Консультация для педагогов: репрезентативная система

50

Выявление репрезентативной системы учащегося помогает педагогу вести более продуктивную коммуникацию,  то есть позволяет говорить с воспитанником на одном с ним языке. В том случае, если педагог сможет подать один и тот же материал сразу в нескольких репрезентативных системах, это в значительной мере повысит эффективность процесса образования, поскольку учащимся будет легче усваивать новую информацию. 

Понятие репрезентативной системы 

Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.

Педагог-психолог на занятиях с детьми отмечает, что все воспитанники совершенно разные и воспринимают окружающий нас мир каждый по-своему: один ребенок с любопытством прислушивается к звукам, другому нужно обязательно все потрогать, третьему - рассмотреть необычные рисунки и предметы. 

Первый ребенок является аудиалом, то есть для него важно то, что он слышит, он воспринимает информацию через органы слуха. Второй - кинестетик, воспринимает мир через тактильные ощущения, двигательные, температурные, вкусовые, обонятельные. Третий малыш – визуал, самая главная информация для него это зрительная. 

Понятия, которые использует педагог-психолог на занятиях с детьми 

Модальность – форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).

Ведущая модальность – это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее.

Часто случается так, что разные модели восприятия сочетаются между собой, но при столкновении с новой информацией, ребенок, по обыкновению, прибегает к наиболее для него удобной. Она имеет название - доминантная или ведущая модельность восприятия.  Педагог-психолог на занятиях с детьми отмечает средние данные по модальностям восприятия: аудиалов – 25%, визуалов – 34%, кинестетиков – 16%, дискретов – 25%.

Для успешной организации занятий с детьми педагог-психолог должен знать характерности каждого воспитанника, проявляющиеся при восприятии информации, запоминании, переработке, и уже с учетом этих данных выбирать способ общения.  При его совпадении с ведущей модальностью, ребенок будет замечательно справляться с поставленными задачами, продуктивно работать с материалом, запоминая и перерабатывая его. 

Рассмотрим основные характеристики каждого типа.

Характеристики типов репрезентативной системы

Изучив характеристики типов репрезентативной системы, педагог может подробно описать детей-аудиалов. Поскольку, как было отмечено выше, такие дети познают мир через звуки, они раньше других сверстников начинают говорить, имеют при этом большой словарный запас, помнят до мельчайших подробностей кто, где, когда, что сказал, легко запоминают имена, однако также легко забывают лица людей. 

Такие дети обожают слушать аудиозаписи, вести разговоры, любят и умеют доказывать, убеждать, уговаривать, они очень коммуникабельные. Они могут придумывать разные истории и игры (однако сами при этом не испытывают большого желания учавствовать в подвижных играх). 

Педагогу-психологу на занятиях с детьми - аудиалами рекомендуется использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения ребенком необходимых навыков, ему можно предложить комментировать то, что он делает.

Исходя из репрезентативной системы, дети-визуалы воспринимают информацию, ориентируясь больше на зрительные ощущения.  Они достаточно быстро запоминают цвет. форму, размер. Если предложить ребенку-визуалу новую игрушку, в первую очередь он внимательно ее рассмотрит, будет крутить со всех сторон. Такие дети не любят сюсюканья и поцелуйчики, любят поговорить на взрослые темы. Самые излюбленные для них занятия - рисовать, лепить, вырезать,соединять пазлы.  Имеют бурную фантазию, думают образно.Для них характерны такие слова, как «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и прочие. Небольшой шум не помешает им заниматься своими делами, они обладают устойчивым вниманием. 

Воспитывая визуала, необходимо уделять должное внимание развитию речи, коммуникабельности, физической координации. В процессе занятий педагога-психолога с детьми визуалами рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Дети-кинестетики, исходя из репрезентативной системы, познают мир с помощью прикосновений, движений.  Ввиду развитой моторики, такие дети много двигаются, раньше других делают первые шаги. Они с удовольствием играют в активные игры, связанные с бегом, борьбой, прыжками. Кинестетики неусидчивы, не могут долго заниматься одним делом.  

Педагог-психолог на занятиях с детьми - кинестетиками отмечает, что воспитанники все познают через прикосновения, любят трогать, ощупывать. И нет ничего страшного в том, что игрушки таких детей быстро ломаются, теряют форму, ведь разбирая их ребята познают мир. Они очень привязаны к матери, любят обниматься, целоваться, подолгу сидеть на коленях. Поэтому к таким деткам нужно проявлять больше ласки, любви, и как можно меньше употреблять знакомую всем родителям фразу «Не трогай!».

В речи кинестетиков присутствует великое множество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко», «больно». На занятиях с педагогом-психологом дети с трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, запоминают информацию лучше в движении. Таким деткам нужно давать моторную разрядку.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 77.78%
  • нет 22.22%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль