Оценка портфеля достижений учащихся 1-4 классов

248

Для отражения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы служит портфель достижений учащегося. Это способ фиксирования, накопления и оценки качества знаний учащихся и индивидуальных образовательных достижений в определенный период обучения по уровням образования с 1-го по 11-й классы. При этом портфель достижений учащегося является формой накопительной оценки качества знаний учащихся и результатов освоения учебных программ не только по предметам, но и программ развития универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся, программ их воспитания и социализации.

Портфель достижений учащегося дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разных видах деятельности на каждом уровне образования: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Оценку портфеля достижений учащихся 1-4 классов рекомендуется использовать для отслеживания личностных (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества) и метапредметных (освоенные УУД [познавательные, регулятивные и коммуникативные], обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) результатов образования, которые не подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов.

Необходимо отметить, что портфель достижений является подтверждением становления личностных характеристик учащихся, обозначенных в «портрете выпускника» начальной1, средней и старшей школ. Он играет важную роль при переходе ребенка в 5-й или 10-й класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

В нормативных документах, в частности в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также в примерной основной образовательной программе начального общего образования2 подчеркивается, что в портфеле достижений должны находиться документы, подтверждающие формирование у учащегося совокупности компетентностей, представленных в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ (по каждому уровню обучения). В этом случае портфель достижений учащегося используется как средство педагогической диагностики для изучения сформированности компетентностей выпускника образовательной организации.

Формирование и оценка портфеля достижений учащихся 1-4классов имеет следующие задачи:

1) поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

2) поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3) развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

4) формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

5) содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

6) закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

7) обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса учащихся в широком образовательном контексте, демонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;

8) формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях учащихся;

9) обеспечивать комплексную оценку планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Оценка портфеля достижений учащегося 1-4 классов вызывает много споров, т. к. механизм оценки портфеля не установлен нормативными документами, есть лишь общее указание о необходимости его оценивания. Поэтому каждая образовательная организация обязана разработать локальный акт, в котором должна прописать структуру и содержание, порядок формирования и оценку материалов портфеля достижений учащегося.

В МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода для реализации требований к портфелю достижений учащегося рабочей группой, в состав которой вошел и педагог-психолог, разработаны локальный акт «Положение о портфеле достижений учащегося» и система оценивания портфеля достижений. При этом рабочая группа руководствовалась следующими нормативными документами и локальными актами:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”»;основная образовательная программа уровня начального общего образования (далее – ООП НОО) МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода.

При создании системы оценки портфеля достижений учащихся 1-4 классов исходили из обязательного требования, предъявляемого к оценке: оценка тех или иных достижений или результатов, входящих в портфель достижений, может быть только качественной.

Основные положения оценки портфеля достижений учащихся 1-4 классов

1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального, основного и среднего общего образования, устанавливаемых требованиями ФГОС общего образования.

2. Оценка как отдельных составляющих портфеля достижений учащегося, так и в целом, ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

3. Все составляющие портфеля достижений учащегося оцениваются только качественно. Оценка качества знаний учащихся и индивидуальных образовательных достижений ведется методом сложения, при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

4. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфеля достижений, например, оценка качества знаний, целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

зачет/незачет, т. е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;«хорошо», «отлично» – свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов;уровень (высокий, средний, низкий) при оценке личностных результатов.

5. Оценка качества знаний учащихся, предметных, личностных и метапредметных результатов осуществляется по критериям:

5.1. Предметные результаты:

показатели: средний балл отметок по предметам за год;критерии: от 4,5 до 5 баллов – повышенный, от 3 до 4,4 баллов – базовый.

5.2. Личностные результаты:

показатели: соответствие возрастной норме;критерии: соответствует возрастной норме; выше возрастной нормы; ниже возрастной нормы.

Выводы делаются на основе анализа психологической диагностики и в процессе наблюдения.

5.3. Метапредметные результаты:

показатели: уровень активности участия во внеурочной деятельности;критерии: высокий, средний, низкий.

Высокому уровню соответствуют ежегодное активное участие в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, достижения (победитель, призер лауреат).

Среднему уровню соответствует эпизодическое участие в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, отсутствие фактических результатов (победитель, призер лауреат).

Низкому уровню соответствует отсутствие участия в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, отсутствие фактических результатов (победитель, призер лауреат).

6. Оценка характера динамики развития результатов осуществляется по критериям:

показатели: устойчивость характера динамики развития;критерии: положительная; волнообразная; незначительная; отрицательная.

Положительная динамика – наблюдается улучшение в результатах.

Волнообразная динамика – улучшения в результатах нестабильные.

Незначительная динамика – результаты стабильные (высокие, средние, низкие), изменения практически не определяются.

Отрицательная динамика – произошло снижение показателей.

7. Вывод об оценке качества знаний учащихся и уровне освоения основной образовательной программы делается на основе показателей и их критериев.

Показатели:

  • сформированность предметных и универсальных способов действий и владение опорной системой знаний;
  • сформированность основ умения учиться (способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач);
  • наличие индивидуального прогресса в мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой сферах развития личности и саморегуляции (отсутствие прогресса свидетельствует о том, что ребенок не может овладеть опорной системой знаний и УУД).

Критерии:

овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том чисел при решении нестандартных задач;овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач;не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями.

8. По результатам оценки портфеля достижений учащихся 1-4 классов, делается вывод:

  • о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Для удобства оценки создана Сводная таблица результатов оценки портфеля достижений учащихся 1-4-х классов, завершивших уровень начального общего образования (таблица 1), которая является ориентиром, памяткой, а в шаблон (таблица 2) заносится показатель.

В ней можно отразить итоговые результаты и использовать эту информацию для дальнейшей работы как с каждым учеником класса, так и со всем классом в целом. Все результаты в обобщенном виде отражаются в итоговой характеристике учащегося, освоившего соответствующий уровень образования.

Таблица 1

Сводная таблица результатов оценки портфеля достижений учащихся
1-4-х  классов МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

Ф. И. О. учаще-гося

Оценка результатов по критериям

Характер динамики развития результатов

Вывод об уровне освоения ООП НОО

Предметные результаты

Показатели:
средний балл отметок по предметам за год. Критерии:
• от 4,5 до 5 баллов – повышенный;
• от 3 до 4,4 баллов – базовый

Личностные результаты

Показатели:
соответствие возрастной норме.
Критерии:
• соответствует возрастной норме;
• выше возрастной нормы;
• ниже возрастной нормы.
Примечание:
выводы делаются на основе анализа психологической диагностики и в процессе наблюдения

Метапредметные результаты

Показатели:
уровень активности участия во внеурочной деятельности.
Критерии:
• высокий;
• средний;
• низкий.
Примечание:
• высокому уровню соответствует ежегодное активное участие в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, достижения (победитель, призер лауреат);
• среднему уровню соответствует эпизодическое участие в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, отсутствие фактических результатов (победитель, призер лауреат); 
​ • низкому уровню соответствует отсутствие участия в секциях и кружках, исследовательской и проектной деятельности, отсутствие фактических результатов (победитель, призер лауреат)

Показатели: устойчивость характера динамики развития.
Критерии:
• положительная;
• волнообразная;
• незначительная;
• отрицательная.
Примечание:
• положительная динамика – наблюдается улучшение в результатах;
• волнообразная динамика – улучшения в результатах нестабильные;
• незначительная динамика – результаты стабильные (высокие, средние, низкие), изменения практически не определяются;
• отрицательная динамика – произошло снижение показателей

Показатели:
• сформированность предметных и универсальных способов действий, владение опорной системой знаний;
• сформированность основ умения учиться (способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач);
• наличие индивидуального прогресса в мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой сферах развития личности и саморегуляции (отсутствие прогресса свидетельствует о том, что ребенок не может овладеть опорной системой знаний и УУД).
Критерии: 
• овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач 
• овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач;
​• не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Таблица 2

Шаблон для внесения показаний

Ф. И. О. учащегося

Оценка результатов по критериям

Характер динамики развития результатов

Вывод об уровне освоения ООП НОО

предметные

личност-ные

метапред-метные

предмет-ные

личност-ные

метапред-метные

балл

уровень

соответ-ствие норме

уровень

характер динамики

критерий

1


1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373). Раздел I, п. 8.

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Составитель Е.С. Савинов. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль