Современная система дополнительного образования детей

633

4 сентября 2014 г. распоряжением Правительства РФ № 1726-р была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей (далее – Концепция). Она была разработана в рамках исполнения поручения Президента РФ обеспечить увеличение к 2020 г. числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся в организациях дополнительного образования, до 70–75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Программа дополнительного образования детей в школе: коротко о Концепции

Документ, раскрывающий перспективы дополнительного образования, состоит из восьми разделов. В первом разделе дается общая характеристика сферы дополнительного образования детей, во втором – называются основные проблемы организаций допобразования, говорится о необходимости их скорейшего разрешения.

По мнению разработчиков Концепции, дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, поскольку создает условия для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса его семьи, в т. ч. выполняет функции «социального лифта» для той части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсирует недостатки или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Пронизывая уровни дошкольного, общего и профессионального образования, образовательная программа дополнительного образование детей в школе является как для ребенка, так и для взрослого человека смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого можно назвать познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

В последние годы, говорится в Концепции, в сфере дополнительного образования детей наметились положительные тенденции: рост заинтересованности семей в дополнительных образовательных услугах (в т. ч. на платной основе), увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ, числа коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и осуществляющих проекты в сфере детского досуга, отдыха и образовательного туризма, и т. д. В то же время из-за отсутствия в этой сфере четких механизмов нормативной регламентации затруднено не только предоставление услуг достойного качества, но и эффективное расходование средства бюджетов всех уровней. Беспокойство также вызывают устаревшая инфраструктура, значительный дефицит квалифицированных работников и недостаточный уровень развития негосударственного сектора.

В третьем разделе Концепции называются основные цели и задачи развития дополнительного образования детей. К целям, в частности, относятся:

  • обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
  • расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
  • развитие инновационного потенциала общества.

Задачами, в свою очередь, являются:

  • развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
  • проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия «социальной ситуации развития» подрастающих поколений;
  • интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
  • разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
  • повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка и др.

Четвертый и пятый разделы Концепции посвящены соответственно принципам государственной политики и механизмам развития дополнительного образования детей.

Для успешной реализации Концепции важны: формирование в средствах массовой информации нового, положительного имиджа дополнительного образования; интеграция ресурсов, в т. ч. организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем; создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;

опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ и т. д.

В ходе реализации Концепции планируется проведение мероприятий по следующим направлениям:

  • модернизация инфраструктуры;
  • обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ, расширение их спектра и совершенствование системы управления качеством их реализации;
  • развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования;
  • расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение в сферу дополнительного образования механизмов государственно-частного партнерства;
  • развитие неформального и информального образования.

Развитие неформального и информального образования предполагает:

  • расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта;
  • поддержку общественных медийных проектов;
  • развитие программ открытого образования, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида;
  • поддержку развития детского образовательного туризма, сектора программ «учение с увлечением» (эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений и др.);
  • реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом).

Среди перечисленных в шестом разделе направлений хотелось бы выделить расширение участия негосударственного сектора в сфере дополнительного образования детей. Очевидно, что частные образовательные организации более мобильны в плане учета запросов родителей при предоставлении услуг их детям, чем государственные и муниципальные.

Это значит, что они могут активно внедрять программы дополнительного образования. С целью их стимуляции планируется принять особые экономические меры (обеспечение частным организациям доступа к бюджетному финансированию, налоговое стимулирование, предоставление грантов, снижение ставок арендной платы в случае аренды государственного и (или) муниципального имущества и т. д.).

В седьмом разделе Концепции названы этапы ее реализации, в восьмом – ожидаемые результаты.

Концепция должна быть реализована в два этапа. На первом этапе – с 2014 по 2017 г. – предполагается внести соответствующие изменения в законодательство, подготовить и реализовать в субъектах РФ пилотные проекты и региональные программы развития системы дополнительного образования детей. На втором этапе – с 2018 по 2020 г. – планируется осуществлять распространение результатов пилотных проектов, лучших практик реализации Концепции в субъектах РФ, решить вопросы модернизации инфраструктуры и др.

К ожидаемым результатам реализации Концепции относятся:

  • увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70–75%;
  • создание условий и формирование компетенций для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
  • формирование механизмов финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;
  • предоставление семьям с детьми доступа к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечение им консультационной поддержки в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;
  • реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и одаренными детьми;
  • внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
  • создание благоприятных условий для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;
  • создание комплексной инфраструктуры современного детства, удовлетворяющей общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей, и др.

Очевидно, что к достоинствам Концепции можно отнести указание на необходимость расширения бюджетного финансирования сферы дополнительного образования. В данном случае имеется в виду не привычное увеличение объема финансирования, а введение такого механизма, как персонифицированное финансирование дополнительного образования. Концепцией предусмотрено определение и закрепление за ребенком денежных средств в объеме, необходимом для реализации выбранной им (его родителями) дополнительной общеобразовательной программы, с последующей передачей этих средств организации дополнительного образования или индивидуальному предпринимателю.

Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») обеспечение получения дополнительного образования не относится к государственным гарантиям реализации права на получение детьми образования. Более того, ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает получение детьми дополнительного образования на бесплатной основе. Фактически это означает перекладывание части расходов в сфере дополнительного образования на его получателей, т. е. родителей обучающихся.

Расширение бюджетного финансирования, предусмотренное Концепцией, позволит сделать дополнительное образование детей частично бесплатным.

В заключение хотелось бы отметить, что наличие любой, даже самой добротной концепции еще не гарантирует наступление качественных изменений в соответствующей сфере. О серьезности намерений государства можно будет судить после появления вышеназванного плана мероприятий по ее реализации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль