Отношение детей к младшим школьникам с ОВЗ

85

Во многих исследованиях подчеркивается значение формирования позитивного отношения к инвалиду, но, как правило, речь идет о позиции общества в целом. Закономерности становления индивидуального отношения к человеку с ограничеными возможностями здоровья в настоящее время практически не изучены. Однако такие исследования необходимы для того, чтобы предлагать обоснованные рекомендации по включению ребенка с нарушениями здоровья в определенную среду, например в образовательную.

В данном материале приведены результаты исследования отношения младших школьников к детям с ОВЗ. В исследовании принимали участие школьники младшего возраста, обучающиеся в общеобразовательной школе и не имеющие опыта непосредственного общения с инвалидами. Обращение к такому возрасту закономерно, т. к. в этом возрасте отношение к другому (а именно к своему сверстнику) становится очень важным и влияет на развитие личности. При этом отношение детей к младшим школьникам с ОВЗ рассматривалось в сопоставлении с их позицией к своим одноклассникам.

Можно выделить различные пласты (уровни) отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Первые (нормы, образцы поведения и пр.) являются тем материалом, который усваивается личностью в процессе социализации, они зафиксированы в специфических для данной культуры различных сферах жизнедеятельности.

Эмоционально-оценочный уровень базируется на переживании симпатий-антипатий, которые могут проявляться в ситуациях возможных конфликтов, например при распределении ролей в игре.

И, наконец, личностно-смысловые отношения проявляются в том случае, когда интересы и потребности другого переживаются, как свои собственные. Возникая в реальном взаимодействии ребенка с другими, они обладают определенной независимостью и, более того, способны активно влиять на другие уровни, например, на эмоционально-оценочный уровень.

Инструментарий исследования отношения детей к младшим школьникам с ОВЗ

В исследовании был использован специально разработанный опросник и ряд проективных методик.

Опросник, включающий в себя 20 вопросов (с вариантами ответов), направлен на выяснение особенностей отношения к инвалиду, а также к своим одноклассникам. Вопросы были поделены на четыре группы, по которым проводился анализ ответов:

Собственная позиция ребенка.Мнение о предполагаемом отношении одноклассников к младшим школьникам с ОВЗ. Общая осведомленность и личный опыт.Мнение о должной позиции общества.

Проективные методики:

1. «Соотношение плохих и хороших качеств».
Каждому предлагалось нарисовать на листе бумаги три круга, обозначающие — самого себя («Я»), ребенка-инвалида («И») и одноклассников («О»). Каждый из кругов нужно было заштриховать. При этом заштрихованное пространство круга означает количество плохих качеств в человеке, а незаштрихованное — количество хороших качеств.

2. «Рисунок ребенка-инвалида».
После беседы каждому из опрашиваемых предлагалось изобразить младшего школьника с ОВЗ так, как он себе его представляет. Когда он заканчивал рисовать, задавались уточняющие вопросы.

3. «Дерево» (Дж. и Д. Лампен).
Испытуемому предлагалось изображение дерева с человечками, каждый из которых занимает определенное положение на этом дереве, имеет определенную позу и настроение. Нужно было выбрать 4 позиции:

  1. человечка, который больше всего похож на самого опрашиваемого;
  2. человечка, который больше всего похож на ребенка-инвалида;
  3. человечка, который больше всего похож на ребенка-инвалида, по мнению одноклассников (в представлении респондента);
  4. человечка, который больше всего похож на одноклассников.

4. «Круг чувств».
В этой методике предлагалось нарисовать круг, в котором с помощью использования определенных цветов будут отражены чувства (и их интенсивность), которые опрашиваемый испытывает к инвалидам и к своим одноклассникам.

Результаты опроса по отношению к детям с ОВЗ

Опрашиваемые дали следующее определение: ребенок-инвалид — тот, кто «имеет физический недостаток или хроническое заболевание». При этом никто из опрошенных не считает, что младших школьников с ОВЗ можно определять как «умственно отсталых детей».

Мы считаем, что на то, как исследуемый определяет понятие ребенок-инвалид, во многом влияет наличие опыта общения. Это подтверждается данными, полученными О. А. Добровольской в дипломном исследовании, проводившемся в интегративной школе, где обучающиеся имеют большой опыт личного общения с инвалидами. Большинство определили их, как людей, имеющих физические и умственные нарушения.

Источник информации о младших школьниках с ОВЗ

Большинство опрашиваемых, принимавших участие в исследовании, узнали о том, кто такие дети с ограничеными возможностями здоровья от своих родителей. Дополнительным источником информации об инвалидах также послужило телевидение. Необходимо отметить, что все упоминали о том, что специальных уроков по толерантности к инвалидам в образовательной организации (далее — ОО) не проводилось.

Отмечается желание что-то узнать о младших школьниках с ОВЗ. Однако общаться, обучаться и дружить с ними опрашиваемые не стремятся. Это говорит о том, что, несмотря на то что общество в целом прививает сочувствие к «больным и убогим», сам ребенок совсем не готов к близкому контакту с ними.

Все 20 опрошенных заявили, что не хотят, чтобы среди их друзей или одноклассников были инвалиды. Нежелание дружить объясняется в основном страхом перед «странными детьми», а нежелание совместного обучения — жалостью или тем, что другие могут обижать младших школьников в ОВЗ. В к ним сильнее всего выражено чувство жалости.

По их мнению, никто из их одноклассников не хотел бы дружить или учиться с инвалидами. Но причина здесь указывается совсем другая — респонденты предполагают, что они неприятны одноклассникам. По мнению большинства опрошенных, у одноклассников к детям-инвалидам преобладают негативные чувства — неприязнь и безразличие. Никто из испытуемых не отметил, что их одноклассники могут испытывать к ним дружеские чувства.

Младшие школьники считают, что большинство взрослых испытывают жалость и хотят им помочь, но обучаться они должны в специальных школах, под руководством специалистов.

Отношение к младшим школьникам с ОВЗ

Понятие «инвалидность», формирующееся у обычных детей, характеризуется простотой и поверхностностью. Образ ребенка-инвалида в представлении опрашиваемых — «ребенок, имеющий какое-либо заболевание или физический недостаток». При этом они учитывают только наиболее яркие физические (внешне проявляющиеся) признаки, и полностью игнорируют интеллектуальные.В ответах опрошенных преобладает позитивное чувство жалости, наличие негативных чувств к ним полностью отрицается. В отношении же одноклассников к детям-инвалидам, по мнению респондентов, напротив, преобладают негативные чувства, такие как неприязнь (раздражение) и безразличие. Таким образом, мнение респондентов о своем отношении к детям с ОВЗ противоположно их мнению о том, как относятся к ним их одноклассники. Позиция по отношению к младшим школьникам с ОВЗ очень противоречива и носит формальный характер. С одной стороны, им интересно знать, кто такие дети-инвалиды, и они готовы им помогать, но, с другой — совершенно не хотят дружить, общаться и обучаться с ними.

Позитивная сторона такой ситуации заключается в том, что на отношение к младшим школьникам с ОВЗ основное влияние оказывает мировоззрение взрослых, которое усваивается ребенком в процессе его развития, а не личный опыт общения с (так как он отсутствует). И с этим можно работать. А негативная обусловлена тем, что в глубине души многие испытывают страх и неприязнь к детям-инвалидам. Эти чувства являются неприемлемыми, и поэтому проявляют себя только через мнение об отношении других сверстников к инвалидам. Возможно, именно поэтому респонденты считают, что их одноклассники относятся к детям с ограничеными возможностями здоровья гораздо хуже, чем они сами.

Распределение плохих и хороших качеств младших школьников с ОВЗ

Школьники наиболее часто называют следующие качества, характеризующие ребенка-инвалида: жалкий, добрый, больной, хороший. При этом качества, выбираемые для одноклассников, носят скорее негативный характер: задира, вредный, трудный.

Полученные данные были сведены в таблицу, отражающую характер распределения плохих качеств и подвергнуты статистическому анализу по критерию Фридмана.

Выводы: все испытуемые единодушны в том, что их одноклассники имеют самое большое количество плохих качеств. Испытуемые солидарны в мнении о том, что меньше всего плохих качеств имеют инвалиды. Это определяет позитивное отношение к детям с ОВЗ. Себя респонденты чаще всего считают немного хуже них, и намного лучше своих одноклассников.

Рисунки, изображающие детей с ОВЗ

Изображение младшего школьника с ОВЗ неразрывно связано с наличием на рисунке признаков его инвалидности, которые выступают как социальный штамп.Дети-инвалиды изображаются с явными, сильно выраженными физическими нарушениями. Никто не изобразил ребенка-инвалида, как обычного человека, не имеющего никаких видимых нарушений.Среди рисунков нет ни одного, в котором ребенок-инвалид был бы изображен вместе со своими друзьями. Кроме того, никто из не изобразил себя на рисунке рядом с инвалидом.Большинство рисунков производят позитивное впечатление: яркие краски, доброжелательность обстановки и т. д. При этом встречаются рисунки, которые оставляют после себя негативное впечатление (надо отметить, что их значительно меньше). Чаще всего на них изображают ситуации, в которых люди насмехаются над инвалидами или ситуации, в которых инвалидам приходится бедствовать.

Методика «Дерево» для выяснения отношения к детям с ОВЗ

Из 21 возможной позиции предлагалось выбрать фигуру, с которой ассоциируются младшие школьники с ОВЗ. Наиболее часто это была фигура, символизирующая замкнутость, тревожность, уход в себя, отстраненность от учебного процесса.

На вопрос «Какую позицию для ребенка-инвалида выбрал бы твой одноклассник?» ответ практически всегда отличался от собственного. Чаще всего это была фигура, означающая утомляемость, общую слабость, небольшой запас сил и застенчивость.

Себя чаще всего идентифицировали с позициями, говорящими об уверенности, комфортном состоянии, устойчивости и нормальной адаптации.

Выбор испытуемыми позиций для своих одноклассников очень разнообразен и неоднозначен, но наиболее часто это фигура, олицетворяющая стремление к веселью, наличие мотивации на развлечение.

Таким образом, делаем вывод, что фигуры, выбираемые для детей-инвалидов и обычных школьников, качественно отличаются (при этом для самого испытуемого и для его одноклассника иногда совпадают).

Методика «Круг чувств» для выяснения отношения к детям с ОВЗ

Результаты выполнения данной методики наглядно продемонстрировали, какие чувства испытывают респонденты к сверстникам.

К младшим школьникам с ОВЗ преобладает чувство жалости. Оно выражено очень сильно и практически затмевает все остальные. Негативные проявления практически не заметны.

К одноклассникам ярче всего выражено чувство дружелюбия, но при этом значительную долю занимают негативные чувства — безразличия и неприязни.

Результаты исследования отношения к младшим школьникам с ОВЗ

Очевидное в настоящее время распространение интегративных подходов сопровождается критическим осмыслением результатов интеграции (Н. Н. Малофеев, 2000). Такая же двойственность наблюдается и в целом в отношении общества к детям с ОВЗ. Благотворительность, организация различных фондов и обществ часто сочетаются с желанием дистанцироваться от инвалидов. Общество как бы говорит — хорошо, мы готовы помогать инвалидам, но пусть они не вмешиваются в нашу жизнь. Позиция, занимаемая ребенком, во многом определяется тем, как к инвалидам относятся его родители или другие взрослые, мнение которых отражает мнение общества в целом.

Активная пропаганда толерантности к инвалидам далеко не всегда может преодолеть негативные установки избегания «иных» людей, основанных на переживании чувств неприязни и страха. В то же время, результатом подобной пропаганды может быть сокрытие (или подавление) истинных чувств и замена их «социально одобряемыми». Проведенное исследование наглядно демонстрирует такой результат. Младшие школьники, стремясь подавить свои негативные чувства, проецируют их на одноклассников, приписывая им агрессию, неприязнь и безразличие к младшим школьникам с ОВЗ. При этом создается в целом негативный образ одноклассника как носителя социально неодобряемых качеств.

Представление школьников о детях-инвалидах абстрактно и собирательно. Это связано с тем, что оно складывается не из личного опыта общения, а из мнений взрослых, социальных норм и штампов, которые усваиваются ребенком в процессе развития. Отношение к ребенку-инвалиду противоречиво. С одной стороны, оно содержит позитивные характеристики, в нем преобладает чувство жалости. Ребенку интересно знать, кто такие дети-инвалиды и он заявляет о готовности им помогать. Но, с другой стороны, он совершенно не хочет дружить, общаться и обучаться сними, объясняя это преимущественно страхом. Таким образом, можно утверждать, что позиция младшего школьника к ребенку-инвалиду сформирована на функционально-ролевом и эмоционально-оценочном уровне, не достигая личностно-смыслового.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль