Трудовое обучение и трудовое воспитание детей с ОВЗ

375

Система трудового воспитания детей с ОВЗ обязательно должна выстраиваться в школе, исходя из конкретных региональных условий, ориентированных на потребность в тех кадрах, профессиях, которые будут востребованы в этом регионе. И, конечно, с учетом индивидуальных особенностей психо-физического развития, здоровья, возможностей детей, обязательно с учетом их интересов, интересов их родителей.

Особенно сложно это организовать в условиях инклюзивного обучения. Но поскольку в вопросах обучения и адаптации таких детей трудовое воспитание детей с ОВЗ имеет ведущую роль, этому должно быть уделено особое внимание в каждой образовательной организации, занимающейся обучением детей с нарушениями интеллекта.

В образовательных организациях для реализации адаптированных образовательных программ могут создаваться отдельные классы для детей с умственной отсталостью, отдельно с умеренной и тяжелой степени. В такие классы и группы при общеобразовательных школах должны приниматься дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации и, конечно же, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

Web-семинар 23 марта 2017

Адаптированная ОП для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Лектор — Кутепова Елена Николаевна, зам. Директора, кандидат педагогических наук, доцент МГППУ.

На вебинаре мы обсудим:

  • Нормативные правовые основы образования обучающихся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью.
  • ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью.
  • Варианты адаптированных основных общеобразовательных программ.
  • Условия разработки и реализации АОП.

Для трудового воспитания обучающихся с ОВЗ при реализации образовательной деятельности, независимо от того, отдельная это организация или инклюзивная школа, должны быть созданы условия для лечебно-восстановительной работы, для организации образовательных деятельности и коррекционных занятий. При этом существуют определенные рекомендации по штатной численности таких специалистов.

Рекомендации для школ по штатной численности специалистов, занимающихся трудовым воспитанием детей с ОВЗ

Если в такой школе обучаются дети с ОВЗ, в ней обязательно должен быть учитель-дефектолог (специалист сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог и т. д., в зависимости от той категории детей, на которые эта школа специализируется). На каждые 6-12 детей с ОВЗ в школе имеется ставка учителя-дефектолога. В его обязанности входят не только индивидуальные или групповые занятия по трудовому воспитанию детей с ОВЗ для коррекции их развития, но и оказание помощи в разработке адаптированных образовательных программ.

  • В школе обязательно должен работать учитель-логопед с расчетом на 6-12 обучающихся с ОВЗ и педагог-психолог на каждые 20 человек.
  • Тьютор и ассистент - в зависимости от рекомендаций ПМПК на каждые 1-6 человек.

Однако «Законом об образовании» формирование штатной численности образовательных организаций уже давно отнесено к компетенции самого учреждения.  Поэтому утверждения о нехватке средств или штатных единиц не являются достаточными для отсутствия подобных специалистов в школах, где обучаются дети с ОВЗ. У руководителя образовательной организации есть прямая ответственность создания специальных условий для психологического сопровождения таких детей, к которым относят и создание необходимых кадровых перестановок.

Судебная практика по защите прав детей с ОВЗ

В России уже прецеденты, когда родители детей с ОВЗ и представители общественных организаций, защищающие права таких детей, обращались в суды за решением вопроса о ненадлежащем исполнении школами подобных рекомендаций по трудовому воспитанию детей с ОВЗ. Подобные суды были выиграны.

Не стоит доводить ситуацию до момента, когда родители будут вынуждены в суде отстаивать законное право своего ребенка на специальные условия трудового воспитания детей с ОВЗ. Выполнять требования Закона "Об образовании" - обязанность образовательных организаций.

В настоящее время политика  в области образования направлена на пропедевтические меры: создаются условия, формируется сеть базовых образовательных учреждений, в которых есть условия для трудового воспитания детей с ОВЗ. Когда такой ребенок появляется в зоне видимости ПМПК либо обращается в орган управления образования субъекта, родителю уже должны предоставить данные, в каком образовательном учреждении есть необходимые условия для трудового воспитания детей с ОВЗ.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль