Формирование ценностного отношения к здоровью в системе рефлексивных ситуационных классных часов

205

Нечаев М.П., д-р пед. наук, проф. кафедры управления развитием образовательных систем ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования

Стрельников К.Н., магистрант ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Формирование ценностного отношения к здоровью на уровне убеждения относится к одной из важнейших задач педагогов, поскольку содействие гармоничному физическому, психическому и социальному развитию обучающихся — одно из ведущих стратегических ресурсов модернизации образования. А воспитание здорового поколения наряду с обучением становится важнейшей функцией общеобразовательной организации (далее — ОО).

В этой связи создание воспитательной среды, содействующей сохранению и укреплению здоровья, способной осуществлять психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося, является необходимым и обязательным условием реализации здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих личностно ориентированных образовательных отношений. Сопровождение ребенка рассматривается как особая организационная культура ОО, как со стороны учителей и классных руководителей, так и со стороны педагогов-психологов.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

• любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
• ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проблема формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью остается одной из трудно решаемых педагогических задач. Современная ОО дает необходимый запас сведений из предметных областей естествознания, технологии, ОБЖ и физической культуры, прививает умения извлекать пользу из усвоенного в школе и дома. Классные руководители ведут просветительскую работу о пользе здорового образа жизни, акцентируют внимание на негативных последствиях нездорового питания, табакокурения, употребления алкоголя и психоактивных веществ, советуют, что надо делать, чтобы найти силы и время для самовоспитания и занятий спортом, проводят всевозможные акции и мероприятия. Однако при этом дети часто остаются отчужденными от самоанализа, принятия собственных решений, ответственности, осмысления своих ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Нивелировать данный педагогический недостаток поможет технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания.

Технология ситуационного рефлексивного классного часа

Ситуационный рефлексивный классный час — одна из эффективных форм воспитания. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций (событий, явлений, фактов), оказывающих влияние на его поведение, в которых проявляются характер, привычки, культура общения.

Данная методика позволяет анализировать собственные действия в ситуациях «после событий», чтобы учиться на полученном опыте и разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана известным педагогом-ученымН. П. Капустиным для самостоятельного конструирования тематических классных часов в 1990-х гг.

Технология ситуационного рефлексивного классного часа включает в себя следующие компоненты:

  • Тема.
  • Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
  • Информация (по материалам предварительной подготовки).
  • «Я-позиция» и ее причины (обучающиеся по кругу отвечают на вопросы, высказывая свое отношение к обсуждаемой ситуации).
  • «Я-позиция» и общественно значимая норма (работа обучающихся в группах по 4–6 человек, которым дается задание (записано на доске) — подготовить ответы на вопросы, связанные с выявлением причин данной ситуации и способами ее разрешения).
  • Дискуссия (каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы).
  • Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).
  • Свободный выбор (заключение классного руководителя).
  • Мотивация (поддержка вниманием, помощью и заботой тех обучающихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении).
  • Реальный результат (возвращение к проблеме через некоторое время).

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.

Сценарии ситуационных рефлексивных классных часов

Рассмотрим сценарии проведения ситуационных рефлексивных классных часов, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью. Данные классные часы обсуждены, отрецензированы и апробированы в реальной педагогической практике слушателями курсов повышения квалификации кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования и кафедры воспитательных систем Академии социального управления.

Классный час «О вкусной и здоровой пище»

Цель классного часа (сообщается обучающимся): провести анализ и самоанализ отношения к вредной и полезной пище.

Педагогическая цель (обучающимся не сообщается): способствовать формированию положительного отношения к правильному и здоровому питанию.

Предварительная работа:анкетирование обучающихся «Моя любимая пища», «Мое обычное меню»; привлечение специалистов (медиков, диетологов).

Возраст: обучающиеся 6-9-х классов.

Технология классного часа Методика классного часа
Размещение обучающихся в круге. Информация (15 мин) Сообщения специалистов (медиков, диетологов), результаты анкетирования. Демонстрируется диаграмма приоритетов питания, меню одного дня
Изложение «я-позиции». Причина «я-позиции» (7 мин) Обучающиеся по кругу отвечают на вопросы:
• Твое любимое блюдо?
• Какие напитки ты предпочитаешь и почему?
• Правильно ли ты питаешься и почему?
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа обучающихся в группах по 4–6 человек (15 мин) На доске записаны вопросы, на которые группы готовят ответы:
• Каким должно быть меню здорового человека? Составьте вкусное и здоровое меню одного дня.
• Ваши советы, как отказаться от вредных продуктов
Дискуссия (10 мин) Группы высказывают свою точку зрения на каждый вопрос, затем участники могут выразить свое личное отношение к тому или иному мнению
Рефлексия (5 мин). Обучающиеся по кругу отвечают на поставленные вопросы • Изменится ли ваше меню после сегодняшнего разговора?
• Что понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
• Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
Свободной выбор. Речь классного руководителя (7–8 мин) Слово классного руководителя, обобщающее выступления специалистов и высказывания обучающихся. Классный руководитель: «Вы вправе питаться так, как хотите, но необходимо помнить о пользе продуктов для вашего здоровья. К данной теме мы вернемся еще не раз»
Мотивация — побуждение ученика к позитивному поведению Провести в классе конкурс плакатов о вкусной и полезной пище, подготовить сообщения «Как продукты помогают нашему здоровью». Провести серию бесед, классных часов с привлечением родителей и дегустацией блюд. Понаблюдать, как меняются вкусы детей в школе и в семье
Реальный результат Обсуждение проблемы через два-три месяца. Анализ и самоанализ изменений

Классный час «Мы и никотин»

Цель классного часа (сообщается обучающимся): провести анализ и самоанализ отношения к табакокурению.

Педагогическая цель (обучающимся не сообщается): закрепить в сознании обучающихся негативное отношение к табакокурению.

Предварительная работа: подготовка сообщений обучающихся по следующим вопросам:

влияние курения на здоровье человека;влияние курения на здоровье девочек;влияние курения на здоровье ребенка.

За 1–2 дня до классного часа анонимное анкетирование по следующим вопросам:

Курят ли у вас в семье?Пробовал ли ты курить?Кто предложил тебе закурить?

Возраст: обучающиеся 6-11-х классов.

Технология классного часа Методика классного часа
Размещение обучающихся в круге. Информация (15 мин) Сообщения о влиянии курения на здоровье и результаты анонимного анкетирования. Слово классного руководителя о ситуации в школе
Изложение «я-позиции». Причина «я-позиции» (7 мин) Обучающиеся по кругу отвечают на вопросы:
• Курите ли вы и почему?
• Известно ли родителям о вашем отношении к курению?
• Где вы берете деньги на сигареты?
• Когда и где вы начали курить?
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа обучающихся в группах по 4–6 человек (15 мин) На доске записаны вопросы, на которые группы готовят ответы:
• В школе, на ее территории, а также в общественных местах в связи с заботой о здоровье окружающих запрещается курение. Что надо делать, чтобы это требование выполнялось?
• Как помочь курильщику бросить курить?
Дискуссия (10 мин) Группы высказывают свою точку зрения на каждый вопрос, затем участники могут выразить свое личное отношение к тому или иному мнению
Рефлексия (5 мин). Обучающиеся по кругу отвечают на поставленные вопросы • Изменилось ли ваше отношение к табакокурению?
• Что понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
• Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
Свободной выбор. Речь классного руководителя (7–8 мин) Выступление медицинского работника, обобщающее сказанное обучающимися. Классный руководитель напоминает о бережном отношении к здоровью и говорит о том, что к данной проблеме мы вернемся еще не раз
Мотивация — побуждение ученика к позитивному поведению Внеклассные мероприятия на тему «Антикурение», «Мы против курения!». Конкурс плакатов и рисунков на тему «Я и сигарета». Обучающиеся старших классов организуют внеклассное мероприятие для обучающихся младших классов. Классный руководитель поддерживает вниманием тех, кто дал слово бросить курить
Реальный результат Обсуждение проблемы через два-три месяца. Анализ и самоанализ изменений

Классный час «Мы и спорт»

Цель классного часа (сообщается обучающимся): провести самоанализ и самооценку своего отношения к спорту, своих спортивных достижений, установить причины, мешающие более успешным занятиям спортом, физической культурой, и определить пути их преодоления. Понять, какое значение имеют занятия физкультурой и спортом в жизни каждого человека.

Педагогическая цель (обучающимся не сообщается): закрепить в сознании позитивные точки зрения, способствовать изменению негативного отношения к спорту путем обмена информацией, выражающей разные позиции, и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

Возраст: обучающиеся 5-6-х классов.

Технология классного часа Методика классного часа
Размещение обучающихся в круге. Информация (5 мин) Демонстрация сравнительной таблицы «Сводная ведомость количества пропущенных уроков (по болезни) обучающимися, занимающимися физкультурой и спортом, и обучающимися, не занимающимися
физкультурой и спортом»
Изложение «я-позиции». Причина «я-позиции» (7 мин) Обучающиеся по кругу отвечают на вопросы:
• Занимаешься ли ты физкультурой в спортивных секциях и самостоятельно? Какое количество времени?
• Что мешает тебе заниматься физкультурой и спортом?
• Что может помочь тебе начать заниматься физкультурой и спортом?
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа обучающихся в группах по 4–6 человек (15 мин) На доске записаны вопросы, на которые группы готовят ответы:
• В жизни существуют две точки зрения на занятия спортом: надо заниматься физкультурой и спортом, можно не заниматься. Выберите свою точку зрения и докажите ее.
• Укажите 3–4 основные причины, мешающие вам заниматься спортом.
• Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?
Дискуссия (10 мин) Группы высказывают свою точку зрения на каждый вопрос, затем участники могут выразить свое личное отношение к тому или иному мнению
Рефлексия (5 мин). Обучающиеся по кругу отвечают на поставленные вопросы • Изменится ли ваше отношение к физкультуре и спорту после сегодняшнего разговора?
• Что понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
• Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
Свободной выбор. Речь классного руководителя (7–8 мин) Каждый из вас хотел бы укреплять свое здоровье с помощью занятий физкультурой и спортом. Это естественное и хорошее желание. Какие пути существуют для решения данной задачи? Можно продолжать дальше не интересоваться спортом и не заниматься физкультурой, и тогда трудно ожидать улучшения (болеть чаще, пропускать больше уроков), но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен
Мотивация — побуждение ученика к позитивному поведению Информирование обучающихся и родителей о спортивных секциях и кружках, которые работают в школе и близлежащем районе. Организация и проведение Дней здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Поддержка вниманием тех обучающихся, которые на классном часе пообещали начать заниматься, интересоваться физкультурой и спортом
Реальный результат Обсуждение проблемы через месяц. Анкетирование, анализ и самоанализ изменений

Рассмотренная рефлексивная воспитательная методика является весьма эффективным средством адаптации обучающегося к внешним требованиям и внешней регуляции своего поведения (например, к правилам социума и под контролем социума).

Деятельность ОО по формированию ценностного отношения к здоровью и развитию мотивации к здоровому образу жизни среди обучающихся должна носить системный характер и осуществляться комплексно. А воспитательный процесс — сочетать в себе два подхода: личностно ориентированный и деятельностный. Формирование человека с развитым само- и взаимоуважением, имеющего разностороннее образование, четкую позицию, невозможно без признания неповторимости и ценности личности каждого ребенка. Только такой человек сможет найти свое место в обществе, быть не только физически, но и нравственно здоровым, реализовать свои способности, жить полноценной жизнью.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль