Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5-х классов

140

Переход из младшего звена школы в среднее сопровождается большим количеством изменений в жизни учеников: от социальных, связанных с переменами в учебной среде, до личностных и физиологических, обусловленных началом подросткового возраста. Опыт показывает – большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Определенная часть осознает свое новое положение как возможность начать школьную жизнь с нового листа, наладить не сложившиеся с педагогами отношения. С другой стороны, переход в среднее звено связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Период адаптации ребенка к новым условиям обучения, по данным психологических и психофизиологических исследований, во многом схож с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

В связи с этим подготовка к пятому классу и сопровождение в период адаптации ребенка должны проводиться с учетом психологической подготовленности, физиологических, личностных и психологических особенностей возраста (а именно – наличия потребности в общении со сверстниками.

Способы психологического сопровождения учащегося и работа с родителями

В этот период актуально проведение мероприятий, направленных на:

общение учащихся друг с другом, выработку навыка эффективного межличностного общения и преодоления школьной тревожности, развитие коммуникативных навыков, рефлексии; выявление детей с высоким уровнем тревожности (с проведением в дальнейшем индивидуальной или мини-групповой работы с ними, анализом общей тревожности и выработкой стратегии работы с конкретным классом); просвещение родителей по вопросам, связанным с особенностями возраста и перехода на новый уровень обучения; оказание родителям и учителям психологической поддержки при возникновении трудностей.

Влияние физиологического развития на этапе перехода в среднее звено и в период адаптации ребенка

Переход в среднее звено совпадает с началом процесса полового созревания. В этот период наблюдается активный и часто неравномерный рост тела, сопровождающийся перестройкой работы некоторых внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, эндокринной), а соответственно, и гормональными изменениями. Все эти метаморфозы в организме оказывают влияние на поведение и эмоциональное состояние пятиклассника. Ему становится сложнее управлять своим растущим телом, может ухудшиться координация движений, возможны опасения по поводу некоторых изменений, связанных с половым созреванием, периодически снижается активность, наблюдаются упадок сил, невнимательность и перепады настроения.

Для минимизации нежелательных последствий бурного роста организма детей следует на специальных встречах (собраниях, лекториях и проч.) подробно информировать родителей пятиклассников о физических и психических особенностях подросткового возраста и способах поддержки детей в данный период.

Родителям необходимо объяснить, что в период адаптации ребенка:

он бывает более тревожным, робким или, напротив, развязным, чрезмерно шумным, суетливым; нередко снижается работоспособность, пятиклассник может стать забывчивым, неорганизованным, у него наблюдаются нарушения сна, аппетита. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства из них они носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс социальной адаптации подростка затягивается на 2–3 месяца и даже больше; часты заболевания психосоматического характера.

Психологическое сопровождение детей со стороны родителей

В период адаптации ребенка важно обеспечить ему спокойную, щадящую обстановку, четкий режим – сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Они должны понять, что на данном этапе главное – верить в возможности и успех ребенка и демонстрировать ему свою уверенность в этом. В частности, рекомендуется часто повторять: «Я в тебя верю», «У тебя все получится», «Я не сомневаюсь, что ты справишься со всеми трудностями», акцентировать внимание на его достижениях (пускай пока небольших) и совершенных им хороших поступках, а не наоборот. Критика в период адаптации может возыметь негативные последствия и даже парадоксальным образом закрепить нежелательное поведение и частоту неудач.

Проблемы психического и личностного развития пятиклассников в подростковом возрасте

Наряду с бурным физическим развитием не менее активно происходит развитие психическое и личностное. Подросток начинает много думать, размышлять о своих и чужих поступках, у него развивается рефлексия, ему интересно исследовать себя, он пытается понять свой внутренний мир, ориентируясь на сверстников. В подростковом возрасте он начинает выбирать авторитеты, но прежде всего рассматривает себя в разных «зеркалах», каковыми для него являются глаза окружающих людей. При этом он все чаще задается вопросами: «Какой я, в чем мои особенности, каковы мои достоинства?» В пятом классе, с приходом новых учителей, а иногда и в связи со сменой состава класса таких «зеркал» становится значительно больше. Это может повысить уровень тревоги подростка либо стать основой его самооценки.

За первые четыре года учебы в школе ребенок общался с одним-тремя учителями. Он привык к ним, их поведение было для него предсказуемым, он знал их реакцию на свое поведение. Теперь же учителей стало в несколько раз больше, у каждого из них свои требования. Это может стать дополнительным тревожащим фактором в период адаптации ребенка. Так же, как и родителям, педагогам рекомендуется обращать внимание на сильные стороны учащихся в подростковом возрасте. У каждого педагога индивидуальный подход к обучению, но в начале пятого класса всем рекомендуется быть более терпимыми к ошибкам и невнимательности учащихся, нежели когда-либо, чаще хвалить их, обращая внимание на присущие им сильные стороны. Серьезные замечания лучше делать наедине с подростком, чтобы не занижать его самооценку и не вызывать тревожность у ровесников.

Перед началом учебного года рекомендуется организовать совместный совет учителей среднего звена с бывшими классными руководителями нынешних пятых классов для выработки педагогами-предметниками единообразной системы оценивания, правил и предъявления требований, которая соотносилась бы с требованиями начальной школы.

Повышение уровня тревожности, связанное с необходимостью привыкания к новым учителям, показывают результаты опросов. В частности, согласно опроснику Филлипса, который содержит восемь шкал (общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями), пики в начале пятого класса приходятся на шкалы «проблемы и страхи в отношениях с учителями» и «страх ситуации проверки знаний». Это подтверждается в беседах с учащимися, а также в ходе групповой работы, когда ученики рассказывают, чего конкретно они опасаются, что их тревожит, с какими сложностями они сталкиваются при общении с новыми учителями.

Еще одним важным аспектом, который следует принять во внимание специалистам, работающим с подростками, является то, что ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками (возрастная периодизация Д.Б. Эльконина). Мотивы общения в подростковом периоде различаются в зависимости от возраста, в 10–12 лет детям важно находиться в группе сверстников, осуществлять совместную деятельность.

Последствия дефицита общения в период адаптации ребенка

Для преодоления возможных проблем и дальнейшего успешного обучения требуется сплочение ученического коллектива, поскольку проблема снижения успеваемости часто бывает следствием нарушения позитивного общения подростков со сверстниками. Преодоление напряженности в общении способствует успехам в учебе. К тому же возможность общения со сверстниками определяет привлекательность тех или иных видов деятельности. В период адаптации ребенка полезны групповые формы работы на уроке, проектная и внеурочная деятельность (например, разработка правил поведения в школе; создание рекламных плакатов на тему здорового образа жизни и т. п.).

Будучи не в состоянии удовлетворить потребность в общении, занять соответствующее своей личности место в коллективе сверстников, подросток «устраняет себя» из школы психологически или даже физически (начинает прогуливать занятия).

В целом дефицит общения может приводить к снижению общего уровня дисциплины в классе, поскольку дети будут восполнять его прямо во время уроков. При этом может возрасти уровень агрессии, т. к. подросткам нужно занять свою позицию в группе и, если нет продуктивного пути и навыков общения приемлемым способом, они прибегают к утверждению своей личности через конфликты. В связи с этим важно предоставить учащимся в подростковом возрасте возможность общаться в неформальной обстановке, например в рамках внеурочной деятельности с учителем или на групповых и тренинговых занятиях с педагогом-психологом.

Как осуществляется поддержка детей в период адаптации

Для того чтобы дети успешно адаптировались к условиям обучения в пятом классе, рекомендуется заблаговременно проводить групповые занятия по подготовке к переходу в среднее звено уже в конце четвертого класса (приложение).

Желательно в дискуссионной форме проработать с будущими пятиклассниками темы, посвященные взрослению, новым возможностям, ожиданиям, связанным с переходом в среднее звено и периодом адаптации ребенка, вероятным сложностям обучения в пятом классе с обязательной дальнейшей разработкой стратегий и путей их преодоления.

Также важно обсудить пройденный этап начальной школы: выяснить, какие у детей были ожидания до поступления в школу, что для них было трудным (легким), чего они ожидали и т. д. Надо обязательно вспомнить все приятное, что связано с младшей школой, зафиксировать в памяти учащихся значение каждого этапа их школьной жизни.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль