Организация учебной деятельности часто и длительно болеющих обучающихся

1059

Сложный период в жизни ребенка

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в целом меняющим иерархию его ценностей. Это - переход к новому образу жизни, условиям деятельности, положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми; к обязательной, общественно значимой деятельности (он обязан учиться и быть ответственным перед учителем, школой, семьей); подчинение системе строгих, обязательных социальных правил.

К Ключевым принципам Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от  01.06.2012 № 761 относятся:

  • Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
  • Особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям, в том числе  - длительно и часто болеющим. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Важный фактор успешной адаптации школьников к учебному процессу — состояние физического здоровья.

Многократно повторяющиеся у детей дошкольного и школьного возраста острые респираторные заболевания влияют на материальные ресурсы, наносят существенный экономический ущерб семьям и обществу, связанные с затратами на лечение, реабилитацию и потерю трудового времени родителей (Научно-практическая программа Союза педиатров России «Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика», 2002 г.).

К особенностям формирования здоровья детей в различные возрастные периоды можно отнести выраженное нарастание распространенности функциональных отклонений и хронической патологии, резкое уменьшение количества абсолютно здоровых детей, повышение числа длительно часто болеющих детей.

На снижение умственной и физической работоспособности, отклонения в состоянии здоровья во многом влияют острые респираторные заболевания (далее — ОРЗ), которые занимают лидирующие позиции среди болезней школьников. Именно они приводят детей в категорию часто и длительно болеющих.

ОРЗ ухудшают самочувствие, влияют на уровень двигательной активности. А  из-за разобщения со сверстниками и пропусков занятий, нередко приводят к социальной дезадаптации и психоэмоциональному стрессу у ребенка, особенно это касается длительно и часто болеющих детей.

Часто болеющие дети

Длительно и часто болеющие дети (ЧБД) — термин, обозначающий группу детей, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями.

Изучение заболеваемости выявило, что 23,4% детей школьного возраста составляют группу медико-социального риска, к которой относятся длительно и часто болеющие дети (соответственно, 40 и более дней в году, 4 и более заболеваний в году), в которой преобладают болезни органов дыхания (42,9%).

Термин «часто болеющие дети» появился в отечественной медицинской литературе в первой половине 80-х годов прошлого века. Следует отметить, что зарубежные школы педиатрии не используют его, нет этого термина и в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра (далее — МКБ-10)1. Таким образом, длительно и часто болеющие дети -  это не диагноз в медицинском понимании слова.

По определению научно-практической программы Союза педиатров России: «Часто болеющие дети — это не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных корригируемых отклонений в защитных системах организма и не имеющих стойких органических нарушений в них. Повышенная восприимчивость к респираторным инфекциям у длительно и часто болеющих детей не связана со стойкими врожденными и наследственными патологическими состояниями».

В настоящее время отечественная система организации медицинской помощи детям, сочла целесообразным особо выделить эту категорию детей. Было отмечено, что среди так называемых длительно и часто болеющих детей значительно чаще выявляются хронические заболевания носоглотки и легких, чаще встречаются и тяжелее протекают бронхиальная астма, аллергический ринит, выше частота ревматизма и ряда других заболеваний. Длительно и часто болеющие дети в подростковом возрасте склонны к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сосудистым дистониям, у них легче развиваются невротические реакции, они быстрее утомляются, хуже учатся. Именно эти характеристики и побудили отечественных педиатров выделить склонных к повышенной заболеваемости респираторной вирусной инфекцией детей в особую группу наблюдения и обозначить ее как группа длительно и часто болеющих детей (ЧБД).

ОРВИ и ОРЗ несмотря на определенные успехи в вакцино- и химиопрофилактике остаются одной из актуальных медицинских и социальных проблем.

Острая респираторная вирусная инфекция (далее — ОРВИ) — группа клинически и морфологически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются пневмотропные вирусы. ОРВИ — самая распространенная в мире группа заболеваний, объединяющая грипп, парагрипп, респираторно-синцитиальную инфекцию, риновирусную и аденовирусную инфекции и другие катаральные воспаления верхних дыхательных путей.

В процессе развития вирусное заболевание может осложняться бактериальной инфекцией. Согласно МКБ-10, ОРВИ и ОРЗ принято относить к острым респираторным инфекциям верхних дыхательных путей независимо от их этиологии (код болезни J00-J06). Путь передачи воздушно-капельный, именно поэтому заболевание распространяется достаточно быстро, а в некоторых случаях может даже вызывать эпидемию.

По данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», ежегодно регистрируется от 55 до 61% детей, заболевших ОРВИ и ОРЗ от общего числа заболевшего населения.

Основной пик данных заболеваний в возрастной структуре наблюдается у детей 3–6 лет и 7–14 лет, которые в силу своей социальной активности, чаще всего являются первоисточником инфекций в классном коллективе, семье. За один эпидемический сезон ребенок может болеть ОРВИ и ОРЗ до 5 раз и более. Дети, у которых ограничены контакты со сверстниками, болеют редко, по мере расширения круга общения, а тем более после начала посещения детских организованных коллективов уровень заболеваемости повышается. Для таких детей существует риск перехода в категорию часто и длительно болеющих после начала обучения в ОО.

При выделении контингента длительно и часто болеющих в основу берется не только первичное обращение в связи с плохим самочувствием, а все обострения хронических заболеваний.

В настоящее время в группу длительно и часто болеющих детей принято включать тех, кто болел ОРЗ со следующей регулярностью2:

Возраст детей

Частота ОРВИ, ОРЗ (эпизодов в год)

до  1-го года жизни

4 и более

от 1 года до 3 лет

6 и более

от 4 до 5 лет

5 и более

от 6 лет и старше

3 и более

Удельный вес длительно и часто болеющих среди детского населения довольно высокий. По данным ряда авторов, в дошкольном периоде длительно и часто болеющие дети составляют от 15–75%, в школьном — 10–30%.

Факторы, влияющие на формирование контингента длительно и часто болеющих детей (ЧБД)

На формирование группы длительно и часто болеющих детей влияют различные факторы, среди которых можно выделить эндогенные и экзогенные.

1. Эндогенные:

  • проблемы здоровья матери и плода во время беременности, родовой деятельности, состояние здоровья ребенка в младенческом и раннем возрасте (недоношенность, гипотрофия, анемия, рахит, состояние центральной нервной системы, различные формы диатезов, иммунодефицитные состояния, первичные и вторичные, аллергия, очаги хронической инфекции);
  • врожденные дефекты развития (костно-мышечная, дыхательная системы, челюстно-лицевая патология);
  • экология (загрязнение окружающей среды).

2. Экзогенные:

  • отсутствие правильного гигиенического ухода за ребенком;
  • отсутствие сбалансированного питания (в т. ч. искусственное вскармливание);
  • наличие дополнительных заболеваний, которые отягощают течение основного заболевания (простудное заболевание на фоне любого ранее выявленного хронического заболевания);
  • перевозка школьников (детских групп) в городском транспорте в пик сезонных заболеваний;
  • нарушение предельной наполняемости детских групп и школьного классного коллектива;
  • отсутствие условий в вопросах оздоровления, отдыха (летнего) в семье;
  • вредные привычки родителей (табакокурение, алкоголизм);
  • наличие хронических очагов заболеваний у родителей (в т. ч. передача генетического фактора ребенку).

Принципы реализации системы профилактических и оздоровительных мероприятий в ОО

Рассмотрим основные принципы реализации системы профилактических и оздоровительных мероприятий, касающиеся в первую очередь длительно и часто болеющих детей.

Тяжелое соматическое заболевание изнуряет ребенка, лишает его физических сил, вызывает душевные страдания. Поведение больного ребенка изменяется, часто становясь «трудным» для окружающих его взрослых. И хотя болезнь не тормозит психическое развитие ребенка, она искажает, отягощает и замедляет его ход. Болезнь не только влияет на функциональное состояние организма, но является для ребенка тяжелой психической травмой, переживание которой может активизировать защитные и компенсаторные ресурсы его психики, однако не исключены и обратные влияния. Для адаптации ребенка к состоянию болезни необходима не только поддержка родителей, но и профессиональная помощь медицинского работника, педагогов и психолога школы в построении учебной деятельности с учетом его индивидуальных психологических и физических особенностей организма.

Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных организациях позволяют осуществлять совместную деятельность администрации, медицинского работника, педагогов, родителей3. Слаженные и действия особенно важны при обучении часто и длительно болеющих детей.

Факторы риска при проведении учебного процесса:

  • приступая к занятиям после болезни, обучающиеся сразу включаются в учебный процесс и несут полную и повышенную учебную нагрузку, связанную с пропусками занятий;
  • учебная нагрузка после болезни не соответствует функциональным возможностям организма ребенка;
  • клиническое выздоровление не совпадает с биологическим, которое наступает через 3–6 недель после болезни, этот срок позволяет полностью восстановить нарушенные функции и адаптивные возможности организма.

Для детей, часто и длительно болеющих, биологическое выздоровление еще более проблематично.

Основными принципами реализации системы профилактических и оздоровительных мероприятий в ОО считаются:

  • комплексный подход с учетом экологических, климатических условий, состояния здоровья обучающихся, уровня требований к учебной деятельности;
  • непрерывность мероприятий в течение учебного года;
  • максимальный охват всех нуждающихся в оздоровление обучающихся, особенно часто и длительно болеющих;
  • внедрение и использование мероприятий по профилактике и оздоровлению в учебном процессе, внеклассной деятельности;

формирование адекватной положительной мотивации у обучающихся, педагогов, родителей к проведению оздоровительных мероприятий. Очень важно стремление самих учащихся вырваться из категории часто и длительно болеющих.

Регламент профилактических и оздоровительных мероприятий в ОО должен строиться на основе санитарно-эпидемиологических правил4.

Организация учебного процесса

При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, педагогам необходимо учитывать снижение работоспособности и выносливости организма, нарушение коммуникативных навыков и ощущение психологического дискомфорта в связи с пропуском учебных дней по болезни и повышенным объемом учебных заданий.

Восстановительный период эффективен только при правильной организации режима дня: длительность занятий, питание, сон; физиологическое чередование различных видов деятельности обучающихся.

При организации щадящего режима дня для часто и длительно болеющих детей следует учитывать особенности конкретного ребенка. Продолжительность и содержание оздоровительных мероприятий должны зависеть от возраста обучающихся, степени, частоты и тяжести физиологических нарушений и индивидуального времени восстановления организма.

Щадящий режим дня реализуется при постепенном включении организма в режим учебных нагрузок и охватывает по времени 4–6 недель для обучающихся 6–9 лет, 3–4 недели для обучающихся 10–17 лет. Он подразумевает:

  • ограничение по времени учебных занятий в ОО и дома;
  • освобождение в течение 3–4 недель от внеклассной деятельности — экскурсий, факультативных и дополнительных занятий;
  • активный отдых не менее 3-х часов в день;
  • дневной сон не менее одного часа для обучающихся 1-3-х классов;
  • освобождение или ограничение учебной нагрузки по предметной области «Технология».

Детей, часто и длительно болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены5.

В соответствии с подп. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) ОО обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

При организации учебной деятельности обучающегося, педагогам необходимо учитывать снижение работоспособности и выносливости организма, а также нарушение коммуникативных навыков и ощущения психологического дискомфорта в связи с пропуском учебных дней по болезни и повышенным объемом учебных заданий по предметам. При опросе учебного материала, изучаемого в классе, а также домашнего задания — ограничить требования к аттестации при обучении часто и длительно болеющих.

Осуществление индивидуального подхода в учебном процессе позволяет восполнить пробелы в знаниях и сократить время на приготовление домашних заданий. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (п. 9 ст. 13 Закона №  273-ФЗ).

Признаки снижения иммунитета у школьников:

  • вялость, раздражительность;
  • быстрая утомляемость, сонливость, желание «прилечь» на учебный стол;
  • продолжительный сон в выходные дни (11–12 и более часов);
  • с трудом «дотягивает» до выходных дней и каникул;
  • болеет ОРЗ чаще 3–4 раз в год (т.е. относится к категории длительно, часто болеющих).

Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (п. 6 ч. 1 ст. 48 Закона №  273-ФЗ).

Для обучающихся, которые посещают группу продленного дня, в двигательный режим можно включать занятия оздоровительной гимнастики на свежем воздухе с выполнением комплексов дыхательной гимнастики и ходьбу в медленном темпе. Эти мероприятия могут быть эффективны  и при обучении часто и длительно болеющих детей. А также использовать различные формы физкультурно-оздоровительной деятельности в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные перемены.

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (ч. 5 ст. 41 Закона №  273-ФЗ).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 41 Закона №  273-ФЗ).

Организация физического воспитания

Обучение часто и длительно болеющих детей после клинического выздоровления обычно подразумевает освобождение от объемов физической нагрузки по предмету «Физическая культура». Однако длительное освобождение от уроков физической культуры не рекомендовано в связи с возникновением гиподинамии и неблагоприятным ее влиянием на детский растущий организм.

Сроки освобождения от объемов физических нагрузок на уроках по предмету «Физическая культура» определяет врач-педиатр, при обострении сопутствующих заболеваний — врач-специалист.

Допуск к занятиям физической культурой в полном объеме определяется врачом индивидуально для каждого обучающегося с учетом состояния здоровья, клинических особенностей течения заболевания и функционального состояния организма, принадлежности к группе часто и длительно болеющих.

Обучающихся, перенесших три и более раза ОРВИ, ОРЗ в течение последнего календарного года (часто и длительно болеющих), целесообразно переводить в специальную медицинскую группу «А» сроком на 6 месяцев.

Обучающиеся, перенесшие ОРЗ, ОРВИ, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, освобождаются от участия в соревнованиях, туристических походах, мероприятиях, связанных с интенсивной физической нагрузкой, на период освобождения.

Обучающиеся, имеющие временное освобождение от объемов физической нагрузки, обязаны присутствовать на уроках физической культуры согласно расписанию и иметь спортивную обувь согласно требованиям техники безопасности.

После завершения периода освобождения от объемов физической нагрузки обучающиеся привлекаются к систематическим занятиям физической культурой с постепенным увеличением их длительности и интенсивности.

Если освобождение было длительным, что особенно характерно при обучении часто и длительно болеющих, требуется проведение комплексного медицинского обследования с учетом тяжести и характера заболевания, степени функциональных нарушений, вызванных этим заболеванием. Преждевременное начало занятий физической культурой после перенесенного заболевания может вызвать обострение и возобновление процесса, возникновение осложнений, ухудшающих качество здоровья обучающегося. Особенно это актуально при обучении часто и длительно болеющих детей.

В целях предупреждения последствий гиподинамии, особенно часто и длительно болеющих детей и обеспечения оптимальных сроков восстановления функциональных возможностей обучающихся администрация и учитель физической культуры ОО с учетом рекомендаций медицинского работника могут включать на период освобождения в содержание уроков физической культуры комплексы упражнений лечебной физической культуры (дыхательные упражнения, элементы подвижных игр малой интенсивности, пешие прогулки на свежем воздухе, равномерная ходьба в медленном темпе, общеразвивающие упражнения в положении лежа на полу).

Общеразвивающие упражнения необходимо выполнять с ограниченным по дозировке количеством, использовать 2–3 паузы для контроля частоты сердечных сокращений, исключить выполнение упражнений на скорость, силу, выносливость, лазание по канату, резких движений, акробатические упражнения. Важной задачей оздоровления длительно и часто болеющих детей является расширение функциональных резервов дыхательной системы, развитие и тренировка дыхательной мускулатуры, активизация лимфо- и кровообращения в бронхолегочной системе. В основе ее решения лежит нагрузка на дыхательную систему.

Каждая ОО самостоятельно определяет формы организации физического воспитания с  часто и длительно болеющими обучающимися  с учетом материально-технического и кадрового обеспечения.

На протяжении всего учебного года в ОО рекомендовано организовывать группу «реабилитации». Группу наполняемостью от 15 до 25 чел. составляют обучающиеся различного возраста, перенесшие сезонные «школьные» заболевания ОРВИ, ОРЗ, длительно и часто болеющие дети, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А». Занятия рекомендуется проводить 2 раза в учебную неделю по 45 мин между первыми и вторыми сменами на свежем воздухе. Главной целью организации занятий в группе «реабилитации» является восстановление нарушенных функций и повышение работоспособности организма. Вместе с комплексами упражнений лечебной физической культуры в содержание занятий для часто и длительно болеющих можно включать лыжные прогулки, катание на коньках, подвижные игры, плавание, туризм.

После прохождения курса реабилитации школьники допускаются к урокам по образовательной программе по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», с постепенным и более длительным освоением двигательных умений и навыков. Занятия в данной группе проводит учитель физической культуры или инструктор лечебной физической культуры во второй половине дня с соблюдением всех рекомендаций по состоянию здоровья.

Так как пик сезонных заболеваний ОРВИ и ОРЗ у обучающихся совпадает с прохождением программного материала по разделу «Лыжная подготовка», после перенесенного заболевания родители часто и длительно болеющих детей зачастую препятствуют посещению уроков физической культуры. Этим они необоснованно увеличивают сроки освобождения, тем самым перекладывая ответственность за время восстановления ребенка на ОО.

Между тем занятия по лыжной подготовке, связанные с обучением передвижению на лыжах и тренировкой в преодолении определенных дистанций, нормализуют и стимулируют процессы роста и развития организма, укрепляют здоровье, устраняют отрицательное влияние гиподинамии и стрессовых факторов, расширяют познавательную и эмоциональную сферы. Так как занятия проходят на открытом воздухе, а условия окружающей среды постоянно меняются — это заставляет организм совершенствовать механизм адаптации к внешним условиям. Укрепляется дыхательная и  сердечно-сосудистая системы, повышается устойчивость против различных вирусных инфекций, заболеваний верхних дыхательных путей. Движения на лыжах полезны еще и потому, что их основу составляют скользящие лыжные шаги с мягкими, эластичными, затяжными действиями. Это полезно для укрепления костно-мышечного аппарата, что в преклонном возрасте позволит избежать хрупкости костей, сохранить подвижность всей опорно-двигательной системы.

Роль медицинского работника ОО

При организации лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление длительно и часто болеющих детей, ведущая роль отводится детской амбулаторно-поликлинической службе.

Среди оздоровительных мероприятий: диспансеризация, диспансерный учет, оформление контрольной карты диспансерного наблюдения № 030/ у-04, составление индивидуального плана оздоровления6.

Согласно ч. 5 ст. 28 Закона №  273-ФЗ образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную, не противоречащую целям создания образовательной организации, деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Медицинский работник врач-педиатр, медицинская сестра) ОО систематически организовывает и проводит профилактические мероприятия по оздоровлению обучающихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции, контролирует и корректирует совместно с педагогами и родителями осуществление щадящего режима в зависимости от индивидуальных особенностей каждого обучающегося, от принадлежности к часто и длительно болеющим, информирует родителей о планируемой иммунопрофилактике.

Медицинский работник ОО обязан информировать родителей и педагогов о рациональной и правильной организации режима домашних заданий, досуга и питания обучающихся.

В последнее время в программах профилактики часто повторяющихся респираторных инфекций уделяется большое внимание контролю за окружающей средой. Профилактика частых ОРЗ состоит в уменьшении возможных контактов с источниками инфекции в семье, детских дошкольных организациях, классных коллективах и основана на использовании противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции, сокращении времени на использование детьми городского транспорта, удлинении времени пребывания на свежем воздухе, контроле над влажностью и температурой образовательных помещений. Кроме того, частая респираторная заболеваемость, вообще принадлежность к группе часто и длительно болеющих тесно связана с пассивным курением, поэтому прекращение курения в семье — важное условие лечения и профилактики.

Роль родителей

Оздоровление длительно и часто болеющих детей - сложная проблема, решение которой требует общих усилий медицинских работников и педагогов, но в первую очередь - родителей.

В целях повышения профилактической работы на  амбулаторно-поликлиническом этапе с семьями, воспитывающими длительно и часто болеющих детей, целесообразно усилить санитарно-просветительную работу с родителями, направленную на повышение их медицинской активности, в т. ч. на улучшение информированности в вопросах профилактики заболеваний, формирование заинтересованности в осуществлении оздоровительных мероприятий, выполнение рекомендаций медицинского персонала, устранение вредных привычек.

Оздоровление детей, перенесших сезонные заболевания ОРВИ, ОРЗ не менее 3 раз в учебный год (длительно и часто болеющих детей), является сложной проблемой, решение которой требует консолидации усилий медицинских работников, родителей и педагогов.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

2-3-е классы — 1,5 ч;4-5-е классы — 2 ч;6-8-е классы — 2,5 ч;9-11-е классы — 3,5 ч.

Необходимо организовать отдых на свежем воздухе: для детей 6–10 лет до 3,5 ч, для детей старшего возраста до 3 ч. Для распределения времени на прогулку на свежем воздухе можно использовать ступенчатый принцип:

15% времени по дороге в ОО;40% времени от общего количества времени на прогулку после окончания учебных занятий;45% времени на прогулку до и после приготовления домашнего задания.

После перенесенного заболевания родителям следует исключить посещение массовых досуговых и зрелищных мероприятий, поездки, экскурсии, походы с большим скоплением людей. Просмотр телепередач необходимо ограничить до 60 мин в день.

Организацию полноценного и рационального питания обучающихся со сниженным иммунитетом, часто и длительно болеющих невозможно осуществить только усилиями ОО. Создание оптимальных условий для улучшения адаптационных и иммунобиологических возможностей детей — с включением 4–5 разового питания — в большей степени зависит от родителей. В суточном рационе питания обучающегося обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыба, соки, орехи, сухофрукты, мед, растительное масло. Питание должно быть разнообразным, содержащим адекватное количество витаминов и микроэлементов с учетом суточной потребности ребенка в белках, жирах и углеводах.

Важным фактором оздоровления ребенка в семье является реализация системы мер по закаливанию, особенно это эффективно для семей, в которых есть часто и длительно болеющие дети.

Помните! Эффективность закаливания можно оценить не ранее, чем через 3–4 месяца. Максимальный эффект наблюдается через 1 год от начала регулярных процедур.

Закаливание — это мероприятия, направленные на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособление организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления не вызывали резких изменений в растущем организме ребенка. В основе закаливания лежит тренировка вазомоторных механизмов адекватной реакции на воздействия холода. Систематическое контрастное воздушное или водное закаливание сопровождается повышением устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды и повышением иммунологической реактивности организма. Адаптационные возможности ребенка хорошо поддаются тренировке. Использование любых методов закаливания совершенствует работу аппарата терморегуляции и расширяет возможности приспособления организма к изменившимся температурным условиям, что снижает вероятность принадлежности к группе часто и длительно болеющих.

Закаливание не требует очень низких температур, важны контрастность воздействия и систематичность проведения процедур. Максимальная длительность закаливающих процедур не должна превышать 10–20 мин. Важно соблюдать регулярность и постепенность. Закаливающие процедуры хорошо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки.

Закаливание после нетяжелого ОРЗ можно возобновить (или начать) через 7–10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней — через 2 недели, а после 10-дневной лихорадки — через 3–4 недели.

Вакцинация (от лат. vaccus — корова) — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его негативные последствия.

Одним из самых важных профилактических мероприятий является вакцинация. Для профилактики частых ОРВИ в России, как и в ряде других стран, все шире используют так называемые бактериальные (оральные и ингаляционные) вакцины, обладающие и вакцинирующим, и иммуномодулирующим действием. Под их влиянием происходит формирование более стойкого противовирусного иммунитета.

Успех оздоровительных мероприятий с длительно и часто болеющими детьми оценивается по следующим показателям:

снижение кратности острых заболеваний в течение года до 3 и менее; положительная динамика росто-весового показателя; длительная нормализация показателей функционального состояния организма (гемоглобин, пульс, параметры поведения, состояние сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб); отсутствие осложненного течения острых заболеваний.

Дети, у которых в течение 12 месяцев выявлены положительные вышеперечисленные показатели оздоровления, снимаются с учета по выздоровлению.


1Приказ Минздрава России от  27.05.1997 № 170 «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра» (в ред. от  12.01.1998).

2Альбицкий В.Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов, 1986. 183 с.

3Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях, утв. Научным центром здоровья детей РАМН, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, 2002.

4См.: Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях, утв. Минздравсоцразвития России от  15.01.2008 №  207-ВС.

5СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  29.12.2010 № 189.

6Приказ Минздравсоцразвития России от  22.11.2004 № 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль