Проектирование рабочих программ по предмету: принципы и алгоритм

296

Проектирование рабочих программ по предмету

Рабочая программа учебного предмета – это часть образовательной программы, учитывающая все особенности изучения предмета в конкретном образовательном учреждении, и отражающая конкретный стиль педагога.

Проектирование рабочих программ по предмету ведется на двух уровнях:

  • на уровне индивидуальной деятельности педагога;
  • на уровне коллективной деятельности педагогического коллектива.

Таким образом, в соответствии с основной примерной программой обучения, проектирование рабочих программ по предмету представляет собой процесс сотворчества, в который педагогические работники вкладывают весь свой профессионализм и талант. Безусловно, процесс проектирования рабочих программ по предмету отнимает огромное количество времени и творческих сил, но это позволит выйти на тот уровень выпускника, который бы хотелось видеть.

Принципы проектирования рабочих программ по предмету

При проектировании рабочих программ по предмет необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принцип системности - это соблюдение соответствия целей, содержания, методов, форм, средств и оценивания результатов деятельности основных образовательных программ;
  • принцип преемственности - это связь между различными этапами и ступенями развития образовательного процесса. Суть данного принципа состоит в сохранении элементов целого и отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию компетентно-ориентированных программ рабочих предметов самой образовательной программы.
  • принцип учета потребностей и интересов заинтересованных сторон – это социо-культурная и организационно-управленческая норма, представленная в виде учета запросов заинтересованных сторон как потребителя образовательных услуг. Принцип заинтересованности сторон выполняет своего рода консолидирующую функцию при проектировании и последующем совершенствовании образовательного процесса.
  • принцип технологизации – это активное инновационное обучение как организационный инвариант вовлечения всех участников образовательного процесса.

Это основные принципы проектирования учебных программ по предмету. В каждом конкретном учреждении могут использоваться и дополнительные принципы, согласованные с основной образовательной программой предметной деятельности.

Алгоритм проектирования рабочих программ по предмету

Для облегчения задачи, стоящей перед педагогическим работником при проектировании рабочей программы по предмету, работу следует разделить на несколько последовательных этапов. Данный алгоритм включает в себя:

  1. Создание плана предмета на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения.
  2. Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Все эти задачи можно разделить на 2 группы: связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в течение изучения всего курса. Вторая же группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков.
  3. Прогнозирование результатов, которые должны быть доступны по завершению изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на две группы: по содержанию и способу работы.
  4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На этом этапе важно продумывать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. При этом стоит понимать, что каждый класс, с которым работает учитель, требует индивидуального подхода.
  5. Определение методик и технологий обучения, которые предполагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положение образовательной программы школы.
  6. Разработка содержания и формы проведения рубежного контроля, определение периодичности этого контроля.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль