Положение об образовательной программе учреждения

120

Образовательные программы занимают важнейшее место в системе образования. В статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательная деятельность определяется как деятельность по реализации образовательных программ в рамках учебных курсов. Образовательные программы, реализуемые образовательными организациями в рамках основной цели деятельности, выступают основанием для разделения образовательных организаций на типы (ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Нормативные требования к образовательной программе

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные требования к образовательной программе обуславливают присутствие в документе комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. 

Образовательная программа как документ, регламентирующий деятельность образовательной организации, включает:

  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
  • оценочные и методические материалы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит норму о том, что образовательные программы определяют содержание образования. При этом к содержанию образования предъявляется ряд требований, согласно которым оно должно:

  • содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
  • учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
  • обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно также обеспечивать получение квалификации, т. е. уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Виды образовательных программ в школе

Образовательные программы подразделяются на основные и дополнительные.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основные виды образовательных программ в школе включают:

  • основные образовательные программы общеобразовательных организаций – образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
  • основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • основные профессиональные образовательные программы. К их числу относятся образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки).

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, предпрофессиональные программы;
  • дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Нормативные требования к образовательной программе (примерной)

Термин «примерная основная образовательная программа» в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяется как «учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы образовательного учреждения, определяющие рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы».

Необходимо отметить, что нормативные требования к образовательной программе (примерной) ранее регулировался Законом РФ «Об образовании», однако в нем отсутствовало определение данного термина. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» примерные образовательные программы:

  • разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено законом;
  • включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Положение об образовательной программе учреждения: разработка и утверждение

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Однако в ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения об образовательной программе учреждения, регламентирующие разработку и утверждение ряда отдельных образовательных программ. В их числе:

  • образовательные программы дошкольного образования, которые должны разрабатываться и утверждаться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования;
  • образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), которые должны разрабатываться образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ;
  • образовательные программы, реализуемые образовательными организациями высшего образования, имеющими право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатываются на основе таких образовательных стандартов.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль