Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с инвалидностью

101
В.В. Сатари, канд. психол. наук, зам. директора ГБУ КРОЦ, Москва

Актуальность проблемы

Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, педагогическая некомпетентность родителей негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и психических отклонений связаны с дефектами воспитания и частыми конфликтами в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на единый подход к решению его проблем, на эффективность всех коррекционно-педагогических и медицинских мероприятий, а зачастую способствуют появлению разнообразных вторичных отклонений в психическом развитии больного ребенка.

Для выявления факторов, влияющих на развитие детей младшего школьного возраста с ДЦП, важно обратить внимание на социально-психологические условия их воспитания и обучения. В этом случае необходимо учитывать следующие факторы: состав семьи; если семья неполная – причины ее распада; наличие в семье здоровых детей; образование и социальный статус родителей; культурный уровень семьи; материальную обеспеченность; жилищные условия; состояние здоровья родителей, отсутствие у них вредных привычек.

Кроме того, в специальной литературе выделены основные особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических проблем, а иногда и заболеваний, у детей особенно велик: жесткое доминирование одного из родителей, коммуникативный барьер между отцом и ребенком, а также возникшее по разным причинам ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания, конфликтность семейных отношений, нарушение межличностных взаимоотношений между родителями, несогласованность требований к ребенку со стороны матери и отца, а также бабушек и дедушек.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в тех семьях, где родители страдают психическими отклонениями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях.

Проанализировать семьи можно, использовав таблицу, разработанную И.Ю. Левченко и С.Д. Забрамной (табл. 1).

Таблица 1
Социальная характеристика семьи
Наименование группы семей Факторы, характеризующие группу семей
Оптимальная Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья – оптимальная
Хорошая Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья – оптимальная
Удовлетворительная Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья – удовлетворительная
Неудовлетворительная Наличие в семье двух и более неудовлетворительных из перечисленных показателей: низкий уровень культуры; неблагоприятный психологический климат в семье; вредные привычки – злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья – неудовлетворительная

Основными социально-психологическими факторами риска в семьях младших школьников с ДЦП являются: средний, а особенно низкий образовательный и культурный уровень родителей, невысокий уровень доходов в семье, неблагоприятные жилищно-бытовые условия (проживание четырех членов семьи в одной комнате), частые госпитализации матери с больным ребенком, конфликты в семье между родителями, развод родителей, уменьшение доли внимания к больному ребенку из-за рождения здорового малыша.

Проведенное на базе ГБУ КРОЦ (ранее – ЦПМСС «Раменки») исследование семей, воспитывающих детей с ДЦП, показало отсутствие у значительного количества родителей активной позиции в отношении коррекционных мероприятий и дальнейшего будущего младшего школьника с ДЦП, важности родительского вклада в процесс реабилитации. Особенно это касается психолого-педагогического блока работы, которому многие родители не уделяют должного внимания. Однако в результате исследования был сделан вывод о том, что пребывание ребенка с ОВЗ в специальном коррекционном учреждении положительно влияет не только на него самого, но и на семью, способствуя созданию благоприятных социально-педагогических условий для его развития. Педагоги, а в нашем случае и педагоги-психологи, учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, способствуют преодолению такого неблагоприятного фактора, как педагогическая некомпетентность родителей и пассивная установка на будущее своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с инвалидностьюВ защиту родителей детей с ОВЗ хотелось бы привести слова В.В. Ткачевой: «…До сих пор значительный реабилитационный потенциал семьи, который мог бы быть направлен в помощь ребенку с отклонениями в развитии, специалистами не используется и оценивается ими недостаточно. В качестве причин, определяющих развитие ситуации в таком направлении, выступают трудности контактов с родителями больных детей, отсутствие знаний об их личностных особенностях и психологической травмированности». Важно помнить и понимать всем педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, что «рождение ребенка с двигательной патологией воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Появление в семье ребенка с признаками физического калечества вызывает у родителей, в первую очередь у матери, сильнейший стресс. Все надежды и ожидания, которые связывают родители с будущим ребенка, оказываются тщетными и обрушиваются в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период».

Комплексный подход в вопросах воспитания подрастающего поколения предполагает координацию всех воспитательных усилий, активное приобщение родителей к нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию детей. Выполнению этой задачи способствует педагогическое просвещение родителей. Со стороны педагогов необходимо организовать руководство самовоспитанием родителей, привлекать их к активному участию в воспитательной деятельности образовательной организации (далее – ОО).

Успешное решение этой задачи может быть обеспечено лишь в том случае, если, во-первых, будут объединены усилия ОО, в которой находится ребенок, родителей, организаций, шефствующих над ОО (если таковые имеются), работников культурно-просветительных учреждений, с которыми заключены договорные отношения; во-вторых, если будет создана определенная система повышения педагогической культуры. Рассмотрим отдельные аспекты этой системы, которые актуальны как для родителей здоровых детей, так и для родителей воспитывающих детей с ОВЗ.

Формы организации повышения педагогической культуры родителей в ОО

Прежде чем осуществлять педагогический всеобуч, необходимо получить максимальные сведения о характере семейного воспитания, индивидуальных особенностях той или иной семьи, уровне жизни семей воспитанников, формах и методах воспитания в семье, наличии семейных традиций и т. д. Семья – это та среда, где все мелочи, из которых состоит повседневность, формируют личность ребенка. Влияние атмосферы, царящей в семье, огромно, именно она и является главным воспитывающим средством, орудием передачи социально-нравственного опыта между поколениями. В традиционной семейной педагогике есть непреходящие ценности, традиции, помогающие сформировать в ребенке черты, которые и сделают его продолжением своих родителей. С этой целью на классных собраниях можно провести письменный опрос родителей (приложение). Результаты опроса помогут более целенаправленно построить воспитательный процесс, осуществить индивидуальный подход к учащимся и их родителям.

Наиболее распространенными формами повышения педагогической культуры родителей являются родительские лектории, университеты педагогических знаний, родительские собрания, классные часы, семинары по вопросам семейного воспитания, самообразование родителей, формирование и распространение опыта семейного воспитания. Об этих формах расскажем ниже.

Кроме того, повышению педагогической культуры родителей способствуют классные часы, репетиции, подготовка к классным праздникам, выпуск стенгазет, которые проводятся совместно с родителями и с их помощью. В неформальной обстановке родители могут лучше узнать положительные качества личности педагогов, работающих с их детьми, получить советы от педагогов учреждения в благоприятной обстановке творчества и радости.

Родительский лекторий

Работа по педагогическому просвещению родителей значительно эффективнее, если осуществляется с учетом индивидуальных особенностей отдельно взятой семьи, т. к. только так можно учесть конкретные условия, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Кроме того, нецелесообразно ограничивать учебу родителей какими-либо сроками, а «переводить» их за ребенком из класса в класс. Ответственный за этот проект педагог (обычно это педагог-психолог) составляет программу родительского лектория, которая рассчитана на занятия не реже 1 раза в месяц. Занятия родительского лектория могут состоять из двух частей: первая – общая для всех родителей, вторая – продолжение занятий по группам и классам.

Примерами тем для общих занятий могут быть:

«Воспитание нравственных качеств у детей. Этика поведения в семье»;«Чувство прекрасного воспитывается с детства»;«Развитие творческих способностей детей»;«Типичные ошибки семейного воспитания и их преодоления»;«Как построить общение с ребенком с ОВЗ?»;«Как заставить ребенка слушаться?»;«Нравственная и юридическая ответственность родителей за воспитание детей»;«Обзор литературы для родителей».

Классные родительские собрания

Родительские собрания – это одна из наиболее действенных форм повышения педагогической культуры родителей. Классные родительские собрания проводятся не более 4 раз в год. На них обсуждаются актуальные задачи учебно-воспитательной работы в классном коллективе, подводятся итоги, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.

На родительских собраниях, посвященных итогам успеваемости, рекомендуется обсуждать общие педагогические проблемы, анализировать причины неуспеваемости.

Вот некоторые примеры возможных тем:

«Влияние семейных отношений на учебу ребенка»;«Особенности учебной программы данного класса»;«Выработка самостоятельности и умения рационально распределять свое время при подготовке домашних заданий».

Очень важно на общих родительских собраниях отмечать грамотами и благодарственными письмами любую инициативу родителей.

Родительские конференции

Повышению общей педагогической культуры способствует проведение родительских конференций, диспутов по вопросам воспитания детей в семье.

Для того чтобы посещаемость этих мероприятий была на достаточном уровне, очень важно провести в начале учебного года опрос всех родителей для выявления особо актуальных тем и проблем, которые будут освещены на данном виде мероприятий. Согласовать время проведения и дни недели.

Программа конференций по полугодиям размещается на стендах для родителей и сайте ОО. Не меньше чем за неделю перед мероприятием необходимо напомнить родителям о теме и месте встречи.

На такие конференции желательно приглашать опытных сторонних специалистов, которые хорошо владеют не только основной тематикой мероприятия, но и родительской аудиторией.

Подведение итогов данного мероприятия должно строиться в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения обозначенной проблемы.

Мероприятие должно иметь четкие временные рамки.

Самообразование родителей

Повышению педагогической культуры родителей способствуют следующие формы самообразования:

  • участие в совместных с воспитанниками классных часах;
  • ознакомление с материалами, которые находятся на стенде «Для вас, родители»;
  • чтение рекомендуемой учителями и другими специалистами ОО психолого-педагогической литературы;
  • совместное обсуждение статей из книг и журналов;
  • выступления с обменом опытом;
  • беседы в ходе родительского собрания и родительской конференции;
  • совместный просмотр с последующим обсуждением кинофильмов (отрывков), передач, спектаклей.

Организация индивидуальной работы с родителями

Важное значение в педагогическом просвещении родителей имеет индивидуальная работа. Индивидуальные консультации позволяют учителю учитывать особенности каждой семьи, воздействовать на нее в комфортных и максимально щадящих условиях, не нанося психологических травм и повышая степень доверия и авторитет специалистов, работающих с детьми.

Чтобы эта работа была планомерной и целенаправленной, необходимо в каждом классе выделить специальный день недели для индивидуальных бесед и консультаций. При этом не надо отказывать в помощи родителям, которые обратились в другие дни, но в тактичной форме обратить их внимание на наличие подобных специальных дней.

Существует категория родителей детей с ОВЗ, которая отнимает у педагогов значительное количество времени на обсуждение большого круга педагогических вопросов, но при этом не прислушивается к рекомендациям и советам. Для классного руководителя это должно являться сигналом неблагополучия, т. к. такое игнорирование приводит в дальнейшем к конфликтным ситуациям, недопониманию. Проблемы подобных семей необходимо обсуждать и решать совместно с педагогом-психологом ОО, учитывая все этические аспекты.

Из опыта работы ГБУ КРОЦ

Для реализации и координации перечисленных видов работ по педагогическому просвещению родителей в Центре была введена должность педагога-организатора.

Основной контингент Центра составляют дети со сложными сочетанными нарушениями (ДЦП с сопутствующими синдромами, нарушениями слуха, зрения) в возрасте от 3 до 12 лет. Процесс социализации детей с тяжелыми проблемами в развитии очень сложен по многим причинам. Дети-инвалиды до посещения Центра были оторваны от жизни вне дома, от общения с другими людьми помимо близких и родственников. Задача педагога-организатора – построить работу так, чтобы воспитанники Центра получили как можно больше социальных возможностей для своего развития. Таким образом, была выстроена трехуровневая система воспитательной работы, позволяющая детям с ОВЗ расширить взаимодействие с внешним миром, выйти за рамки дома – так, сложилась система «класс – школа – вне школы». В настоящее время данная система выстраивается и в дошкольном отделении Центра.

Данное направление работы нашло отклик у родительской общественности Центра. Благодаря их помощи Центр стал активно вывозить воспитанников за пределы ОО. Большое внимание в воспитательной работе уделяется экскурсиям и посещению театров, музеев и встречам с коллективами учащихся обычных образовательных школ, воспитанниками студий творчества, студентами, артистами.

Благодаря систематической и целенаправленной работе дети стали более открытыми, они хорошо выступают на праздниках, воспитанны, умеют общаться друг с другом и гостями.

Изменилось отношение к процессу воспитания и у родителей. Теперь они не просто наблюдают за образовательным процессом, но принимают активное участие во внеклассной работе: посещают вместе с детьми экскурсии и спектакли в театрах и цирке, выступают вместе с детьми на праздниках.

В круг непосредственных обязанностей педагога-организатора входит составление ежегодного плана воспитательной работы Центра, обсуждение сценариев общешкольных праздников, их организация и проведение совместно с другими педагогами. Традиционно в Центре проводятся праздники, посвященные Дню знаний, Дню города, Дню учителя, Дню защитника Отечества, Международному дню 8 Марта, Дню папы, Дню Победы, празднованию Нового года. Один раз в два месяца проводятся дни здоровья, спортивные эстафеты или праздник на воде.

Важная роль в воспитании нравственно-патриотических чувств у младших школьников принадлежит ежегодно проводимому 5 декабря конкурсу чтецов, посвященному разгрому немецко-фашистских захватчиков под Москвой, в котором принимают активное участие учителя, учащиеся и их родители.

Ежегодно в весенние каникулы проводятся мероприятия, посвященные неделе детской книги. Дети вместе с педагогами и родителями принимают активное участие в фестивале детского творчества «Надежда», в окружном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Новогодние чудеса» и многих других.

Таким образом, психолого-педагогическое просвещение родителей в Центре превратилось в мастерскую духовного творчества для всех участников образовательного пространства.

Приложение

Анкета для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Выявление (изучение) характера семейного воспитания и наличия семейных традиций»

1. Ф. И. О. учащегося.

2. Возраст, класс.

3. Образование родителей.

4. Кто еще занимается воспитанием ребенка в семье?

5. Чем любит заниматься Ваш ребенок в свободное время?

6. Как часто он смотрит телевизор?

7. Как часто проводит время за компьютером?

8. Есть ли у него любимая передача (название)?

9. Смотрит ли Ваш ребенок канал «Культура»?

10. Любит ли он рисовать?

11. Что чаще всего он рисует (любимая тема)?

12. Как обычно проводит ваша семья выходные?

13. Как часто Вы и Ваш ребенок ходите в театр, на концерты и т. п.?

14. Как часто Вы и Ваш ребенок посещаете музей, выставки?

15. Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье?

16. Умеет ли кто-нибудь в Вашей семье играть на музыкальном инструменте?

17. Как Вы думаете, куда бы пошел Ваш ребенок в свободное время (в кино, в театр, на выставку, в музей, на концерт, в цирк или что-то другое)? Почему?

18. Нравится ли Вашему ребенку читать?

19. Какие книги он любит?

20. Что читает сейчас?

21. Что ему нравится делать больше всего: рисовать, читать, лепить, слушать музыку, делать фигурки из природного материала или что-то другое?

22. По возможности напишите о хобби членов Вашей семьи?

23. Знакомы ли Вы с программой обучения Вашего ребенка в нашей образовательной организации?

24. Какой предмет в школе ребенку нравится больше всего? Почему?

25. На какие дополнительные занятия ребенок ходит после уроков?

26. Какие вопросы по воспитанию ребенка у Вас возникают?

Данные анкеты являются конфиденциальными и не подлежат разглашению третьим лицам. Сведения, полученные после заполнения анкеты, необходимы для дальнейшей работы классного руководителя и педагога-психолога образовательной организации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль