Результат работы методического объединения: рейтинговая оценка

273

Традиционно методическая работа в образовательной организации (далее - ОО) осуществляется в рамках деятельности предметных кафедр или методических объединений (далее - МО). Работа школьных методических объединений является важным фактором управления. Анализ результатов, достигнутых в МО, дает понимание направления деятельности организации. Зачастую результат работы методического объединения определяется согласно количественным показателям различных форм работы. Можно выделить следующие формы и виды деятельности МО:

  • планирование и организация образовательного процесса (посещение уроков руководителем МО, взаимопосещение уроков и т. п.);
  • представление педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, выступление на МО, участие в конкурсах профессионального мастерства и др.);
  • работа с учащимися (мероприятия в рамках внеурочной деятельности, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели).

Работа школьных методических объединений: анализ результатов

Результат работы методического объединения рассматривается по следующим критериям: квалификация учителей; результативность участия в конкурсах профессионального мастерства (призовые места); публикации. По завершении учебного года руководители МО готовят аналитические отчеты, в которых в т. ч. содержатся количественные данные о работе школьных методических объединений, проведенной в МО, и ее результативности. На основе полученных данных заместитель директора, курирующий методическую работу в ОО, проводит общий анализ достигнутых результатов. Можно провести анализ результатов, используя рейтинговую оценку качества методической работы, реализацию которой рассмотрим на примере конкретных результатов деятельности МО в ОО в 2013/14 уч. г.

Рейтинговая оценка результатов работы методического объединения

1-й шаг. На первом этапе анализа результат работы методического объединения по количественным показателям, реализованным в учебном году, а также достигнутой результативности заносятся в табл. 1. В каждой строке таблицы содержится два значения, первое из которых - количество форм и результатов (абсолютный показатель). Второе значение определяется как отношение количества форм и результатов к количеству членов МО (относительный показатель). Необходимость перевода абсолютных показателей в относительные обусловлена тем, что в состав предметных МО входит разное количество учителей. Перевод показателей позволяет анализировать сопоставимые величины. По графам 8-10 анализируются абсолютные показатели.

Таблица 1

Количественные показатели работы МО

Результат работы методического объединения: рейтинговая оценка

2-й шаг. По каждой графе табл. 1 подсчитывается ранг для всех относительных показателей, учитывая работу школьных методических объединений. При подсчете ранга необходимо соблюдать следующие правила: наибольшему значению начисляется ранг 1, наименьшему - ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений. В нашем примере количество ранжируемых значений - 9 (по количеству МО). В случае, если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой среднее значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны. Рассмотрим применение правил ранжирования на примере графы 10 (табл. 1). Расчеты представлены в табл. 2. Для упрощения процедуры подсчета рангов абсолютные значения расположены в порядке убывания. Также оценить результат работы методического объединения и для подсчета рангов может помочь использование таблицы Microsoft Excel.

Таблица 2

Вычисление рангов по показателю «Аттестация, % учителей высшей квалификационной категории»

Абсолютные значения

Ранг, который получили бы абсолютные значения, если бы не были равны

Формула расчета среднего значения ранга

Среднее значение ранга

90

1

1

83

2

2

80

3

3

63

4

(4 + 5) : 2 = 4,5

4,5

63

5

4,5

57

6

(6 + 7) : 2 = 6,5

6,5

57

7

6,5

50

8

8

30

9

9

3-й шаг. Составляется таблица, в которой фиксируются ранги по выбранным показателям работы МО (табл. 3).

Таблица 3

Ранг МО по видам и результатам работы

Результат работы методического объединения: рейтинговая оценка

4-й шаг. Вычисляется рейтинг МО по видам деятельности и результатам работы (табл. 4).

В основе рейтинговой оценки качества методической работы лежат принципы системного подхода, что позволяет решать проблемы управления качеством методической работы в ОО. Так, общий рейтинг позволяет выявить МО - «лидеры», организационные приемы и формы работы в которых достойны изучения. Этот опыт будет полезен тем руководителям МО, которые оказались в аутсайдерах. Работа школьных методических объединений аналогичным образом анализируется также по отдельным видам деятельности и результатам («Планирование и организация учебного процесса» и т. п., табл. 4).

Таблица 4

Рейтинг МО по видам деятельности и результатам

МО

Планирование и организация учебного процесса

Представление опыта

Работа с учащимися

Результаты работы

Общий рейтинг

1

2

3

4

5

6

Учителей начальных классов: развивающее обучение

3

4

1

2

1

Учителей начальных классов: перспективная начальная школа

7

9

4

9

9

Учителей русского языка и литературы

9

7

7

4

7

Учителей математики, информатики и ИКТ

1

1

6

5

2

Учителей иностранных языков

4

8

4

1

5

Учителей истории, географии

2

3

4

6,5

4

Учителей биологии, физики, химии

5,5

6

8

8

8

Учителей изобразительного искусства, музыки, технологии, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования

8

2

2

3

3

Учителей физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности

5,5

5

9

6,5

6

Результат работы методического объединения, согласно анализу, проведенному на основе рейтинговой оценки качества, представленные на методическом совете ОО, а затем и в МО, становятся весомым мотивирующим фактором для педагогов при планировании форм развития профессиональной компетенции средствами МО. Кроме того, работа школьных методических объединений подразумевает условия для развития сплоченности и творческого потенциала педагогов - членов МО.

Как одно из средств управления качества работы школьных методических объединений может рассматриваться выбор форм и видов деятельности в зависимости от приоритетных задач, решаемых ОО, а также разработка согласованных в педагогическом коллективе нормативов по выбранным формам и видам деятельности, выполнение которых позволит МО получить высокий рейтинг.

Вложенные файлы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль