Формирование толерантности у подростков: влияние учителя и школы

558

И.В. Кузнецова, педагог-психолог МОУ «Травниковский детский дом», п. Травники, Чебаркульский р-н, Челябинская обл.

Развитие толерантности – актуальная задача в подростковом возрасте. Именно в этот период происходит становление самосознания и мировоззрения, поэтому очень важно привить толерантность в подростковой среде, научить их конструктивно общаться с разными людьми и ценить не только собственную индивидуальность, но и уникальность других.

Терпимость и толерантность в подростковой среде

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII в. В России оно стало употребляться в либеральной печати с середины XIX в., но с середины 1930-х годов исчезло из политической лексики и появилось вновь в начале 1990-х годов. Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В.И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М.В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность «подставить вторую щеку». В отличие от терпимости (терпеть – «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное») толерантность в подростковой среде – готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если с ними не соглашаешься или не одобряешь их.

«Разумеется, есть определенная традиция понимания слова “терпимость”. Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось как пассивная позиция: терпеть – значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово “толерантность”, хотя и используется как синоним “терпимости”, несет в себе другие смыслы. Толерантность в школе – это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно», – Т.И. Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае.

В рамках совместной деятельности с воспитателями детского дома по формированию у подростков толерантности и навыков конструктивного общения со взрослыми и сверстниками было разработано и проведено тренинговое занятие «Мы все разные – и это здорово!» (приложение).

Цель тренингового занятия: толерантность в подростковой среде

Задачи: 1) знакомство с понятием «толерантность» и осмысление его сути; 2) формирование толерантности у подростков – уважительного отношения к индивидуальным и межкультурным различиям между людьми; 3) развитие умения сочувствовать, сопереживать, оказывать помощь.

Целевая аудитория: учащиеся 7–9-х классов. В условиях детского дома занятие проводится в смешанной группе. В школе его лучше проводить по классам, т. к. дети внутри класса лучше знают друг друга.

Количество человек в группе: от 4 и более. При работе с классом учащиеся делятся на 4 подгруппы для выполнения упражнений.

Продолжительность занятия: 40–45 мин.

Приложение

Конспект занятия по формированию толерантности у подростков «Мы все разные – и это здорово!»

Необходимые материалы и оборудование: карточки с проблемными ситуациями; разрезные карточки для упражнения «Великие люди с ограниченными возможностями»; кружки с чаем (желательно прозрачные) и сахар-рафинад; картинки с изображением посуды для чаепития (чашка, пиала, армуда).

Примечание. Занятие проводится в просторном помещении, чтобы при разделении на группы и выполнении заданий подростки не мешали друг другу. В ходе занятия участники сидят в кругу и делятся на группы только для выполнения отдельных упражнений.

Ход занятия

1. Приветствие. Игра «Мы похожи – мы отличаемся»

Цель: помочь подросткам осознать, что наряду с общими, объединяющими чертами, каждый человек обладает уникальными и неповторимыми особенностями, которые необходимо уважать и ценить, развить толерантность в подростковой среде в школе.

Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. В начале нашего занятия предлагаю сыграть в одну интересную игру. Правила такие. Каждый из вас, посмотрев на своего соседа слева, должен найти то, что объединяет с ним, в чем есть схожесть. Это не обязательно внешнее сходство, может быть сходство в чертах характера, увлечениях и т. д. По кругу вы озвучиваете, чем похожи с соседом... А теперь подумайте о том, чем вы отличаетесь от остальных, в чем ваша уникальность, и расскажите об этом...

Комментарий для педагога-психолога. Некоторые подростки затрудняются при ответе на вопрос о своей уникальности, необходимо дать им дополнительное время на обдумывание. Если кто-то из ребят не хочет отвечать, то настаивать не стоит. В данном случае лучше всего сказать: «Я уверена, что в тебе есть что-то уникальное и особенное, просто ты еще не задумывался об этом. Поразмышляй на досуге и постарайся понять, что отличает тебя от других, что тебе лучше всего удается».

Педагог-психолог: Итак, все мы чем-то похожи, но вместе с тем у каждого из нас есть свои уникальные особенности. Как выдумаете, людям было бы интересно общаться, если бы они были полностью похожи друг на друга?.. Каждый человек по-своему уникален и неповторим. И это замечательно. Уникальность – одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией скучно. Общаясь с человеком, непохожим на вас, вы можете узнать много нового и интересного, так вы проявляете толерантность в подростковой среде.

2. Упражнение «Чаепитие»

Цель: наглядно показать важность учета культурных особенностей при общении с людьми разной национальности, формирования толерантности у подростков.

Примечание. Педагог-психолог ставит на стол три кружки с чаем. В одной чай налит на донышке (не больше 1/3), во второй – больше половины, но не до самого верха, рядом лежит кусковой сахар, в третьей кружке чай налит до краев.

Педагог-психолог: Многие люди для того, чтобы узнать что-то интересное, путешествуют по разным странам. А как вы думаете, какой напиток предлагают гостям во многих странах после застолья?.. Правильно – чай. Перед вами три кружки с чаем. Как вы считаете, какую из этих кружек предложат гостю в Узбекистане?.. В Узбекистане желанному гостю в первый раз чай наливают на самое донышко пиалы. Не оттого, что жалко. Это традиция, знак: «Я готов тебе подливать по глоточку, чтоб чай не остывал». Таким образом выказывается уважение к гостю.

А какую кружку вам предложат в Азербайджане?.. Азербайджанцы пьют чай с сахаром вприкуску. Макают его в чай, откусывают и только потом делают глоток. Традиция пить чай таким способом зародилась еще в средневековье, когда правители, которые боялись отравления, проверяли свой чай, макая в него кусочек сахара. Считалось, что яд будет реагировать на сахар.

В любом азербайджанском доме гостю первым делом предложат чай. С чая начинается застолье, им же оно и заканчивается. Чай приносят даже в том случае, если гость пришел по делу, на несколько минут. Лишь в одном случае азербайджанец не предлагает чай: если он не желает видеть этого человека в своем доме и считает его врагом.

Как вы думаете, а третью кружку чая в какой стране вам предложат?.. Да, в России. У нас гостям всегда принято наливать до краев – в знак щедрости и расположения.

Посуда, из которой пьют чай, тоже называется и выглядит по-разному: В России пьют чай из чашек, в Узбекистане из пиал, а в Азербайджане из армудов. (Демонстрируются соответствующие картинки.)

Формирование толерантности у подростков: влияние учителя и школыТакая наглядная демонстрация различий в культурных традициях вызывает живой интерес у подростков. Они начинают рассказывать о том, какие еще традиции других стран им известны. В ходе беседы необходимо подвести подростков к выводу о том, что эти традиции нужно уважать, т. е. проявлять толерантность к представителям других национальностей.

Как видите, в каждой стране свои обычаи. Образ жизни одного народа может показаться странным и необычным для людей другой культуры, однако именно это разнообразие и составляет яркую картину окружающего нас мира. Просто нужно уважать традиции других стран и народов и учитывать культурные особенности при общении с людьми. Другими словами, важно стараться проявлять толерантность в подростковой среде школы по отношению друг к другу. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это уважение к различиям и правам других людей.

3. Упражнение «Качества толерантной личности»

Цель: выявление и обсуждение качеств толерантной личности.

Инструкция. Подросткам предлагается определить качества, которыми обладает толерантный человек. Для этого педагог-психолог зачитывает список качеств, присущих людям. Если названное качество относится к толерантному человеку, участники поднимают вверх большой палец, если нет – никак не реагируют. Варианты, названные подростками, лучше записать на доске.

Список качеств: 1) доброжелательность; 2) уважение мнения и прав других людей; 3) жестокость; 4) чуткость, сострадание; 5) уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья; 6) зависть; 7) желание что-либо делать вместе (сотрудничество); 8) эгоизм; 9) равнодушие к чужой беде; 10) принятие другого таким, каким он есть; 11) агрессивность; 12) умение не осуждать других; 13) неуважение и пренебрежение к людям; 14) умение решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания.

По завершении упражнения подросткам предлагается ответить на вопросы:

Все ли названные вами качества относятся к качествам толерантной личности? Какие из качеств толерантной личности вы чаще всего проявляете? Вывод, к которому необходимо подвести подростков: толерантным считают человека, который умеет общаться и принимать другого таким, какой он есть, может избежать конфликтных ситуаций.

4. Упражнение «Как поступить…»

Цель: формирование толерантности у подростков в школе, умения делать сознательный выбор в пользу толерантного поведения.

Развиваем толерантность в подростковой среде: раздаточный материал к упражнению

Карточка 1

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то – не очень. Одного из ребят все называют «толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Саша, он – толстый!»

Как вы поступите, проявив толерантность:

• Станете тоже называть его «толстый», иначе все могут начать смеяться над вами.

• Будете называть его по имени. Вас не волнует мнение окружающих.

• Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.

Карточка 2

Недалеко от вашего дома живет девочка-инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее на улице. Она пригласила вас к себе на день рождения.

Как вы поступите, проявив толерантность:

• Откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?

• Согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка, там будет скучно.

• Пойдете и приведете с собой сестру.

Карточка 3

Аня – очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные, и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы – руководитель группы.

Как вы поступите, проявив толерантность:

• Несмотря на протесты друзей, разрешите Ане стать художником вашей группы.

• Разрешите Ане участвовать, но дадите ей какую-нибудь работу, которую никто другой не хочет выполнять.

• Найдете предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.

Карточка 4

Все вокруг смеются над армянами, рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, честно говоря, смешные.

Как вы поступите, проявив толерантность:

• Тоже вспомните и расскажете парочку анекдотов.

• Объясните армянскому мальчику, что анекдот – это просто шутка.

• Попросите окружающих не рассказывать оскорбительных анекдотов.

Инструкция. Участники делятся на 4 группы, каждая из которых получает карточку с описанием ситуации. Задача – прочитать описание ситуации и обсудить, как поступит в данном случае толерантный человек, способствовать формированию толерантности у подростков. На обсуждение дается 2–3 мин. Педагог-психолог не вмешивается в процесс обсуждения (только наблюдает за процессом), участники должны сделать выбор самостоятельно. По завершении обсуждения каждая группа делает презентацию своей ситуации (озвучивает или разыгрывает ее), представляя вариант поведения, наиболее приемлемый (толерантный) в данном случае. После каждого выступления проходит обсуждение.

Вопросы для общего обсуждения:

Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни? Всегда ли легко проявить толерантность? Вывод, к которому необходимо подвести подростков: проявляя толерантность в подростковой среде школы к другим, мы сами становимся добрее и милосерднее, имеем шанс приобрести новых друзей.

5. Упражнение «Учимся уважать людей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: помочь подросткам в осознании того, что люди с ограниченными возможностями здоровья достойны уважения и при поддержке окружающих могут достичь значительных успехов.

Педагог-психолог: Одна из ситуаций, которые мы обсудили, касалась девочки, передвигающейся в инвалидном кресле. Людям с ограниченными возможностями здоровья особенно важна помощь и поддержка окружающих, ведь многие действия, которые здоровый человек выполняет без труда, даются им ценой больших физических и душевных усилий. Поэтому такие люди часто чувствуют себя в обществе не очень уверенно. Однако многие из них смогли побороть свой страх, став по-настоящему великими и знаменитыми.

Инструкция. Участникам раздаются карточки: на одних написаны имена известных людей, на других – физические недуги. Задача – определить, кто из известных людей чем страдал. Вы видите перед собой карточки.

Франклин Рузвельт, 32-й президент США Передвигался в инвалидном кресле
Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор Потерял слух
Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор Потерял зрение
Григорий Журавлев, художник, иконописец Не имел рук и ног
Брюс Уиллис, американский актер Сильно заикался

Работа может проводиться как по группам (в этом случае каждой из них нужен свой набор карточек), так и совместно (если количество участников не превышает 4–8 человек).

В ходе проверки правильности выполнения задания педагог-психолог может зачитать краткую информацию о каждом из представленных людей, а также отрывок из интервью с Б. Уиллисом.

Из интервью с Брюсом Уиллисом

В детстве я заикался. Причем сильно – едва фразу мог договорить. А если вы заика, вам всегда не по себе, всегда что-то подсознательно мешает. Люди с вами чувствуют себя неловко, потому что хотят помочь вам справиться с предложением, а вы от этого запинаетесь еще больше – словом, порочный круг. Родители помогли мне просто тем, что как бы не замечали моего недостатка. В таких случаях сострадание и любовь – лучшие лекарства. Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь. Я думал: ладно, я заика. Зато я могу вас рассмешить, так, что вы об этом забудете. Этакий фокус. И я всегда старался развеселить приятелей, откалывал номера, чтобы посмешить сверстников, поверьте, толерантность в подростковой среде школы – нечастый гость.

Я не хотел считать себя неполноценным и попросился на роль в школьном спектакле. Классе в восьмом. Вышел на сцену – и случилось чудо: я перестал заикаться! А после конца спектакля начал снова. Стоило мне притвориться кем-то другим, не собой, как мой дефект пропадал. Из-за этого мне все больше и больше нравилось играть на сцене. Я сражался с заиканием целые годы и наконец победил. Поступая в колледж, я уже знал, что хочу быть актером.

Комментарий для педагога-психолога. При выполнении этого задания подростки испытывают некоторое замешательство и не всегда правильно соотносят карточки. Им, например, сложно понять, как человек без рук и ног может писать иконы. Но именно в этом и есть основная суть упражнения – показать подросткам, что люди с ограниченными возможностями здоровья достойны уважения, поскольку для достижения целей им приходится постоянно преодолевать себя. И таким людям особенно важна помощь и поддержка окружающих.

Педагог-психолог: Трудно представить, что человек, который не слышит, может сочинять музыку, а человек без рук способен рисовать. Для этого необходимо большое мужество, воля и поддержка окружающих людей. Ведь каждый человек хочет быть любимым и кому-то нужным. Можно назвать еще много людей с ограниченными возможностями здоровья, которые смогли преодолеть себя и стать великими благодаря своей силе воли и поддержке окружающих (педагог-психолог может сам привести примеры или попросить участников, например, певица Диана Гурцкая, поэт Эдуард Асадов). Оглянитесь вокруг, возможно кому-то сейчас тоже нужна ваша поддержка, возможно пора проявить толерантность в подростковой среде школы. Приходилось ли вам помогать таким людям?.. Каким образом вы это делали?..

6. Заключительное слово педагога-психолога

Люди отличаются друг от друга по характеру, физическим особенностям, принадлежности к той или иной культурной традиции. Но доброе отношение, понимание и поддержка, толерантность в подростковой среде школы нужны всем без исключения. Когда мы стараемся понять людей, в чем-то не похожих на нас, и помочь им, то наша собственная жизнь становится многообразнее и интереснее. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю». Давайте будем стараться уважать друг друга вне зависимости от культурных и индивидуальных различий, стремиться к формированию толерантности у подростков, ведь именно эти различия делают наш мир ярким и интересным.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль