучающиеся испытали во время работы? появилось ли у них желание исполнить гимн экспедиции? и др.), учитель фиксирует достижение метапредметных результатов в основной школе.

Образовательная экспедиция ФГОС и ее реализация

С целью достижения метапредметных результатов в основной школе для подготовки и проведения образовательной экспедиции необходимо разработать ее содержание, сопровождающую атрибутику, представить результаты экспедиции, осуществить рефлексию. Планирование содержания образовательной экспедиции происходит постепенно. Вначале определяется тема, затем находятся точки соприкосновения содержания разных предметов, разрабатываются маршруты и виды деятельности их освоения на занятии, составляются конкретные задания. Название (тема) образовательной экспедиции определяется творческой группой учителей, которые будут участвовать в организации и проведении экспедиции.

Первые образовательные экспедиции назывались традиционно: «Природный комплекс “Парк Железнодорожник”» (участвовали учителя биологии, географии, основ безопасности жизнедеятельности, технологии, истории, музыки, физической культуры); «Природный комплекс “Березовая роща - экологическая тропа”» (учителя биологии, географии, технологии); «Наш пришкольный участок» (учителя биологии, географии, математики, основ безопасности жизнедеятельности).

Названия следующих образовательных экспедиций стали носить характер, вызывающий много вопросов у учащихся, что уже вовлекает в образовательный процесс: «По следам Берендея» (учителя биологии, географии, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, иностранного языка); «Таинственный остров» (учителя биологии, географии, основ безопасности жизнедеятельности, истории); «Прикоснись к великой тайне» (учителя биологии, географии, математики); «Большое космическое путешествие» (учителя биологии, географии, физики, математики, технологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности).

Названия станций на маршрутах также должны вызвать интерес и настрой на будущую работу: «Идем по следу», «Спасательный круг», «У порога великой тайны», «Дорогами времени», «Осенняя мелодия», «Засентябрило», «Пеларгония» и др. На станциях ученик может найти ответ на возникшие вопросы, что вызывает эмоциональное удовлетворение, увеличивает впечатления и достижение метапредметных результатов в основной школе, способствует более длительному сохранению в памяти полученной информации.

Достижение метапредметных результатов в основной школе путем проведения образовательных экспедиций

Достижение метапредметных результатов в основной школе следует определять особо тщательно. Несмотря на то что материал может дублироваться в разных предметных циклах, непросто найти точки соприкосновения в содержании учебного материала, чтобы достижение метапредметных результатов в основной школе было реализовано в полной мере и состоялась межпредметная интеграция для формирования метапредметных умений: осуществлять анализ в ходе решения учебных задач, выделять и формулировать познавательную цель, выбирать способы решения задания в зависимости от конкретных условий, составлять целое из частей, владеть измерительными навыками и работать с инструкциями.

Педагогами, задающими очередные темы образовательных экспедиций, зачастую выступают учителя географии и биологии. Согласно выбранной ими теме образовательной экспедиции определяются и другие предметники, которые будут участвовать в ее подготовке и проведении. Каждый педагог определяет название станции и придумывает задания. В дальнейшем учителя выполняют роль координаторов или наблюдателей. Так формируется достижение метапредметных результатов в основной школе. Примеры тем, на материале которых органично интегрируются разные учебные предметы:

  • «Гидросфера. Водная оболочка Земли». В рамках заданий по географии учащиеся определяют объем воды, глубину и площадь, соленость и температуру воды океанов. По биологии - находят растения и животных, обитающих в морях, озерах, реках, лужах, и приспособления, выработанные у них для жизни в водной среде. По математике - отрабатывают практические навыки решения расчетных задач, связанных с запасами воды на планете, потребностями в воде человека, семьи, класса, ОО, города, со стоимостью воды;
  • «Природная зона тайга» (место проведения - парк). Основы безопасности жизнедеятельности - отработка навыков безопасного поведения в условиях тайги. Технология - изготовление кормушек для птиц, размещение их в парке, подкормка птиц. Физическая культура - развитие двигательных навыков в подвижных играх на свежем воздухе. Музыка - звуки природы зимнего парка, определение характера звучания. География - определение по стволам деревьев северной и южной части света, направления ветра, плотности и структуры снега, температуры воздуха. Биология - определение по контуру, шишкам и веткам видов хвойных и лиственных растений, животных - по следам, звукам и внешнему облику, перечисление приспособлений растений и животных для жизни в зимнее время в зоне тайги. Через проведение образовательных экспедиций может быть сокращено время на изучение содержательного материала различных учебных дисциплин.

Учителя-предметники, преподающие в данной параллели классов, разрабатывают задания соответствующего уровня, продумывают количество станций и маршруты для каждой группы учащихся. В состав группы входят в основном 5-6 обучающихся, реже - 7-8, если объем задания большой. Количество станций образовательной экспедиции зависит от содержания учебного материала и от числа учебных предметов. На разных этапах образовательной экспедиции предусматривается выполнение заданий как по алгоритму, так и в свободной форме (стихотворение, рисунок, схема, презентация, фотоотчет и др.), в виде исследования, проекта. Вид деятельности обосновывает цель и планируемое достижение метапредметных результатов в основной школе.


Образовательная экспедиция ФГОС «По следам Берендея»

Началом и окончанием образовательной экспедиции ФГОС является станция «Пеларгония». Учащиеся изучают информацию о пеларгонии. Узнают, что это растение рода растений семейства гераниевых. В 1991 г Международная травяная ассоциация (International Herb Association (далее - IHA)) учредила Национальную травяную неделю, которая будет проводиться ежегодно перед Днем матери. Цель Национальной травяной недели заключается в привлечении внимания к травам и их использованию. По инициативе Комитета по садоводству IHA была разработана программа по выбору особо ценной в основных категориях (медицинская, кулинарная, декоративная) «Травы года» на период до 2015 г. Так, в 2006 г. были выбраны душистые пеларгонии (герани).

Для того чтобы приступить к выполнению заданий по маршрутному листу, участники группы должны дать народное название пеларгонии, рассказать о лекарственном значении растения.

После завершения образовательной экспедиции группа возвращается на станцию «Пеларгония» и по выданной инструкции отыскивает клад. Инструкция для его поиска: от станции «Пеларгония» по ступенькам (11 ступенек), направленным на запад, спуститься вниз. Сделать 31 шаг на запад, найти лестницу, тоже направленную на запад; через 17 ступенек повернуть на северо-восток под углом 45° и, отсчитав 34 шага, повернуть направо и пройти прямо до стены. Там сюрприз, взять только свой - на нем знак того же цвета, что и цвет вашей команды.


Формулировка заданий для участников образовательной экспедиции ФГОС также является одним из главных пунктов проектирования ее содержания. Примером может служить образовательная экспедиция «Березовая роща - экологическая тропа» (табл. 2).

Таблица 2

Образовательная экспедиция ФГОС «Березовая роща - экологическая тропа». Задания для учащихся 5-го класса

Тема задания

Форма отчета

Исполнители (Ф. И. учащихся)

Определить стороны света

Описание

Измерить расстояния по маршруту и нанести их на карту

Практическая работа

Определить направление маршрута и нанести его на план

Отметить на плане пришкольного участка объекты условными знаками

Станция «Пеларгония»

Обнаружение сюрприза

Определить формы и группы растений в природном комплексе

Практическая работа с определителем растений

Составить характеристику растения на каждой остановке экологической тропы

Назвать каждую остановку на экологической тропе

Название станций

Отметить, какие животные проснулись и встретились на маршруте, пыльцу каких растений обнаружили

Наблюдение, описание

Начало и конец маршрута: станция «Пеларгония»

Обнаружение сюрприза

Оборудование:

  • компас, планшеты, бумага, карандаши, линейка, сажень, рулетка, планы пришкольного участка (география);
  • древесные и травянистые растения, определители растений, лупы (биология).

В образовательной экспедиции «По следам Берендея» задания для учащихся 6-го класса даются на более сложном уровне, чем для учащихся 5-го класса.

Задания для учащихся 6-го класса по биологии:

  • установите, о каком растении идет речь в кратком описании;
  • подтвердите свои предположения, отгадав кроссворд или ребус;
  • найдите это растение на пришкольном участке;
  • обозначьте его на карте;
  • продвигаясь по станциям, обозначенным в маршрутном листе, отмечайте на карте интересные природные объекты;
  • зафиксируйте изменения, которые произошли с ними с наступлением осени;
  • подготовьте отчет в форме рассказа, сказки, стихотворения, фотографий, презентации о найденном растении и необычных природных объектах, встретившихся вам на пути (после завершения экспедиции).

Задание для учащихся 6-го класса по географии:

  • определите стороны света с помощью компаса, отобразите на плане пришкольного участка природные объекты условными знаками, используйте в работе измерительные инструменты.

Задание для учащихся 6-го класса по английскому языку:

  • соотнесите текст и картинку, проведите поиск нужной достопримечательности, под которой спрятаны сокровища;
  • определите имена известных людей по описанию в тексте и найдите сокровища в Березовой роще под портретом этого человека.

Задание для учащихся 6-го класса по ОБЖ:

  • преодолейте полосу препятствий (переправа, переход через болотистую местность, разжигание костра, установка палатки).

Таким образом, представленные материалы экспедиций свидетельствуют о том, что окружающий мир воспринимается не отдельными фрагментами, учебные дисциплины не изолированы друг от друга и решают одни и те же задачи разными способами и приемами. Кроме того, каждый учитель-предметник продумывает задания для учащихся не только в соответствии с их возрастом, но и опережающего характера, что вызывает устойчивый и длительный интерес к изучаемым предметам.

Отслеживать работу групп и отдельных учащихся, достижение метапредметных результатов в основной школе помогают старшеклассники, учителя начальных классов, родители, предварительно прошедшие инструктаж. Наблюдение за работой группы организуется в соответствии с памяткой «Алгоритм работы группы».

Памятка «Алгоритм работы группы»

  • Определите, в какой форме будет работать группа - с распределением обязанностей или фронтально.
  • Подготовьте план действий.
  • Выполните работы (в рамках экспедиции).
  • Соберите материалы.
  • Сформулируйте итоги работы в презентации, обсудите результаты.
  • Проведите защиту работы (в форме презентации).
  • Проведите анализ работы группы.

Контроль предметных знаний и достижение метапредметных результатов в основной школе осуществляют учителя-предметники на своих станциях: пример проверочного листа представлен в табл. 3.

Таблица 3

Проверочный лист группы для образовательной экспедиции ФГОС 

по предмету «Технология» (6-й класс)

Задание

Ответ

Напишите, какие вещи и инвентарь необходимы в экспедиции

1. ...

2. ...

Составьте меню для обеда в походе и перечень продуктов (с указанием срока годности)

1. ...

2. ...

Выберите питьевую воду в походе (Какие природные источники воды вы знаете?

Где можно, где нельзя брать воду для питья? Как правильно обеззараживать воду?)

1. ...

2. ...

Для активизации групповой работы и поддержания мотивации каждого обучающегося в составе группы необходимо, чтобы образовательные экспедиции ФГОС наполнялись различными атрибутами: гимн, флаг, лента хранителя времени, бейджики разных цветов, бонусы-фишки за верные ответы, инструменты (планшеты, лопатки, рюкзаки, сажени, вертушки для определения направления цвета, канаты, рулетки, палатки и др.) и т. д. Образовательная экспедиция в школе или начинается, или заканчивается гимном, проверяется наличие инструментов и атрибутики, готовность учащихся к ней (одежда, обувь и т. д.).

Важно, что учащиеся могут представить работу одноклассникам, учителям, родителям, разместить на сайте ОО, участвовать в выставках творческих работ, в научно-практических конференциях и т. д. Это вызывает моральное удовлетворение от выполненной работы.

Рефлексия и подведение итогов участия в образовательной экспедиции ФГОС помогает учащимся точно установить, на каком уровне выполнено их задание. При этом анализ собственной деятельности осуществляется на эмоциональном уровне.

Вопросы для рефлексии:

  • Что нового ты узнал на сегодняшней экспедиции?
  • Какие чувства ты испытал во время работы?
  • С кем из группы ты хотел бы пойти «в разведку»?
  • Оказывал ты или тебе оказывали помощь?
  • Помогала ли вам музыка при выполнении работы?
  • Что ты хочешь пожелать участникам экспедиции?

Кроме самооценки и достижений метапредметных результатов в основной школе есть еще оценка работы группы, что повышает ответственность не только за выполнение своего задания, но и за выполнение полного объема работы на маршруте каждым участником. Для этого от учащихся требуется умение слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение, точно выражать мысли, устанавливать рабочие отношения и разрешать возникающие конфликты.

Вопросы для самооценки групповой работы:

  • Насколько слаженно работала группа?
  • С какими проблемами и трудностями столкнулась группа в процессе выполнения заданий?
  • Как они были решены? Если не решены, то почему?


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль