Организация учебного процесса в инклюзивном классе

584

Инклюзивное образование в школе – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В последнее время становится нормой в начальной школе деление классного пространства на две зоны: учебную и игровую. Игровая зона помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья снять напряжение. Поэтому в классе должна быть организована зона для расслабления.

Зонирование территории - это один из ключевых аспектов, позволяющих формировать произвольность у ребенка, помогает переключиться, формирует регулятивную сферу.

Методы организации процесса для детей с задержкой психического развития

Для инклюзивного образования в школе и инклюзивного урока требуются различные методы организации процесса. Рассмотрим на примере организации специальных условий учитывая особенности ребенка с задержкой психического развития.

В идеале класс начальной школы должен иметь два помещения: 1-е помещение – это помещение для проведения урока, 2-е помещение для проведения индивидуальных занятий. Ребенок с нежелательным поведением с урока не удаляется, а переводится в соседнее помещение, где в то же время, что и основной урок, проводится индивидуальное занятие, либо есть возможность отдохнуть, переключиться и потом обратно включиться в учебный процесс. Есть определенные сложности с конструктивными особенностями наших зданий, но, однако, все будет зависеть от творчества, от возможности коллектива. Методы организации образовательного процесса педагогам давно и хорошо известны.

Для детей с задержкой психического развития нужно использовать следующие методы: наглядные, практические, словесные, использование специальных технических средств и средств коммуникации.

Наглядные методы

Наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Дети в первую очередь видят в классе школьную доску. Она должна эффективно использоваться, обеспечивать зрительную опору. На этапе предварительного обследования специалистами комиссии должно быть дано подробное описание информации в части зрительного канала восприятия ребенка.

Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

Уровень введения информации должен быть четко дозирован и по времени и по количеству. Формирующие у этой категории детей словестно-логические конструкции и трудности концентрации внимания и памяти требуют определённых опор, применения четких схем, таблиц, приближенных к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определение объема применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности.

Учет различных дидактических функций и возможностей для комплексного применения и правильного соотношения наглядности и других источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании, предусмотреть активное включение учащихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев на их основе.

Практические методы

Организация инклюзивного образования в школе строится на использовании практических методик. Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей с ОВЗ для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

На начальных этапах обучения целесообразно использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.). Эти виды работ вызывают у детей интерес к самому процессу деятельности, позволяют учить элементам планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.

Словесные методы

При использовании словесных методов необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности.

Отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности проводятся с учетом оптимизации условий для реализации потенциальных возможностей детей.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Управление начальной школой» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 81.82%
  • нет 18.18%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль