Специальные условия для детей с ОВЗ в образовании

997

Особенности организации специальных условий для детей с ОВЗ отражены в Приказе Минобрнауки РФ № 1015 от 30 августа 2013 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам" (образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования).

В приказе сказано, что число учащихся с ОВЗ в классе/группе не должно превышать 15 человек. Наполняемость класса/групп отдельными категориями детей нигде не прописана.

В Приказе прописаны специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, глухих, позднооглохших и т. д.).  Это важно, поскольку появляется все больше инклюзивных школ, которые не просто обучают детей в общеобразовательном классе, но и имеют в своем составе специальные классы. Это так называемые комбинированные инклюзивные школы, в которых начинает обучение в специальном классе ребенок с ОВЗ, а по мере получения необходимой коррекционной помощи может обучаться и в общеобразовательном классе. При этом в школе остаются специалисты, которые его сопровождают и при необходимости могут оказать помощь ему и педагогическим работникам.

Специальные условия для детей с ОВЗ в общеобразовательных школах

Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, прописанные в Приказе, должны учитываться и общеобразовательными школами.

  • Если в них обучаются дети с ОВЗ по слуху, в школе должны создаваться 2 отделения для них: отделение для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и второе - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
  • В образовательной организации, осуществляющей деятельность по адаптированным программам, можно совместно обучать слепых и слабовидящих (учащихся с пониженным зрением, страдающих косоглазием, амблиопией, нуждающихся в офтальмологическом сопровождении). Основой обучения слепых является система Брайля, поэтому необходимы специальные условия и специалисты, владеющие этой системой.
  • В качестве специальных условий для детей с ОВЗ - учащихся с тяжелыми нарушениями речи необходимо также создавать 2 отдельных отделения: 1 отделение для учащихся с общим недоразвитием речи тяжелой степени (это алалия, дизартрия, ринолалия, афазия и учащиеся с заиканием); 2 отделение – для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
  • В образовательных организациях допускается совместное обучение в одних классах\группах учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития. Может быть организовано совместное обучение для детей с умственной отсталостью и учащихся с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью. В данных условиях целессобразно составить индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ

Сопровождение психолога или тьютора

Для адаптации в классе учащихся с расстройствами аутистического спектра, у которых есть задержка психического развития, необходимо специальное сопровождение психологом, тьютором предусмотренное в адаптированной образовательной программе по созданию специальных условий для детей с ОВЗ. Обычно оно организовывается с полугода до года. В классе, где обучаются дети с расстройствами аутистического спектра, помимо учителя присутсвует воспитатель либо тьютор, проводятся индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития.

Педагог-психолог в таких учреждениях вводится из расчета 5-8 учащихся на ставку педагога-психолога, тьютор определяется из рекомендаций ПМПК, которые есть у ребенка. Тарифно-квалификационные характеристики тьютора есть в квалификационном справочнике, поэтому образовательное учреждение имеет право вводить такую должность в свое штатное расписание, обеспечивая специальные условия для детей с ОВЗ.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль