Положение об образовательной программе учреждения

112

Образовательные программы занимают важнейшее место в системе образования. В статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательная деятельность определяется как деятельность по реализации образовательных программ в рамках учебных курсов. Образовательные программы, реализуемые образовательными организациями в рамках основной цели деятельности, выступают основанием для разделения образовательных организаций на типы (ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Нормативные требования к образовательной программе

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные требования к образовательной программе обуславливают присутствие в документе комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. 

Образовательная программа как документ, регламентирующий деятельность образовательной организации, включает:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
  • оценочные и методические материалы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит норму о том, что образовательные программы определяют содержание образования. При этом к содержанию образования предъявляется ряд требований, согласно которым оно должно:

  • содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
  • учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
  • обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно также обеспечивать получение квалификации, т. е. уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Виды образовательных программ в школе

Образовательные программы подразделяются на основные и дополнительные.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основные виды образовательных программ в школе включают:

  • основные образовательные программы общеобразовательных организаций – образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
  • основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • основные профессиональные образовательные программы. К их числу относятся образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки).

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, предпрофессиональные программы;
  • дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Нормативные требования к образовательной программе (примерной)

Термин «примерная основная образовательная программа» в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяется как «учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы образовательного учреждения, определяющие рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы».

Необходимо отметить, что нормативные требования к образовательной программе (примерной) ранее регулировался Законом РФ «Об образовании», однако в нем отсутствовало определение данного термина. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» примерные образовательные программы:

  • разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено законом;
  • включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Положение об образовательной программе учреждения: разработка и утверждение

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Однако в ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения об образовательной программе учреждения, регламентирующие разработку и утверждение ряда отдельных образовательных программ. В их числе:

  • образовательные программы дошкольного образования, которые должны разрабатываться и утверждаться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования;
  • образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), которые должны разрабатываться образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ;
  • образовательные программы, реализуемые образовательными организациями высшего образования, имеющими право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатываются на основе таких образовательных стандартов.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль