Диспут как метод воспитания

808
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

В последнее время среди обучающихся возрос интерес к диспутам на разные темы. Диспут - это активный, заинтересованный, оживленный разговор, спор, участники которого стремятся обоснованно выяснить определенные проблемы, решить затронутые вопросы.

Актуальность задачи формирования коммуникативной культуры в целом и речевой компетентности в частности, отвечающей современной концептуальной политике в сфере образования, заставляет искать интерактивные, диалоговые формы организации учебно-воспитательного процесса в школе. Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности является не только необходимым критерием конкурентоспособности выпускника школы, но и условием сохранения культуры социума.

Диспут как метод воспитания является сложной формой проблемно-ценностного общения, способствующей развитию социальной компетентности обучающихся, формирующей диалектическое мышление. Цель диспута как формы проблемно-ценностного общения — создание условий для формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской и других компетентностей обучающихся. Метод нравственного воспитания диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей, учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины и утверждает позиции спорящих людей.

Диспут как метод воспитания, формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и  ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений и основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости.

Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Это как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям обучающихся, формирующаяся личность которых характеризуется активным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.

Варианты проведения диспута как метода воспитания

Диспут — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины. Выделяют:

  • эвристический подход (одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора);
  • логический подход (жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу);
  • софический подход (одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы);
  • авторитарный подход (одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим);
  • критикующий подход (одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение);
  • демагогический подход (одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам диспута цели);
  • прагматический подход (одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам).

Культура диспута как метода воспитания

Культура метода нравственного воспитания диспут подразумевает:

  • четкое обозначение предмета и цели спора;
  • точное определение понятий, которыми приходится оперировать в диспуте;
  • обоснованность и последовательность аргументации, полноту изложения мысли;
  • этические нормы, предполагающие взаимно корректное поведение оппонентов;
  • знакомство с идеями оппонентов из их уст, а не из уст их толкователей.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, участник диспута достигает следующие цели:

  • противник не сможет сказать, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»;
  • своим внимательным отношением к мнению противника спорящий сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за диалогом;
  • участник диспута, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать собственные возражения, уточнить свои позиции в споре.

Возражая, не следует прибегать к недозволеным приемам спора, необходимо придерживаться следующих правил:

  • возражать, но не обвинять;
  • не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника «вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна» и т. п.;
  • не отклоняться в сторону от темы диспута;
  • спор нужно уметь доводить до конца, а значит, либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

Принципы ведения диспута как метода воспитания

Осваивая культуру диспута, обучающимся следует овладеть принципами ведения диспута. Рассмотрим их.

Принцип предварительной подготовки к ведению диспута как метода воспитания. Предварительная подготовка к ведению диспута позволяет обучающимся не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые «заготовки», собрать и осмыслить исходную информацию.

Принцип терпимого отношения к оппонентам. Противоположная сторона имеет право на свое мнение, она также стремится к истине — процесс поиска должен быть корректен с обеих сторон.

Принцип последовательного анализа альтернатив. Практически любая проблема или задача имеют несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все из них являются в равной степени оптимальными. В зависимости от условий, целей, средств различные способы могут служить истине в определенной степени.

Принцип корректного ведения диспута как метода воспитания. Это один из основных принципов ведения диспута, который заключается в том, что чем корректнее будут суждения и действия каждого участника диспута, тем больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом.

Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения диспута. Существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что одна сторона лучше подготовлена, чем другая, и поэтому выглядит сильнее. Страх выглядеть хуже, чем оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает суждения и действия участника диспута.

Принцип поэтапного продвижения к истине. Эффективность ведения диспута и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко выделяются и обозначаются фазы, этапы ведения диспута, альтернативные подходы к решению проблемы (с аргументацией «за» и «против»). Принцип поэтапного продвижения к истине в процессе ведения диспута предполагает следующие стадии:

  • вводное информирование. Ведущий, организующий дискуссию, инициатор встречи заинтересованных сторон сообщает о проблеме, целях и самой ситуации, породившей дискуссию-спор;
  • аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позицию, точку зрения на решение проблемы, высказывает и аргументированно отстаивает ее;
  • оппонирование, критические суждения. Каждая из спорящих сторон выступает по отношению друг к другу в качестве оппонента, высказывает критические суждения, сомнения, отстаивая свою позицию;
  • активное противоборство сторон: продолжение дискуссии, спора, поиск дополнительных аргументов и сторонников; подключение всех желающих принять участие в споре; контраргументация и сопоставление альтернатив;
  • поиск компромиссных вариантов решения проблемы. На этом этапе каждая из противоборствующих сторон должна пойти на приемлемые уступки, частичный отход от своей позиции, ее активный пересмотр. Анализируются и сопоставляются все возможные варианты решения проблемы;
  • поиск приемлемого решения. Идет активный поиск и обобщение всего конструктивного, позитивного, что было высказано в процессе диспута, отслеживаются точки соприкосновения, сближаются позиции, вырабатываются взаимоприемлемые решения;
  • завершение спора, обобщение результатов. Подводятся итоги диспута, резюмируются результаты, констатируется, что достигнуто и какой ценой.

Принцип уважения личности оппонента. Настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого необходимо уважительное отношение к оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, доказательные суждения и мысли, и ни в коем случае не оскорбительные выпады.

Принцип аргументированной конструктивной критики. Критикуя противоположную точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Критика должна включать в себя не голое отрицание, но и альтернативы.

Техника убеждения как главный элемент культуры диспута как метода воспитания

Верный способ доказать свое мнение означает не стремление привести собеседника в замешательство и не демонстрацию его некомпетентности, а решение важного делового вопроса. Желательно не спорить с партнером в присутствии третьего лица. Каждому участнику следует оперировать простыми, ясными и точными понятиями и вести аргументацию корректно по отношению к партнеру:

  • открыто и сразу признавайте правоту партнера, если он прав, продолжайте оперировать только теми аргументами и понятиями, которые уже приняты вашим партнером;
  • сначала ответьте на аргументы партнера, а уж потом только приводите свои собственные;
  • в любой ситуации сохраняйте вежливость;
  • учитывайте личностные особенности партнера и нацеливайте вашу аргументацию на цели и мотивы партнера;
  • старайтесь избегать простого перечисления фактов и аргументов, лучше покажите их преимущества;
  • используйте только понятную партнеру терминологию;
  • соизмеряйте темп и насыщенность аргументации с особенностями ее восприятия вашим партнером;
  • старайтесь как можно нагляднее изложить партнеру свои идеи, соображения, доказательства, не забывая при этом стратегии и модальности партнера.

Планирование, организация и проведение диспута как метода воспитания

Участие обучающихся в диспутах помогает разобраться в самых различных вопросах, всесторонне обсудить их. Метод нравственного воспитания диспут способствует всемерному развитию и активизации личности растущего человека, формированию его мышления, интеллекта. Выступление на диспуте требует умения четко определять собственную позицию, приводить убедительные доводы в ее защиту, формулировать вывод.

Планирование, организацию и проведение диспута как метода воспитания можно разделить на три этапа:

  • подготовительный;
  • непосредственное обсуждение;
  • рефлексия.

Подготовительный этап проведения диспута как метода воспитания

Подготовку к диспуту следует начинать с выбора темы, ее правильной формулировки. Тема должна звучать остро, а в ее названии содержаться элемент дискуссии. В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, призывали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики.

Диспут — это публичный спор, предметом которого является общественно значимая проблема.

Тема диспута должна быть актуальной, близкой обучающимся. Она может определяться проблемами формирования конкретного ученического коллектива — необходимостью развития дружеских отношений, культуры поведения, укрепления учебной дисциплины и т. п. Вместе с тем важно выявить у самих обучающихся круг проблем, которые их волнуют. С этой целью проводят опрос: «О чем бы вы хотели поговорить с товарищами, поспорить с ними?».

Есть темы, которые извечно волнуют молодое поколение: дружба и любовь, смысл жизни, долг и обязанность и т. п. В юношеской аудитории всегда активно проходят диспуты на темы: «С чего начинается зрелость?», «О чести и достоинстве», «Что значит быть настоящим человеком?», «В жизни всегда есть место подвигам. Так ли это?». Большой интерес вызывают вопросы семейной жизни, социальные проблемы (детские дома, разрушенные семьи, несложившиеся судьбы), философские (смысл понятий «личность», «новое мышление», значение общечеловеческих ценностей и т. д.).

Диспуты обучающихся начальной и основной школы отличаются от диспутов старшеклассников. По-иному формулируются темы: «Интересно ли вы живете?», «Кто для вас является авторитетом и почему?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Всякое ли дело может быть интересным?», «Знаете ли вы себя?», «Подвиг — мгновение или жизнь?» и т. п. Не обладая достаточными знаниями и развитой речью, подростки чаще всего выступают кратко, не всегда доказательно. В подтверждение своих доводов они нередко ссылаются на литературных героев, поступки которых им импонируют. Поэтому темы для подростков следует подбирать более конкретные и доступные для их понимания.

Определив тему диспута, важно сформулировать ее остро, проблемно. Она должна пробуждать пытливую мысль учеников, располагать к размышлению. Диспуты как методы воспитания позволяют решать многие педагогические задачи: они вовлекают в непринужденный разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях, приучают к диалогу, формируют умение высказывать свое мнение и обосновывать его, учат вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы. Таким образом, метод воспитания диспут активно способствует превращению знаний в убеждения.

Для проведения диспута требуется создать как минимум две команды по  два-три человека. Тема формулируется в виде вопроса или тезиса, чтобы не было однозначного ответа или решения.

Предварительно необходимо нацелить обучающихся на то, что они должны уметь:

  • выявлять и формулировать проблему;
  • аргументировать свои высказывания;
  • внимательно слушать своих оппонентов;
  • соотносить свои высказывания с выступлениями других участников;
  • не отклоняться от темы диспута;
  • быть терпеливыми к другим мнениям;
  • высказывать мнение в описательной форме, а не в оценочной;
  • находить оптимальный путь к решению проблемы.

Эти умения являются критериями оценки каждого участника диспута.

Метод нравственного воспитания диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он проходит, вывешивают правила ведения дискуссии, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы ученых. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.

На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа. Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца. Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщается обучающимся.

Успех диспута как метода воспитания во многом зависит от четкой формулировки вопросов. Они должны быть конкретными и доступными для обучающихся.

К диспуту следует хорошо подготовиться. Подготовка заключается не только в чтении соответствующей литературы, но и в просмотре спектаклей, кинофильмов, имеющих отношение к теме, в посещении музеев и картинных галерей. В ходе индивидуальных и групповых бесед классный руководитель выясняет, вокруг каких вопросов развернется борьба мнений на диспуте, советует прочитать соответствующую литературу и подумать над интересующими их вопросами. Вдумчивая предварительная работа не только обеспечивает успех диспута как метода воспитания, но и приучает обучающихся самостоятельно оценивать события, явления, факты, логически обосновывать мысли, делать выводы.

При подготовке к проведению диспута необходимо: объявить тему, уточнить состав команды. Команды подбирают аргументы «за» и «против», выбирают капитана, составляют ряд аргументов, которые они будут использовать в ходе диспута. Команды не знают заранее, будут ли они выступать в поддержку тезиса или против него.

Алгоритм проведения диспута как метода воспитания

1. Не позднее чем за неделю объявляется тема диспута, перечень вопросов, выносимых для обсуждения, дата, время, место проведения и состав участников.
2. Ведущий открывает диспут, сообщает тему и цель, комментирует их.
3. Ведущий определяет секретаря и знакомит с членами жюри.
4. Сообщаются организационный регламент и правила сотрудничества. Участников диспута знакомят с критериями оценок.
5. После объявления ведущим темы, команды разыгрывают порядковые номера выступлений. Определяют, кто из них становится командой «утверждения», а кто — командой «отрицания».
6. Определяется лимит времени: выступления до 5 мин, обсуждения и ответы на вопросы — до 6 мин.
7. Команды получают время на обдумывание и уточнение аргументов, затем следует выступление члена команды «утверждения». Он представляет команду, формулирует тему диспута, выявляет его тезисы, выдвигает аргументы «за» в поддержку выдвинутого тезиса.
8. Команда «отрицания» готовит и задает вопросы команде «утверждения». Цель данных вопросов — принизить значение аргументов команды «утверждения».
9. Команда «утверждения» отвечает на вопросы.
10. Выступление члена команды «отрицания». Он представляет команду, выявляет тезис диспута, выдвигает аргументы «против» (опровергает позиции команды «утверждения»).
11. Команда «утверждения» задает вопросы команде «отрицания».
12. Команда «отрицания» отвечает на вопросы.
13. Следующим шагом будет выступление другого члена команды «отрицания». Он опровергает аргументы оппонента. Восстанавливает и развивает собственную линию. Приводит доказательства.
14. Команда «утверждения» задает вопросы.
15. Выступление члена команды «утверждения». Он выделяет наиболее важные вопросы, по которым произошло столкновение мнений, сравнивает позиции сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны. Подводит итог, делает заключение.
16. Выступление члена команды «отрицания». Он опровергает аргументы и доказательства утверждающей стороны, представляет финальный контраст вопросов для усиления и доказательства команды «отрицания».
17. Члены жюри принимают решение и объявляют результаты диспута: чья точка зрения победила.
18. Ведущий называет победителя диспута.
19. Подведение итогов диспута.

Непосредственное обсуждение в процессе диспута

Направленность метода воспитания диспут, его эффективность определяются умением ведущего во вступительном слове ясно и четко озвучить тему диспута, убедительно поставить вопросы перед классом и активизировать участников думать, спорить, обсуждать.

Руководить диспутом нелегко. Сам по себе он не разгорится. Диспут как метод воспитания нельзя пускать на самотек и сковывать схемой. Мастерство ведущего проявляется не только в широкой эрудиции, но в умении привлечь участников к активному обсуждению темы диспута.

Ведущему следует выявить разнообразные мнения по теме диспута, уметь логически развить и аргументировать любое мнение, даже ошибочное, предусмотреть самые неожиданные вариации выступлений. Важно не просто поспорить, а подвести участников диспута к осознанному принятию единого правильного мнения по тому или иному вопросу.

Роль ведущего в ходе диспута не должна сводиться только к тому, чтобы предоставлять слово участникам. Он может комментировать очередное выступление, подчеркивая его основную мысль, сталкивать новую точку зрения с высказанной ранее, обращаться к присутствующим с предложением выразить свое отношение к определенному высказыванию, жестом иди мимикой реагировать на спорные утверждения или, напротив, выражать солидарность с утверждениями, соответствующими его взглядам. Все это ведущий делает с соблюдением определенной меры и такта, поддерживая и стимулируя начатый разговор, направляя его в нужное русло.

Не следует запрещать на диспуте реплики, полемические выпады, вопросы с места. Это помогает оживить диспут, повышает эмоциональный накал, интерес аудитории. Ведущий должен умело реагировать на эти реплики и вопросы, переадресовывая их выступающему или приглашая желающих подробнее развить высказанную мысль, а также ответить на вопрос.

Не следует опасаться высказывания ошибочных мнений по тому или иному вопросу. Напротив, диспут как метод воспитания проводится для того, чтобы выявить их, подвергнуть критике со стороны товарищей, противопоставить им правильные. Комментируя такое выступление, ведущий должен привлечь внимание аудитории к нему, возбудить у присутствующих желание противопоставить высказанной ошибочной точке зрения правильную. Во время диспута должна быть создана творческая и доброжелательная атмосфера.

Заключительное слово нельзя строить по строго установленной схеме. Однако весьма желательно, чтобы заключение:

  • было кратким, ярким и убедительным;
  • указывало на правильное решение поставленной проблемы;
  • акцентировалось на более удачные и интересные выступления участников диспута;
  • формировало критическое, нетерпимое отношение к равнодушию, эгоизму, неорганизованности и лени в школьной среде;
  • ставило новые проблемы перед обучающимися, вызывало у них интерес к знаниям, культуре, желанию совершенствовать свой нравственный облик.

Заканчивая диспут, ведущий благодарит всех принявших активное участие в нем.

Чтобы обобщить высказывания в ходе диспута и сделать заключительный вывод, необходимо проанализировать коллективные находки, вспомнить логику размышлений, аргументировать правильные положения, не задевая самолюбия тех, кто заблуждался. Завершиться диспут должен общим для всех выводом, который содержит истину, отражающую отношение к общечеловеческим ценностям. Диспут как метод воспитания позволяет обучающимся приобщиться к устоявшимся, общепринятым нормам.

Во время диспута возможно столкновение различных, временами спорных утверждений. Поиск истины осуществляется путем свободного обмена мнениями. Это дает возможность каждому критически оценить свои взгляды и взгляды оппонентов.

Для активности мышления на диспуте учитель должен специально провоцировать спор, подсказывая ошибочные решения, строить с обучающимися демократичные отношения, создавать атмосферу общего поиска истины.

Учитель должен умело ввести участников мероприятия в суть проблемы, формулировать и ставить вопросы перед аудиторией, анализировать и уточнять ответы выступающих, организовывать обмен мнениями, постоянно активизировать ход диспута, побуждая к выступлениям всех слушателей, дисциплинировать аудиторию, резюмировать сказанное, оценивать результат обсуждения.

Эффективность обсуждения во многом зависит именно от действий учителя. Чтобы обсуждение вопроса диспута было активным, количество участников не должно превышать 25–30 чел. (идеально — 12).

Очень важно, чтобы каждый участник обсуждения чувствовал атмосферу полной безопасности и свободно высказывал собственное мнение. Известно, что наиболее эффективным является демократический стиль руководства, когда соблюдается равенство всех членов группы, участвующих в обсуждении.

Учитель придумывает основную линию, тезисы, составляет план проведения: как ввести обучающихся в проблему, каков будет первый заданный вопрос, перечень и последовательность вопросов, вероятные ответы детей. Кроме этого, учитель определяет пространственно-временные рамки проведения мероприятия, обосновывает свое место и обязанности.

Обязанности учителя:

  • привлечь в активный обмен мнениями всех участников диспута;
  • умело вести диспут;
  • создавать ситуацию затруднения;
  • поощрять участников диспута;
  • не быть арбитром.

В целях совершенствования профессионального мастерства и укрепления обратной связи с аудиторией на третьем этапе обсуждения, учитель может провести экспресс-анализ для выявления эффективности своей работы и попросить участников самостоятельно оценить результаты обсуждения по  5-балльной системе.

Матрица оценки диспута как метода воспитания

№ п/п

Вопросы

Баллы

1

2

3

4

5

1

Насколько удачно выбрана тема?

2

Насколько интересна мне культура проведения диспута?

3

Как вы оцениваете работу группы?

4

Как вы оцениваете действие учителя?

5

Как вы оцениваете собственное участие в обсуждении

Рефлексия

Качественно организованная обратная связь, предоставленная после диспута друг другу и учителю, позволит обучающимся значительно повысить качество взаимоотношений, а учителю планировать новые диспуты с учетом действительно актуальных проблем. Рефлексию необходимо провести по двум направлениям.

Рефлексия участников мероприятия. Выявление мнения участников о данном мероприятии, его организации и проведении, определение затруднений обучающихся как в психологическом, так и в образовательном аспектах и способы их преодоления. Высказывание мнений о дополнениях или изменениях некоторых моментов диспута, его структуры и т. д. Для проведения рефлексии предлагается разработать анкеты.

Рефлексия организаторов мероприятия. Анализ диспута как метода воспитания, выявление достоинств и недостатков, определение необходимых дополнений или изменений этапов, вопросов диспута. Что получилось наиболее успешно при подготовке к диспуту? Благодаря чему?

Примерная рефлексивная таблица для участников диспута

№ 

Ответьте на вопросы

Впишите ответ или поставьте количество
голосов в предложенные варианты

1

Получил ли я удовлетворение после диспута?

2

Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль?

3

Смог ли я воспользоваться приемами доказательности?

4

Какие я приобрел новые знания?

5

Смог ли я понять точку зрения другого?

6

Интересен ли мне живой обмен мнениями?

7

Что нового я сегодня узнал?

8

Чем мне помог сегодняшний разговор?

9

Что мне понравилось, а что нет?

10

Какое из заданий показалось наиболее сложным?

11

Какое из заданий показалось наиболее легким?

12

Над чем вам следовало бы поработать в дальнейшем?

13

Отрицательными эпизодами диспута были:

14

Нужны ли вам диспуты? Какая роль (участника или зрителя) вам нравится больше?

15

Выразите ваше эмоциональное состояние после диспута:

Примерный план проведения диспутов в ОО на учебный год

Мероприятия

Классы

Тема диспута

Ответственные

Сентябрь

День правовой помощи детям

1-е

Почему нужно соблюдать закон? (разработка сценариев диспута по воспитанию гражданской позиции школьников)

Классные руководители

2-е

Твои права на каждый день

3-е

Права и обязанности, что важнее?

4-е

Ты в ответе за свои поступки?

5-е

Что значит жить по правилам?

6-е

От прав ребенка к правам человека

7-е

Право и ответственность

8-е

Правовая защита подростка

9-е

Толерантность. Учимся управлять собой

10-е

Как отстоять свои права?

11-е

На пороге взрослой жизни

Октябрь

Единый день
профориентации

1-е

Помечтаем о будущей профессии

Классные руководители

2-е

Моя мечта о будущей профессии

3-е

Путь в профессию начинается в школе

4-е

Как выбрать профессию?

5-е

Труд и творчество как главный смысл жизни

6-е

Мир профессий и место в нем человека

7-е

Что важнее: «Кем быть» или «Кем стать»?

8-е

Кто и что оказывает влияние на выбор профессии?

9-е

Самообразование, саморазвитие и выбор профессии

10-е

Правильный выбор профессии как первый шаг построения карьеры

11-е

Бизнес-план. Что это такое?

Ноябрь

Неделя безопасности
детей в Интернете

1-е

Безопасное использование Интернета

Классные руководители

2-е

Основы безопасности в Интернете

3-е

Чем интересен Интернет?

4-е

Интернет и мое здоровье

5-е

Компьютер — источник увлекательных игр или помощник в учебе?

6-е

Безопасность при работе в Интернете

7-е

О личной безопасности в Интернете

8-е

Информационная безопасность личности школьника в  интернет-пространстве

9-е

Реальность — виртуальная, а угроза — реальная!

10-е

Форумы и чаты в Интернете

11-е

Аксиомы безопасности при работе в сети Интернет

Декабрь

Неделя патриотического
воспитания

2-3-е

Считаете ли вы себя патриотом?

Классные руководители

4-е

Есть такая профессия — Родину защищать

5-е

Настоящий патриот: кто он?

6-е

Что значит быть патриотом сегодня?

7-е

Будете ли вы сознательно воспитывать патриотизм в своих детях?

8-е

Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

9-е

Считаете ли вы, что у вас есть долг перед Родиной?

10-е

Патриотизм: знак вопроса

11-е

Патриотизм — это мода или просыпающееся самосознание нации?

Январь

День толерантности

1-е

Я и толерантность вокруг меня

Классные руководители

2-е

Любишь ли ты сказки народов мира?

3-е

Чему я могу научиться у людей другой национальности?

4-е

Что значит быть русским сегодня?

5-е

Толерантность для меня — это…

6-е

На чем основано взаимопонимание?

7-е

Умеете ли влиять на других и умеете ли вы слушать других?

8-е

Терпимость — это труд души?

9-е

Что такое гуманизм?

10-е

Каждому из нас по силам сделать мир лучше, для этого нужно…

11-е

Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений»?

Февраль

Неделя экологического
воспитания

1-е

Как влияют на качество воды загрязняющие вещества?

Классные руководители

2-е

Человек должен стать другом природы?

3-е

Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

4-е

Как сохранить природные леса?

5-е

Зачем нужны национальные парки?

6-е

Как сберечь голубую планету?

7-е

Природа, как же ты загадочна

8-е

Что вы знаете об охране окружающей среды?

9-е

Экология природы — экология души?

10-е

Экологическое воспитание — это дань моде или необходимость?

11-е

Решится ли экологическая проблема при сокращении потребностей человека?

Март

Международный день
борьбы с наркоманией

1-е

Наш мир без наркотиков

Классные руководители

2-е

Имя беды — наркотики

3-е

Дорога, ведущая в пропасть

4-е

Наркомания — знак беды

5-е

В чем состоит правда о наркоманах

6-е

Не ступите в ад!

7-е

Наркотики: знание против миражей

8-е

Помоги себе выжить

9-е

Подростковая наркомания — игры со смертью

10-е

Просто скажи «Нет»!

11-е

Наркотики — билет в один конец

Апрель

Всемирный день
здоровья

1-е

Крепкое здоровье — это здорово!

Классные руководители

2-е

Здоровый образ жизни — это стильно

3-е

Быть здоровым — модно

4-е

Наш друг — здоровье

5-е

Здоровый образ жизни — что это значит?

6-е

В спортивном теле — здоровый дух!

7-е

Я здоровье берегу — сам себе помогу

8-е

Наркотики. Закон. Ответственность

9-е

Здоровый образ жизни — путь к долголетию

10-е

Спорт — это жизнь, это радость

11-е

Здоровый образ жизни — или жизнь в свое удовольствие?

Май

Всемирный день
борьбы с курением

1-е

Курение — медленная смерть

Классные руководители

2-е

Курение — коварная ловушка

3-е

Курение — добровольное безумие

4-е

Выбираем жизнь без табачного дыма

5-е

Мифы о «пользе» курения

6-е

С людьми живи в мире, а с пороками сражайся

7-е

Курение — дань моде, привычка, болезнь?

8-е

Пристрастия, уносящие жизнь

9-е

Курить — здоровью вредить

10-е

Вредные привычки или здоровье — выбирайте сами

11-е

Вредные привычки и их социальные последствия



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль