Обеспечение права на образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

112

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) и ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, регламентирующего реализацию права на образование детей с ОВЗ, ребенок-инвалид – это лицо, которое имеет нарушение детского здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Реализация права на образование детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к данной категории относит детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Кроме того, определение понятия «обучающийся с ОВЗ» дано в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Реализация права на образование детей с ОВЗ: нормативная база

В 2012 г. наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Согласно данному документу государства-участники признают права ребенка на инклюзивное образование.

Для того чтобы инвалиды могли реализовать это право, государства-участники обязуются:

  • обеспечить им доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
  • организовать внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
  • содействовать освоению инвалидами азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности;
  • содействовать освоению жестового я зыка и поощрению языковой самобытности глухих;
  • принять надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в т. ч. учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и (или) азбукой Брайля, а также для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования, и т. д.

Реализация права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов закреплена в ст. 19 Закона № 181-ФЗ: «Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. <….> Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов. <….> Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. <….> При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому».

Правам инвалидов и лиц с ОВЗ на образование посвящены нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обеспечивая права ребенка на инклюзивное образование.

В частности, п. 1 ч. 5 ст. 5 данного нормативного правового акта обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать необходимые условия:

  1. для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ;
  2. для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для лиц с ОВЗ языков, методов и способов общения;
  3. в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в т. ч. посредством организации инклюзивного образования.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность образования для детей с ОВЗ и успешную социализацию для лиц с ОВЗ, а также расширение возможностей реализации права на образование детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных организациях, входит в перечень целевых ориентиров развития системы образования.

Права ребенка на инклюзивное образование: создание необходимых условий

Реализация права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание общеобразовательных казенных учреждений. В них учатся глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие и поздноослепшие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые, а также другие дети с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность общеобразовательных казенных учреждений строго регламентирована: в нормативных актах прописаны особенности их финансирования; для них разработаны специальные программы, перечни учебников, требования к аттестации учащихся; работающим в них педагогам установлены гарантии и льготы.

Согласно ч. 2 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Во-первых, в общеобразовательной организации для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть созданы специальные классы. Согласно письму Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» (далее – Письмо Минобрнауки России № АФ-150/06) пять лет назад в таких классах обучалось более 160 тыс. детей с ОВЗ. Сейчас их значительно больше.

Во-вторых, дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут посещать обычные классы и учиться вместе со здоровыми детьми «за одной партой».

Независимо от того, в какой форме происходит реализация права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в общеобразовательных организациях должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения, а также для их пребывания и обучения (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т. д.).

Принципы реализации права ребенка на инклюзивное образование

В письме Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (далее – Письмо Минобрнауки России № ИР-535/07) говорится о том, что за несколько лет в субъектах РФ произошло сокращение специальных (коррекционных) образовательных учреждений на 5% при одновременном росте количества обучающихся в них детей на 2% (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1804 учреждения, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, а в 2012/2013 учебном году – всего 1708 учреждений, в которых обучалось 211 тыс. детей).

В связи с этим Минобрнауки России выражает обеспокоенность наметившейся тенденцией к тому, что развитие форм обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в регионах не всегда носит спланированный, последовательный характер и зачастую не сопровождается созданием для них необходимых условий.

В настоящее время в рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2181-р, реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательных организаций специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов.

Однако даже в рамках этой программы планируется создать условия для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, лишь в 20% общеобразовательных организаций страны.

Права ребенка на инклюзивное образование и введение интегрированных форм обучения детей-инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности. Иначе такие «новации» не только не позволят организовать полноценную инклюзию (интеграцию) детей-инвалидов, но и негативно скажутся на качестве работы с другими детьми.

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные организации, могут получать образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок организации обучения на дому детей-инвалидов устанавливается органами государственной власти субъектов РФ, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на реализацию образовательной программы.

Условия для реализации права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов должны создаваться в рамках соответствующих региональных программ. Такие программы согласно Письму Минобрнауки России № АФ-150/06 должны быть ориентированы на решение следующих задач:

  • создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
  • создание системы мониторинга и учета численности детей с ОВЗ, наличия условий для получения ими образования;
  • обеспечение доступности качественного образования детям с ОВЗ;
  • создание во всех образовательных организациях условий для получения образования такими детьми;
  • организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных организаций, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ;
  • формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ, содействие их социальной интеграции и получению ими образования.

В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, применяется дистанционная форма обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В этом случае детям бесплатно предоставляются:

  • специализированная компьютерная техника и периферийные устройства;
  • доступ к образовательным ресурсам сети Интернет и авторизированный доступ к специализированным образовательным ресурсам;
  • учебники и учебные пособия;
  • технические средства обучения;
  • педагогическая, методическая, психологическая и консультативная помощь в процессе подготовки к обучению в дистанционном режиме и освоения общеобразовательных программ.

При организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте РФ органы государственной власти субъекта РФ, а также уполномоченные органы и учреждения должны руководствоваться письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 <О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации>.

Реализация права на образование детей с ОВЗ предусматривает выбор формы получения образования ребенком-инвалидом или ребенком с ОВЗ, в т. ч. определение степени его интеграции в образовательную среду, который должен делаться исходя из потребностей ребенка с учетом мнения его родителей (законных представителей).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль