Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5-х классов

162

Переход из младшего звена школы в среднее сопровождается большим количеством изменений в жизни учеников: от социальных, связанных с переменами в учебной среде, до личностных и физиологических, обусловленных началом подросткового возраста. Опыт показывает – большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Определенная часть осознает свое новое положение как возможность начать школьную жизнь с нового листа, наладить не сложившиеся с педагогами отношения. С другой стороны, переход в среднее звено связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Период адаптации ребенка к новым условиям обучения, по данным психологических и психофизиологических исследований, во многом схож с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

В связи с этим подготовка к пятому классу и сопровождение в период адаптации ребенка должны проводиться с учетом психологической подготовленности, физиологических, личностных и психологических особенностей возраста (а именно – наличия потребности в общении со сверстниками.

Способы психологического сопровождения учащегося и работа с родителями

В этот период актуально проведение мероприятий, направленных на:

общение учащихся друг с другом, выработку навыка эффективного межличностного общения и преодоления школьной тревожности, развитие коммуникативных навыков, рефлексии; выявление детей с высоким уровнем тревожности (с проведением в дальнейшем индивидуальной или мини-групповой работы с ними, анализом общей тревожности и выработкой стратегии работы с конкретным классом); просвещение родителей по вопросам, связанным с особенностями возраста и перехода на новый уровень обучения; оказание родителям и учителям психологической поддержки при возникновении трудностей.

Влияние физиологического развития на этапе перехода в среднее звено и в период адаптации ребенка

Переход в среднее звено совпадает с началом процесса полового созревания. В этот период наблюдается активный и часто неравномерный рост тела, сопровождающийся перестройкой работы некоторых внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, эндокринной), а соответственно, и гормональными изменениями. Все эти метаморфозы в организме оказывают влияние на поведение и эмоциональное состояние пятиклассника. Ему становится сложнее управлять своим растущим телом, может ухудшиться координация движений, возможны опасения по поводу некоторых изменений, связанных с половым созреванием, периодически снижается активность, наблюдаются упадок сил, невнимательность и перепады настроения.

Для минимизации нежелательных последствий бурного роста организма детей следует на специальных встречах (собраниях, лекториях и проч.) подробно информировать родителей пятиклассников о физических и психических особенностях подросткового возраста и способах поддержки детей в данный период.

Родителям необходимо объяснить, что в период адаптации ребенка:

он бывает более тревожным, робким или, напротив, развязным, чрезмерно шумным, суетливым; нередко снижается работоспособность, пятиклассник может стать забывчивым, неорганизованным, у него наблюдаются нарушения сна, аппетита. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства из них они носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс социальной адаптации подростка затягивается на 2–3 месяца и даже больше; часты заболевания психосоматического характера.

Психологическое сопровождение детей со стороны родителей

В период адаптации ребенка важно обеспечить ему спокойную, щадящую обстановку, четкий режим – сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Они должны понять, что на данном этапе главное – верить в возможности и успех ребенка и демонстрировать ему свою уверенность в этом. В частности, рекомендуется часто повторять: «Я в тебя верю», «У тебя все получится», «Я не сомневаюсь, что ты справишься со всеми трудностями», акцентировать внимание на его достижениях (пускай пока небольших) и совершенных им хороших поступках, а не наоборот. Критика в период адаптации может возыметь негативные последствия и даже парадоксальным образом закрепить нежелательное поведение и частоту неудач.

Проблемы психического и личностного развития пятиклассников в подростковом возрасте

Наряду с бурным физическим развитием не менее активно происходит развитие психическое и личностное. Подросток начинает много думать, размышлять о своих и чужих поступках, у него развивается рефлексия, ему интересно исследовать себя, он пытается понять свой внутренний мир, ориентируясь на сверстников. В подростковом возрасте он начинает выбирать авторитеты, но прежде всего рассматривает себя в разных «зеркалах», каковыми для него являются глаза окружающих людей. При этом он все чаще задается вопросами: «Какой я, в чем мои особенности, каковы мои достоинства?» В пятом классе, с приходом новых учителей, а иногда и в связи со сменой состава класса таких «зеркал» становится значительно больше. Это может повысить уровень тревоги подростка либо стать основой его самооценки.

За первые четыре года учебы в школе ребенок общался с одним-тремя учителями. Он привык к ним, их поведение было для него предсказуемым, он знал их реакцию на свое поведение. Теперь же учителей стало в несколько раз больше, у каждого из них свои требования. Это может стать дополнительным тревожащим фактором в период адаптации ребенка. Так же, как и родителям, педагогам рекомендуется обращать внимание на сильные стороны учащихся в подростковом возрасте. У каждого педагога индивидуальный подход к обучению, но в начале пятого класса всем рекомендуется быть более терпимыми к ошибкам и невнимательности учащихся, нежели когда-либо, чаще хвалить их, обращая внимание на присущие им сильные стороны. Серьезные замечания лучше делать наедине с подростком, чтобы не занижать его самооценку и не вызывать тревожность у ровесников.

Перед началом учебного года рекомендуется организовать совместный совет учителей среднего звена с бывшими классными руководителями нынешних пятых классов для выработки педагогами-предметниками единообразной системы оценивания, правил и предъявления требований, которая соотносилась бы с требованиями начальной школы.

Повышение уровня тревожности, связанное с необходимостью привыкания к новым учителям, показывают результаты опросов. В частности, согласно опроснику Филлипса, который содержит восемь шкал (общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями), пики в начале пятого класса приходятся на шкалы «проблемы и страхи в отношениях с учителями» и «страх ситуации проверки знаний». Это подтверждается в беседах с учащимися, а также в ходе групповой работы, когда ученики рассказывают, чего конкретно они опасаются, что их тревожит, с какими сложностями они сталкиваются при общении с новыми учителями.

Еще одним важным аспектом, который следует принять во внимание специалистам, работающим с подростками, является то, что ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками (возрастная периодизация Д.Б. Эльконина). Мотивы общения в подростковом периоде различаются в зависимости от возраста, в 10–12 лет детям важно находиться в группе сверстников, осуществлять совместную деятельность.

Последствия дефицита общения в период адаптации ребенка

Для преодоления возможных проблем и дальнейшего успешного обучения требуется сплочение ученического коллектива, поскольку проблема снижения успеваемости часто бывает следствием нарушения позитивного общения подростков со сверстниками. Преодоление напряженности в общении способствует успехам в учебе. К тому же возможность общения со сверстниками определяет привлекательность тех или иных видов деятельности. В период адаптации ребенка полезны групповые формы работы на уроке, проектная и внеурочная деятельность (например, разработка правил поведения в школе; создание рекламных плакатов на тему здорового образа жизни и т. п.).

Будучи не в состоянии удовлетворить потребность в общении, занять соответствующее своей личности место в коллективе сверстников, подросток «устраняет себя» из школы психологически или даже физически (начинает прогуливать занятия).

В целом дефицит общения может приводить к снижению общего уровня дисциплины в классе, поскольку дети будут восполнять его прямо во время уроков. При этом может возрасти уровень агрессии, т. к. подросткам нужно занять свою позицию в группе и, если нет продуктивного пути и навыков общения приемлемым способом, они прибегают к утверждению своей личности через конфликты. В связи с этим важно предоставить учащимся в подростковом возрасте возможность общаться в неформальной обстановке, например в рамках внеурочной деятельности с учителем или на групповых и тренинговых занятиях с педагогом-психологом.

Как осуществляется поддержка детей в период адаптации

Для того чтобы дети успешно адаптировались к условиям обучения в пятом классе, рекомендуется заблаговременно проводить групповые занятия по подготовке к переходу в среднее звено уже в конце четвертого класса (приложение).

Желательно в дискуссионной форме проработать с будущими пятиклассниками темы, посвященные взрослению, новым возможностям, ожиданиям, связанным с переходом в среднее звено и периодом адаптации ребенка, вероятным сложностям обучения в пятом классе с обязательной дальнейшей разработкой стратегий и путей их преодоления.

Также важно обсудить пройденный этап начальной школы: выяснить, какие у детей были ожидания до поступления в школу, что для них было трудным (легким), чего они ожидали и т. д. Надо обязательно вспомнить все приятное, что связано с младшей школой, зафиксировать в памяти учащихся значение каждого этапа их школьной жизни.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль