Игры для младших школьников

303

Игры, развивающие умственную деятельность

Возможность думать, размышлять про себя, считать в уме, а не вслух – такова способность человеческой психики, которая наиболее интенсивно формируется в младшем школьном возрасте (7–12 лет). Ее развитию способствуют такие всем известные игры для младших школьников, как шахматы, шашки и аналогичные им, где, выполняя ходы, нужно учитывать положение и возможные ходы другого игрока, для того, чтобы, по крайней мере, не проиграть. Это сложные игры, а поскольку развитие данной функции лучше начинать со старшего дошкольного возраста (5–7 лет), рекомендуется использовать более простые игры. Таковыми могут быть игры-лабиринты и игры с поворотами, которые в любом возрасте остаются интересными для ребенка. В играх для младших школьников развивается умение планировать, предвидеть и предвосхищать, поскольку, прежде чем войти в какую-то часть лабиринта (прочертить путь), ребенок предварительно должен просмотреть выбранную часть пути и оценить, куда он ведет – не в тупик ли.

Игры на развитие младших школьников

Лабиринт – в переводе с греческого означает «запутанные дорожки, переходы, место, откуда трудно найти выход». Часто в играх-лабиринтах важно не только найти верный путь, но и пройти его, соблюдая определенные правила (от ребенка требуется держать эти правила в уме и действовать в соответствии с ними). Например, лабиринт «Водитель» (на рисунке): эта игра сложна даже для взрослого. «Водитель» должен въехать в автомобильный лабиринт и на определенный счет (или за какое-то время) выехать из него. Эти счет или время могут меняться в зависимости от возможностей ребенка и его успехов или затруднений.

Игры для младших школьников

Рис. Лабиринт «Водитель»

Существуют и компьютерные игры-лабиринты, где основной задачей является поиск пути. В компьютерных лабиринтах выход можно найти, если учитывать самые разные условия и правила. Обычно такие игры имеют несколько уровней сложности. Уровень сложности игры как раз и определяется сложностью системы правил прохождения данного уровня. Эти игры направлены на развитие младших школьников и формируют как способность предвидения, так и реальный опыт решения какой-то типовой задачи, т. е. в них развивается воображение.

Игры для младших школьников с поворотами создают играющему условия для того, чтобы действовать в уме: мысленно поворачивать предметы, подчинять свои действия определенным правилам, планировать свои действия и их последовательность, т. е. разрабатывать стратегию решения задачи. При выполнении задания важны учет поворота фигуры или ее частей, а также учет изменения положения в пространстве самого играющего. Наличие образца (исходной картинки) позволяет проконтролировать правильность своих действий в уме.

Краткая система игр с поворотами на картинках, подобранная по принципу постепенного усложнения, представлена в книге Н.Г. Салминой1.

Задача планирования своих действий может эффективно решаться ребенком, начиная с 6–7 лет, в таких играх, как «Палочки». Это вариант народной игры «Бирюльки», в которой нужно крючком доставать мелкие деревянные предметы (самоварчик, кружечку, бублик, тарелочку, рюмочку, солонку, сахарницу, бочонок, ложечку, юлу, катушечку и др.) из общей кучи, не разрушая их исходного положения. Игра «Палочки» состоит из нечетного количества (43 штук) тонких 10-сантиметровых палочек. Высыпанные на поверхность стола, они представляют собой беспорядочное множество (кучку). Правила игры те же: нужно достать из кучки палочку так, чтобы не нарушить исходное взаиморасположение остальных. Брать руками нельзя. Ее можно вытащить с помощью палочки (подтаскиванием или подбрасыванием) – так, чтобы не задеть остальные. Для решения игровой задачи нужно учитывать положение намеченной палочки относительно соседних и ее опору на них. Тот, кто не сумеет вытащить палочку, не сдвинув с места остальные, не сможет добавить ее к тем, что им уже набраны, должен будет пропустить ход. Выигрывает тот, кто набирает самое большое количество палочек. Игры для школьников младших классов учат детей выстраивать игровые действия, каждый раз исходя из новых условий задачи. По логике игры условия постоянно меняются в зависимости от игровых действий партнера.

Любая настольная игра-бродилка стимулирует постановку задачи и выработку стратегии: как бросить кубик так, чтобы не попасть в «яму» (не пропустить ход) или набрать необходимое количество очков на кубике для попадания на номер, позволяющий быстро передвинуться на несколько ходов вперед. Можно наблюдать, как ребенок старается по-разному бросать кубик с целью получения заранее задуманного количества очков (точек на игральном кубике), пытается «наколдовать» себе нужное (заранее запланированное) число ходов: «Хоть бы шесть, хоть бы шесть…» Дети отдают себе отчет в таких действиях, замечая подобное поведение у партнера по игре. В их межличностных отношениях возникает понятие «жульничать». В такой совместной игровой деятельности вырабатываются выигрышные стратегии. В дальнейшем развитие умения планировать и прогнозировать свои действия идет по пути смены стратегий (например, при игре в шашки в «поддавки»).

В играх для младших школьников происходит прогнозирование и планирование своих действий в зависимости от действий партнера по игре формируется в партнерских дидактических играх, например, во всех типах домино. Для ориентации на клеточном поле и выработки умения строить предположения о действиях (ходах) партнера можно предложить игру «Угадай-ка», разработанную на основе игры «Крестики-нолики». Каждый играющий рисует поле 3 × 3 клетки (4 × 4 и т. д.), которое нельзя показывать партнеру по игре. Оба игрока по договоренности ставят крестик в условленном месте (обычно в центре клеточного поля). Водящий ставит нолик в любую клетку поля. Его партнер, задавая вопросы, должен угадать, в каком месте стоит нолик. Отвечать на эти вопросы можно только словами «нет» (не угадал) и «да» (угадал). Угадывающий игрок задает вопросы, опираясь на пространственное расположение крестика на клеточном поле, например: «Твой нолик стоит на одну клетку выше крестика?» Партнер либо подтверждает, либо опровергает выдвинутое им предположение. Следующий ход: «На одну клетку левее крестика?..» – и далее все возможные варианты, пока не угадает.

После того как ребенок научится играть в эту игру, с ним можно будет поиграть и в другие игры, требующие разработки более сложной стратегии: «Крестики-нолики», «Морской бой», «Шашки», «Шахматы» и др.2

Игры для школьников младших классов с карточками

В последнее время появились игры для младших школьников, развивающие умение выстраивать игровые стратегии. Игровым материалом для них служат 40 карточек с изображением героев какой-либо сказки или мультфильма (волшебные сказки, мульт-фильмы «Немо», «Аладдин», «Ледниковый период»), из них 20 – положительные герои и еще 20 – отрицательные. Каждая карточка одной из команд с изображением героя имеет определенную, численно выраженную ценность – от 1 до 20. На основе этого игрового материала разработаны разные игры, имеющие свои правила. Приведем пример одной из игры для младших школьников.

Играют двое, каждый играющий выбирает свою команду героев (набор из 20 карточек), они случайно перемешиваются, игроки кладут стопкой свой набор перед собою картинкой вниз. Одновременно оба игрока открывают и выкладывают на середину верхнюю карточку, сравнивая, чей герой сильнее. Тот, чья карточка сильнее, забирает обе карточки себе. Следующий ход – аналогично, и т. д. до конца стопки. Когда все карточки будут разыграны, каждый игрок подсчитывает общее число баллов. Выигрывает тот, кто набирает больше баллов. Важно то, что игра не сводится к простому перебору карточек, а вырабатывает у играющего стратегию: ребенок должен выкладывать очередную карточку, исходя из позиции другого, ориентируясь на карточки соперника и запоминая, какие из них уже попадались; исходя из своих карточек, предполагать, какими располагает партнер.

Приведем правила еще одной игры для младших школьников. В нее могут играть двое игроков и более, главное, чтобы набор картинок можно было распределить между ними поровну. Картинки раздаются всем. Игроки договариваются между собой о том, кто начнет игру (обычно начинает тот, кто раздает). Играют по кругу, право хода передается по часовой стрелке. Первый играющий выкладывает на игровое поле любую из имеющихся карточек. Второй может выложить только ту, ценность которой на единицу больше или меньше уже выложенной. Если такой карточки у него нет, то ход передается следующему играющему. После того, как на игровом поле будет собрана вся команда (20 картинок), следующий по очереди играющий начинает выкладывать другую серию картинок. Выиграет тот, кто первым выложит все свои картинки.

Шашки, шахматы – традиционные и замечательные игры на развитие младших школьников, которые учат думать над ходами, анализировать ходы противника. Это соревнование интеллектуальных и личностных стратегий. В такие игры с удовольствием играют и взрослые, но не каждый из них может научить играть в шахматы своего ребенка. Для начинающих шахматистов авторы М. Попова, В. Манаенков, В. Костров написали доступные учебные пособия. Многие известные гроссмейстеры раскрывают тайны виртуозных партий на страницах печатных изданий. Существуют игры на развитие младших школьников, в которые можно играть на той же самой шахматной доске, но с гораздо меньшим количеством шахматных фигур. Эти игры проще, они готовят почву для «больших» шахмат, в них начинает развиваться умение планировать свои ходы на основе предвидения ходов противника. Помимо развития интеллектуальных умений, в играх на развитие младших школьников формируются регуляция деятельности, умение выполнять длинные цепочки действий. Важным также является развитие личностных качеств. В шашках и шахматах, даже когда играют с компьютером, всегда предполагается наличие противника, так что это партнерские игры. В них формируются стремление детей к достижениям, а также выдержка (умение не обижаться при проигрыше, адекватно реагировать на выигрыш другого).

Логические игры. Долго и с интересом в игры на развитие младших школьников могут играть те, для кого исследовательская проблема становится целью или умственной задачей. Одна из таких игр, «Жизнь», придумана математиком Дж. Х. Конуэем. В нее можно играть и в одиночку. Возникающие в процессе игры ситуации очень похожи на реальные, имеющие место при зарождении, развитии и гибели колонии живых организмов.

Для игры нужно поле, разделенное на клетки, и много плоских фишек двух цветов (пуговиц двух цветов или несколько наборов обычных шашек небольшого диаметра). Можно рисовать ходы на бумаге, но значительно проще, особенно для начинающих, играть, переставляя фишки или шашки на доске.

Основная идея состоит в том, чтобы, начав с какого-нибудь простого расположения фишек, занимающих по одной клетке, проследить за развитием исходной позиции под действием определенных правил, которые управляют удалением фишки с поля или появлением новой в определенном месте («рождением», «гибелью» и «выживанием» фишек). Правила созданы автором так, чтобы поведение конфигурации фишек было непредсказуемым.

Эта игра на развитие младших школьников, она формирует исследовательскую позицию игрока, если задействовать небольшое количество фишек (три-четыре). В дальнейшем исследовательская позиция организует сложную тактику выполнения правил ходов при наблюдении за «жизнью» сложной конфигурации фишек (от пяти до десяти).

Речевые игры для младших школьников

В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Одни дети могут говорить обо всем без остановки, но порой их трудно понять, они и сами часто теряют свою мысль, им трудно выстроить логику собственного высказывания. Другие знают, что нужно сказать (мысли есть), но не имеют активного словарного запаса. Такие дети знают слова, умеют их произносить, правильно строят фразы на уроке, но это их «знание» пассивно – нет активности, интереса к общению.

Развить активный словарный запас, навык «говорения» – притом очень эффективно – помогут речевые игры для школьников младших классов: игры-задания со словами и игры со словами.

Очень многие игры для младших школьников построены на буквенном и словарном материале. Они требуют от детей умения читать и составлять из букв и слогов слова. Умение «работать» (играть) со словом, анализировать слова – очень важная способность, которая формируется у детей к 6–7 годам. Развивается она в играх-заданиях со словами. Материалом для игровых действий в них служат буквы или звуки, игровой задачей является составление слов из букв по правилам игры, скрытой за игровой учебной задачей, – формирование и упражнение операций со знаковым (буквенным) выражением звуков речи.

Игры-задания со словами

1. Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой его букве придумать слова на тему, связанную с этим словом. Например, на доске написано слово ЗЕБРА. К нему подходят слова ЗУБР, ЕНОТ, БАРСУК, РЫСЬ, АНТИЛОПА.

2. Из слова выбрасывают один звук так, чтобы получилось слово с новым значением, например:

если из слова КОСА выбросить первый звук, получится ОСА;если из слова ПЛОТ выбросить второй звук, получится ПОТ;если из слова ГОРСТЬ выбросить третий звук, получится ГОСТЬ;если из слова ЗУБР выбросить четвертый звук, получится ЗУБ;если из слова СТОЛБ выбросить четвертый звук, получится СТОЛ;если из слова СНАРЯД выбросить первый звук, получится НАРЯД;если из слова УКСУС выбросить третий звук, получится УКУС.

3. К слову добавляют один звук так, чтобы получилось новое слово (это игра, обратная предыдущей), например: МЕХ – СМЕХ; ЛЕНЬ – ОЛЕНЬ; ЛЕЩ – КЛЕЩ; ШАР – ШАРФ; УСЫ – БУСЫ; КЛАД – СКЛАД; РОЗА – ГРОЗА; РОТ – КРОТ, РОСТ.

4. Заменив в слове один звук, можно получить новое слово, например: СВЕТ – ЦВЕТ; НОРКА – КОРКА; ГАЛКА – ПАЛКА; ПЕСОК – ЛЕСОК; РАМОЧКА – МАМОЧКА.

Ребусы – это слова или фразы, зашифрованные в рисунке. В ребусах используются не только картинки, но и изображения букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими спрятанное слово.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Анагрáмма (от греч. ανα- – «за» и γράμμα – «письмо») – литературный прием, состоящий в перестановке букв или звуков определенного слова (или словосочетания), что в результате дает другое слово или словосочетание.

Анаграммы – игра, развивающая комбинаторное мышление (умение создавать различные комбинации из одних и тех же элементов). Два слова или более, образованные из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров:

КОЛБА – БОКАЛ; ПРИКАЗ – КАПРИЗ – блок из двух пятибуквенных анаграмм;ПРИКАЗ – КАПРИЗ; КАРТА – КАРАТ – КАТАР – блок из трех пятибуквенных анаграмм;КЛОУН – КОЛУН – УКЛОН – КУЛОН – блок из четырех пятибуквенных анаграмм;МОНЕТА – НЕМОТА – ОТМЕНА – блок из трех шестибуквенных анаграмм.

Анаграммы следует отличать от палиндрома – частного случая анаграммы, когда в результате прочтения слова справа налево получается новое слово, также имеющее значение. Принцип анаграммы дает возможность видеть и читать текст во всех направлениях, в т. ч. справа налево: СОН – НОС, РОВ – ВОР, РОПОТ – ТОПОР (палиндромы). С точки зрения лингвистов, анаграмма – не просто прием, а новая литературная форма.

Цель игры в анаграммы – составить слово из букв исходного слова: ГОРА – РОГА, ВХОД – ВДОХ, КРУЧА – РУЧКА, ЛАСКА – СКАЛА, СТАРИК – СТИРКА, ШИШКА – ШАШКИ, КУКЛА – КУЛАК, ГРИБОК – ГОРБИК, УБОРКА – КОБУРА, ЛАПОТЬ – ПАЛЬТО, МОНЕТА – ОТМЕНА, МАЯЧОК – ЯМОЧКА, УМНИЦА – ЦУНАМИ, АПЕЛЬСИН – СПАНИЕЛЬ. Чем сложнее заданное слово и чем больше слов можно из него составить, тем выше уровень сложности игры в анаграммы. Здесь приведены сложные анаграммы, которые интересны и взрослым. Такие игры для младших школьников дают возможность потренировать память и проявить эрудицию, глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования.

Для детей правила игры допустимо упростить, но так, чтобы не был утрачен ее развивающий смысл. Например, можно предложить составить слово из определенного набора букв (используя буквы или звуки, входящие в состав предложенного набора, в других словах). Набор букв («абракадабру») составляет взрослый, руководствуясь задачей организации доступных для детей умственных приемов перебора и комбинаторики звуков, которые быстро приводят к результату – нахождению слова. Например, прием послоговой комбинаторики в словах, состоящих из двух-трех слогов: КАСКАЗ – СКАЗКА; ДОРПОМИ (МИПОДОР) – ПОМИДОР. После освоения приема перестановки и чтения в уме слоговых компонентов слова одновременно с такими заданиями можно предлагать палиндромы из трех–пяти букв, а также анаграммы из четырех букв.

Игры со словами на уроках младших классов

Существует много игр для младших школьников со словами. Эти игры предполагают необходимость разработки стратегии выигрыша (победы), т. е. прогнозирования и планирования своих действий при учете и оценке действий партнеров: «Да и нет – не говорить, черное с белым не называть…», «Поле чудес», «Наборщик», «Каркас», «Путаница», «Цепь слов», Домино из слов («Балда»), игра со словарем.

«Разведчики». Интересная игра для младших школьников, в ходе которой детям выдается шифр – обозначение букв любыми знаками (в описываемой здесь игре – цифрами на основе алфавита) – и зашифрованное послание, которое им нужно расшифровать. Сначала в послании следует зашифровать одно слово. Дети расшифровывают его, а затем составляют свои послания и меняются ими, например:

17, 16, 2, 6, 5, 1 – победа;

3, 16, 11, 19, 12, 16 – войско.

«Колесница слов». Играть могут два человека и более. Для разрешения спорных моментов желательно иметь под рукой орфографический словарь. Первый играющий называет слово из четырех букв (существительное нарицательное в именительном падеже, т. е. отвечающее на вопрос «что?»). Второй называет четырехбуквенное слово, начинающееся с буквы, которой заканчивается слово, названное предыдущим играющим. Эту «эстафету» продолжает следующий играющий и т. д. Повторять слова нельзя. Тот, кто не сможет придумать нужное слово, проигрывает.

Как далеко вы уедете на колеснице слов? На ком из игроков колесница остановится? Игра развивает знание слов, различение букв, память и находчивость.

Если ребята научились играть очень хорошо, то условия можно видоизменить: например, искать пяти- или трехбуквенные слова. Или можно искать слова из какой-то определенной сферы, например географические названия. В этом варианте игра получила широкое распространение под названием «Города», но она становится скучной, как только заканчиваются известные названия городов, начинающиеся на определенные буквы. Поэтому в «Города» хорошо играть так: каждый следующий играющий должен сказать название города на третью букву предыдущего.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Акрóним (от греч. άκρος – высший, крайний + όνυμος – имя) – вид аббревиатуры, образованной начальными звуками (например, НАТО, вуз, НАСА, ТАСС). Фактически акроним представляет собой слово, являющееся сокращением, которое можно произнести слитно (в отличие от аббревиатуры, которую произносят «по буквам», например: КГБ — «ка-гэ-бэ»).

Игра на уроках младших классов в акронимы развивает фантазию, умение работать со словами, расширяет словарный запас. Играют несколько детей, желательно, вместе со взрослыми. Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетания его первых букв). Например, сочетание букв МТП может означать «мягкая теплая подушка». Для простоты можно ввести такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в комнате, где сидят играющие. Остальные отгадывают. Если хотя бы одно слово угадано, водящий должен об этом сообщить. Тот, кто первым угадает все словосочетание, выигрывает и сам в следующий раз загадывает свой акроним.

«Угадай фразу» - игра для школьников младших классов. Ведущий берет любую книгу (лучше литературную классику) и читает начало какой-либо фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадает конец фразы (или почти угадает), получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть.

Эта игра на развитие младших школьников, она учит пониманию контекста, в котором произносятся те или иные слова, ведь в реальных диалогах произносится лишь часть слов. Если научиться угадывать недосказанное, это будет способствовать развитию понимания текстов.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль