Проект «Школьный музей – центр гражданско-патриотического воспитания школьников»

1746

Актуальность проекта патриотического воспитания школьников

С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей семьи, нации, Родины. Работа школьного музея помогает формировать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, воспитывать патриотизм.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.

Гражданское воспитание школьников необходимо для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности народа, национальной культуры, земли. Проект важен для сохранения исторического наследия, вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков».

Цель музейной деятельности — формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т. е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско-патриотической и социальной деятельности образовательной организации (далее — ОО), связующей нитью между школой и учреждениями культуры, общественными организациями.

В музеях школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.

Данный проект связан не только с работой школьного музея. В рамках ФГОС общего образования становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей. Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, их ознакомление с различными технологиями посещения музеев, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей, обеспечение интеграции преподавания различных предметов на базе музеев также относятся к области проекта «Музей — центр гражданско-патриотического воспитания школьников».

Цели, задачи, ожидаемые результаты проекта

Цель проекта: создать условия для формирования у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, семью, т. е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание: основные задачи

Воспитывать у обучающихся социальную ответственность, патриотизм и гражданскую позицию по отношению к Родине, ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать толерантность и коммуникативность как основы жизнедеятельности человека, опыта гражданского действия. Развивать коммуникативные компетенции, навыки исследовательской работы, поддерживать творческие способностей детей, формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям.

Ожидаемый результат:

Внедрение новых форм освоения исторического и культурного наследия в работе с музеями. Разработка программы гражданско-патриотического, социального воспитания обучающихся на основе деятельности школьного музея. Повышение интереса обучающихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея. Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОО. Освоение обучающимися приемов музейной деятельности. Расширение информационного пространства деятельности школьного музея «Вехи памяти» путем сотрудничества с советом ветеранов Басманного района, окружного методического центра центрального административного округа.

Ожидаемые образовательные продукты:

Презентация итоговых материалов проекта в средствах массовой информации. Создание электронного альбома «Героические страницы истории страны» по направлениям проекта. Выпуск школьных газет, посвященных знаменательным событиям России.

Участники проекта: заместитель директора по ВР, руководитель музея ОО, классные руководители, педагоги дополнительного образования, ветераны ВОВ, учителя истории, обучающиеся.

Новизна проекта патриотического воспитания в школе:

Вовлечение в активную поисковую, проектную деятельность с использованием компьютерных технологий большого количества обучающихся (не только актив музея), что позволяет сделать ее более интересной и привлекательной для школьников. Это достигается посредством системности, последовательности воспитательной работы ОО. Регулярное пополнение экспозиций музея творческими, исследовательскими работами обучающихся; систематическая организация выставок проектных и творческих работ обучающихся в школе в данном направлении. Школа превращается в музей. Объединение усилий учителей-предметников, классных руководителей, заместителя директора по ВР, руководителя школьного музея в целях интеграции преподавания различных предметов на базе музея.

Патриотическое воспитание школьников: содержание проекта

История создания музея

Музей «Вехи памяти» был создан в средней школе № 342 на улице Большая Почтовая Божковым Юрием Дмитриевичем в память формирования на базе средней школы № 342 в июле 1941 г. 21 стрелкового полка 7 дивизии народного ополчения Бауманского района Москвы.

В 2006 г. правительством Москвы был сделан подарок: новое красивое здание, оборудованное в соответствии с современными требованиями.

В 2007 г. школа получила статус Государственного образовательного учреждения центра образования № 1429 (далее — Центр образования № 1429).

Летом 2010 г. Центру образования № 1429 было присвоено почетное имя выпускника школы № 342 Героя Советского Союза Боброва Николая Александровича.

В настоящее время музей имеет сертификат № 1116 от 19 октября 2009 г.

Направления развития музея «Вехи памяти»

За годы своего существования школьный музей добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы. Комплексный музей «Вехи памяти» развивается в трех направлениях (схема):

Проект «Школьный музей –  центр гражданско-патриотического воспитания школьников»

В музее оформлены витрины, содержащие более ста единиц хранения основного фонда:

боевое снаряжение времен Великой Отечественной войны: гильзы снарядов, каски, гранаты, переговорные устройства, боевое снаряжение для саперов и радистов; предметы солдатского быта: личные вещи солдат и офицеров Советской Армии времен Великой Отечественной войны; личные вещи и вооружение солдат и офицеров немецкой армии; награды и нагрудные знаки Великой Отечественной войны, послевоенные юбилейные медали; копия знамени Победы, врученная Центру образования № 1429 Управой Басманного района.

Особое значение имеют экспозиции, посвященные Героям Советского Союза: стрелку-радисту, старшему сержанту, выпускнику школы Боброву Николаю Александровичу и летчику, младшему лейтенанту Лукьянову Александру Михайловичу.

Материалы экспозиций рассказывают об истории создания Центра образования № 1429, знакомят с историей улиц и зданий Басманного района.

Направления деятельности школьного музея

В центре реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи «Я — гражданин России», ориентированная на обучающихся школы и составлена на основе государственной и муниципальной программы по патриотическому воспитанию школьников на 2011—2015 гг, проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию в начальной школе.  Она определяет основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одно из направлений программы — музейная педагогика, т. к. она способствует воспитанию патриотического сознания школьников.

Направления деятельности музея:

Работа актива музея. Проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности. Совместная работа с Советом Ветеранов Басманного района.

Полную версию читайте тут >>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль