Проект «Спортивно-ориентированное физическое образование» - воспитание физической культуры учащихся

116

М.А. Дюжикова, учитель физической культуры МБОУ «СОШ№ 28», г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Спортивно-ориентированное образование является одним из приоритетных направлений работы МБОУ «СОШ № 28» (далее - СОШ № 28). Поэтому администрация и педагогический коллектив СОШ № 28 реализуют управленческий проект «Спортивно-ориентированное физическое образование как одно из приоритетных направлений деятельности образовательной организации» (далее - Проект), определяющий стратегические и тактические цели и задачи, последовательность и содержание этапов предпрофильного и профильного обучения учащихся по специальности «Физическая культура и спорт». Содержание Проекта базируется на изучении образовательных запросов и потребностей учащихся, их индивидуальных способностей и склонностей в области физической культуры и спорта. В рамках Проекта педагогическим коллективом СОШ № 28 подготовлена программа «Предпрофильное и профильное обучение по специальности “Физическая культура”»1.

СОШ № 28 основана в 1976 г. С момента ее открытия педагогическим коллективом было обеспечено функционирование множества различных спортивных секций. Ее выпускниками стали: олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике Л. Нурутдинова, участник Олимпийских игр в Афинах 2004 г по плаванию А. Зацепин, член сборной России по спортивной гимнастике Л. Габдрахманова, призеры первенства мира и Европы по акробатике Е. Цыбулькина, А. Плоскова, Д. Вихрянова.

Воспитание физической культуры учащихся в рамках проект учителей физкультуры

Учителя физической культуры, работающие в настоящее время, были выпускниками СОШ № 28. Воспитание физической культуры учащихся способствует тому, что каждый год выпускники становятся студентами Набережночелнинского филиала ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (далее - ГАФКСиТ).

Проект «Спортивно-ориентированное физическое образование как одно из приоритетных направлений деятельности образовательной организации» был представлен на II Набережночелнинском образовательном форуме и стал победителем в номинации «Лучшие инновационные образовательные идеи для г. Набережные Челны».

Предполагается несколько этапов реализации Проекта (табл. 1.)

Таблица 1

Воспитание физической культуры учащихся: этапы реализации Проекта

Этап реализации

Класс

Цель

Уровень профильной направленности

Познавательный

1-4

Совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической культуры учащегося

Подготовка к предпрофильному обучению

Поисково-зондирующий

5-7

Воспитание физической культуры учащихся, формирование интереса учащихся к физкультурно-спортивной деятельности, осознанного выбора ее как средства организации активного отдыха и досуга

Предпрофильное обучение, открытие специализированных классов

Профессионально-ориентирующий

8-9

Побуждение учащихся к реальной оценке своих возможностей и достижений, выбору направления физкультурно-спортивной деятельности

Предпрофильное обучение

Профессионально-адаптационный

10-11

Обеспечение условий для рационального сочетания учебы и учебно-тренировочного процесса

Профильное обучение

Воспитание физической культуры учащихся: познавательный этап

Познавательный этап - это первый этап реализации Проекта, рассчитанный на учащихся 1-4-х классов. Воспитание физической культуры учащихся учителями физической культуры СОШ № 28 предусматривает программа «Начальный этап спортивно-ориентированного физического образования». Основная идея программы состоит в том, что реализация уровень физической подготовленности учащихся проходит не за счет увеличения объема и интенсивности нагрузки на занятиях, а за счет ее включения в каждодневные занятия физической культурой и спортом.

В 2005 г. открылся спортивно-оздоровительный класс. Набор обучающихся проводился на основании заявлений их родителей (законных представителей). Обучение в таком классе не предполагает обязательного достижения обучающимися высоких спортивных результатов. Контингент учащихся неоднородный, некоторые из них имели достаточно выраженные отклонения от нормы в психическом и физическом развитии. Для эффективной организации работы спортивно-оздоровительного класса очень важна деятельность не только администрации СОШ № 28 и учителей физической культуры, но и учителя начальных классов, особенно в таких направлениях, как организация второго питания, контроль посещения учащимися тренировок, воспитание физической культуры учащихся. Именно учитель начальных классов, как классный руководитель, являлся связующим звеном между тренерами и родителями. На родительских собраниях совместно решались возникающие вопросы, проблемы информирования родителей (законных представителей) обучающихся. Например, предлагались комплексы упражнений, с которыми учащиеся знакомились на уроках и могли бы повторять их вместе с родителями дома; проводилось анкетирование родителей (законных представителей) первоклассников (приложение 1) на основе анкет, составленных студентами ГАФКСиТ. Обработка анкет помогла педагогическому коллективу выявить степень ответственности родителей (законных представителей) за здоровье каждого ребенка. Также было проведено анкетирование учащихся 1-х классов (приложение 2).

Виды спорта для реализации в рамках программы «Начальный этап спортивно-ориентированного физического образования» учителями физической культуры выбраны не случайно. В СОШ № 28 работают тренеры МАОУ ДОД «ДЮСШ № 10» по баскетболу и карате-до, а также тренер шахматного клуба.

Настольный теннис и бадминтон ведут учителя физической культуры, поддерживая воспитание физической культуры учащихся. Все занятия бесплатные, проводятся после уроков на территории СОШ № 28 (табл. 2).

Таблица 2

Занятия учащихся 1-4-х классов по программе «Начальный этап спортивно-ориентированного физического образования»

Класс

I полугодие

II полугодие

1

• Баскетбол.
• Карате-до

• Баскетбол.
• Настольный теннис

2

• Баскетбол.
• Настольный теннис

• Баскетбол.
• Карате-до

3

• Баскетбол.
• Шахматы.
• Бадминтон

• Баскетбол.
• Шахматы.
• Бадминтон

4

Свободный выбор вида спорта обучающимися для занятий в течение года

Тренировки посещает весь класс в обязательном порядке. Понедельник, среда, пятница - баскетбол; вторник, четверг - карате-до. Для учащихся 1-2-х классов продолжительность занятий составляет от 40 до 60 мин, 3-4-го классов - до 90 мин. Воспитание физической культуры учащихся включает занятия планивание, которые в октябре и апреле проходят в спортивном комплексе на договорной основе, но стоимость посещения ниже, чем для других образовательных организаций (далее - ОО). Виды спорта могут быть выбраны в зависимости от территориально-климатических условий или видов, которые культивируются в регионе. Большое значение имеет месторасположение ОО, ее удаленность от спортивных объектов.

Результаты реализации первого этапа Проекта:

  • снижение количества болеющих обучающихся (показатель для экспериментального класса - 13,7 чел./день, контрольного класса - 27,1 чел./день);
  • сокращение времени выздоровления заболевших учащихся;
  • расширение объема предметных знаний по физической культуре;
  • воспитание физической культуры учащихся.

Для реализации Проекта на первом этапе также была составлена и внедрена программа «Детский фитнес на начальном этапе обучения физической культуре» (на основе программы «Начальный этап спортивно-ориентированного физического образования»). В ее содержание включены:

  • оздоровительная йога;
  • упражнения на фитболах;
  • упражнения на степ-платформах;
  • танцевальные упражнения;
  • скандинавская ходьба;
  • упражнения с подручным материалом (шарфами, игрушками и т. д.).

Занятия проводились учителями физической культуры СОШ № 28. Большинство уроков (если позволяли погодные условия) прошли на свежем воздухе.

Воспитание физической культуры учащихся: поисково-зондирующий этап

Поисково-зондирующий этап - второй этап реализации Проекта, в котором задействованы 5-7-е классы. С целью реализации этого этапа администрацией СОШ № 28 был открыт специализированный спортивный класс. Он сформирован из обучающихся спортивных ОО и учащихся СОШ № 28, которые занимались по программам «Начальный этап спортивно-ориентированного физического образования» и «Детский фитнес на начальном этапе обучения физической культуре» и решили продолжить занятия спортом. Для вновь набранного 5-го класса создаются специальные условия: организуется второе горячее питание (оплачивают родители или законные представители учащихся), учебное расписание составляется в соответствии с графиком тренировок. Например, после первой тренировки 5-е и 6-е классы начинают учиться с третьего урока (в 10.30), а 7-е и 8-е классы приходят ко второму уроку (в 9.30). В классах оборудована школьная раздевалка, где учащиеся могут оставить школьную форму, в которую переодеваются, приходя на учебные занятия. После уроков обучающиеся обедают и идут на вторую тренировку. При этом следует обратить внимание на то, что учебную программу по предмету «Физическая культура» учащиеся спортивных классов изучают полностью. Это помогает спортсменам в пределах программы по учебному предмету познакомиться с теорией и практикой других видов спорта.

Воспитание физической культуры учащихся: профессионально-ориентирующий этап

Профессионально-ориентирующий этап (третий в Проекте), ориентирован на продолжение профилизации обучающихся 8-9-х классов в области спортивно-ориентированного образования и направлен на обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося с целью максимально эффективного освоения ценностей физической культуры и спорта (с учетом задатков, способностей, потребностей и интересов), повышение уровня физического развития, воспитание физической культуры учащихся.

В этот период педагогический коллектив СОШ № 28 начинает активно привлекать учащихся к дополнительным формам занятий: организации и проведению соревнований и внеклассных мероприятий. Обучающиеся принимают участие в разработке положений соревнований и их судействе. Особенно им нравится фестиваль «ДРОЗД - Дети России Образованны и Здоровы», т. к. спортсмены сами судят эти соревнования, помогают младшим в подготовке к программе соревнований. Фестиваль проходит по примеру Всероссийского фестиваля, в который входят спортивные состязания, конкурс «За чистоту русского языка» и творческий конкурс (выступление на сцене на заданную тему: «Универсиада-2013», «Сочи-2014», песни, танцы, стихи). Поэтому у обучающихся повышается не только уровень физического развития и уровень физической подготовленности учащихся, но и уровень социализации личности (коммуникативная компетентность, умение организовать работу в группе, лидерские качества, конкурентоспособность и др.).

Обучающиеся проходят судейскую практику на городских соревнованиях по избранному виду спорта, участвуют в городской спартакиаде среди ОО, выезжают в составе команды на Всероссийские соревнования «ДРОЗД» и «Спортивная смена России», занимаясь повышением уровень физической подготовленности учащихся.

Воспитание физической культуры учащихся: профессионально-адаптационный этап

В профессионально-адаптационном (четвертом этапе реализации Проекта) участвуют педагоги и обучающиеся 10-11-х классов, стремясь к высоким показателям уровень физической подготовленности учащихся. Переходя в старшие классы, учащиеся, занимающиеся в спортивных ОО, уже имеют высокие спортивные разряды, являются членами сборных команд города, республики, страны. Поэтому основанием для разработки содержания обучения является целенаправленное приобретение учащимися практического опыта в профессиональной деятельности (введение в специальность), овладение знаниями и способами ее организации, создание условий для активного самопознания и соотнесение знаний о себе с практикой избираемой профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Педагогический коллектив СОШ № 28 сотрудничает с ГАФКСиТ и колледжем физической культуры (в структуре ГАФКСиТ). Поэтому много внимания уделяется профориентационной работе. Учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, проводимых ГАФКСиТ, соревнованиях среди ссузов и вузов, посещают дни открытых дверей, привлекаются к проведению уроков физической культуры и внеклассных мероприятий. Многие интересующие вопросы ученики могут задать студентам, которые проходят педагогическую и тренерскую практику на базе СОШ № 28. Ежегодно около 10-13 выпускников СОШ № 28 становятся студентами ГАФКСиТ, по окончании вуза многие из них связывают свою трудовую деятельность со спортом, туризмом, образованием.

Приложение 1

Анкета для родителей (законных представителей) обучающихся для выявления направлений деятельности по сохранению и развитию здоровья ребенка

Дата заполнения ____________________________________

Ф. И. О. отца ________________________________________

Ф. И. О. матери ______________________________________

Ф. И. ребенка (детей) _________________________________

Возраст ребенка (детей) ______________________________

___________________________________________________

1. Сведения о родителях:

Возраст (отец) _________________ (мать) ________________

Образование (отец) ______________(мать) _______________

2. Занимались ли вы в каких-либо спортивных секциях, если «да», то в каком виде спорта и какие у вас достижения?

___________________________________________________

3. Занимаетесь ли вы в настоящее время поддержанием здоровья на должном уровне?

___________________________________________________

4. Как вы оцениваете свою информированность о здоровом образе жизни?

  • положительно;
  • считаю, что знаний недостаточно;
  • неудовлетворительно.

5. Кто из участников воспитательного процесса должен играть основную роль в оздоровительной работе с обучающимися? (Проставьте цифры в порядке убывания):

___ родители;

___ сами учащиеся;

___ медицинские работники;

___ педиатры;

___ учителя.

6. В воспитании важнее:

  • относиться к ребенку с достаточной любовью;
  • выработать нужные привычки и отношение к жизни.

7. Объясняете ли вы своему ребенку влияние различных факторов на состояние здоровья?

  • нет, подрастет, сам поймет;
  • да, когда есть время;
  • да, чем раньше поймет, тем лучше для него.

8. Где воспитывался ребенок до поступления в школу?

  • в детском саду;
  • дома (подчеркнуть): с мамой, бабушкой, няней.

9. Уделялось ли должное внимание физической культуре до поступления в школу?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

10. Что вас побудило отдать ребенка в класс спортивно-оздоровительной направленности?

  • укрепить и сохранить здоровье;
  • занять его свободное время;
  • вырастить великого спортсмена;
  • не знаю;
  • другие варианты


    ______________________________________________

11. Наблюдаете ли вы какие-либо изменения в состоянии ребенка, связанные с занятиями физической культурой?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

12. Нравится ли вашему ребенку уроки физической культуры? (Напишите, пожалуйста, что нравится, а что не нравится)

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

13. Чем занимается ребенок в свободное время?

  • гуляет
  • смотрит телевизор или сидит за компьютером;
  • играет дома.

14. Есть ли у вас дома спортивный инвентарь?

  • домашний спортивный комплекс;
  • другое (подчеркнуть): санки, коньки, лыжи, гантели, обруч, скакалки, мяч;
  • нет.

15. Используете ли вы его по назначению?

  • постоянно;
  • по выходным;
  • очень редко;
  • нет.

16. Кем вашему ребенку интереснее быть в игре?

  • командиром;
  • тренером;
  • игроком.

17. При выполнении задания ваш ребенок удовлетворен только тогда, когда должное внимание будет уделено всем мелочам?

  • да;
  • не уверен;
  • нет.

18. Ребенок поддерживает порядок в своей комнате, его вещи всегда лежат на своих местах?

  • да;
  • очень редко;
  • нет.

19. Ребенок предпочитает заниматься самостоятельно каким-либо делом или со взрослыми?

  • да;
  • не уверен;
  • нет.

20. Если правильно выполненное задание останется не замеченным окружающими, что сделает ваш ребенок:

  • смирится с этим;
  • даст о себе знать, обратит на себя внимание.

21. В качестве кого вы с ребенком посещаете спортивные мероприятия, праздники?

  • участника;
  • зрителя;
  • не посещаем.

22. Вы совершаете туристические походы или длительные (5-6 ч) прогулки в лес с ребенком в выходные дни?

  • да;
  • нет.

23. Посещаете ли вы с ребенком бассейн, баню (сауну)?

  • да;
  • нет.

24. Какие средства воздействия на здоровье и физическое состояние чаще всего вы используете?

  • массаж;
  • закаливающие процедуры;
  • диеты, раздельное питание;
  • лекарства;
  • физические упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • другие варианты


    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

25. Что ребенок сам предпринимает для поддержания своего здоровья?.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

26. Как вы считаете, нужно ли формировать ответственность за личное здоровье у детей и с какого возраста?

___________________________________________________

___________________________________________________

27. Ребенок имеет отдельную комнату или школьный уголок?

  • да;
  • нет.

28. Есть ли у вас хронические заболевания (мать) _____ (отец) _____

Какие?

___________________________________________________

29. Есть ли у вашего ребенка хронические заболевания? _______

Какие?

___________________________________________________

30. Как часто ваш ребенок болеет простудными заболеваниями (примерно сколько раз в год)?

___________________________________________________

Какая продолжительность? _____________________________

31. Что бы вы могли порекомендовать в целях улучшения спортивно-оздоровительной работы на занятиях физической культурой в школе?

___________________________________________________

32. Как вы можете оценить учебные занятия по физической культуре, проводимые в школе? Что вам нравится, а что не нравится?

___________________________________________________

___________________________________________________

Приложение 2

Анкета для учащегося 1-го класса

1. Что тебе приносит радость?

  • когда твоя семья здорова и счастлива;
  • когда у тебя много разных игрушек и сладостей.

2. Что ты чувствуешь на уроках физической культуры?

  • радость;
  • скуку.

3. Что ты делаешь в свободное от учебы время?

  • стараешься провести время в движении (идешь гулять, выполняешь упражнения);
  • лежишь на диване, читаешь, смотришь телевизор или играешь на компьютере.

4. Кем тебе интереснее быть в игре?

  • командиром;
  • игроком.

5. Ты поддерживаешь порядок в своей комнате, твои вещи всегда лежат на своих местах?

  • да;
  • нет.

6. Отметь самого чистюлю-зверька цифрой 5, а самого неряху-зверушку цифрой 1.

Проект «Спортивно-ориентированное физическое образование» - воспитание физической культуры учащихся

А теперь обозначь «крестиком», рядом с каким зверьком стоишь ты.

7. Отметь самого сильного животного цифрой 5, а самого слабенького - цифрой 1.

Проект «Спортивно-ориентированное физическое образование» - воспитание физической культуры учащихся

А теперь обозначь «крестиком», рядом с каким животным стоишь ты.

8. Я иногда не выполняю поручение, потому что:

  • я не всегда организованный;
  • задание было очень трудным.

9. Я иногда забываю спортивную форму дома, потому что:

  • я забывчивый и не положил сам;
  • мне никто не напомнил, мама не собрала.

10. Я плохо вел себя на уроке физкультуры, потому что:

  • я не всегда дисциплинирован;
  • урок был неинтересный, было скучно.

11. Как ты думаешь - болеть и лежать с температурой?

  • плохо;
  • хорошо.

12. Что можно сделать, чтобы не болеть?

  • закаляться;
  • соблюдать режим дня;
  • быть на свежем воздухе;
  • есть больше фруктов, овощей, пить сок;
  • одеваться теплее;
  • чаще отдыхать;
  • сидеть дома;
  • есть больше конфет, чипсов, пирожков, пить лимонад.

___________________

1Основой для разработки программы послужили практико-ориентированные методические материалы (рабочие программы, система упражнений и т. п.) А.П. Матвеева. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль