«Уроки доброты»: социальный подход к пониманию инвалидности

185

Анна Михайленко, координатор проектов по образованию региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива»

Уроки понимания инвалидности

С 1997 г. региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (далее – РООИ «Перспектива») проводит в школах Москвы, других городов России, а также стран СНГ цикл занятий для учащихся уроки понимания инвалидности «Уроки доброты». Цикл был разработан на основе занятий по пониманию инвалидности, реализуемых в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Его основными задачами являются знакомство школьников с особенностями жизни людей с инвалидностью, преодоление предрассудков и развитие толерантности по отношения к ним в детской и подростковой среде.

Уроки понимания инвалидности проводятся для учащихся всех возрастов – от 7 до 17 лет. На данный момент разработаны программы для начальной школы (1–2-е и 3–4-е классы), средней школы (5–6-е и 7–8-е классы) и старшей школы (9–11-е классы).

Тематика занятий одинакова:

  • стереотипы в отношении к людям с инвалидностью;
  • различные подходы к пониманию инвалидности;
  • права и возможности людей с инвалидностью, социализация обучающихся;
  • организация доступности образования, работы и досуга для людей с инвалидностью;
  • создание доступной архитектурной среды для всех людей, в т. ч. для людей с инвалидностью;
  • терминология и этикет в общении с людьми с инвалидностью и др.

Однако в зависимости от возраста детей работа с ними строится по-разному. Кроме того, по-разному подается учебный материал.

На «Уроках доброты» дети узнают:

  • об особенностях людей с инвалидностью, о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
  • о правах и социальных гарантиях людей с инвалидностью;
  • о возможностях людей с инвалидностью – о том, где и как они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
  • о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности.

Как реализуется социальный подход к пониманию инвалидности на «Уроках доброты»

«Уроки доброты» отличаются от обычных школьных уроков. Если занятие проводится в классе, то парты или столы пододвигаются к стенам, а учащиеся рассаживаются в один ряд полукругом. В центре полукруга находится рабочее место ведущего – таким образом он становится равноправным участником интерактивного процесса. Занятия могут проводиться не только в классе, а, например, в спортзале, в рекреации или на открытом воздухе.

Обычно занятие организуется для группы школьников одного возраста. Количество участников не превышает среднюю численность одного класса (от 15 до 25–30 человек). Оптимальное количество – до 20 человек.

Цикл состоит из 5 уроков. Время одного урока для учащихся начальной школы – 30–35 мин, для учащихся средней и старшей школы – 45 мин.

В процессе обучения упор делается на интерактивные формы проведения занятий: ролевая игра, игровые упражнения, блиц опрос, фокусированная дискуссия, мозговой штурм, конкурс и др. Это дает детям возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью, и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими детьми своими мыслями.

В ходе занятий обязательно используется наглядный материал: документальные и игровые фильмы, азбука Брайля, фотографии и др., который позволяет детям лучше понять и запомнить новую информацию.

Уроки понимания инвалидности ведут люди с инвалидностью, прошедшие специальную подготовку. Оптимальным является вариант, когда в качестве ведущих* выступают молодые люди с различными формами инвалидности. Как правило, они быстро находят общий язык с учащимися.

Учащиеся, в свою очередь, могут общаться с ними напрямую: задавать интересующие их вопросы, осматривать реабилитационные приспособления и т. д.

Результаты уроков понимания инвалидности

«Уроки доброты» позволяют учащимся получить новую информацию о людях с инвалидностью, расширить свой кругозор.

Кроме того, за время «учебы» меняются их внутренний мир, ценностные установки. Если после таких уроков в школе появляются учащиеся с инвалидностью, они быстро социализируются, поскольку детский коллектив готов их принять.

Занятия, безусловно, оказывают благотворное влияние и на тех, кто их проводит.

Сегодня школьные занятия по пониманию инвалидности по разработкам РООИ «Перспектива» реализуются более чем в 20 городах России и 5 городах стран СНГ. В общей сложности в «Уроках доброты» приняли участие более 400 тыс. школьников.

__________________________

* На «Уроках доброты» никогда не используются слова «учитель», «лектор», «педагог», «преподаватель», употребляется только один термин – «ведущий занятий».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль