Может ли педагог-психолог в образовательной организации заменить психологическую службу?

749

Рассмотрим модель, когда психологическая служба в самом образовательном учреждении отсутствует, но есть педагог-психолог. Даже если он соответствует установленным профессиональным стандартам, он не может охватить весь спектр тех проблем, которые существуют в образовательной организации. Тогда образовательному учреждению необходима помощь ресурсного Центра. Это может быть Центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения (отдельный центр или структурное подразделение в другой образовательной организации, которое полностью берет на себя обязанности Центра).

В этом случае образовательное учреждение заключает соответствующий контракт по сетевому взаимодействию о предоставлении тех услуг, которые не может осуществить один педагог-психолог в образовательной организации. В этом случае по договору безвозмездного оказания услуг на Центр ложатся функции консилиума.

Обязанности педагога-психолога в образовательной организации

Педагог-психолог в образовательной организации сопровождает основную образовательную программу, занимается первичным выявлением детей группы риска (методом наблюдения, методом групповой диагностики выявляется группа риска). Он ведет плановую работу с учащимися и родителями всех категорий детей, работает с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы, проводит психологическую диагностику и групповые коррекционно-развивающие психологические программы, программы, рассчитанные на работу с классом, либо подгруппой класса. Также в обязанности педагога-психолога в школе входит проведение групповых коррекционно-развивающиз программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. Хотя, нужно отметить, что одному педагогу-психологу в образовательной организации справиться со всем объемом этой деятельности практически невозможно. Скорее всего, физически он сможет проводить только групповые занятия с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации.

Обязанности психологического Центра

Тогда на плечи психологического Центра, с которым у образовательного учреждения будет заключен договор, ложатся функции методического сопровождения, консультирования специалистов, обучающие семинары для педагогов-психологов в образовательной организации. Также на Центр ложатся функции консилиума образовательной организации, занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, с нейропсихологом. Также центр занимается проведением супервизии, групповым и индивидуальным консультированием педагогов, которые помогают детям с ОВЗ и детям-инвалидам в освоении адаптированной образовательной программы, либо в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы (ОП). Кроме того, Центр проводит супервизию и консультирование педагогов, которые работают с этой категорией обучающихся.

Разграничение функций между Центром и педагогом-психологом в образовательной организации закреплено в  договоре, который заключает образовательная организация с Центром психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, либо с другим ресурсным Центром.

Когда в образовательной организации отсутствует служба психолого-педагогического сопровождения

Рассмотрим еще одну модель реализации психологической службы в образовательном учреждении. Она модель предполагает, что в образовательной организации отсутствует служба психолого-педагогического сопровождения. В таком случае специалисты Центра осуществляют весь объем психолого-педагогического сопровождения на основании договора с образовательной организацией. Они продолжают работать с той же категорией детей, по тем же программам, но берут на себя весь спектр оказания услуги по психолого-педагогическому сопровождению в образовательной организации.

Подведем итог:

1. Наличие психологической службы в образовательном учреждении предполагает, что на ресурсный Центр, либо на вуз возлагается методическое сопровождение специалистов.

2. Наличие одного педагога-психолога предполагает, что он занимается мониторингом и выявляет ту категорию обучающихся детей, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи. Помощь и консультирование специалистов, а также работу с некоторыми категориями детей осуществляют специалисты Центра.

3. Отсутствие психологической службы в образовательном учреждении предполагает, что все ее функции берет на себя Центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль