Специальные условия для детей с ОВЗ в образовании

1074

Особенности организации специальных условий для детей с ОВЗ отражены в Приказе Минобрнауки РФ № 1015 от 30 августа 2013 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам" (образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования).

В приказе сказано, что число учащихся с ОВЗ в классе/группе не должно превышать 15 человек. Наполняемость класса/групп отдельными категориями детей нигде не прописана.

В Приказе прописаны специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, глухих, позднооглохших и т. д.).  Это важно, поскольку появляется все больше инклюзивных школ, которые не просто обучают детей в общеобразовательном классе, но и имеют в своем составе специальные классы. Это так называемые комбинированные инклюзивные школы, в которых начинает обучение в специальном классе ребенок с ОВЗ, а по мере получения необходимой коррекционной помощи может обучаться и в общеобразовательном классе. При этом в школе остаются специалисты, которые его сопровождают и при необходимости могут оказать помощь ему и педагогическим работникам.

Специальные условия для детей с ОВЗ в общеобразовательных школах

Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, прописанные в Приказе, должны учитываться и общеобразовательными школами.

  • Если в них обучаются дети с ОВЗ по слуху, в школе должны создаваться 2 отделения для них: отделение для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и второе - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
  • В образовательной организации, осуществляющей деятельность по адаптированным программам, можно совместно обучать слепых и слабовидящих (учащихся с пониженным зрением, страдающих косоглазием, амблиопией, нуждающихся в офтальмологическом сопровождении). Основой обучения слепых является система Брайля, поэтому необходимы специальные условия и специалисты, владеющие этой системой.
  • В качестве специальных условий для детей с ОВЗ - учащихся с тяжелыми нарушениями речи необходимо также создавать 2 отдельных отделения: 1 отделение для учащихся с общим недоразвитием речи тяжелой степени (это алалия, дизартрия, ринолалия, афазия и учащиеся с заиканием); 2 отделение – для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
  • В образовательных организациях допускается совместное обучение в одних классах\группах учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития. Может быть организовано совместное обучение для школьников с умственной отсталостью и учащихся с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью. В данных условиях целессобразно составить индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ. 

Сопровождение психолога или тьютора

Для адаптации в классе учащихся с расстройствами аутистического спектра, у которых есть задержка психического развития, необходимо специальное сопровождение психологом, тьютором предусмотренное в адаптированной образовательной программе по созданию специальных условий для детей с ОВЗ. Обычно оно организовывается с полугода до года. В классе, где обучаются дети с расстройствами аутистического спектра, помимо учителя присутсвует воспитатель либо тьютор, проводятся индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития.

Педагог-психолог в таких учреждениях вводится из расчета 5-8 учащихся на ставку педагога-психолога, тьютор определяется из рекомендаций ПМПК, которые есть у ребенка. Тарифно-квалификационные характеристики тьютора есть в квалификационном справочнике, поэтому образовательное учреждение имеет право вводить такую должность в свое штатное расписание, обеспечивая специальные условия обучающихся с ОВЗ.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль