Концепция ФЦП развития образования на 2016–2020 годы

103

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы (извлечение)

<…>

В рамках мероприятия по повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов предусматривается:

  • реализация пилотных проектов по повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • модернизация нормативно-методической базы работы в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
  • распространение на все регионы лучших практик работы в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

В рамках мероприятия по созданию сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов предусматривается:

  • создание сети инновационных школ (не менее 200);
  • отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;
  • поддержка региональных программ модернизации сети (формирования эффективных сетей) общеобразовательных организаций;
  • создание национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий (не менее 30).

В рамках мероприятия по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом путем разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений предусматривается:

  • реализация положений, предусмотренных Концепцией математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №  2506-р;
  • создание и реализация концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
  • создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.

В рамках мероприятия по обеспечению роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и  экспертно-аналитического сопровождения таких программ предусматривается:

  • внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
  • реализация во всех регионах нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;
  • реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.

В рамках мероприятия по реализации концепции развития дополнительного образования детей на региональном уровне путем конкурсной поддержки регионов и распространения лучших практик предусматривается:

  • создание условий для реализации концепции дополнительного образования детей;
  • разработка и реализация региональных программ модернизации дополнительного образования детей;
  • выделение и распространение лучших практик реализации региональных программ дополнительного образования детей;
  • выделение и распространение лучших практик организации образовательного процесса в системе общего образования, моделей реализации программ дополнительного образования на базе организаций общего образования (включая практики и модели для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обеспечение функционирования системы мониторинга дополнительного образования.

В рамках мероприятия по привлечению организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад предусматривается:

  • обеспечение ежегодного проведения сезонных школ для талантливых детей и молодежи вузами и организациями среднего профессионального образования;
  • обеспечение ежегодного проведения всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;
  • обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.

В рамках задачи реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявления талантливой молодежи предусматривается реализовать следующие мероприятия:

  • развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта;
  • реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику;
  • совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей;
  • разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.

В рамках мероприятия по развитию научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта предусматривается:

  • создание механизмов стимулирования молодежного творчества, профессионального и личностного развития;
  • разработка во всех регионах региональных программ поддержки научно-технического творчества молодежи;
  • создание и обеспечение деятельности модельных центров научно-технического и инновационного творчества молодежи.

В рамках мероприятия по реализации механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику предусматривается:

  • обеспечение разработки и реализации моделей творческих конкурсов для молодежи по профессиональным, социальным и творческим направлениям с численностью участников не менее 500 тысяч;
  • организация проведения не менее 50 сезонных школ (конференций, семинаров) для победителей молодежных конкурсов по профессиональным, социальным и творческим направлениям;
  • реализация поддержки не менее 100 сетей профессионального мастерства для участников и победителей молодежных конкурсов по профессиональным, социальным и творческим направлениям.

В рамках мероприятия по совершенствованию моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей предусматривается:

  • обеспечение экспертно-методической и информационной поддержки органам управления образованием, организациям отдыха и оздоровления детей и педагогам по вопросам функционирования и развития системы отдыха и оздоровления детей, социализации детей с использованием мероприятий летнего, каникулярного и круглогодичного отдыха и оздоровления;
  • внедрение новых моделей и методик организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья);
  • создание и успешная реализация новых программ дополнительного образования детей в организациях отдыха и оздоровления детей, а также новых программ повышения квалификации специалистов и руководителей организаций отдыха и оздоровления детей.

В рамках мероприятия по разработке и реализации комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся предусматривается:

  • разработка и внедрение моделей и механизмов развития инфраструктуры физической подготовки и физической культуры в образовательных организациях;
  • усовершенствование методического и информационного обеспечения системы физкультурных мероприятий для обучающихся и работников образовательных организаций;
  • достижение повсеместного обеспечения образовательных организаций квалифицированными педагогическими кадрами в области развития физической культуры и физической подготовки;
  • формирование методической системы воспитания здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся.

В рамках задачи создания инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики, предполагается выполнение мероприятия по улучшению материально-технической базы российского образования, в рамках которого будут реализованы инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры сферы образования.

На первом этапе реализации Программы (2016–2017 годы) планируется завершение строительства объектов, начатого в рамках Программы на 2011–2015 годы, которое не завершено до настоящего времени (общий размер средств, необходимых для завершения строительства объектов только в рамках Программы на 2011–2015 годы составит к концу 2015 года 10 млрд руб.).

Одновременно будут проведены проектные и изыскательские работы в отношении объектов, строительство и реконструкция которых будет осуществляться в последующие годы реализации Программы.

На втором этапе реализации Программы (2018–2020 годы) планируется продолжение выполнения мероприятия по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, научной, физкультурно-спортивной, административной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры.

Предполагается восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов с учетом объема финансирования строительства новых общежитий не менее чем по 4 млрд руб. ежегодно.

Конкретный перечень объектов с распределением финансирования будет определен при разработке проекта Программы. При этом в качестве приоритетных рассматриваются объекты ведущих высших учебных заведений различной ведомственной принадлежности (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты), системообразующих для экономики отрасли или региона, объекты, находящиеся в аварийном состоянии, объекты, строительство которых не завершено, а также объекты, в отношении которых имеются поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Общее количество площадей, подлежащих вводу в эксплуатацию, будет определено на этапе разработки Программы с учетом предложений и обоснований, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».

Развитие инфраструктуры образования в рамках указанного мероприятия Программы создаст предпосылки для повышения качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, развитие социальной инфраструктуры образования (жилья для педагогических работников, общежитий для обучающихся, спортивных объектов и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров, способных решать поставленные задачи развития и модернизации.

В рамках задачи формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов будут реализованы следующие мероприятия:

  • развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования путем реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества;
  • развитие системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ;
  • включение России в международные исследования качества образования;
  • экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в области развития образования;
  • поддержка инноваций в области развития и модернизации образования.

В рамках мероприятия по развитию национально-региональной системы оценки качества общего образования путем реализации проектов в сфере образования и создания национальных механизмов оценки качества предусматривается:

  • реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);
  • обеспечение подготовки не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам;создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;
  • создание национальных фондов сертифицированных оценочных средств;модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;
  • обеспечение функционирования системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях;
  • создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.

В рамках мероприятия по развитию системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ предусматривается:

  • обеспечение развития системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях системы образования;
  • усовершенствование процедур и инструментария независимой оценки качества образования и общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях профессионального образования;обеспечение создания во всех регионах центров признания профессиональных квалификаций;
  • обеспечение внедрения по всем укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
  • добровольное использование не менее чем 50 процентами вузов и организаций среднего профессионального образования единых оценочных материалов для итоговой аттестации выпускников;
  • создание и распространение единых оценочных средств для оценки образовательных достижений выпускников по программам среднего профессионального образования и высшего образования.

В рамках мероприятия по включению России в международные исследования качества образования предусматривается:

  • обеспечение участия России во всех значимых (не менее 10) международных сравнительных исследованиях качества образования;
  • разработка и распространение для использования регионами оценочных инструментов (на основе международных) для проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования;
  • выпуск на основании международных исследований раз в 2 года доклада о сравнительной оценке качества образования в Российской Федерации.

В рамках мероприятия по  экспертно-аналитическому, информационному, правовому, методическому и научному сопровождению программных мероприятий в области развития образования предусматривается:

  • осуществление экспертно-аналитического, экспертно-организационного и мониторингового сопровождения реализации мероприятий Программы;осуществление информационного и  информационно-методического сопровождения хода реализации Программы;
  • осуществление комплексного научно-практического и  научно-методологического сопровождения научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках Программы;
  • оказание методической поддержки субъектам Российской Федерации в части разработки и реализации региональных государственных программ в сфере образования;
  • обеспечение экспертно-аналитического сопровождения использования субсидий в рамках реализации мероприятий Программы;
  • модернизация и внедрение информационно-коммуникационных инструментов и технологических механизмов комплексного управления Программой;
  • обеспечение проведения регулярного анализа зарубежного опыта в разработке и реализации государственных и региональных программ развития образования, разработка механизмов его адаптации и учета в рамках реализации Программы, а также программ развития образования субъектов Российской Федерации, формируемых и реализуемых в 2016–2020 годах;
  • экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации системы образования в рамках Программы.

Указанное мероприятие в целом предназначено для обеспечения полноценного сопровождения хода реализации Программы и оценки достижения планируемых результатов как отдельных проектов в рамках Программы, так и мероприятий и задач Программы. Результаты этого мероприятия позволят обеспечить эффективную реализацию всего сложного комплекса элементов Программы.

В рамках мероприятия по поддержке инноваций в области развития и модернизации образования предусматривается:

  • обеспечение формирования новых стратегических инициатив по вопросам развития и модернизации образования;
  • оценка перспективности внедрения стратегических инициатив в практику образовательной деятельности на основе мониторинга и оценки российского и зарубежного современного опыта;
  • обеспечение поддержки инноваций в области развития и модернизации образования.

В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие синергетические социально-экономические эффекты:

  • повышение конкурентоспособности российского образования, качества человеческого капитала, обеспечение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах и повышение эффективности их использования;
  • повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств в сфере образования путем реализации комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности;
  • внедрение и распространение новых моделей образовательных организаций, технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней, обновление моделей и механизмов управления образованием;совершенствование механизмов и инструментов вовлечения молодежи в активную социально значимую деятельность, направленную на становление личности детей и профессиональную самореализацию молодежи;
  • достижение нового качественного состояния всех элементов системы оценки качества образования и образовательных результатов.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль