Детская одаренность. Программа «Дети с признаками одаренности»

877

Детская одаренность – это важнейшая комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.

Мы все слышали о детской одаренности и вундеркиндах, еще в годы детства поражающих своими удивительными способностями. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Специфика одаренности в детском возрасте

Известно, что темп возрастного развития неравномерен. В ходе наблюдений за умственным ростом учеников на протяжении ряда лет психологи сталкивались с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные «взлеты» или задержки, причем у каждого – в свои возрастные сроки. Это обнаруживалось и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволили говорить о специфике одаренности в детском возрасте, разных вариантах, типах возрастного развития.

Основываясь на этих наблюдениях, Н. Лейтес выдвинул гипотезу возникновения детской одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта и детской одаренности.

Причины уязвимости одаренных детей

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Низкая самооценка. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Нередко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

В настоящее время одной из наиболее известных концепций одаренности в мировой психологии является теория трех колец Дж. Рензулли. Основываясь на большом эмпирическом материале, Дж. Рензулли и его сотрудники разработали составную концепцию одаренности, которая включает когнитивный и другие факторы. Они описывают детскую одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Одаренные и талантливые дети – это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности».

Рензулли подчеркивает, что ни одна из этих характеристик сама по себе недостаточна, чтобы «создать детскую одаренность». Напротив, «это взаимодействие между группами – необходимый элемент для творческого продуктивного достижения». Правда, в более поздних публикациях это положение приобрело несколько иной смысл. Рензулли отрицает, что в определении одаренности следует на первый план выносить когнитивные факторы, поскольку сами по себе они не объясняют продуктивность во взрослом возрасте, что является существенным признаком одаренности в этой модели. Каждая из трех групп является «равным партнером» в создании одаренности.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте, условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями; дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями; дети с высокими творческими (художественными) способностями; дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями; дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Паспорт программы «Дети с признаками одаренности»

Анализ участия учащихся МБОУ СОШ № 2 г. Болотного в различных конкурсах, смотрах, школьных и районных олимпиадах показал, что в коллективе имеется довольно значительная категория детей с признаками одаренности. Вместе с тем отмечалось, что возможности и способности таких детей не всегда в полной мере удается реализовать. Среди причин этого можно назвать следующие:

ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся; недостаточное психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей; отсутствие методической и практической помощи родителям; слабое взаимодействие педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников; отсутствие системы поощрения и стимулирования детей для занятия исследовательской деятельностью; отсутствие системы диагностики различных типов детской одаренности.

Основание для разработки программы – Федеральная целевая программа «Дети России», Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа». Сроки реализации программы – 2011–2015 гг.

В связи с вышесказанным встала необходимость разработки программы, которая в соответствии с современными концепциями развития образования предусматривала бы возможности по развитию детской одаренности, углубления знаний учащихся в различных образовательных областях, а также целенаправленную работу с одаренными обучающимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

Учитывая специфику одаренности в детском возрасте, цель программы «Дети с признаками одаренности»: формирование и развитие у одаренных детей способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности.

Задачи программы:

способствовать проявлению детской одаренности в различных видах деятельности через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования; внедрить в образовательное пространство школы инновационные педагогические технологии обучения детей с высоким уровнем одаренности (информационно-коммуникационные, технология критического мышления, технология интерактивного обучения и др.);совершенствовать систему выявления детской одаренности и сопровождения одаренных детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одаренным детям; создать банк данных одаренных детей школы, банк методического обеспечения; создать условия для укрепления здоровья одаренных детей; расширить возможности для участия способных и одаренных детей в районных, областных, всероссийских олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Планируемые результаты:

— повышение качества образования; повышение показателей успешности детей:

— увеличение числа учащихся, принимающих участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, фестивалях, занимающих призовые места;

— увеличение удельной доли одаренных детей, вовлечение в научно-исследовательскую, проектную деятельность; создание эффективной формы оценивания учебных и внеучебных достижений учащихся, создание портфолио ученика; внедрение системы поощрения и стимулирования детей, занимающихся научно-исследовательской, проектной деятельностью; повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными детьми; создание имиджа школы, привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса, общественности; обобщение результатов работы с одаренными учащимися, создание компьютерной системы мониторинга деятельности по программе.

Условия проектирования и реализации индивидуально-ориентированной программы по развитию детской одаренности

В рамках реализации программы «Дети с признаками одаренности» для каждого ребенка с признаками одаренности разрабатывается индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения (далее – ИОП ППС).

ИОП ППС – документ, отражающий специфику организации в СОШ № 2 психолого-педагогических условий для гармоничного развития ребенка с учетом его индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей (приложение 1).

ИОП ППС проектируется с целью создания оптимальных психолого-педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка и максимальной реализации его ресурсных возможностей в процессе обучения и воспитания.

В ИОП ППС фиксируются основные направления и содержание коррекционной и развивающей работы с ребенком, формы проведения занятий, используемые методы и приемы.

ИОП ППС проектируется исходя из результатов комплексной диагностики особенностей психического и личностного развития ребенка, учитывает специфику деятельности образовательной организации и ожидания родителей (законных представителей).

ИОП ППС должна обладать следующими характеристиками:

наличие индивидуальной составляющей целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика; возможность адаптации программы к меняющимся запросам; ориентация на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей учащихся.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП ППС:

наличие в штате образовательной организации (или приглашение на договорной основе) педагога-психолога; наличие в образовательной организации ПМПк; желание ребенка и согласие родителей (законных представителей) на организацию психолого-педагогического сопровождения; широкий спектр реализуемых коррекционных, развивающих, профилактических, информационно-просветительских программ дополнительного образования, позволяющий создавать различные модули с учетом индивидуальных особенностей учащегося; материально-техническая оснащенность, позволяющая реализовывать программы различного направления.

ИОП ППС рассматривается на заседании ПМПк и должна быть утверждена руководителем образовательной организации.

Этапы проектирования и структура ИОП ППС

Процесс разработки ИОП ППС включает следующие этапы.

Этапы проектирования ИОП ППС:

  • предварительный (диагностический);
  • проектный;
  • этап реализации;
  • этап анализа и корректировки.

Предварительный (диагностический) этап – проведение комплексного психолого-педагогического исследования особенностей психического развития ребенка; изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования ребенка; описание необходимых ребенку психолого-педагогических условий с учетом его ресурсных возможностей и «уязвимостей»; определение основных направлений психолого-педагогического сопровождения.

Проектный этап – проектирование необходимых структурных составляющих ИОП ППС; определение временных границ реализации; постановка четкой цели, определение круга задач, содержания (коррекционный, развивающий компоненты); планирование форм реализации программы (индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные); определение критериев проведения мониторинга эффективности коррекционной, развивающей работы.

Этап реализации – организация деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ИОП ППС и планом; организация мониторинга эффективности коррекционной и развивающей работы.

Этап анализа и корректировки – организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития ребенка; при необходимости внесение корректив.

ИОП ППС состоит из нескольких взаимосвязанных разделов.

Основные компоненты структуры:

Структура ИОП ППС:

• титульный лист;

• пояснительная записка;

• содержание программы;

• общая дорожная карта реализации.

1. Титульный лист. Включает в себя наименование организации, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя учащегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем ПМПк. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка. Представляются общие сведения о ребенке и его семье, краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка на основе результатов психолого-педагогического исследования (указываются резервные возможности, факторы риска, факторы защиты, «уязвимости»).

На основе данных психолого-педагогической диагностики определяются и аргументируются основные направления коррекционно-развивающей работы с ребенком, необходимая работа с родителями, педагогами, детским коллективом (в плане реализации конкретной задачи сопровождения ребенка).

Описываются условия реализации ИОП ППС (организационно-методические, психолого-педагогические, материально-технические). Отражаются особенности организации работы со всеми участниками образовательного процесса исходя из выбранных направлений и выделенных приоритетов, определяются круг задач развития ребенка на определенный временной промежуток, ожидаемые результаты и методы отслеживания эффективности реализации работы с ребенком.

Указываются психолого-педагогические программы/модули, которые могут быть модифицированы/адаптированы для работы с ребенком, а также программы/модули, которые необходимо разработать; количество предполагаемых часов на модули и реализацию программы в целом; периодичность проведения занятий и их длительность.

Определяется последовательность реализации коррекционно-развивающих программ/модулей, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов. Необходимо указать формы реализации ИОП ППС (индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие).

3. Содержание программы. Данный раздел описывает:

1) направление коррекционно-развивающей работы (когнитивная, регуляторно-волевая, аффективно-эмоциональная, коммуникативная сферы);

2) задачи;

3) сведения о программах/модулях программы (название, автор, дата утверждения и № протокола);
4) методы отслеживания динамики, сроки;

5) формы работы, сроки, периодичность, продолжительность занятий;

6) содержание работы с педагогами (сроки);

7) содержание работы с родителями (сроки).

4. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с признаками одаренности (приложение 2).

Приложение 1

Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения учащейся 3-го класса МБОУ СОШ № 2

Срок реализации: 2013–2014 учебный год

Ответственный: О.Ю. Кошкина, педагог-психолог

Пояснительня записка

Девочка проживает в полной семье. Социально-бытовые условия очень хорошие (есть отдельная комната, которая хорошо оборудована). Родители имеют высшее образование. Взаимоотношение между членами семьи доброжелательные.

Старательная, спокойная, общительная девочка. В контакт вступает легко. Адаптация к незнакомым условиям не вызывает у девочки затруднений, она стремится к новым знакомствам, построению дружеских отношений. Проявляет инициативу и при знакомстве со взрослыми, держится с ними уважительно, легко разговаривает на любые темы. Девочка отличается доброжелательностью, стремится к конструктивному взаимодействию с другими детьми, внимательно относится к потребностям окружающих, способна к сопереживанию.

Девочка проявляет разносторонние интересы, всегда находит, чем заняться. Адекватно реагирует на похвалу. Настроение чаще ровное, позитивное. Проявляет интерес к общим делам группы. Охотно посещает занятия музыкой, рисованием и ручным трудом, выполненная работа отличается аккуратностью и точностью образцов.

Ответственно и добросовестно относится к поручениям, умеет организовать свою работу в привычной для нее обстановке, проявляет уверенность в своих силах, старается начатое дело довести до конца, добиться положительного результата.

Сформирована устойчивая учебная и социальная мотивация. Отмечается высокая познавательная активность. Девочка стремится к правильному выполнению заданий. Усидчива, может достаточное время концентрироваться на деятельности в сложных, напряженных условиях. Темповые характеристики деятельности и мышления на высоком уровне. Работоспособность сохраняется достаточно длительное время. К учебным нагрузкам адаптирована.

Уровень интеллектуального развития соответствует условно возрастной норме. Высокий уровень осведомленности и социально-бытовой ориентировки (активно познает окружающий мир, любит читать различную литературу).

Достаточно развито интуитивное мышление. Понятийное мышление сформировано, что может являться прочной базой для дальнейшего успешного усвоения предметов. Отмечается достаточный уровень развития оперативной логической памяти. У девочки сформированы предпосылки для дальнейшего развития абстрактно-логического мышления на высоком уровне.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется некоторой эмоциональной напряженностью, неуверенностью, страхом не успеть выполнить задания. Самооценка неустойчивая, зависит от ситуации успеха, от соответствия требования взрослого.

Резервные возможности:

  1. Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточное развитие абстрактных форм мышления, достаточный объем знаний.
  2. Высокий уровень развития вербального интеллекта.

Факторы риска:

  1. Неустойчивый уровень развития навыков саморегуляции и самоконтроля.
  2.  Неустойчивая самооценка.

Содержание программы

Цель: развитие регулятивно-волевой сферы.

Задачи:

повысить самооценку ребенка; обучить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; развить навыки саморегуляции и самоконтроля; снизить уровень тревожности.

Работа с педагогами

Содержание

Срок

Консультирование по вопросам повышенной тревожности ребенка

Октябрь

Разработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению

Октябрь

Выступление на методических объединениях начальных классов по теме «Особенности одаренных детей»

Ноябрь

Оказание помощи при подборе заданий, упражнений

В течение учебного года

Посещение уроков

В течение учебного года

Работа с родителями

Содержание

Срок

Консультирование родителей по вопросам повышенной тревожности ребенка

В течение учебного года

Проведение родительского лектория на темы:
• «Мой необычный ребенок»,
• «Как бороться с тревожностью»

Ноябрь
Январь

Знакомство с результатами диагностики

В течение учебного года

Методы отслеживания динамики:

изменение отношения учителя к ребенку с повышенным уровнем тревожности (создание ситуаций успеха, привлечение ребенка к оценке себя с акцентом на положительные стороны);активизация положительного общественного мнения, позитивных оценок со стороны учителя;обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком дома, нацеливание их на изменение отношения к ребенку;использование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов (психогимнастика, релаксация, игротерапия, тренинг и др.).

Форма проведения занятий: индивидуальная.

Используемые методы:

1) арт-терапия;

2) психогимнастические упражнения;

3) беседы;

4) развивающие упражнения;

5) релаксационные упражнения.

Ожидаемые результаты:

повышение самооценки ребенка; формирование умения расслабляться; проигрывание ожидаемых ситуаций; понижение уровня тревожности.

Продолжительность занятий: 30–45 мин.

Периодичность проведения: 1 раз в неделю.

Тематическое планирование

Тема занятия

Цель

Содержание

Дата проведения

1

«Знакомство»

Первичный психологический контакт, снятие напряжения

Упражнения:
• «Знакомство»;
• «Имя превратилось»;
• «Рисунок имени»

2–3

«Тревожность. Что это?»

Прояснение вместе с ребенком существующей проблемы

• Упражнения «Переинтерпретация»;
• беседа (конкретные примеры);
• упражнение «Дыхание»;
• рисование своего страха и др. эмоций

4–6

«Мои страхи»

Обучение приемам снятия напряжения

Работа с мандалой

7–10

«Как справиться с тревожностью»

Научить ребенка расслабляться, снимать напряжение

Упражнения:
• «Воздушный шарик»;
• «Штанга»;
• «Сосулька».
Рисунок на свободную тему

11–15

«Тревожность и самооценка»

Обучить приемам нормализации душевного состояния, дать понятие о самоценности человеческого «Я», повысить самооценку

Упражнения:
• «Приятные воспоминания»;
• «Неоконченные предложения»;
• «Комплименты»

16–24

«Дом моей души»

Повышение уверенности в себе

• Рисование «Моя душа»;
• упражнения:
– «Рисунок времени»;
– «Круги воли»;
– «Четыре моих “Я”»;
• «Ассоциации»;
• «Зеркало»

25

Итоговое занятие

Обобщение полученного опыта

Беседа-«релаксация» (рисунок волшебной страны)

В целях эффективного выполнения программы родители и педагоги должны выполнять сформулированные педагогом-психологом рекомендации.

Рекомендации учителю по развитию детской одаренности:

Развитие одаренных детей в школе можно осуществлять через использование различных методов: метод вживания (позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри); метод эвристических вопросов (ответы на семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? когда? как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта); метод инверсии, или метод обращения (способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри); метод «Если бы…» (помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира) и др.;учебная программа должна поощрять инициативу и самостоятельность в учебе и развитии, способствовать развитию сознания и самопознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой;поощрять глубокую проработку выбранной темы; предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач; поощрять творческое и продуктивное мышление.

Рекомендации родителям:

поддерживать теплые и доверительные отношения с основой на авторитарное воспитание (сочетание разумного контроля и самостоятельности, введение домашних обязанностей); давать ребенку возможность находить решение без боязни ошибиться, помогать ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

Приложение 2

Детская одаренность. Программа «Дети с признаками одаренности»



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль