Трудовое обучение и трудовое воспитание детей с ОВЗ

298

Система трудового воспитания детей с ОВЗ обязательно должна выстраиваться в школе, исходя из конкретных региональных условий, ориентированных на потребность в тех кадрах, профессиях, которые будут востребованы в этом регионе. И, конечно, с учетом индивидуальных особенностей психо-физического развития, здоровья, возможностей детей, обязательно с учетом их интересов, интересов их родителей.

Особенно сложно это организовать в условиях инклюзивного обучения. Но поскольку в вопросах обучения и адаптации таких детей трудовое воспитание детей с ОВЗ имеет ведущую роль, этому должно быть уделено особое внимание в каждой образовательной организации, занимающейся обучением детей с нарушениями интеллекта.

В образовательных организациях для реализации адаптированных образовательных программ могут создаваться отдельные классы для детей с умственной отсталостью, отдельно с умеренной и тяжелой степени.  В такие классы и группы при общеобразовательных школах должны приниматься дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации и, конечно же, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

Для трудового воспитания детей с ОВЗ при реализации образовательной деятельности, независимо от того, отдельная это организация или инклюзивная школа, должны быть созданы условия для лечебно-восстановительной работы, для организации образовательных деятельности и коррекционных занятий. При этом существуют определенные рекомендации по штатной численности таких специалистов.

Рекомендации для школ по штатной численности специалистов, занимающихся трудовым воспитанием детей с ОВЗ

Если в такой школе обучаются дети с ОВЗ, в ней обязательно должен быть учитель-дефектолог (специалист сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог и т. д., в зависимости от той категории детей, на которые эта школа специализируется). На каждые 6-12 детей с ОВЗ в школе имеется ставка учителя-дефектолога. В его обязанности входят не только индивидуальные или групповые занятия по трудовому воспитанию детей с ОВЗ для коррекции их развития, но и оказание помощи в разработке адаптированных образовательных программ.

  • В школе обязательно должен работать учитель-логопед с расчетом на 6-12 обучающихся с ОВЗ и педагог-психолог на каждые 20 человек.
  • Тьютор и ассистент - в зависимости от рекомендаций ПМПК на каждые 1-6 человек.

Однако «Законом об образовании» формирование штатной численности образовательных организаций уже давно отнесено к компетенции самого учреждения.  Поэтому утверждения о нехватке средств или штатных единиц не являются достаточными для отсутствия подобных специалистов в школах, где обучаются дети с ОВЗ. У руководителя образовательной организации есть прямая ответственность создания специальных условий для психологического сопровождения таких детей, к которым относят и создание необходимых кадровых перестановок.

Судебная практика по защите прав детей с ОВЗ

В России уже прецеденты, когда родители детей с ОВЗ и представители общественных организаций, защищающие права таких детей, обращались в суды за решением вопроса о ненадлежащем исполнении школами подобных рекомендаций по трудовому воспитанию детей с ОВЗ. Подобные суды были выиграны.

Не стоит доводить ситуацию до момента, когда родители будут вынуждены в суде отстаивать законное право своего ребенка на специальные условия трудового воспитания детей с ОВЗ. Выполнять требования Закона "Об образовании" - обязанность образовательных организаций.

В настоящее время политика  в области образования направлена на пропедевтические меры: создаются условия, формируется сеть базовых образовательных учреждений, в которых есть условия для трудового воспитания детей с ОВЗ. Когда такой ребенок появляется в зоне видимости ПМПК либо обращается в орган управления образования субъекта, родителю уже должны предоставить данные, в каком образовательном учреждении есть необходимые условия для трудового воспитания детей с ОВЗ.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль