Проведение Всероссийской олимпиады школьников и подготовка учащихся (на примере города Москвы)

300

Традиционно олимпиада (как вид совместной деятельности ученика и учителя) была средством выявления одаренных в данной предметной области обучающихся. В последние годы стремительно растет количество участников олимпиад различной направленности, в т. ч. и гуманитарного цикла. Массовость вошла в противоречие с элитарностью, поэтому олимпиада в значительной степени стала средством поощрения одаренных детей (дипломы, грамоты, льготы при поступлении в вуз). Чтобы такая одаренность по-настоящему оправдывала свое название, ее нужно развивать. Необходима квалифицированная и интересная система подготовки мотивированных обучающихся к олимпиадным испытаниям. К сожалению, не каждый учитель русского языка и литературы может найти время и силы для того, чтобы регулярно заниматься с учащимися, мотивированными изучать предмет на углубленном уровне.

Проведение Всероссийской олимпиады школьников ( ВсОШ) начиная с 2009 г. выстроено по структурной вертикали из четырех этапов: школьный, муниципальный (ранее в Москве - окружной), региональный и заключительный (всероссийский). Проведение Всероссийской олимпиады школьников следует Порядку ВсОШ (утв. приказом Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1252), участие в каждом следующем этапе возможно лишь при условии победы в предыдущем. Таким образом, в региональном этапе участвуют победители и призеры муниципального этапа текущего года, а также победители и призеры регионального этапа прошлого года.

С 2013 г. подготовкой к различным этапам проведения Всероссийской олимпиады школьников в г. Москве занимается специально созданный Департаментом образования г. Москвы ГБОУ «Центр педагогического мастерства» (далее - ЦПМ). На базе ЦПМ работает Школа юного филолога (далее - ШЮФ), в рамках которой организована система подготовительных курсов к олимпиадам и конкурсам различных уровней. Цели обучения в ШЮФ:

Для потенциальных участников олимпиад предусмотрено:

  • чтение лекций и проведение семинаров по углубленному изучению предметов гуманитарного цикла (русский язык, литература (древнерусская, русская, зарубежная), латинский язык), развитие межпредметных связей с историей, иностранными языками, мировой художественной культурой;
  • проведение практических занятий по разборам олимпиадных заданий (в т. ч. онлайн-разборы заданий в рамках работы профильных семинаров);
  • осуществление научного руководства учащихся по избранной ими теме учебно-исследовательских работ;
  • проведение отдельных консультаций по решению задания Всероссийской олимпиады по литературе;
  • организация экскурсионных мероприятий в целях повышения общей культуры обучающихся.

Принципиальные отличия занятий в ШЮФ от учебных - индивидуальный, углубленный и нестандартный подход к изучению предметов гуманитарного цикла, нетрадиционная подача материала, применение научных методов современной филологии. Занятия в ШЮФ рассчитаны на обучающихся, ориентированных на выбор будущей профессии, связанной с гуманитарными науками и искусством. Поэтому их ведут в основном преподаватели вузов и сотрудники научных институтов, имеющие многолетнюю вузовскую практику и опыт преподавания предметов в общеобразовательных организациях.

Проведение Всероссийской олимпиады школьников: задания школьного этапа

Задания Всероссийской олимпиады по литературе постоянно модифицируются, меняется их структура, идет поиск новых форм. Именно в этом залог неувядающего интереса к олимпиадам и роста числа участников. Проанализируем некоторые типы заданий.

Проведение Всероссийской олимпиады школьников В 2011/12 уч. г. на школьном этапе предложило участникам комбинированный вариант заданий, отражающий практику заключительного этапа. Обучающиеся не только анализировали текст (что является традиционно основой задания Всероссийской олимпиады по литературе), но и отвечали на вопросы, связанные с историей и теорией литературы. Кроме этого, каждый вариант включал в себя небольшое творческое задание. Подобное изменение формата многим показалось неоправданным усложнением. Действительно, кому-то не хватило времени (как известно, мотивированный учащийся всегда отчасти перфекционист и стремится выполнить задание в полном объеме), кто-то потерял определенное количество баллов из-за отсутствия точных знаний или недостатка творческой составляющей. Тем не менее этот формат заданий позволил более полно оценить знания участника.

Подбор текстов для школьного этапа проведения Всероссийской олимпиады школьников - дело весьма сложное и ответственное. Выбранный текст должен удовлетворять следующим требованиям:

  • быть небольшого объема;
  • не содержать слишком много малоупотребительных, диалектных или придуманных слов (авторских неологизмов);
  • соответствовать психолого-педагогическим требованиям;
  • отвечать требованиям возрастной психологии.

Поэтому школьный этап включал в себя следующие задания Всероссийской олимпиады по литературе для учащихся 5-го класса.

1-е задание. Определите и назовите жанр по текстам или фрагментам текста (табл. 1).

Таблица 1

Оценивание 1-го задания школьного этапа проведения Всероссийской олимпиады школьников в 2011 г.
(учащиеся 5-х классов)

Фрагмент текста

Жанр текста

Количество баллов

Жили в старину старик и старуха. Детей у них не было; одиночество стариков скрашивали пес Онгоро и кот Нэнгоро. Хозяева любили их, как своих детей. Однажды старик пошел на поле, где росли бобы, и увидел там еле живого ужа. Вид у ужа был такой жалкий, что старик подобрал его и отнес домой. Он дал ему кличку Норо.

- Ну вот, наша семья и увеличилась, - сказал старик...

Народная японская сказка

2;

1 (если нет уточнения «народная» или «фольклорная»)

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Литературная сказка, или стихотворная сказка, или литературная стихотворная сказка (В. Жуковский, «Спящая царевна», 1831 г.)

2;

1 (если нет уточнения «литературная» или «стихотворная»)

А тут таковой Всеславьевич,

Он обвернулся гнедым туром - золотые рога,

Побежал он ко царству Индейскому,

Он первый скок за целу версту скочил,

А другой скок не могли найти.

Былина («Волх Всеславьевич», «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»)

1

Бывало времечко, и мы ели семечко; а теперь и толкут, да нам не дают.

Поговорка / пословица (сборник В. Даля)

1

Красное коромысло через реку повисло.

Загадка (сборник Д. Садовникова)

1

Задания Всероссийской олимпиады по литературе предполагают знакомство пятиклассников с фольклорными жанрами. Обучающийся, серьезно занимающийся литературой, уже знает, что сказка может быть как фольклорной, так и литературной. Опознание жанра в 5-м классе происходит интуитивно, но участник олимпиады опирается и на мотивы текста, и на его стилистику. Во втором столбце табл. 1 даны также источники, которые пятикласснику знать необязательно. Учитель, заинтересованный в мотивированных учениках, непременно должен проанализировать ответы учащихся и разобрать задания Всероссийской олимпиады по литературе в классе (или индивидуально, если участников было немного). Вот здесь и прозвучат имена В. Жуковского, Кирши Данилова, В. Даля, Д. Садовникова. С этими именами любой неравнодушный к филологии учащийся еще столкнется.

В четвертом задании можно признать за правильный и ответ «поговорка», и ответ «пословица», хотя предпочтительнее первый. Пословица, в отличие от поговорки, как известно, имеет дидактический характер и представляет собой законченное высказывание.

2-е задание. В тексте выделены слова (словосочетания), которые автор использовал в качестве художественных средств. Назовите эти средства. На каждой строке справа напишите их названия.

Проведение Всероссийской олимпиады школьников первого этапа ориентирует их на поиск и выявление типов художественных средств (табл. 2).

Таблица 2

Оценивание 2-го задания школьного этапа ВсОШ в 2011 г.
(учащиеся 5-х классов)

Фрагмент текста

Название художественного средства

Количество баллов

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна,

Роняя с пылью благовонной

Плодов румяных семена.

А. Фет

Олицетворение, эпитет. Сравнение.

Эпитет.

Эпитет

5

(по 1 баллу за название)

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла -

на даче было это.

В. Маяковский

Гипербола, метафора или олицетворение. Олицетворение. Метафора или олицетворение

4

(по 1 баллу за название)

Традиционное задания Всероссийской олимпиады по литературе на определение художественно-выразительных средств вполне доступны для пятиклассников. Тексты выбраны с пропедевтической целью: учащимся знакомы имена авторов, но могут быть не знакомы стихи. В двух случаях ответ неоднозначен (в отличие от подобных заданий в формате единого государственного экзамена). Конечно, олицетворение - частный случай метафоры в широком смысле.

3-е задание. Вставьте пропущенные слова. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок.

Оценивается:

  • верное заполнение пропуска - 1 балл;
  • правильно определенное имя автора - 1 балл;
  • точное название произведения - 1 балл.

Орфографические ошибки не учитываются (табл. 3). Задания Всероссийской олимпиады по литературе проверяют знание текста программных произведений (включая название), умение определить автора программного произведения, а также смекалку: для ответа на последний вопрос достаточно вспомнить постоянный эпитет к слову «церковь» и предположить, что запрещается делать в пост.

Таблица 3

Оценивание 3-го задания школьного этапа ВсОШ в 2011 г.
(учащиеся 5-х классов)

Фрагмент текста

Автор и название произведения

Количество баллов

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

3

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

3

«...Басурманин, ворожей,

Чернокнижник и злодей;

Что он с бесом хлеб-соль водит,

В церковь Божию не ходит,

Католицкий держит крест

И постами мясо ест».

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

4

4-е задание. В сказках мы встречаемся с волшебными предметами, созданными творческой фантазией народа. Некоторые из них нашли воплощение в реальности спустя многие годы. Например, ковер-самолет из древних сказок - прообраз современного самолета. Назовите разные волшебные предметы и их аналоги в современном мире.

Задания Всероссийской олимпиады по литературе предлогают открытое количество баллов: все зависит от фантазии и степени креативности мышления ученика. Подготовка учащихся к олимпиадам должна осуществляться с учетом этого момента. Безусловно, соотношение волшебного предмета в сказке и достижения современной техники достаточно условно (табл. 4). Учащиеся получают по 1 баллу за каждый названный предмет.

Таблица 4

Оценивание 4-го задания школьного этапа ВсОШ в 2011 г.
(учащиеся 5-х классов)

Волшебные предметы

Современный реальный аналог

Количество баллов

Сапоги-скороходы

Ролики, джолли-джамперы...

2

Клубочек, показывающий дорогу

Навигатор

2

Зеркало-палантир

Телевизор, камера слежения, видеотелефон.

2

Молодильные яблоки

Лекарства (условно)

2

Живая вода

Лекарства (условно)

2

Волшебная книга, из которой что-либо появляется

Компьютер, ноутбук (условно)

2

Метла

Ракета

2

Гигантское растение или плод

Генетически модифицированные продукты

2

5-е задание. Учитывая фольклорные традиции, сочините загадку о компьютере.

Задания Всероссийской олимпиады по литературе творческого характера. При оценке учитывались параметры, представленные в табл. 5. Необязательно выполнять все задания, но предусмотрены все виды филологической активности обучающихся, проверяемые письменно.

Таблица 5

Оценивание 5-го задания школьного этапа ВсОШ в 2011 г.
(учащиеся 5-х классов)

Параметр

Комментарий

Количество баллов

Удачность метафоры, яркость, красочность образа

Отражает специфические свойства предмета

2

Оригинальность метафоры

Свежесть, небанальность

2

Соблюдение фольклорных традиций

Традиционные язык, образность, стиль

2

Наличие стройного ритма

Рифма не обязательна, но желательна

2

Лаконичность, афористичность

Используется необходимое и достаточное количество слов

2

6-е задание. Проанализируйте текст. Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.

Для анализа предложен следующий текст Саши Черного:

***

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом –
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом?

Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул...

Вопросы к тексту:

  1. Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения?
  2. Какие чувства испытывает лирический герой («я»)? Откуда мы об этом знаем?
  3. С помощью каких слов автор изображает зиму?
  4. С помощью каких слов автор изображает галок?
  5. Зачем автор повторяет слова в 4-й строке?
  6. Какие образы и какие идеи автор противопоставляет в 3-й и 4-й строфах? С какой целью?
  7. Какие необычные прилагательные (эпитеты) вам встретились? Зачем автор использует их?
  8. Какое необычное слово автор использует в последней строке? Почему?
  9. Почему в небе можно «потонуть»?
  10. Как бы вы передали основную мысль стихотворения?

Работа оценивалась только в том случае, если представляла собой связный текст. Творческие задания Всероссийской олимпиады по литературе непросто оценивать, поэтому были разработаны критерии, учитывающие наличие в работе тех или иных содержательных единиц. Эта система оценивания удобна, но трудоемка. Весь спектр содержания охватить невозможно (находились работы, в которых участники олимпиады выходили и на другие идеи, чем старше, тем больше идей). По критериям 1,3, 4 нужно выбрать балл, соответствующий уровню работы. По критерию 2 баллы суммировались в зависимости от количества названных художественных особенностей (табл. 6).

Таблица 6

Оценивание 6-го задания школьного этапа ВсОШ в 2011 г.
(учащиеся 5-х классов)

Критерии

Количество баллов

1. Глубина понимания идеи стихотворения

Автор радуется окружающей природе

2

10

Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе

4

Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе и любит жизнь, но сам при этом не свободен

6

Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе и любит жизнь, но сам при этом не свободен; он хотел бы взлететь и ощутить всю полноту пространства и жизни

8

Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе и любит жизнь, но сам при этом не свободен; он хотел бы взлететь и ощутить всю полноту пространства и жизни. Тот, кто свободен, иногда не понимает своей свободы

10

2. Наблюдение над художественными особенностями и использование терминов

Отмечены красочные определения (мохнатый снег и т. д.)

2

10

Отмечены сравнения и метафоры в 1-й и 4-й строфах

2

Отмечены повторы во 2-й строфе

2

Отмечено употребление слов с уменьшительными суффиксами

2

Отмечены особенности интонационной организации текста (обращение, восклицательные и вопросительные предложения, интонационно окрашенные междометия)

2

3. Композиция сочинения

Предложения, отвечающие на поставленные в задании вопросы, слабо связаны друг с другом

2

10

Предложения связаны между собой, но присутствуют серьезные нарушения логики

4

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и (или) заключение)

6

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные нарушения логики внутри абзаца или на уровне предложения

8

Сочинение представляет собой связный текст, разделенный на смысловые части (в т. ч. отчетливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и внутри частей выстроен логично

10

4. Речевое оформление сочинения

Речевых ошибок нет

10

10

1-2 речевые ошибки

8

3 речевые ошибки

6

4 речевые ошибки

4

5 речевых ошибок

2

Более 5 речевых ошибок

0

Итого:

40

Проведение Всероссийской олимпиады школьников: задания муниципального (окружного) этапа 

Проведение Всероссийской олимпиады школьников в 2012 г. на муниципальном этапе учащимся 11-х классов предложило целый ряд критериев оценивания аналитического задания олимпиады по литературному чтению в школе (приложения 1,2). Внимание педагогов и учащихся акцентировалось и на выполнении работы без орфографических и пунктуационных ошибок. При большом количестве (от 20% от общего объема текста) орфографических и пунктуационных ошибок жюри назначало штраф в 10 баллов.

1-е задание. Чьи эти трамваи и троллейбусы? Из каких произведений взяты эти отрывки? Напишите имя автора и название произведения (ответы представлены в табл. 7).

Таблица 7

Оценивание 1-го задания муниципального этапа ВсОШ в 2012 г.
(учащиеся 11-х классов)

Фрагмент текста

Автор, произведение

Количество баллов

...не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись «Берегись трамвая!».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

2

Шел я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня <...>

Н.С. Гумилев «Заблудившийся трамвай»

2

Давеча еду в трамвае. И стою, конечно, на площадке, поскольку я не любитель внутри ехать.

Стою на площадке и любуюсь окружающей панорамой. <...> И вот стою на площадке, и душа у меня очень восторженно воспринимает каждую краску, каждый шорох и каждый отдельный момент.

М.М. Зощенко «В трамвае»

2

Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный.

Б.Ш. Окуджава «Песенка о полночном троллейбусе»

2

В кабине нет шофера, но троллейбус идет,

И мотор заржавел, но мы едем вперед.

Мы сидим не дыша, смотрим туда,

Где на долю секунды показалась звезда.

Мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог

Троллейбус, который идет на восток.

Троллейбус, который идет на восток.

Троллейбус, который...

В.Р. Цой «Троллейбус (который идет на восток) / идущий на восток»

2

Итого:

10

2-е задание. Как называется твердая форма стихотворного произведения, образец которой представлен ниже? Назовите эту форму и несколько формальных и содержательных ее признаков.

В мирах любви, - неверные кометы, -
Закрыт нам путь проверенных орбит!
Явь наших снов земля не истребит, -
Полночных Солнц к себе нас манят светы.

Ах, не крещен в глубоких водах Леты
Наш горький дух, и память нас томит.
В нас тлеет боль внежизненных обид –
Изгнанники, скитальцы и поэты!

Тому, кто зряч, но светом дня ослеп,
Тому, кто жив и брошен в темный склеп,
Кому земля - священный край изгнанья,

Кто видит сны и помнит имена, -
Тому в любви не радость встреч дана,
А темные восторги расставанья!

Участникам муниципального этапа проведения Всероссийской олимпиады школьников был представлен для анализа сонет М.А. Волошина (первый (магистральный) сонет из венка сонетов «Corona astralis», 1909). Максимальная оценка этого задания Всероссийской олимпиады по литературе - 10 баллов. За определение твердой формы - 1 балл. Если указано, что это французский тип сонета, то добавляется еще 1 балл (табл. 8).

Таблица 8

Оценивание 2-го задания муниципального этапа в 2012 г.
(учащиеся 11-х классов)

Характерные признаки сонета

Количество баллов

Содержательные

Философское наполнение, попытка художественного определения бытия или явления

2

Стройная композиция: тезис - антитезис - синтез

2

Формальные

Фиксированное число строк (14)

2

Определенная схема рифмовки: AbbA+AbbA+ccD+eeD

2

3-е задание. Представьте себе, что вы задумали написать антиутопию. Где и в какое время будет разворачиваться действие? По каким законам будет жить мир, который вы создадите? Какое положение в этом мире будет занимать ваш главный герой (героиня) и в чем будет состоять его главная задача? На чем будет основан основной конфликт вашего произведения? Опишите это в нескольких предложениях.

Антиутопия критически или гротескно-сатирически описывает грядущее общество. Действие разворачивается в будущем. Антиутопия пародийна по отношению к утопии; как правило, построено «идеальное общество», но на самом деле оно далеко от идеала. Герои антиутопии обычно осознают это в продолжение романа, и поэтому антиутопия - еще и своеобразная вариация романа воспитания.

Оценивание 3-го задания представлено в табл. 9.

Таблица 9

Оценивание 3-го задания муниципального этапа в 2012 г.
(учащиеся 11-х классов)

Критерии оценивания антиутопии

Количество баллов

Действие разворачивается в будущем, в пространстве, с трудом узнаваемом или фантастическом

2

Присутствует мотив предостережения

2

Создана модель «идеального» государства или общества

2

Разворачивается конфликт между героем (героями) и обществом или государством

2

Присутствуют сатира, гротеск, пародия, ирония

2

4-е задание. Представьте себе, что в некоторых литературных произведениях перепутались персонажи. Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Пьером Безуховым из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» и Родионом Раскольниковым из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Максимальная оценка - 15 баллов. При оценивании учитываются:

  • знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении имен героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведений) - до 4 баллов;
  • изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные обстоятельства встречи персонажей) - до 4 баллов;
  • понимание смысла художественного образа (учтена роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам видны особенности его характера и мировоззрения) - до 4 баллов;
  • сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы лексические и синтаксические конструкции) - до 3 баллов.

В 2014/15 уч. г. обучающимся, участвующим в школьном и муниципальном этапах проведения Всероссийской олимпиады школьников, будет предложено одно творческое и одно аналитическое задание. При этом система критериев муниципального этапа максимально приближена к критериям регионального и заключительного этапов 2014 г.

Задания Вероссийской олимпиады по литературе: критерии оценивания

Критерии оценивания аналитического задания Всероссийской олимпиады по литературе едины для всех классов. Они распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии. С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка - условная «двойка», вторая - условная «тройка», третья - условная «четверка», пятая - условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 10 баллов, «тройке» - 5. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 6-9 баллов. Такое сужение зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов. Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы (табл. 10).

Таблица 10

Критерии оценки аналитического задания
(единые для всех классов на школьном и муниципальном этапах ВсОШ в 2014/15 уч. г.)

Параметры

Шкала оценок

Количество баллов

Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту

0-5-10-15

15

Композиционная стройность работы и ее стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту

0-3-7-10

10

Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы

0-2-3-5

5

Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы

0-2-3-5

5

Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

Примечание 1. Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается.

Примечание 2. При наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает 0 баллов

0-2-3-5

5

Итого:

40

Эти критерии могут вызывать споры, как и любая другая система оценивания олимпиадной работы, однако в любом случае работу должны проверять не менее двух экспертов, изначально имеющих представление о том, с чем им придется столкнуться.

Олимпиаду от турнира или конкурса отличает предельная выверенность заданий, необходимость точной разработки критериев оценивания, сбалансированное сочетание игрового и научного начал. В олимпиадных заданиях внутри каждой олимпиады важно соблюдение единого формата задания Всероссийской олимпиады по литературе, обеспечивающего преемственность как от класса к классу, так и от года к году.

В олимпиаде реализуется важный принцип когнитивной психологии: внимание не только к конвергентному типу мышления, практическому, ориентированному на воспроизведение знаний, но и к дивергентному, творческому типу мышления (Дж. Гилфорд).

Нужна подробно разработанная система критериев оценки олимпиадного задания, нужна также и система подготовки экспертов. В этом году по округам г. Москвы получилось весьма разное соотношение призеров округа и призеров региона. Это означает, что отбор призеров окружного этапа проводился по-разному.

Приложение 1

Критерии оценивания комплексного анализа эпического произведения
(задание муниципального этапа ВсОШ в 2012 г. для всех классов)

Практика показывает, что проведение Всероссийской олимпиады школьников требует обучения экспертов не только в рамках курсов повышения квалификации, но и на уровне округа, непосредственно перед проходящей олимпиадой. В перспективе в каждом муниципальном образовании (округе) должна быть своя сложившаяся команда квалифицированных экспертов, при оценке работ руководствующаяся своим профессиональным опытом анализа текста, а не какими-либо другими основаниями.

Критерии

Количество баллов

Понимание и интерпретация произведения:

  1. Родо-жанровая специфика.
  2. Тема, проблема, пафос произведения.
  3. Идея произведения.
  4. Авторская позиция и (или) замысел.
  5. Сюжетно-композиционная структура, хронотоп.
  6. Характеры героев и мотивы их поведения.
  7. Отдельные образы, детали.
  8. Контекст литературной традиции (для всех классов), контекст культурно-исторической эпохи и (или) контекст творчества писателя (для 9-11-х классов)

Каждый пункт оценивается от 0 до 3 баллов:

0 - произведение не понято;

1 - произведение понято частично;

2 - произведение понято верно;

3 - произведение понято и проанализировано

Итого:

24

Использование литературоведческих терминов:

  1. Жанрово-тематические характеристики текста (для всех классов) и названия художественных методов, литературных направлений (для 9-11-х классов).
  2. Ключевые термины анализа литературного произведения (композиция, образ, мотив, сюжет, деталь, контекст и т. п.).
  3. Тропы и стилистические фигуры

Каждый пункт оценивается от 0 до 3 баллов:

0 - термины не используются;

1 - используются без примеров;

2 - используются с примерами, но без комментариев;

3 - используются с объяснением функционального назначения приема

Итого:

9

Приложение 2

Критерии оценивания интерпретации лирического произведения (задание муниципального этапа ВсОШ в 2012 г. для всех классов)

Критерии

Количество баллов

1

2

Понимание и интерпретация произведения:

  1. Настроение, преобладающее в тексте.
  2. Мотивы, тематика, образность (ключевые образы, образы-символы, образный ряд в целом), хронотоп.
  3. Композиционная структура.
  4. Жанровая специфика.
  5. Образ лирического героя.
  6. Контекст литературной традиции (для всех классов), контекст культурно-исторической эпохи и (или) контекст творчества писателя (для 9-11-х классов)

Каждый пункт оценивается от 0 до 3 баллов:

0 - произведение не понято;

1 - произведение понято частично;

2 - понято;

3 - понято и проанализировано с примерами и комментариями

Итого:

18

Анализ элементов художественной формы:

  1. На уровне лексического строя текста.
  2. На уровне поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия).
  3. На уровне изобразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, аллегория, символ).
  4. На уровне приемов звукописи.
  5. На уровне стиховедческих категорий: размер, строфика, рифма

Каждый пункт оценивается от 0 до 3 баллов:

0 - термины не используются;

1 - используются с примерами; без выявления функциональной роли;

2 - используются с примерами, с частичным выявлением функциональной роли;

3 - используются с примерами и выявлением функциональной роли

Итого:

15

Композиция работы

0 - не выстроена;

1 - выстроена плохо, присутствуют серьезные нарушения логики;

2 - выстроена, но есть повторы, немотивированные отступления;

3 - выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения между частями высказывания;

4 - выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения внутри абзаца или на уровне предложения;

5 - сочинение представляет собой связный текст, разделенный на смысловые части (в т. ч. могут быть отчетливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и внутри частей выстроен логично

Итого:

5

Привлечение текста произведения

0 - не привлекается, суждения текстом не обосновываются;

1 - привлекается, но представляет собой необоснованный пересказ;

2 - привлекается, но не всегда комментируется;

3 - привлекается, комментируется, но не соответствует задачам анализа;

4 - привлеченные цитаты соответствуют задачам анализа, прокомментированы для аргументации своей позиции;

5 - текст привлечен умело и разнообразно, в соответствии с задачами анализа, прокомментирован с учетом позиции автора

Итого:

5



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль