Развивающая деятельность учителя и реализация психологического подхода

303

Профстандарт педагога: развивающая деятельность учителя

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» 01.01.2015 вводится профессиональный стандарт педагога (далее - Профстандарт педагога). С этого времени он применяется работодателями в управлении персоналом образовательной организации (далее - ОО), при обучении и аттестации педагогов, заключении с ними трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Основная цель профессиональной деятельности педагога - оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам (далее - ООП) в рамках деятельности ОО. Поэтому в Профстандарт педагога включены следующие виды обобщенных трудовых функций:

  • педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП.

В структуре обобщенной трудовой функции, связанной с проектированием и реализацией образовательного процесса, в ОО выделяют следующие трудовые функции:

  • обучающая деятельность (общепедагогическая функция);
  • воспитательная деятельность;
  • развивающая деятельность.

Развивающая деятельность учителя, в структуре обобщенной трудовой функции по проектированию и реализации ООП, занимает особое место наряду с трудовыми функциями по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования и таких модулей, как : «Предметное обучение. Математика», «Предметное обучение. Русский язык». Содержание каждой трудовой функции представлено в тексте Профстандарта педагога как единство следующих составляющих: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики, в том числе и развивающая деятельность учителя.

Трудовая функция «Развивающая деятельность учителя» направлена на индивидуализацию образовательного процесса, применение психолого-педагогических технологий, необходимых для адресной работы с обучающимися, интеграцию работы учителя и педагога-психолога по реализации индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся и т. д. Именно поэтому в трудовую функцию (среди перечня необходимых умений) включен такой пункт, как использование учителем в практике своей работы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего.

Проведем анализ последовательных действий учителя, которые необходимы для осмысления, формулировки и реализации психологического подхода в обучении (например, культурно-исторический подход в образовании, интегрированный в языковое образование). Психологические подходы в образовании в своей деятельности требуют от учителя обладания определенным уровнем развития исследовательских умений:

  • выявлять теоретическую основу психологического подхода;
  • создавать модель реализации подхода в преподавании предметной области и отдельного предмета (или использовать готовую модель, например, культурно-исторический подход в образовании);
  • определять содержание образовательных результатов (компетенций) обучающихся;
  • разрабатывать задания (программу модульного курса, учебно-методические пакеты и т. п.), содержание которых соответствует основным положениям внедряемого подхода, компонентам созданной педагогом модели и представленным в ее структуре образовательным результатам.

Итак, для дальнейшего психологические подходы в образовании могут быть использованы учителем, если тот сможет логически обосновать (например, при подготовке педагогического опыта) возможность и необходимость его внедрения в преподавание предмета и выявить педагогические условия, необходимые для его реализации.

Требование Профстандарта педагога, направленное на реализацию психологических подходов в деятельности учителя, не противоречит другим трудовым функциям педагога, связанным с реализацией федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС). Учитель разрабатывает рабочую программу по предмету на основе ООП, обеспечивает ее выполнение, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в т. ч. по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС. Но кроме знания ФГОС, ООП и рабочей программы по предмету требования Профстандарта педагога предписывают знать современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (необходимые знания; трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»). Таким образом, знания учителя не сводятся автоматически только к знанию ФГОС. В своей деятельности он может реализовать как системно-деятельностный подход (основной в соответствии с требованиями ФГОС), так и компетентностный, культурно-исторический подход в образовании и развивающий. Развивающая деятельность учителя не ограничивает его в выборе технологий в рамках различных подходов, возможности применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также на современные информационные технологии и методики обучения (необходимые умения; трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования»).

Психологические подходы в образовании: обоснование использования 

Психологические подходы в образовании - совокупность способов, приемов в рассмотрении чего-либо или в воздействии на кого-либо, что-либо1.

Обоснование использования психологического подхода в образовании связано с определением основной теории, которая является для него базовой. Поскольку психологические подходы в образовании предлагают иллюстрирование, например, культурно-исторический подход в образовании, то обратимся к основным положениям культурно-исторической теории развития личности (Л.С. Выготский и его последователи).

Основные положения культурно-исторической теории развития личности становятся первым блоком схемы «Теоретические основы культурно-исторического подхода в языковом образовании» (рис. 1). Изучение культурно-исторической теории развития личности приводит к определению личности с позиций многомерности: любой ребенок развивается как носитель социальных ролей и субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого осуществляет преобразование природы, общества и самого себя.

Развивающая деятельность учителя и его личности тождественна культурному развитию, существование личности - это культурное существование2. Поэтому одним из основных результатов обучения является вхождение обучающегося в определенное культурное пространство. Присвоение обучающимся социокультурного опыта - это особый способ развития не только психики человека, но и объективно-исторический способ развития культуры, т. к. ребенок, осваивая определенный опыт в процессе взросления, изменяет культурное пространство3. Основной фактор подобного изменения - творческая активность человека4.

Положения культурно-исторического подхода, которые проектируются на основании вывода о многомерности личности, следующие:

  • обучение - это процесс культурного творчества;
  • учащемуся в процессе обучения необходимо перейти от режима усвоения культурных образцов к режиму овладения ими.

Вторым блоком схемы (рис. 1) является классификация исторически обусловленных реальностей существования человека и основных характеристик реальностей культуры, с которой он взаимодействует.

Центральным моментом культурного развития личности становится формирование мировоззрения и картины мира. Под влиянием социальных воздействий формируются культурные психические процессы - высшие психические функции (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, воля, чувства и т. п.). Основное отличие их формирования - знаковая опосредованность - изменение природы и структуры психического процесса через знак как компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением.

Культура концентрируется в знаково-символической форме как коллективное и исторически обусловленное явление. Развивающая деятельность учителя для понимания закономерностей развития человека следует определить пространство человеческой культуры: реальность предметного мира; образно-знаковых систем; социального пространства; природная реальность. Например, реальность предметного мира - это предметы и отношение к ним. На развитие культуры влияет новое поколение вещей, замещающее природные функции организма (электронная записная книжка - память) и создающее иные условия жизни (сеть Интернет - преодоление пространства).

Особое место отводится знаково-символическим системам. Любой знак, особенно языковой, имеет личностный смысл для человека, т. к. представляет собой и орудие общения, и средство познания. Поэтому еще одно положение культурно-исторического подхода в образовании в языковом образовании является необходимость помочь обучающемуся осознать себя носителем определенной культуры и осознать пространство (в т. ч. знаково-символическое) национальной культуры на современном этапе существования.

Определение «культурно-исторический подход в образовании» состоит из двух компонентов: включает процесс культурной идентификации обучающегося и определяет взаимодействие с исторически обусловленными реальностями культуры. Современный тип культуры отличается от всех предыдущих типов колоссальным усилением роли информационного обмена в социокультурных процессах и определяется как информационный. Поэтому главными для обучающегося становится способность работать с информацией на русском языке как родном и неродном, на иностранных языках, на языке учебного предмета и применять информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) для трансляции этой информации.

Третьим блоком схемы «Теоретические основы культурно-исторического подхода в языковом образовании» (рис. 1) является концепция культурно-исторического типа школы и основные характеристики деятельности в процессе усвоения культуры6, на которых строится развивающая деятельность учителя. В современном социуме человеку необходимо «находить себя» одновременно в различных видах деятельности: он функционирует в условиях разных социальных отношений и включается в разные (или противоположные) виды деятельности. Эффективность подобного многомерного функционирования будет зависеть от того, в какой мере человек способен не к одному конкретному виду деятельности, а к различным; понимает принципы жизнедеятельности разных социальных общностей и может (исходя из этого понимания) координировать типы своей деятельности и поведение одновременно в различных социальных общностях. Культурно-исторический подход дает возможность педагогу организовать процесс интеграции обучающегося в культуру, в рамках которой протекает его жизнедеятельность, для дальнейшего свободного, самостоятельного и ответственного выбора своего места в жизни. Именно это и позволяет учащемуся находить себя в различных видах деятельности, функционировать в условиях разных социальных отношений.

В рамках культурно-исторического подхода целесообразно рассматривать вопросы языкового образования, т. к. присвоение культуры возможно в процессе освоения языка, а оценка личности и деятельности личности с позиций многомерности возможна тогда, когда данная личность интегрирована в культуру. Поэтому основными понятиями, через которые определена сущность культурно-исторического подхода, становятся «Личность», «Культура» и «Язык» (как деятельность) (рис. 1).

Развивающая деятельность учителя и реализация психологического подхода

Рис. 1. Теоретические основы культурно-исторического подхода в языковом образовании

Психологические подходы в образовании: модель реализации (на примере культурно-исторического предмета)

Чтобы реализовать культурно-исторический подход в языковом образовании, развивающая деятельность учителя требует от него разработки модели культурно-исторического подхода в языковом образовании и простроения системы определенных ориентиров.

«Ориентир» определяется как избранная цель в жизни, поведении.

«Модель» чаще всего определяется как образ, аналог (изображение, схема) какого-либо процесса, объекта, явления7.

Предлагаемая модель включает (кроме трех основных блоков) три компонента: целевой, содержательный и организационный (рис. 2). Модель культурно-исторического подхода в языковом образовании - это путь взаимодействия педагога и учащегося, поэтому в ее структуре представлены следующие цели подобного взаимодействия:

  • многомерное развитие личности учащегося в процессе интеграции в культуру;
  • осознание самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте;
  • развитие умения работать с функционирующими в данной культуре техническими и семиотическими артефактами, т. е. работать с информацией (на русском как родном, как неродном языке, на иностранных языках и языке учебного предмета).

В содержательный компонент модели включены три блока: «Личность», «Культура» и «Язык (как деятельность)». «Личность» понимается как постоянное самоопределение человека в реальном мире, регулирующее познавательные процессы, поступки, переживания и др.; «Культура» – это указатель оптимального способа действий в мире и границ, влияющих на выбор этого

оптимального способа; «Язык» рассматривается как система значений, отражающая качества и свойства реального мира, средство диалога между миром и личностью8. В качестве такого средства диалога выступает информационная деятельность, обслуживающая другие виды деятельности9.

С блоком «Личность» связан аксиологический (ценностный) компонент:

  • осознание учащимся себя носителем информационного типа культуры с базовым национальным компонентом;
  • смысловое отношение к культуре, осознание самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте.

С блоком «Культура» связан информационно-целевой компонент:

  • представление о доминирующем типе и реальностях культуры;
  • знаниях, формирующих языковую картину мира;
  • знаниях и умениях, обеспечивающих коммуникацию с представителями других культур.

С блоком «Язык» объединен коммуникативно-деятельностный компонент, который ориентирован:

  • на многомерное развитие деятельности, поиск информации для решения задачи;
  • способность работать с информацией (на русском как родном, как неродном языке, иностранных языках, языке учебного предмета);
  • развитие речевой деятельности в других видах деятельности (интеграция с учебной, игровой, познавательной).

Организационный компонент включает условия, обеспечивающие осуществление деятельности по сбору, обработке информации, ее представления с помощью различных элементов образно-знаковых систем и средств ИКТ, т. е. информационно-коммуникативную среду. Средством реализации модели выступает модульный курс10, а способом реализации - медиаобразовательный проект.

Психологические подходы в образовании - это формулирование основных положений и последующая разработка модели его реализации - сложная и трудоемкая деятельность для учителя (как и внедрение уже готовой модели и достижение образовательных результатов, которые проектировались в ее структуре). Поэтому возможны некоторые варианты определения образовательных результатов в структуре модели. Компонент модели, который поясняет, какой результат получат после реализации модели учитель, обязателен. Название и содержание образовательных результатов (или компетенций) учитель может выбрать так, как считает необходимым. Самый простой вариант - определение образовательных результатов внедрения культурно-исторического подхода в языковое образование в соответствии с требованиями ФГОС на примере основного общего образования (табл. 1).

Таблица 1

Культурно-исторический подход в образовании в языковом образовании в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: результаты внедрения

Образовательный результат в соответствии с ФГОС основного общего образования

Компонент модели реализации культурно-исторического подхода в языковом образовании

1

2

Личностные результаты освоения ООП

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

1-й блок «Личность». Аксиологический компонент

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и всего мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Метапредметные результаты освоения ООП

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение. Развивающая деятельность учителя, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность.

Владение устной и письменной, монологической контекстной речью

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

1-й блок «Личность». Аксиологический компонент.

3-й блок «Язык». Коммуникативнодеятельностный компонент

Предметные результаты освоения ООП. Русский язык

Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и (или) родного языков

1-й блок «Личность». Аксиологический компонент

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию - развивающая деятельность учителя.

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность

1-й блок «Личность». Аксиологический компонент

Предметные результаты освоения ООП. Иностранный язык. Второй иностранный язык

Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности

2-й блок «Культура». Информационно-целевой компонент

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; обогащение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.

Достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в т. ч. на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго (третьего) иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях

3-й блок «Язык». Коммуникативно-деятельностный компонент

Другой вариант определения результатов внедрения модели культурно-исторического подхода в языковом образовании связан с анализом существующих требований федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФКГОС) и требований ФГОС к образовательным результатам, а также основных положений компетентностного подхода и классификаций различных компетенций. Например, культурно-исторический подход в образовании целью реализации может использовать формирование у обучающихся информационно-коммуникативной компетенции как показателя владения учащимися основами информационной культуры (на примере 5-9-х классов):

  • культуры устной и письменной речи;
  • навыками использования различных образно-знаковых систем (языковых и неязыковых) в различных сферах и ситуациях общения, в т. ч. для получения, переработки и трансляции информации о национально-культурных особенностях своей страны (других стран при изучении иностранных языков).

В структуру информационно-коммуникативной деятельности могут быть включены три компонента: социокультурный, информационный и коммуникативный. Социокультурный компонент соответствует аксиологическому компоненту модели реализации культурно-исторического подхода в языковом образовании, информационный - информационно-целевому, коммуникативный - коммуникативно-деятельностному (рис. 2). Уровни сформированности компонентов информационно-коммуникативной компетенции учащихся 5-9-х классов отражены в табл. 2.

Таким образом, оценивая возможности реализации психологического подхода в образовании и практике работы учителя как требования Профстандарта педагога и профессионального стандарта педагога-психолога в 2016 году, предлагаем один из способов его реализации непосредственно в обучении на примере внедрения культурно-исторического подхода в языковое образование.

Развивающая деятельность учителя и реализация психологического подхода

Рис. 2. Модель культурно-исторического подхода в языковом образовании

Таблица 2

Компоненты и показатели информационно-коммуникативной компетенции учащихся 5-9-х классов

Компонент

Показатели компетенции учащихся

1

2

Начальный уровень (выпускник начальных классов)

Коммуникативный

У учащегося развиты навыки диалогической речи (выстраивает диалоги по заданной тематике, не допускает повтора слов в диалоге, не использует однословные предложения) и монологической речи (делит текст на части, раскрывает все микротемы, выстраивает логические связи, использует грамотно построенные сложные предложения).

Учащийся владеет такими видами речевой деятельности, как:

  • слушание (осознает цели и ситуацию устного общения, понимает на слух информацию, содержащуюся в тексте, может определить основную мысль текста и передать содержание текста по вопросам);
  • говорение (выбирает языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, практически владеет монологической и диалогической формой устной речи, строит высказывание в соответствии с учебной задачей, т. е. описание, повествование, рассуждение, умеет начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание);
  • чтение (понимает прочитанный текст, владеет методом выборочного чтения с целью нахождения учебного материала, формулирует выводы, анализирует структуру текста);
  • письмо (владеет письменным изложением содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное), создает собственные тексты по интересной для него тематике)

Социокультурный

Учащийся может:

  • определить сферу своих интересов в области истории и культуры; назвать отдельные исторические эпохи и открытия, играющие роль для развития культуры, сделанные в это время;
  • описать несколькими фразами или словосочетаниями вклад культуры своей родной страны в развитие мировой культуры, определить главные факты истории своей страны (например, героические победы в истории Великой Отечественной войны);
  • определить, что значит быть гражданином России, рассказать историю государственных символов, дать их описание;
  • изложить информацию о культурных достопримечательностях своей страны;
  • определить сферу интересов в области культуры других стран

Информационный

Учащийся с целью представления информации, полученной во время обучения различным предметам, осуществляет:

  • поиск информации по ключевым словам, в т. ч. с использованием компьютера;
  • сохранение информации на компьютере;
  • работу с простыми информационными объектами, такими как текст, таблица, рисунок (преобразование, сохранение или удаление)

Основной уровень (выпускник 8-9-х классов)

Коммуникативный

У учащегося отмечается развитие умения речевого общения (знает разновидности речевого общения, сферы речевого общения, ситуации, условия, прогнозирует успешность речевого общения) и развитие следующих видов речевой деятельности:

  • чтение (овладение разными видами чтения, приемами работы с информационными источниками);
  • аудирование (понимание коммуникативных целей говорящего, восприятие на слух информации разных по стилю текстов, установление смысловых частей текста);
  • говорение (продуцирование устных монологических высказываний на различные темы, участие в диалогах различных видов);
  • письмо (адекватная передача прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости, создание собственных письменных текстов на актуальные темы).

Отмечается развитие умения создавать текст разных типов речи и стилей (смысловая и композиционная цельность, анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения; способность информационной переработки текста, создание плана, конспекта, аннотации, выбор схем и таблиц, отражающих основное содержание текста)

Социокультурный

Учащийся:

  • четко определяет свою сферу интересов в изучении культуры и истории России и других стран;
  • составляет текст о культурном вкладе своей страны в развитие мировой культуры (определяет стиль или направление в искусстве, называет имена основных представителей этого стиля или направления и произведения, созданные в рамках этого направления), о роли другой страны в развитии направлений культуры;
  • анализирует информацию о каком-либо историческом событии, знает имена исторических лиц, оказавших влияние на развитие культуры России, определяет вклад названных деятелей в развитие культуры и истории государства;
  • знает государственные символы РФ, их историю;
  • составляет текст о достопримечательностях своей страны, других стран, о культурных особенностях и традициях региона (города)

Информационный

Учащийся систематически использует ИКТ в обучении, представляет учебный материал с помощью различных знаковых систем:

  • создает текст посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, работает с фрагментами текста (страница, абзац, ссылка, заголовок, оглавление);
  • планирует работу над текстом в электронном виде; работает с деловой перепиской, учебной публикацией (доклад, реферат);
  • представляет результаты изучения определенного раздела или темы учебной программы в виде публикации, презентации, сайта (по выбору)

Развивающая деятельность учитлея предполагает, что он четко должен понимать, какие теоретические основы имеет культурно-исторический подход в образовании, основные характеристики развития личности (многомерность, обладание множеством социальных ролей, выбор жизненного пути, преобразование природы, общества и себя и др.), характеристики реальностей культуры (предметный мир, образно-знаковые системы, природная реальность, социальное пространство), основные характеристики развития деятельности (многомерность, нахождение себя в различных видах деятельности, функционирование в условиях разных социальных отношений). Опираясь на основные положения психологического подхода, учитель может проектировать модель его реализации в преподавании предмета и образовательные результаты (или воспользоваться готовой моделью).

_____________________

1Большой толковый словарь рус. яз. / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2009. - Примеч. авт.

2Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 2. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2002. С. 160-164. - Примеч. авт.

3Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 2. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2002. С. 345-385. - Примеч. авт.

4Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 2. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2002. С. 95–128. – Примеч. авт.

5Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2о0б. - Примеч. авт.

6Рубцов В.В.Основы социально-генетической психологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - Примеч. авт.

7Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова в 4 т. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1940. – Примеч. авт.

8Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – Примеч. авт.

9Горлова Н.А. Педагогика личности. М.: МГПУ, 2004. – Примеч. авт.

10О возможном применении модульного курса подробнее см.: Горлова Н.А., Медведева Ю.В. Социокультурные медиаобразовательные проекты на уроках русского языка // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 2. С. 58; Медведева Ю.В. Культурно-исторический подход в языковом образовании учащихся // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 4. С. 136. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль