Программа подготовки к ЕГЭ по физике: система занятий и типовые задания

448

У многих обучающихся физика имеет репутацию сложного предмета. Действительно, учебная программа по физике включает большой объем явлений, закономерностей и формул. В отличие от других дисциплин естественнонаучного цикла этот предмет требует высокого уровня математической подготовки, наличия системных знаний и многомерной научной картины мира, когда каждый компонент знания создает полноту описания физического явления. Поэтому начинать подготовку обучающихся к единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ) по физике в 11-м классе очень поздно. Подобную работу необходимо планировать и реализовывать с момента начала изучения обучающимся предмета. Главная цель при планировании занятий - научить не только методике работы с тестовыми заданиями различных уровней, но и умению прийти к правильному результату.

Цель обучения физике на начальном этапе (7-й класс) - это освоение языка учебного предмета. Учитель физики семиклассникам говорит не о том, что они начинают изучать очередной учебный предмет, а о совершенно новом языке, в котором для описания окружающего мира используются физические величины, их единицы измерения, формулы и т. д. С помощью этого языка можно объяснить явления природы, связи и закономерности между объектами и явлениями, решать задачи, освоить уроки естественнонаучного цикла.

Необходимо постоянно проговаривать родителям (законным представителям) и обучающимся, что, изучая программу предмета и решая типовые задачи с 7-го класса, учитель уже готовит обучающихся к государственной итоговой аттестации. Также необходимо акцентировать их внимание и планировать программу подготовки ЕГЭ по физике, исходя из того, что на экзамене проверяются:

  • усвоение понятийного аппарата;
  • овладение методологическими знаниями;
  • применение знаний при объяснении физических явлений и решении задач;
  • сформированность умений работать с информацией физического содержания (умение анализировать, интерпретировать графики, таблицы, схемы и схематические рисунки);
  • экспериментальные умения.

Программа подготовки ЕГЭ по физике на 2-3 ч в неделю сделает экзамен недостижимой задачей, поскольку времени занятиям нужно уделять больше. Необходимый уровень подготовки возможен лишь при наличии 4-5 ч в неделю, когда задействован, например, элективный курс.

Программа подготовки ЕГЭ по физике: советы школьникам

Знакомство учащихся с документами необходимо организовать на начальной стадии системы подготовки к ЕГЭ. Тогда программа подготовки ЕГЭ по физике позволит учителю рассказать своим ученикам о следующих материалах:

  • демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) ЕГЭ по физике;
  • спецификации КИМ проведения ЕГЭ по физике (далее - спецификация);
  • кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций (далее - ОО) для проведения ЕГЭ по физике (далее - кодификатор).

Знакомство со спецификацией и кодификатором позволяет на начальном этапе подготовки обратить внимание обучающихся на обобщенный план экзаменационной работы, сформировать у них понимание структуры тестовых заданий, определить соотношение вопросов по различным разделам, распределить отведенное время на решение различных задач.

С 2015 г. изменена структура КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Все задания с выбором ответа и кратким ответом (не считая расчетных задач) объединены в одну часть в связи с изменением формы бланка ответов № 1. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. По сравнению с КИМ ЕГЭ 2014 г. количество заданий сокращено с 35 до 32. При этом на два задания уменьшено число расчетных задач, входящих во вторую часть работы, и на одно задание уменьшено количество заданий базового уровня по электродинамике. Изменена форма записи ответа. На каждое из заданий № 1,2, 8, 9, 13, 14, 19, 20 и 23 в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа1. Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет типовые задания ЕГЭ по физике:

  • с выбором ответа - 2-5 мин;
  • кратким ответом - 3-5 мин;
  • развернутым ответом - 15-25 мин.

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя контролируемые элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются типовые задания ЕГЭ по физике всех таксономических уровней.

Анализируя КИМ, учитель обязан добиться, чтобы все обучающиеся понимали их структуру. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 32 задания, различающиеся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 24 задания, из которых 9 - с выбором и записью номера правильного ответа и 15 - с кратким ответом, в т. ч. задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, а также типовые задания ЕГЭ по физике на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности - решением задач. Из них 3 (№ 25-27) - с кратким ответом и 5 заданий (№ 28-32), для которых необходимо привести развернутый ответ. Также необходимо добиться правильного заполнения бланков ответов всеми обучающимися.

Всего для формирования КИМ по физике в 2015 г. используется несколько планов. В части 1 для обеспечения более доступного восприятия информации задания № 1-22 группируются, исходя из тематической принадлежности заданий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. В части 2 задания группируются в зависимости от формы представления заданий и в соответствии с тематической принадлежностью.

Программа подготовки ЕГЭ по физике: модульная система

Изучение теоретического материала и формирование умения решать физические задачи направлено на преодоление проблем обучающихся, связанных с нежеланием или боязнью решать задачи на уроке физики. Родители (законные представители) обучающихся на родительских собраниях часто спрашивают, какой должна быть программа подготовки ЕГЭ по физике, что важнее для успешной сдачи ЕГЭ по физике: знать теорию или уметь применять формулы. Без понимания теории формулы учить бесполезно. Экзаменационные задания охватывают всю программу пятилетнего школьного курса физики, и любой пробел в знаниях обернется потерей баллов. Поэтому на уроках необходимо уделять одинаковое внимание детальному изучению теории и решению задач, а также формированию практических навыков в ходе лабораторных работ. Если с теорией и с лабораторными работами учащиеся, как правило, не испытывают затруднений, то с решением задач все не так просто.

При составлении рабочей программы по предмету учителю необходимо перераспределить учебное время так, чтобы изучать теоретический материал по блочно-модульной системе, увеличивая количество часов на решение задач. Такую технологию целесообразно использовать в 10-11-х классах в рамках серии уроков по изучению целого раздела физики. Блок не является учебной программой или планом, он устанавливает границы, в которых происходит изучение раздела и последующая оценка видов деятельности. Каждый блок состоит из нескольких модулей:

1-й модуль (теоретический) - устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие ключевых понятий учащимся в рамках 1-2 уроков. По своей сути - это выдача теории в виде проблемных лекций с использованием информационно-коммуникационных технологий и демонстраций.

2-й модуль (практический) - решение задач: разбор типовых заданий и ситуаций, проведение лабораторных работ. Включает в себя элементы самостоятельной работы учащихся во время урока. Реализуется в серии из 1-3 уроков.

3-й модуль (предварительный контроль и обобщение) - предварительный контроль знаний (самостоятельные работы, физический диктант, тестирование и т. д.), повторение и обобщение материала темы. Учащиеся выполняют индивидуальные типовые задания ЕГЭ по физике и тесты разного уровня с использованием банка заданий на карточках, ресурсов сети Интернет и др. Реализуется в серии из 1-2 уроков.

4-й модуль (контролирующий) - оценка знаний на основе различных форм контроля: контрольная работа, зачет (см. приложение).

Четких алгоритмов решения всех задач не существует. Есть общие рекомендации и направления. В определенной степени решение задач - это творческий процесс. Именно неумение подходить к решению задачи по физике творчески, с одной стороны, а также страх перед задачей, с другой стороны, останавливают обучающихся. При первом прочтении задачи многие учащиеся сразу же отрицательно оценивают свои возможности: не смогу, не получится, не могу начать выполнение задания, потому и не решу и т. д. Преодолеть этот психологический барьер крайне необходимо. Для развития творческого подхода к решению задачи в своей деятельности педагог может использовать учебные пособия Л.М. Коган2. Избавиться от страха перед задачей помогает созданная, а не наигранная ситуация успеха, исключение атмосферы неудачи и грамотное планирование индивидуальной работы с обучающимся (и психологической, и методической).

Благодатной почвой для формирования навыков решения задач является владение основами математики. Необходимо, чтобы учащийся умел раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, знал, что такое синус, косинус, тангенс и т. п., умел решать линейные и квадратные уравнения, системы уравнений, имел навык решения дифференцированных уравнений, построения графиков функций и т. д. Можно сказать, что решение физических задач проверяет сформированность универсальных учебных действий. Например, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения (п. 8 р. II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).

Подводя итог, можно сказать, что решению обучающимся задач по физике способствуют следующие действия учителя:

  1. Углубление понимания учащимися физических теорий.
  2. Совершенствование их математических умений.
  3. Подбор рекомендаций, необходимых для решения задач, их адаптация (запись в тетрадь, создание электронного методического пакета и т. п.), тиражирование для обучающихся.
  4. Практическая реализация рекомендаций по решению физических задач в групповой и индивидуальной работе с обучающимися (количество задач, которое необходимо решать, определяется, исходя из уровня подготовленности учащегося).
  5. Реализация системы совместной с педагогом-психологом работы, направленной на повышение уровня готовности обучающихся к выпускным экзаменам.

В ходе решения физических задач учителю необходимо задавать как можно больше вопросов к материалу (по-разному их формулируя); учить обучающихся анализировать вслух смысл задания, его содержание, настаивать на проведении такого анализа в парной работе; постоянно повторять и использовать основные термины, законы, формулы, поэтапные планы действий решения задач и проч.

Программа подготовки ЕГЭ по физике: учебный материал

Для организации повторения и систематизации учебного материала по физике, решения тренировочных заданий необходимо продумать этапы подготовки каждой из тем курса, например, следующие:

  • повторение теоретического материала;
  • тренировка в выполнении тестовых заданий, а также заданий, требующих применения знаний сразу из двух-трех разделов физики;
  • тренировочная безотметочная работа по решению КИМ;
  • тренировочная контрольная работа по решению задач (или зачет по теме);
  • обобщающее повторение всей темы с разбором основных ошибок;
  • самостоятельное выполнение тренировочного тематического теста в формате ЕГЭ (безотметочное и с выставлением отметки).

В рамках обобщающего повторения в конце изучения курса физики 11 -го класса рекомендуется предусмотреть повторение следующих элементов из курса основного общего образования:

  • «Давление твердых тел»;
  • «Гидростатическое давление»;
  • «Сила Архимеда и плавание тел»;
  • «Простые механизмы».

Повторение этого материала с решением задач можно включить в рабочую программу при изучении раздела «Статика».

Для более успешной отработки теоретических вопросов курса физики, развития навыков решения типичных задач, проведения тематического контроля, зачетных работ, а также в качестве домашнего задания можно воспользоваться ресурсами различных сайтов3. Работа с подобными сайтами не предполагает обязательной регистрации, но если обучающий и обучающиеся зарегистрированы там, то у учителя появляется возможность контролировать степень готовности ученика. Можно посмотреть, какие темы или типы задач вызывают у него затруднения, в какое время он выполнял типовые задания ЕГЭ по физике. Затем, фиксируя пробелы в знаниях каждого учащегося, работать по их устранению индивидуально во время внеурочных консультаций: решать задачи или пояснять теорию. Самый большой положительный момент использования ресурсов сети Интернет - это индивидуальная самоподготовка каждого ученика под контролем учителя, она существенно облегчает учебу, позволяет определить, какая программа подготовки ЕГЭ по физике окажется эффективнее. 

Деятельность заместителя директора по УВР или НМР может быть направлена на контроль подготовки учащихся к ЕГЭ по физике и корректировку выбранной методики подготовки (табл. 1). Одним из показателей целесообразности и правильности выбранной методики может стать проведение диагностических работ и их последующий анализ. Конечно, по одной работе нельзя судить о деятельности учителя, необходимо отслеживать результаты в динамике. Диагностические работы лучше сформировать, придерживаясь спецификации, т. е. исходя из тематической принадлежности заданий. Программа подготовки ЕГЭ по физике подразумевает, что учащиеся выполняют работы на бланках, идентичных бланкам ответов на ЕГЭ. В ходе проведения диагностических работ проверяется уровень освоения теоретического материала, умение решать задачи разного уровня сложности, выполнение правил заполнения бланков ЕГЭ.

Таблица 1

Формы контроля подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по физике

Сроки

Деятельность учителя

Форма контроля со стороны заместителя директора

Сентябрь

Анализ остаточных знаний курса физики 10-го класса. Организация повторения

Стартовый контроль

Октябрь - ноябрь

Групповая и индивидуальная консультационная работа с обучающимися, направленная на устранение непонимания тем курса физики 10-го класса.

Обучение работать с документами (понимание структуры КИМ и заполнение бланков для ответов)

Диагностическая безотметочная работа, включающая в себя материал курса физики 10-го класса и материал 11-го класса, пройденный на момент проведения диагностической работы, в формате ЕГЭ

Декабрь - январь

Выявление затруднений обучающихся при изучении курса физики в 11-го классе и организация работы по устранению выявленных затруднений

Контроль организации работы по устранению выявленных затруднений. Корректировка методики подготовки учащихся к экзамену

Январь

Анализ проведенной работы

Диагностическая работа, включающая в себя материал 10-11-го класса, пройденный на момент работы, в формате ЕГЭ

Февраль

Повторное выявление затруднений обучающихся при изучении курса физики в 11-м классе и организация работы по устранению выявленных затруднений

Контроль организации работы по устранению выявленных затруднений. Корректировка методики подготовки учащихся к экзамену

Таблица 2

Анализ результатов диагностической работы

Ф. И. учащегося

Задание

Количество баллов

% выполнения работы

1

2

3

32

% выполнения задания:

Анализ результатов диагностической работы может быть проведен учителем физики с использованием формы, представленной в табл. 2.

Задания № 3-5, 10, 15, 16, 21 части 1 и задания № 25-27 части 2 оцениваются 1 баллом.

Задания № 6, 7, 11, 12, 17, 18, 22 и 24 части 1 оцениваются следующим образом:

  • 2 балла - верно указаны оба элемента ответа;
  • 1 балл - допущена ошибка в указании одного из элементов ответа;
  • 0 баллов - допущено две ошибки.

Максимальный первичный балл за задания с развернутым ответом (№ 28-32) составляет 3 балла. Показатель «% выполнения задания» - это количество учащихся, выполнивших задание правильно, разделенный на количество обучающихся в классе. Показатель «% выполнения работы» - это количество набранных баллов, разделенный на 50 баллов.

Типовые задания ЕГЭ по физике группируются, исходя из тематической принадлежности, поэтому из таблицы будет видно, какие темы учащиеся усвоили на высоком уровне, а по каким вопросам следует организовать повторение. Анализируя процент выполнения заданий, можно будет рекомендовать учителю форму организации дополнительного занятия: индивидуальное, групповое или урок на повторение конкретной темы (отработку решения задач).

Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся - это одна из обязательных составляющих деятельности любой ОО для успешной сдачи экзамена выпускниками. На родительских собраниях необходимо познакомить родителей (законных представителей) обучающихся с тем, что правильная программа подготовки ЕГЭ по физике по графику поможет школьникам, рассказать о специфике экзамена по каждому предмету. При последующих встречах с родителями - представить отчет о предварительных итогах выявления уровня подготовки выпускников (показать таблицу с анализом диагностической работы) и о проводимой индивидуальной работе.

Важной составляющей организации взаимодействия участников образовательного процесса является участие в родительских собраниях педагога-психолога, который может реализовать систему повышения их психологической готовности к ЕГЭ. Так, например, он может научить обучающихся и их родителей снижать действие основных факторов, вызывающих или усиливающих экзаменационный стресс, помочь педагогу избежать такой ошибки, как создание ситуации неудачи, консультировать по вопросу организации безотметочного проведения пробного ЕГЭ4, научить приемам повышения уровня готовности к сдаче экзамена5.

Приложение

Фрагмент рабочей программы по предмету «Физика» в 10-11-х классах (профильный уровень)

Структура курса

Рабочая программа по предмету «физика» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень).

С целью реализации методологического подхода в преподавании физики, а также использования информационно-коммуникационных технологий для отработки практических навыков решения задач резерв времени (35 ч), предусмотренный примерной программой, распределен между такими разделами программы, как: механика (13 ч), молекулярная физика (6 ч), электростатика (4 ч), магнитное поле (5 ч), электромагнитные колебания и волны (5 ч). Основное количество часов передано в раздел механика; целесообразность этого шага объясняется тем, что при изучении механики рассматриваются фундаментальные законы природы и усваиваются основные подходы и алгоритмы решения задач, без понимания которых изучение последующих разделов физики (молекулярная физика, магнитное поле, колебания и волны) может быть затруднительным.

Из раздела «Механика» отдельные темы будут интегрированы в следующие разделы физики, изучаемые в 11-м классе:

  • тема «Законы Кеплера» - в раздел «Строение Вселенной»;
  • темы «Механические колебания», «Амплитуда, период, частота, фаза колебаний», «Уравнение гармонических колебаний», «Свободные и вынужденные колебания», «Резонанс», «Автоколебания», «Механические волны», «Поперечные и продольные волны», «Длина волны», «Уравнение гармонической волны», «Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция», «Звуковые волны» (всего: 7 ч) - в раздел «Электромагнитные колебания и волны».

Физический практикум по каждому разделу будет реализован в конце курса обучения в 10-м и 11-м классах. Обобщающее повторение (17 ч) будет использовано на повторение и систематизацию знаний, решение комбинированных задач в 11-м классе и на проведение промежуточной итоговой аттестации в 10-м классе.

Наименование раздела программы

Количество часов

10-й класс

11-й класс

Итого

1

2

3

4

Физика как наука.

Методы научного познания природы

6

6*/6**

Механика

65

8

60/73

Молекулярная физика

40

34/40

Электростатика. Постоянный ток

42

38/42

Магнитное поле

25

20/25

Электромагнитные колебания и волны

60

55/60

Квантовая физика

34

34/34

Строение Вселенной

8

8/8

Физические практикумы:

20

20

40/40

• Механика;

8

• Молекулярная физика;

6

• Электростатика. Постоянный ток;

6

• Магнитное поле;

6

• Электромагнитные колебания и волны;

8

• Квантовая физика

6

Обобщение курса физики

2

15

20/17

Резерв

35/0

Итого:

175

170

350/345

___________________

*Количество часов, соответствующее примерной программе среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень). - Примеч. авт.

**Количество часов, соответствующее рабочей программе. - Примеч. авт.

Количество учебных недель в 10-м классе - 35, в 11-м классе - 34.

Программа рассчитана на 345 ч: в 10-м классе - 175 ч, в 11-м классе - 170 ч (5 ч в неделю).

Основное содержание (345 ч)

На примере раздела «Механика» (подраздел «Кинематика») может быть продемонстрирован принцип построения календарно-тематического планирования уроков в 10-м классе (профильный уровень) с использованием блочно-модульного обучения.

Механика (73 ч)

Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.

Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Импульс материальной точки. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны.

Лабораторные работы

  1. Измерение ускорения свободного падения.
  2. Исследование движения тела под действием постоянной силы.
  3. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
  4. Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
  5. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
  6. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Контрольные работы

Контрольная работа № 1 «Прямолинейное движение».

Контрольная работа № 2 «Свободное падение. Баллистическое движение». Контрольная работа № 3 «Кинематика периодического движения».

Контрольная работа № 4 «Законы динамики Ньютона».

Контрольная работа № 5 «Законы сохранения в механике».

Физический практикум (8 ч)

  1. Проверка закона сохранения импульса тел при упругом соударении (2 ч).
  2. Изучение колебаний пружинного маятника (2 ч).
  3. Определение коэффициента скольжения с использованием закона сохранения и превращения энергии (2 ч).
  4. Движение системы тел в поле силы тяжести (2 ч).

Фрагмент календарно-тематического планирования

Наименование разделов и тем уроков

Пояснения

Модуль

Реализация

1

2

3

Механика

Механическое движение и его относительность.

Способы описания механического движения.

Система отсчета.

Материальная точка как пример физической модели.

Средняя скорость.

Мгновенная скорость.

Сложение скоростей.

Теоретический

Подготовка конспекта обучающимися

Перемещение.

Скорость прямолинейного равномерного движения.

Уравнение прямолинейного равномерного движения

Подготовка конспекта обучающимися, работа с алгоритмом решения задач на встречное движение двух тел

Решение задач:

относительность движения;

классический закон сложения скоростей

Практический

Решение задач на классический закон сложения скоростей

Решение задач:

прямолинейное равномерное движение

Решение задач на составление уравнений равномерного движения

Решение задач:

прямолинейное равномерное движение

Решение задач на расчет координаты и времени встречи

Ускорение.

Скорость при движении с постоянным ускорением.

Уравнения прямолинейного равноускоренного движения.

Теоретический

Подготовка конспекта обучающимися

Графическое представление прямолинейного равномерного и равноускоренного движения

Графическое представление прямолинейного равномерного и равноускоренного движения дается в виде сравнения графиков зависимости от времени основных кинематических величин: скорости, координаты, ускорения

Решение задач:

скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Практический

Решение задач на составление уравнений прямолинейного равноускоренного движения

Решение графических задач:

скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Решение задач на расчет скорости и перемещения прямолинейного равноускоренного движения

Обобщающее повторение:

«Прямолинейное, равномерное и равноускоренное движение»

Предварительный контроль и обобщение

Выполнение самостоятельной работы (тест, физический диктант и др.)

Обобщающее повторение:

«Прямолинейное движение и его графическое представление»

Анализ самостоятельной работы, выполненной на предыдущем занятии

Контрольная работа № 1

«Прямолинейное движение»

Контролирующий

Выполнение контрольной работы

____________________

1Подробнее см.: www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory. - Примеч. авт.

2Например: Коган Л.М. Учись решать задачи по физике. М.: Высшая школа, 1993. - Примеч. авт.

3Подробнее см.: www.ege.yandex.ru и www.reshuege.ru. - Примеч. авт.

4Подробнее о психологической подготовке участников образовательного процесса читайте в журнале «Справочник педагога-психолога». 2013. №. 4. С. 4. - Примеч. авт.

5Подробнее о приемах повышения уровня готовности обучающихся к итоговой аттестации читайте в журнале «Справочник педагога-психолога». 2013. № 5. С. 48. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль