Может ли педагог-психолог в образовательной организации заменить психологическую службу?

735

Рассмотрим модель, когда психологическая служба в самом образовательном учреждении отсутствует, но есть педагог-психолог. Даже если он соответствует установленным профессиональным стандартам, он не может охватить весь спектр тех проблем, которые существуют в образовательной организации. Тогда образовательному учреждению необходима помощь ресурсного Центра. Это может быть Центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения (отдельный центр или структурное подразделение в другой образовательной организации, которое полностью берет на себя обязанности Центра).

В этом случае образовательное учреждение заключает соответствующий контракт по сетевому взаимодействию о предоставлении тех услуг, которые не может осуществить один педагог-психолог в образовательной организации. В этом случае по договору безвозмездного оказания услуг на Центр ложатся функции консилиума.

Обязанности педагога-психолога в образовательной организации

Педагог-психолог в образовательной организации сопровождает основную образовательную программу, занимается первичным выявлением детей группы риска (методом наблюдения, методом групповой диагностики выявляется группа риска). Он ведет плановую работу с учащимися и родителями всех категорий детей, работает с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы, проводит психологическую диагностику и групповые коррекционно-развивающие психологические программы, программы, рассчитанные на работу с классом, либо подгруппой класса. Также в обязанности педагога-психолога в школе входит проведение групповых коррекционно-развивающиз программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. Хотя, нужно отметить, что одному педагогу-психологу в образовательной организации справиться со всем объемом этой деятельности практически невозможно. Скорее всего, физически он сможет проводить только групповые занятия с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации.

Обязанности психологического Центра

Тогда на плечи психологического Центра, с которым у образовательного учреждения будет заключен договор, ложатся функции методического сопровождения, консультирования специалистов, обучающие семинары для педагогов-психологов в образовательной организации. Также на Центр ложатся функции консилиума образовательной организации, занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, с нейропсихологом. Также центр занимается проведением супервизии, групповым и индивидуальным консультированием педагогов, которые помогают детям с ОВЗ и детям-инвалидам в освоении адаптированной образовательной программы, либо в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы (ОП). Кроме того, Центр проводит супервизию и консультирование педагогов, которые работают с этой категорией обучающихся.

Разграничение функций между Центром и педагогом-психологом в образовательной организации закреплено в  договоре, который заключает образовательная организация с Центром психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, либо с другим ресурсным Центром.

Когда в образовательной организации отсутствует служба психолого-педагогического сопровождения

Рассмотрим еще одну модель реализации психологической службы в образовательном учреждении. Она модель предполагает, что в образовательной организации отсутствует служба психолого-педагогического сопровождения. В таком случае специалисты Центра осуществляют весь объем психолого-педагогического сопровождения на основании договора с образовательной организацией. Они продолжают работать с той же категорией детей, по тем же программам, но берут на себя весь спектр оказания услуги по психолого-педагогическому сопровождению в образовательной организации.

Подведем итог:

1. Наличие психологической службы в образовательном учреждении предполагает, что на ресурсный Центр, либо на вуз возлагается методическое сопровождение специалистов.

2. Наличие одного педагога-психолога предполагает, что он занимается мониторингом и выявляет ту категорию обучающихся детей, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи. Помощь и консультирование специалистов, а также работу с некоторыми категориями детей осуществляют специалисты Центра.

3. Отсутствие психологической службы в образовательном учреждении предполагает, что все ее функции берет на себя Центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль