Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

1923

Получение квалификационной категории, которая устанавливается сроком на пять лет, обеспечивает педагогам дифференциацию оплаты труда.

Специфика формирования комиссий для аттестации педагогических работников

Закон предусматривает, что аттестация для педагогических работников в целях установления квалификационной категории в образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, а в образовательных организациях, находящихся в ведении субъектов РФ (а также работников муниципальных, частных организаций), проведение такой аттестации педагогических работников осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ (п. 25 разд. III Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Порядок).

Заявительный характер аттестации педагогических работников

Основанием для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории является заявление работника, которое подается непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляется по почте (письмо с уведомлением о вручении), или отправляется по электронной почте (с уведомлением в форме электронного документа), т. е. не существует ограничений в формах подачи заявления. В заявлении указываются квалификационные категории и должности, по которым педагогический работник хочет пройти аттестацию (пп. 27, 28 разд. III Порядка). 

Рассмотрим, в каких случаях работнику может быть отказано в приеме заявления о прохождении аттестации. Так, например, если работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, т.е. он не имеет первой квалификационной категории и сразу претендует на высшую. В данном случае ему в приеме заявления будет отказано, так как претендовать на высшую квалификационную категорию может только тот работник, который уже имеет первую квалификационную категорию. Также в приеме заявления будет отказано работнику, который получил первую квалификационную категорию, а через несколько месяцев решил обратиться за установлением ему высшей, так как Порядок предусматривает, что только не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории можно претендовать на высшую (п. 30 разд. III). В приеме заявления работнику будет отказано и в том случае, когда обращение за установлением первой либо высшей категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в их установлении (п. 43 разд. III Порядка).

Заявление может быть принято у педагога, имеющего достаточный опыт работы и качественно выполняющего должностные обязанности, даже если направление его подготовки не совпадает с предъявляемой по соответствующей должности квалификационной характеристикой. Такую возможность педагогический работник получает на основе следующих нормативных документов: Приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» (п. 9); профессиональных стандартов (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н); пункта 23 раздела II Порядка.

В случае, если у работника была высшая квалификационная категория и срок ее действия истек, т. е. на день подачи заявления у него никакой квалификационной категории нет, он имеет право обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности (п. 31 разд. III Порядка).

Заявление о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории педагог может подать независимо от продолжительности работы в организации, а также в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (п. 29 разд. III Порядка).

Сроки проведения аттестации педагогических работников

В соответствии с Порядком (пп. 30 – 33 разд. III) заявление работника о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории должно быть рассмотрено уполномоченными аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней, в течение которых работнику сообщают о сроке и месте проведения его аттестации. Общий срок проведения аттестации для каждого работника устанавливается индивидуально, но составляет не более 60 календарных дней с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории.

Результаты аттестации педагогических работников

По результатам аттестации педагогических работников комиссия принимает одно из следующих решений (с указанием должности аттестуемого педагогического работника):

  • установить первую (высшую) квалификационную категорию;
  • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.

Особенностью данного вида аттестации педагогических работников является еще то, что ее результаты в соответствии с п. 44 разд. III Порядка предаются гласности и распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ. Но при этом не всем известно, как узнать результаты аттестации педагогических работников. 

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Нормативные документы образовательного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль