Обеспечение права на образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

108

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) и ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, регламентирующего реализацию права на образование детей с ОВЗ, ребенок-инвалид – это лицо, которое имеет нарушение детского здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Реализация права на образование детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к данной категории относит детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Кроме того, определение понятия «обучающийся с ОВЗ» дано в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Реализация права на образование детей с ОВЗ: нормативная база

В 2012 г. наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Согласно данному документу государства-участники признают права ребенка на инклюзивное образование.

Для того чтобы инвалиды могли реализовать это право, государства-участники обязуются:

  • обеспечить им доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
  • организовать внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
  • содействовать освоению инвалидами азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности;
  • содействовать освоению жестового я зыка и поощрению языковой самобытности глухих;
  • принять надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в т. ч. учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и (или) азбукой Брайля, а также для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования, и т. д.

Реализация права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов закреплена в ст. 19 Закона № 181-ФЗ: «Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. <….> Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов. <….> Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. <….> При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому».

Правам инвалидов и лиц с ОВЗ на образование посвящены нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обеспечивая права ребенка на инклюзивное образование.

В частности, п. 1 ч. 5 ст. 5 данного нормативного правового акта обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать необходимые условия:

  1. для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ;
  2. для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для лиц с ОВЗ языков, методов и способов общения;
  3. в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в т. ч. посредством организации инклюзивного образования.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность образования для детей с ОВЗ и успешную социализацию для лиц с ОВЗ, а также расширение возможностей реализации права на образование детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных организациях, входит в перечень целевых ориентиров развития системы образования.

Права ребенка на инклюзивное образование: создание необходимых условий

Реализация права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание общеобразовательных казенных учреждений. В них учатся глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие и поздноослепшие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые, а также другие дети с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность общеобразовательных казенных учреждений строго регламентирована: в нормативных актах прописаны особенности их финансирования; для них разработаны специальные программы, перечни учебников, требования к аттестации учащихся; работающим в них педагогам установлены гарантии и льготы.

Согласно ч. 2 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Во-первых, в общеобразовательной организации для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть созданы специальные классы. Согласно письму Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» (далее – Письмо Минобрнауки России № АФ-150/06) пять лет назад в таких классах обучалось более 160 тыс. детей с ОВЗ. Сейчас их значительно больше.

Во-вторых, дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут посещать обычные классы и учиться вместе со здоровыми детьми «за одной партой».

Независимо от того, в какой форме происходит реализация права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в общеобразовательных организациях должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения, а также для их пребывания и обучения (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т. д.).

Принципы реализации права ребенка на инклюзивное образование

В письме Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (далее – Письмо Минобрнауки России № ИР-535/07) говорится о том, что за несколько лет в субъектах РФ произошло сокращение специальных (коррекционных) образовательных учреждений на 5% при одновременном росте количества обучающихся в них детей на 2% (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1804 учреждения, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, а в 2012/2013 учебном году – всего 1708 учреждений, в которых обучалось 211 тыс. детей).

В связи с этим Минобрнауки России выражает обеспокоенность наметившейся тенденцией к тому, что развитие форм обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в регионах не всегда носит спланированный, последовательный характер и зачастую не сопровождается созданием для них необходимых условий.

В настоящее время в рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2181-р, реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательных организаций специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов.

Однако даже в рамках этой программы планируется создать условия для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, лишь в 20% общеобразовательных организаций страны.

Права ребенка на инклюзивное образование и введение интегрированных форм обучения детей-инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности. Иначе такие «новации» не только не позволят организовать полноценную инклюзию (интеграцию) детей-инвалидов, но и негативно скажутся на качестве работы с другими детьми.

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные организации, могут получать образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок обучения детей-инвалидов на дому устанавливается органами государственной власти субъектов РФ, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на реализацию образовательной программы.

Условия для реализации права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов должны создаваться в рамках соответствующих региональных программ. Такие программы согласно Письму Минобрнауки России № АФ-150/06 должны быть ориентированы на решение следующих задач:

  • создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
  • создание системы мониторинга и учета численности детей с ОВЗ, наличия условий для получения ими образования;
  • обеспечение доступности качественного образования детям с ОВЗ;
  • создание во всех образовательных организациях условий для получения образования такими детьми;
  • организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных организаций, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ;
  • формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ, содействие их социальной интеграции и получению ими образования.

В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, применяется дистанционная форма обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В этом случае детям бесплатно предоставляются:

  • специализированная компьютерная техника и периферийные устройства;
  • доступ к образовательным ресурсам сети Интернет и авторизированный доступ к специализированным образовательным ресурсам;
  • учебники и учебные пособия;
  • технические средства обучения;
  • педагогическая, методическая, психологическая и консультативная помощь в процессе подготовки к обучению в дистанционном режиме и освоения общеобразовательных программ.

При организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте РФ органы государственной власти субъекта РФ, а также уполномоченные органы и учреждения должны руководствоваться письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 <О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации>.

Реализация права на образование детей с ОВЗ предусматривает выбор формы получения образования ребенком-инвалидом или ребенком с ОВЗ, в т. ч. определение степени его интеграции в образовательную среду, который должен делаться исходя из потребностей ребенка с учетом мнения его родителей (законных представителей).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль