Поликультурное образовательное пространство и развитие лингвистической одаренности

76

Г.А. Масликова, канд. пед. наук, директор МБОУ СОШ№ 32 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Нижний Тагил Свердловской обл.

Миссия МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов (далее - Школа) - обеспечение доступного качественного образования с опорой на поликультурные ценности; формирование российской гражданской идентичности обучающихся; их духовно-нравственное развитие и воспитание; сохранение и укрепление здоровья; формирование конкурентоспособной личности, использующей родной и иностранные языки как средство общения и как инструмент познания, готовой к межличностному и межкультурному общению с носителями языка, социальному самоопределению и самореализации, адаптированной к условиям постоянно меняющегося поликультурного и полиязычного мира. Исходя из концептуальных основ развития Школы определены ее задачи и целевые ориентиры:

  • создать условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • обеспечить возможность достижения каждым выпускником максимально возможных образовательных результатов;
  • совершенствовать психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся;
  • развивать здоровьесберегающую среду Школы;
  • обеспечить интеграцию инновационных процессов в поликультурном образовательном пространстве ОО;
  • поддерживать положительный имидж Школы как эффективной, конкурентоспособной ОО, предоставляющей качественные образовательные услуги и являющейся средой реализации поликультурного образования.

Лингвистическая одаренность учащихся

В сентябре 2013 г. Школа получила общественное признание результатов своей деятельности, войдя в рейтинг лучших образовательных организаций (далее - ОО) России, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников. Рейтинг «Топ-500» сформирован при содействии Минобрнауки России, НОУ «Московский центр непрерывного математического образования», информационной поддержке группы МИА «Россия сегодня» и издания «Учительская Газета».

Педагогический коллектив нацеливает свою деятельность на то, чтобы в реализации программ многоязычного образования, эстетизации, этизации и гуманизации образования каждый выпускник стал личностью, исследующей и творящей, деятельной, уважающей культуру своей страны и народов других стран.

В Школе, где учатся лингвистическая одаренность обучающихся является нормой, разработана модель иноязычного образования, которая позволяет (через создание определенных организационно-педагогических условий и интеграцию основного и дополнительного образования по иностранным языкам) сформировать информационно-образовательную среду, способствующую развитию поликультурной языковой личности.

Поликультурное образовательное пространство, моделируемое в форме уровневого обучения иностранным языкам, базируется на основных принципах мировых образовательных систем:

  • непрерывности и преемственности иноязычного образования;
  • коммуникативно-межкультурного взаимодействия;
  • проблемности и интерактивности организации образовательного процесса;
  • личностной и индивидуальной направленности процесса обучения;
  • фундаментальности иноязычного образования;
  • обеспечении международно-стандартного уровня обученности;
  • творческого, когнитивно-деятельностного использования иностранного языка;
  • рефлексивной саморегуляции;
  • гибкости и адаптивности к изменениям в социально-экономической сфере;
  • профессионализации (использовании иностранного языка в профессиональных целях).

Поликультурное образовательное пространство особую роль отводит иностранному языку. Поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого языка, правомерно говорить об изучении двух и более иностранных языков в Школе как о феномене поликультурного образования, которое можно рассматривать как сложное и многоаспектное понятие, обозначающее целенаправленный педагогический процесс нравственно-гражданского воспитания учащихся, приобщение к культурным ценностям своей страны и других народов, формирование умения жить в мире в многонациональной среде*.

Специфика Школы - расширенная иноязычная подготовка учащихся. Углубленное изучение немецкого языка реализуется со 2-го по 11-й класс, с 5-го класса изучается английский язык, с 7-го - французский язык. Социально-профессиональная и культурологическая ориентация учащихся происходит за счет интеграции предмета «Иностранный язык» и других учебных дисциплин. Уже в начальной школе обучающиеся получают первые социокультурные знания о стране изучаемого языка, учатся делать выводы о различиях и общности взаимодействующих культур сначала с помощью учителя, затем самостоятельно.

Процесс обучения иностранным языкам в средней школе все больше приобретает разноуровневый характер. Индивидуальные способности учащихся и социальныц заказ родителей (законных представителей обучающихся) позволяют выделить классы и группы языковой подготовки разного уровня, ориентированные в будущем на языковые специальности и сдачу экзамена на международный диплом владения иностранным языком. Обучение в таких группах организуется по специально скорректированным программам, которые совершенствуются и варьируются в зависимости от уровня языковой подготовки и мотивации учащихся. Таким образом, на практике реализуются индивидуальные и групповые стратегии личностно ориентированного обучения.

Иностранный язык обладает большими интегративными возможностями. Интеграция происходит как внутри образовательной области «Филология», так и вне ее. Родной и иностранный языки способствуют формированию культуры общения, стимулируют лингвистическую одаренность и кругозор учащихся, содействуют их речевому развитию. Анализ параллельных структур родного и иностранных языков, привлечение ассоциаций из родного языка, сравнение семантических нюансов, поиск лексических эквивалентов, сравнение культурных феноменов, перевод художественных текстов облегчают и дополнительно мотивируют к изучению как родного, так и иностранного языка**.

Индивидуальные способности учащихся: лингвистическая одаренность

Межпредметная интеграция иностранных языков с учебными курсами «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «География» создает возможность для расширения фоновых знаний о странах изучаемых языков, накопления учащимися нового эмоционального и этического опыта, развития интереса и уважения к феноменам иной ментальности и культуры. Учителя математики и физики активно используют знания немецкого языка и интерес к германоговорящим странам на уроках. Обучающиеся 5-9-х классов составляют билингвальные задачи, выполняют творческие работы, в содержание которых включены лингвострановедческие реалии. В старших классах учащиеся выполняют мультимедийные билингвальные проекты. Яркой иллюстрацией реализации возможностей межпредметных связей является организация уроков технологии, где учащиеся знакомятся с блюдами национальной кухни и особенностями национальной одежды, используя для получения информации аутентичные источники, представляют изготовленные самостоятельно кулинарные изделия и предметы одежды, демонстрируя при этом знание музыкальной культуры страны изучаемого языка. В процессе взаимодействия различных учебных предметов с иностранным языком расширяются возможности его практического применения, развивая индивидуальные способности учащихся становиться частью диалога культур, что в конечном счете приводит к тому, что лингвистическая одаренность становится повсеместной, а поликультурное образовательное пространство - комфортным для учащихся.

Поликультурное образовательное пространство предполагает использование стратегии обогащения, которая реализуется через организацию работы кружков, факультативов, элективных курсов и внедрение интегрированных программ.

Наиболее значимыми разработками педагогов Школы являются учебные курсы, обучение которым проводится на иностранном языке:

  • на немецком языке:
    • «Страноведение Германии»;
    • «Литература Германии»;
    • «Бизнес-курс “Технический перевод”»;
    • «Домашнее чтение»;
  • на английском языке:
    • «Страноведение Великобритании и США»;
    • «Практическая грамматика»;
    • «Английский в компьютерном мире»;
  • на французском языке:
    • «Страноведение Франции».

Огромные возможности поликультурное образовательное пространство черпает из электронных образовательных ресурсов.

Это инструментальные программы, электронные средства обучения, информационные интернет-ресурсы. Популярность приобретают e-mail-проекты, в рамках которых ведется переписка между группами из различных стран, что способствует развитию межличностных связей в коллективе и коммуникативных способностей в контексте диалога культур.

Лингвистическая одаренность особым образом развивается у учащихся при расширении культуроведческого аспекта образования является интеграция учебной деятельности и дополнительного образования, включая в себя:

  • систему внеурочной деятельности по трем иностранным языкам (английскому, немецкому и французскому);
  • предоставление возможностей участия в международных образовательных программах;
  • осуществление и постоянное развитие партнерских связей на уровне города, области, страны и за рубежом.

Поликультурное образовательное пространство школы: сотрудничество с центрами и учреждениями

Школа в течение ряда лет осуществляет успешное сотрудничество с различными научно-методическими, образовательными и общественными учреждениями и центрами, в т. ч., международными, что позволяет расширить сферы использования изучаемых языков. При их участии и поддержке в Школе осуществляется организация: работы языковых ассистентов из Федеративной Республики Германии, совместных общешкольных мероприятий, творческой и проектной деятельности, работы загородного и пришкольного лингвистических лагерей, встреч с носителями языка, образовательных программ в зарубежных странах.

Наиболее значимым зарубежным партнером Школы является Центральное управление зарубежных школ ФРГ (ZFA) в г. Екатеринбурге. При его поддержке с 2009 г. осуществляется хорошо зарекомендовавшая себя система подготовки и сдачи экзамена на международный диплом владения немецким языком Deutsches Sprachdiplom (DSD I и DSD II). Международные экзамены наряду с отечественной итоговой аттестацией являются не только важнейшим инструментарием оценки качества образования по иностранным языкам, но и дополнительным положительным фактором будущей профессиональной карьеры, что позволяет выпускникам Школы продолжить дальнейшее образование за рубежом. В 2013/14 уч. г. существенно расширен спектр международного сертифицирования иноязычной компетентности учащихся, выделяя индивидуальные способности учащихся. Дипломы и сертификаты соответствующих уровней владения немецким языком получили не только одиннадцатиклассники, но и учащиеся 4, 8 и 9-х классов, четверо учащихся на международном экзамене PET подтвердили знание английского языка на уровне B1. Европейские компетенции по иностранным языкам представляют собой систему уровней владения языком и систему описания этих уровней с использованием стандартных категорий. Существует 6 уровней коммуникативной компетенции (3 уровня и 3 подуровня):

  • А1 - уровень выживания;
  • А2 - допороговый уровень,
  • В1 - пороговый (уровень функциональной грамотности);
  • В2 - продвинутый пороговый уровень;
  • С1 - уровень свободного владения иностранным языком;
  • С2 - уровень совершенного владения иностранным языком.

DSD (Deutsches Sprachdiplom) - немецкий языковой диплом Конференции министров образования федеральных земель ФРГ для учащихся за рубежом. Экзамен на DSD сдается на заключительном этапе школьного образования, имеет неограниченный срок действия, признается всеми вузами Германии как документ, удостоверяющий уровень владения немецким языком, необходимый для обучения в вузах Германии.

PET (Preliminary English Test) - это второй экзамен в серии Кембриджских экзаменов, который оценивает владение английским языком на среднем уровне (Intermediate) и соответствует уровню B1 международной шкалы уровней Совета Европы. Сертификат PET подтверждает уверенное владение английским языком в повседневной жизни.

Данные о количестве и уровне полученных сертификатов и дипломов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количество обладателей международных сертификатов и дипломов владения иностранными языками (немецкий, английский) в соответствии с европейскими компетенциями

Уровни иноязычной компетенции

А1

А2

В1

В2

С1

Количество обучающихся - обладателей международных дипломов (сертификатов)

69

33

38

31

35

Для эффективного формирования поликультурной личности в Школе реализуются международные образовательные проекты. Участие в них обеспечивает реальное общение на изучаемом иностранном языке, позволяет совершенствовать коммуникативные умения и навыки обучающихся, развивает способность к адаптации в другом социуме. За последние три года реализованы следующие международные образовательные проекты:

  • конкурсная программа для получения стипендий DAAD на обучение в высших учебных заведениях Германии;
  • обучение выпускников - обладателей дипломов DSD - в колледже довузовской подготовки, г. Марбург, Германия;
  • образовательная программа Europa-Studien-Projekt, Германия;
  • российско-немецкая конкурсная программа для десятиклассников Sprachreisen, Германия;
  • программа межшкольного обмена с окружным центром профессиональной подготовки, г. Эльванген, Германия;
  • образовательный курс Hadamar, Германия;
  • образовательная программа Lichtenstein, Германия;
  • гостевая программа Europa-Kinder-Land, Германия;
  • программа обучения в гимназии Kirchberg, Германия;
  • российско-американская конкурсная программа для старшеклассников FLEX, США;
  • лингвистический лагерь при посольстве Великобритании Embassy CES;
  • образовательная программа обучения за рубежом Education abroad, Великобритания;
  • программа межшкольного обмена с коллежем La Carriere, г. Сент-Авольд, Франция.

Лингвистическая одаренность в рамках Школы

Лингвистическая одаренность в понимании педагогов Школы  - это отсутствие проблем с адаптацией в иноязычной среде во время участия в международных образовательных проектах. Обучающиеся отмечают, что они не испытывают трудностей в понимании материала на уроках в ОО зарубежных стран. На занятиях русского языка они активно помогают иностранному учителю в подготовке и проведении уроков, т. е. успешно представляют свой родной язык и родную культуру.

Создание благоприятного влияния плюралингвальной образовательной среды на формирование межкультурной компетенции учащихся в конечном итоге приводит к успешной социальной адаптации выпускников. Возрастает количество учащихся, поступивших по окончании Школы в престижные вузы страны и дальнего зарубежья. Выбор выпускниками языковых вузов, специальностей, связанных со знанием иностранных языков, рассматривается как возможность для более успешной профессиональной карьеры и самореализации, социальной мобильности на рынке труда.

Одним из направлений инновационной деятельности ОО является лингвистическая одаренность, формирование этого навыка посрелством организации городского лингвострановедческого фестиваля, который проводится с 2007 г. Выступая инициатором и координатором всех мероприятий, Школа объединяет вокруг себя деятельность городских базовых площадок: МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Н. Зайцева, МБОУ Политехническая гимназия, МБУК «Центральная городская библиотека», ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский педагогического колледж № 2», других ОО г. Нижнего Тагила. В программе ежегодного лингвострановедческого фестиваля - многочисленные лингвистические, страноведческие и творческие конкурсы, объединенные определенной тематикой и проводимые на всех иностранных языках, изучаемых в ОО г. Нижнего Тагила:

  • европейский день иностранных языков;
  • городской конкурс чтецов на иностранных языках;
  • городской конкурс школьных иноязычных театров «Овация»;
  • городской конкурс «В гостях у сказки»;
  • окружная олимпиада по иностранным языкам «Соболек»;
  • городской музыкальный конкурс «Рождественские встречи»;
  • городской лингвострановедческий конкурс «Знаете ли вы Германию?»;
  • городской лингвострановедческий конкурс «Знаете ли вы Великобританию?»;
  • городской лингвострановедческий конкурс «Знаете ли вы Францию?»;
  • городской конкурс презентаций стран изучаемых языков;
  • гала-концерт участников лингвострановедческого фестиваля.

Для оценивания конкурсных заданий приглашаются компетентные специалисты в области иностранных языков, представители творческих профессий: преподаватели факультета филологии и массовых коммуникаций ФГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия», Нижнетагильского филиала ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», представители международного образовательного центра iSchool, Российско-Немецкого Дома, «Французского Альянса» г. Екатеринбурга, МБУК «Центральная городская библиотека», учителя-волонтеры из Германии, актеры МБУК «Нижнетагильский драматический театр им. Д.М. Мамина-Сибиряка».

Несомненно, положительным результатом реализации инновационного проекта можно считать рост количества участников фестивального движения и качества демонстрируемых лингвистических и страноведческих знаний (табл. 2).

Таблица 2

Городской лингвострановедческий фестиваль, 2006/07-2013/14 уч. гг.
(информация о тематике и количестве участников)

№ фестиваля (уч. год)

Тема фестиваля

Кол-во ОО - участников

Кол-во участников (чел.)

Представленные иностранные языки

I фестиваль (2006/07)

«Знаете ли вы страны изучаемого языка?»

12

180

Английский,

немецкий,

французский

II фестиваль (2007/08)

«Столицы европейских стран»

18

200

III фестиваль (2008/09)

«Выдающиеся личности европейских стран»

20

400

IV фестиваль (2009/10)

«О, спорт, ты - мир!»

44

900

Английский,

немецкий,

французский, чешский

V фестиваль (2010/11)

«Школа в XXI веке»

62

1000

VI фестиваль (2011/12)

«Молодежь и политика»

68

1500

Английский,

немецкий,

французский, чешский, украинский

VII фестиваль (2012/13)

«Музыкальная культура стран изучаемых языков»

62

1550

Английский,

немецкий,

французский,

чешский

VIII фестиваль (2013/14)

«Волшебный мир кино»

73

1600

Продуктом этого инновационного проекта являются:

  • банк данных лингвистически одаренных обучающихся города;
  • ежегодно создаваемые фильмы о лингвострановедческом фестивале;
  • методические разработки организаторов фестиваля;
  • публикации педагогов на страницах профессиональных сборников;
  • ежегодные аналитические материалы в «Вестнике образования», г. Нижний Тагил.

Конкурсные мероприятия лингвострановедческого фестиваля позволяют обучающимся продемонстрировать лингвистические умения, расширить страноведческие знания, получить объективную оценку своей иноязычной компетенции. Лингвострановедческий фестиваль также создает уникальную атмосферу дружбы и взаимопонимания, что так необходимо для развития интереса к эффективному изучению иностранных языков в школе.

Поликультурное образовательное пространство: инновации лингвистики и образования

В Школе активно проходят инновационные процессы. Педагогический коллектив является членом сети инновационно активных ОО Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки ФГАОУ «АПК и ППРО» Минобрнауки России по направлению «Инновационные процессы межкультурных коммуникаций» (сертификат УрО РАО № 929 Ф 2012 г.).

С 2010 г. ОО имеет официальный статус DSD-Partnerschule (свидетельство Центрального комитета конференции министров культуры земель Германии от 22.02.2010).

Школа активно реализует сетевое взаимодействие с ОО г. Нижний Тагил. В 2013 г. по решению управления образования администрации города на базе Школы был создан муниципальный ресурсный центр (далее - МРЦ) по методическому сопровождению развития иноязычного образования в ОО г. Нижнего Тагила, которому удалось объединить усилия заинтересованных педагогов в решении общих проблем иноязычного образования в городе для повышения его эффективности. Создан банк данных учителей иностранных языков г. Нижнего Тагила, содержащий сведения о 216 учителях английского, немецкого, французского языков, их контактные данные, сведения о стаже, квалификационной категории, методической теме, повышении квалификации, желаемых направлениях профессионального развития. На семинарах-практикумах, организованных на базе Школы, обучено 117 учителей английского, немецкого и французского языков ОО города. В рамках работы МРЦ организуются городские научно-практические конференции по актуальным вопросам иноязычного образования с последующим изданием сборника методических материалов. Силами МРЦ проведен городской смотр-конкурс предметных кабинетов иностранных языков. В нем приняли участие 12 кабинетов иностранных языков из 10 ОО города. Виртуальные экскурсии по кабинетам размещены на сайте МРЦ.

На заседании городского научно-методического совета по итогам работы в 2013/14 уч. г. был отмечен высокий уровень реализации сетевого взаимодействия по вопросам планирования и проведения мероприятий, организации профессиональных конкурсов, повышения квалификации и обучения учителей иностранных языков г. Нижнего Тагила.

Новый импульс инновационной деятельности призвана придать программа развития ОО «Поликультурный подход как системообразующий компонент деятельности ОО» (далее - Программа), принятая советом Школы в июне 2014 г. Она учитывает приоритетные направления развития образовательных систем Российской Федерации и Свердловской области. Основная идея Программы - развитие системы патриотического воспитания, профилактики экстремизма и укрепления толерантности. Обучение в условиях многоязычия способствует укреплению гуманистической направленности личности, предоставляет возможность раскрытия созидательных человеческих способностей и качеств. Патриотизм и гражданская позиция формируются через осознание национальной идентичности и через призму культуры стран изучаемых языков.

Опыт реализации предыдущих Программ развития Школы позволил выявить основные факторы, способствующие переходу от полилингвального образовательного пространства к тому, что сформировано поликультурное образовательное пространство:

  • раннее начало обучения иностранным языкам;
  • обучение трем иностранным языкам на основе межкультурного подхода;
  • интеграция иностранных языков с другими учебными предметами;
  • включение в учебный план факультативных и элективных курсов;
  • эффективное использование электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий;
  • проектная и научно-исследовательская деятельность;
  • внеурочная деятельность и индивидуальные способности учащихся;
  • расширение круга социальных партнеров;
  • участие в международных образовательных программах, подчеркивая развитие поликультурного образования в школе.

Также определены факторы, обеспечивающие реализацию инновационной деятельности ОО:

  • стабильные положительные результаты образовательной деятельности Школы;
  • высокий уровень профессионального мастерства педагогов;
  • участие в инновационной деятельности;
  • наличие эффективной воспитательной работы, системы дополнительного образования;
  • социальная активность ОО и продуктивное сетевое взаимодействие;
  • материально-техническая база ОО и наличие внебюджетных источников финансирования.

На протяжении многих лет индивидуальные способности учащихся Школы позволяют им демонстрируровать стабильно высокие результаты обучения: процент успеваемости составляет 100%, коэффициент качества - более 0,7. Все выпускники 11-х классов успешно проходят государственную итоговую аттестацию и поступают в вузы Российской Федерации и зарубежных стран. Средние баллы учащихся Школы по результатам ЕГЭ превышают соответствующие показатели по стране, области и городу. Следует отметить значительную долю выпускников-высокобалльников: за последние три года 15% выпускников получили на ЕГЭ от 80 до 100 баллов. Четверо одиннадцатиклассников продемонстрировали 100-балльный результат по русскому языку и информатике в 2011-2014 гг.

Традиционно высокой остается доля медалистов от общего количества выпускников. В 2011 г. 34% выпускников завершили обучение в Школе с золотой медалью «За особые успехи в учении», в 2013 г. был отмечен рекордный количественный максимум: золотые и серебряные медали вручены 21 одиннадцатикласснику. За 78-летнюю историю существования Школы подготовлены 297 медалистов.

Школа входит в число лидеров среди ОО города по результатам участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ). Ежегодно старшеклассники становятся победителями и призерами областного этапа ВсОШ по немецкому и английскому языкам, географии, биологии. На протяжении многих лет индивидуальные способности учащихся Школы позволяют им защищать честь Свердловской области на заключительном этапе ВсОШ по немецкому языку.

Эти успехи стали возможными благодаря сохранению лучших традиций отечественного образования в сочетании с инновационной стратегией развития ОО. За годы существования Школы сформированы базовые ресурсы, соответствующие ее статусу. Следует также отметить еще одну составляющую успеха: образовательный процесс определяется как организованная совместная деятельность педагогов, учащихся, родителей, общественности по достижению гарантированных результатов обучения, воспитания и развития. Это, в частности, проявляется и в том, что в Школе учатся представители второго, третьего и четвертого поколений одной семьи, что говорит об удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг и то факте, что в Школе создано поликультурное образовательное пространство. 

________________________________

*Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с. - Примеч. авт.

**Масликова Г.А. Межкультурный подход к обучению французскому языку в средней школе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 257 с. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль