Формирование системы саморегуляции деятельности подростков

458

Согласно профессиональному стандарту1 к трудовой функции педагога относится формирование системы саморегуляции деятельности подростков.

Для педагога, осуществляющего классное руководство детей подросткового возраста, задача создания условий для развития системы их психической саморегуляции является особенно актуальной в связи с тем, что именно в этом возрасте формируются важные для саморегуляции деятельности подростков психические новообразования (самоопределение, рефлексия, ценностно-мотивационная система, саморуководство).

Саморегуляция деятельности подростков — важный источник успехов и достижений.

Саморегуляция как произвольность поведения начинает складываться к завершению дошкольного детства, но в подростковом возрасте она достигает нового уровня благодаря осознанию важности самоуправления и приобретению ряда навыков.

Для повышения осведомленности обучающихся о целях деятельности и средствах их достижения (как компонентах системы саморегуляции деятельности подростков) предлагается провести беседу «Цели и их достижение в жизни человека».

Занятие по установлению целеустремленности подростков разработано для подростков 12–13 лет (7-й класс) и позволяет на доступном возрасту уровне, предоставить опыт:

  • анализа целей подростков по временному критерию;
  • конкретизации цели в задачи;
  • анализа условий достижения цели;
  • планирования действий по достижению цели.

Ход проведения беседы по установлению целеустремленности подростков

1. Приветствие. Задание обучающимся: вспомнить и назвать цели, которые могут быть у людей их возраста.

Желательно формулировать вопрос не про конкретные цели (что может привести к закрытию, смущению, излишнему контролю), а в общем виде. В такой ситуации дети скорее назовут личные цели, либо те, которые, по их мнению, есть у друзей.

На доске записывается 7–10 различных целей, например:

  • хорошо учиться в школе;
  • стать артисткой балета (экологом, художником, профессиональным пианистом);
  • получить 1-е место в соревнованиях по художественной гимнастике;
  • иметь хорошую семью;
  • помогать бездомным животным;
  • восстановить экологию;
  • сделать добро для Родины;
  • хорошо выглядеть, похудеть;
  • помогать папе.

2. Задание ответить на вопрос: «Какое значение для человека имеют цели и целеустремленность?»

После ответов обучающихся делается обобщение о том, что цели направляют и организуют человека, ведут его по жизни и приводят к достижениям. Отсутствие целей или неумение, нежелание прилагать усилия к их достижению часто становятся причиной неуспешности. Великие ученые и спортсмены, известные артисты, успешные бизнесмены, хорошие профессионалы в любой области — это целеустремленные люди. В ходе интервью олимпийские чемпионы регулярно говорят о том, что всегда хотели участвовать в олимпиаде и завоевать медаль, т. е. они четко ставили цель и двигались к ее достижению.

3. Анализ целей подростков, которые написаны на доске, по временному критерию.

Цели бывают:

  • долгосрочные (на перспективу, на 3 и более лет);
  • среднесрочные (на 1–2 года);
  • краткосрочные (на ближайшее время).

4. Конкретизация цели.

Бывает так, что цель изначально формулируется конкретно, например, «получить 1-е место на соревнованиях по художественной гимнастике».

Однако если цели заданы обобщенно, например, «сделать добро для Родины», «хорошо учиться в школе», их следует конкретизировать в задачи. Делается это для того, чтобы лучше понимать, чего же действительно человек хочет достичь, т. е. надо четко и определенно обозначить составляющие цели и рассчитать время, за которое эти задачи будут достигнуты.

Например, цель «сделать добро для Родины» может быть конкретизирована в задачи: «собрать и сдать 3 кг макулатуры в ближайший месяц», «всегда бросать мусор в урны», «сделать бесплатный праздничный новогодний концерт для детей 5-го „А“ класса».

Разберем цель «хорошо учиться в школе». Понятно, что для каждого человека эти задачи будут индивидуальными.

Запишем 3–4 задачи, например:

  • исправить тройку по алгебре на четверку;
  • закончить четверть на четыре и пять;
  • всегда выполнять домашние задания.

Задачи должны быть выполнимы и посильны для конкретного человека (не чрезмерно трудны, но и не слишком легки).

5. Обсуждение организации деятельности подростков и условий достижения сформулированной цели («хорошо учиться в школе») и одной из задач («исправить тройку по алгебре на четверку»).

Чтобы составить реальный план для сформулированной задачи, в первую очередь нужно проанализировать ситуацию человека, а именно ответить на два вопроса:

Что (и кто) может помочь в достижении цели? Что (и кто) может помешать?

Ответы заносятся в таблицу:

Помогает

Мешает

Регулярное выполнение домашнего задания

Игры с телефоном на уроке

Внимательное слушание учителя

Слушание музыки на уроке

Ответы на вопросы учителя

Не записанное в дневник домашнее задание

Точная запись объяснений учителя в тетрадь

Несделанное домашнее задание

Просьбы объяснить непонятый материал

Разговоры с соседями по парте на уроке

Посещение дополнительных занятий

Выполнение домашнего задания другого урока

Обращение за помощью к родителям или старшим братьям, сестрам

Неполная запись объяснения учителя в тетрадь

Обращение за помощью к отличникам

Лень

Выполнение дополнительных заданий, которые можно взять у учителя

Болезнь

6. Составление плана действий по достижению цели.

Составление плана действий на основе помогающих факторов (при нейтрализации мешающих).

Например, план действий может выглядеть так:

  • всегда внимательно слушать учителя;
  • телефон и плеер на уроке держать в портфеле выключенными;
  • все, что требует учитель, записывать в тетрадь;
  • активно работать на уроке;
  • сразу спрашивать учителя о том, чего не понял;
  • всегда записывать и выполнять домашние задания;
  • если надо, ходить на дополнительные занятия или брать дополнительные задания;
  • при необходимости просить помощь у родителей и одноклассников;
  • укреплять свое здоровье и вовремя ложиться спать.

7. Обобщение и призыв к постановке и достижению собственных целей.

Итак, мы поговорили о том, какое значение имеют цели для детей: они организуют деятельность подростков, делают ее активной и успешной. Люди, достигшие успеха, отличаются целеустремленностью.

Мы узнали, что цели могут быть конкретными или обобщенными (конкретизируются в задачи). Для их достижения необходимо составить реальный план действий.

Если вы хотите стать успешными людьми, сформулируйте себе одну важную цель на ближайшее время, проанализируйте то, что вам может помочь и помешать в ее достижении, и составьте план действий. Выполнив его, вы увидите, как приятно достигать желаемого. И если захотите, то расскажите мне и своим одноклассникам, как у вас это получилось.


1Приказ Минтруда России от  18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» (в ред. от  25.12.2014).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль