Работа педагогов в соответствии с требованиями ФГОС к начальному образованию

141

К реализации требований ФГОС к школе приступили учителя, получившие профессиональное образование тогда, когда само понятие стандартизации еще только обсуждалось в научно-педагогическом сообществе. Усвоенные ими ценности вступили в некоторое противоречие с новым стандартом, отдельные аспекты которого учителя восприняли как иллюзиорные и мало реалистичные. Самыми оспариваемыми стали требования ФГОС к личностным образовательным результатам начального образования; не меньшее сопротивление вызвало понятие метапредметности и роль универсальных учебных действий (далее — УУД); кто-то просто опустил руки перед «грандиозностью» новых подходов к основной образовательной программе (далее — ООП) и программам отдельных учебных предметов. Но внедрение нового стандарта не зависело прямо от этих факторов, и школьным администраторам ничего не оставалось делать, как мобилизовать все организационно-методические и управленческие ресурсы на подготовку своих специалистов к работе в новых условиях.

Социальное партнерство в рамках требований ФГОС начальному образованию

Содействие организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников рассматривалось как первоочередной шаг. Курировали инновационную практику ГБОУ Гимназия 1554 г. Москвы (далее — гимназия) сотрудники ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования (далее — МИОО), где с 2010 г. по поручению департамента образования г. Москвы осуществляется научно-методическое сопровождение проработки требований ФГОС к начальному образованию.

В программах повышения квалификации были включены вопросы составления ООП и рабочих программ учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) учебного плана. Слушатели курсов получали возможность отработать варианты «своих» рабочих программ. В межкурсовой период необходимые консультации можно было получить через сайт кафедры МИОО, где был открыт курс поддержки администраторов, методистов кафедры начального общего образования и методистов окружных методических центров. Наибольшим спросом пользовались материалы с представленным алгоритмом проектирования ООП в соответствии с требованиями ФГОС к начальному образованию. Также популярным был «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы» и др. Банк методических материалов отбирался из опыта более чем из ста общеобразовательных организаций г. Москвы и Московской области.

Требования ФГОС к начальному образованию реализуют вспомогательные модули образовательных программ для педагогов

С 1 сентября 2010/2011 уч. г. учителя гимназии обучались по модулям программы дополнительного професионального образования «Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы». Важным моментом сотрудничества гимназии с МИОО стало привлечение к курсовой подготовке авторов УМК. Большую востребованность слушателей получили модули: «Формирование УУД при реализации системно-деятельностного подхода на основе учебников образовательной системы „Гармония“»; «Система УМК „Алгоритм успеха“: современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата, соответствующих ФГОС начального общего образования (на примере системы УМК „Начальная школа ХХI века“»; «Механизмы и факторы реализации требований ФГОС начального общего образования и формирования универсальных учебных действий в курсе литературного чтения (на примере программы „Литературное чтение в современной начальной школе“» авторов Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова)»; «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта на основе дидактической системы деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон».

Проект реализации требований ФГОС к школе

Весь обозначенный объем содержания подготовки учителей на базе МИОО стал для коллектива гимназии некой отправной точкой в разворачивании собственных проектов повышения профессионального уровня педагогических работников, курирование которых осуществляли сотрудники МИОО. Так был создан проект «Осваиваем ФГОС», целью которого стала интенсификация процесса непрерывного профессионального образования учителей. Проект воплощения требований ФГОС к начальному образованию действовал в следующих направлениях:

  • Формирование информационно-образовательной среды.
  • Диагностика и оценка предметных и метапредметных результатов.
  • Подготовка к итоговой аттестации на ступени начального общего образования.
  • Проектирование ООП.
  • Планирование результатов учащихся.
  • Реализация целей программы развития УУД в процессе разработки рабочих программ по дисциплинам учебного плана.
  • Подготовка младших школьников к проектной деятельности.
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение ООП.
  • Формирование УУД школьников посредством проектной и исследовательской деятельности.
  • Организация внеурочной деятельности учащихся.
  • Использование образовательных технологий деятельностного типа как средства обеспечения требования ФГОС к начальному образованию.

Планировалось, что в коллективе учителей гимназии сложится единое понимание идеологии нового стандарта и оформится представление о педагогическом инструментарии.

Первое, что было принято для исполнения участниками проекта, это отношение к образовательному процессу как процессу формирования мышления учащихся. Не передачи знаний, не трансляции образцов поведения, а именно формирования мышления как генератора мыследеятельностной педагогики.

Доминанты мыследеятельностной педагогики в рамках реализации требований ФГОС к начальному образованию

Акцент на мыследеятельностной педагогике позволил объединить ранее разрозненные элементы ООП, особенно в части программы формирования УУД. Стало очевидным, что эта программа не более чем методологическая оболочка новых занятий. Раз действие «универсальное учебное», то и формировать его следует в процессе учения, не рассчитывая на какие-то особые организационные и временные ниши для реализации программы.

Потребовалось в корне изменить подходы к взаимодействию детей, родителей, учителей, администрации; по-новому организовать содержание внеурочной деятельности, переосмыслить логику дополнительного образования школьников. Особое внимание было уделено самообразованию учителей, а точнее, тому пути, который каждый из них должен был пройти в рамках локального проекта.

Образовательные маршруты самоподготовки педагогов в рамках реализации требования ФГОС к начальному образованию

В части самоподготовки педагогов проблема решалась следующим образом. Семь вышеобозначенных направлений профессионального развития педагогов были сгруппированы в четыре параллельно осваиваемых маршрута:

  • новое занятие;
  • новое оценивание;
  • новая внеурочная занятость учащихся;
  • новое взаимодействие с родителями.

В каждом маршруте был назначен педагог-куратор, в обязанности которого входило решение организационных вопросов, сбор отчетной информации и подготовка аналитических справок  (приложение 1) для научного руководителя по текущим проблемам прохождения маршрута, имеющимся и запрашиваемым способам их разрешения и состоянию разработки методических продуктов по итогам прохождения маршрутов.

Как решить три основные проблемы требований ФГОС к начальному образованию

Маршрут «Новый урок"объединил три ключевых проблемы реализации нового стандарта : использование образовательных технологий деятельностного типа, подготовка младших школьников к проектной деятельности и учебно-методическое обеспечение реализации ООП. Наиболее удачными методическими продуктами этого маршрута стали:

  • пакет развивающих учебных (учебных кейсов) ситуаций для младших школьников;
  • перечень сформулированных согласно целям ООП метапредметных образовательных результатов выпускника начальной школы и разработанная на их основе сетка занятий, проводимых в формате учебного исследования;
  • технологическая карта самооценки занятия учителем (приложение 2).

Расширяя рамки традиционного занятия в рамках реализации требования ФГОС к начальному образованию, педагоги проектировали и апробировали ряд новых форм.

1. Уроки-открытия, уроки-исследования. Их основу составили проблемные задачи (проектировочные задачи) и поисковые методы работы с учебной информацией. Указанные методы генерировали три основных компонента познания: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Поскольку поисково-исследовательская деятельность максимально связана с фактором учения и в отличие от деятельности проектно-исследовательской или научно-исследовательской ориентирована на субъективный интеллектуальный опыт младшего школьника, педагогам удалось добиться довольно высоких результатов в плане формирования УУД школьников.

По окончании первого года реализации проекта по соответствию требования ФГОС к начальному образованию была проведена контрольная диагностика сформированности УУД школьников (контрольную группу составили учащиеся третьих классов), показавшая положительную динамику таких навыков познавательной деятельности школьников, как постановка учебной цели, выбор способов решения учебной задачи, работа в группе, самоконтроль познавательной деятельности. Педагоги убедились, что взаимообогащение учебной и исследовательской деятельности создает благоприятные учебные ситуации, способствующие балансу психических, социальных и духовных составляющих индивидуального познавательного стиля младших школьников. Такой баланс рассматривался главным основанием для достижения учащимися искомых результатов программы формирования УУД.

2. Уроки-проекты. Как уже было сказано ранее, формат проекта — весьма продуктивный технологический инструмент программы развития УУД в соответствии с реализацией требования ФГОС к начальному образованию. Каждый педагог в рамках маршрута выделил в своей рабочей программе одну из тем календарно-тематического планирования, освоение которой учащимися он обеспечил в форме групповых проектов. Обязательным условием было то, что не менее 85% содержания проектной деятельности ученики осуществляют в учебное время. Отчасти педагоги прибегали к методике «обратного урока», когда дома учащимся было необходимо ознакомиться с той или иной учебной информацией, а непосредственно на занятии эту информацию усвоить и перевести в необходимые способы деятельности. Многие проекты, реализованные на занятии, получили дальнейшее продолжение во внеурочной деятельности.

3. Уроки — общественные смотры знаний в рамках проекта по реализации требований ФГОС к начальному образованию. С точки зрения мыследеятельностной педагогики, такие занятия необходимы как способ влияния на познавательную активность учеников, способ стимулирования их учебной культуры в целом. Понимая, что очень ограниченное число школьников способны к постоянным волевым усилиям в освоении учебного материала, педагоги прибегали к общественным смотрам знаний именно как к средству управления познавательной активностью школьников. Кроме того, отрабатывались навыки коллективной деятельности класса, воспитывался престиж учения, интеллектуального труда и личного учебного достижения. Уроки — общественные смотры знаний проводились в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, что было связано с планируемыми воспитательными результатами.

Они также работают на развитие регулятивных универсальных действий учеников в рамках требования ФГОС к начальному образованию, в частности, умение планировать (составлять план и последовательность действий; умение вести контроль; умение оценивать; способность к волевой саморегуляция.

4. Уроки-путешествия. Этот тип более других был связан с традиционными подходами к обучению младших школьников, но в них полностью была обновлена система методов эмоционально-ценностного стимулирования, всегда сопровождавшая ранее подобные занятия. Примерный алгоритм действий педагога сводится здесь к следующему. Во-первых, такие занятия маркируются в календарно-тематическом плане рабочей программы и об их проведении педагог сообщает детям заблаговременно, чтобы те могли планировать свое участие и рассчитывать его последующее отражение в личном портфолио. Во-вторых, анонсы таких занятий также заблаговременно должны размещаться на сайте ОО с целью придания им значимости мероприятия программы формирования УУД в соответствии с реализацией требования ФГОС к начальному образованию. В-третьих, планируется привлечение учащихся к составлению наглядности занятия, его музыкального сопровождения. В-четвертых, заранее организуется подготовка к какому-либо конкурсу в рамках занятия, озвучиваются положения конкурса, его предполагаемые поощрения. Сценарий урока-путешествия в идеале должен быть приближен к игре.

5. Уроки с мультимедийным сопровождением. Определение этого типа -временное. Пока еще трудно подобрать точное название тому, что происходит, когда организующие занятие информационные потоки идут по виртуальным каналам и цели занятия реализуются посредством мультимедийных инструментов. И это больше, чем многофакторное использование интерактивной доски. Таких занятий по объективным причинам пока немного, но попытки педагогов внедрить новые информационно-коммуникационные технологии в урок — один из значимых результатов их форсированной самоподготовки по проблемам требований ФГОС к начальному образованию. Неразрешенных противоречий, однако, в этой плоскости все еще много. И главное из них — это противоречие между достигнутым уровнем технической грамотности педагогов и их недостаточной способностью использовать медиаресурсы в новых дидактических форматах. «Приручить» программно-методические продукты и сделать их неотъемлемой атрибутикой урока получается далеко не у всех. Внеурочная занятость учащихся на этом фоне выглядит более «продвинутой».

С целью усиления педагогического эффекта деятельностных форм и технологий урока в рамках реализации требования ФГОС к начальному образованию было использовано нелинейное расписание. Учащиеся младших классов проводили в школе время с 08:00 до 15:00 часов. При этом внеурочная деятельность могла быть в первой половине дня, а основные уроки опускались.

Общим итогом прохождения маршрута «Новый урок» стало осознание обязательности применения технологий деятельностного типа в процессе планирования и режиссуры урока. Педагоги по-новому отнеслись к понятию «мыследеятельность» и сориентировали свою дальнейшую работу на форсированное развитие у учащихся познавательных УУД.

Реализация оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС к начальному образованию

Маршрут «Новое оценивание» имел своей целью подготовку педагогов к проведению оценочной деятельности в соответствии с новым стандартом в отношении индивидуальных образовательных достижений учащихся, а также подготовку самих учащихся к итоговой аттестации на уровне начального общего образования.

Принципиальным стало то, что оценочные блоки рабочих программ создавались одновременно с планированием их результатов, которые формулировались как целевые ориентиры деятельности учащихся. Педагог становился своего рода интегратором содержания обучения, поскольку ему необходимо было развернуть содержание предмета в сторону единства личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В ходе теоретического освоения маршрута «Новое оценивание» была выявлена такая проблема, как разное трактование понятийного аппарата, что приводило к трудностям в процессе реализации требований ФГОС к школе. Например, знания часто приравнивались к информации; по-разному трактовались термины «развитие», «формирование», «становление», «мотивация» и др.

Для преодоления вышеобозначенной трудности привлекались ресурсы научных консультантов, при участии которых педагоги составили и внедрили в методическое пространство глоссарий основных понятий нового стандарта. В числе базовых понятий в нем было представлено понятие оценки. Оценка трактовалась как процедура установления соответствия фактических индивидуальных образовательных достижений младших школьников новому стандарту. Подчеркивалась информационно-корректирующая функция школьной оценкии определялись новые формы оценочной деятельности (без использования отметочного балла) в рамках реализации требований ФГОС к школе: ситуационная задача, встроенное педагогическое наблюдение, экспертная оценка.

При поддержке Лаборатории психологии методического центра Северо-Восточного образовательного округа г. Москвы было проведено четыре двухдневных практических семинара для учителей и психологов младших классов. В пределах темы семинара о проектировании УУД педагоги познакомились с основными оценочными процедурами и спецификой пакета контрольно-измерительных материалов, предназначенных для единой городской диагностической работы по итогам реализации ООП.

Методическим продуктом маршрута «Новое оценивание» стало обновленное положение о рабочей программе, прежде всего в части обязательности оценочного блока к ним с прилагаемым пакетом КИМ для каждого урока контроля образовательных достижений учащихся.

Маршрут «Новая внеурочная занятость учащихся» как часть реализации требований ФГОС к школе

Маршрут «Новая внеурочная занятость учащихся». Инновационность этого маршрута была предопределена регламентами нового стандарта по части ООП, формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того, к инновациям обязывала позиция об обязательности внеаудиторных форм внеурочной занятости учащихся, таких как кружки, клубы, секции, студии.

Ориентируясь на реализацию требований ФГОС к школе, учителя пошли путем интеграции урочного содержания во внеурочную занятость учащихся. В качестве примера можно привести организацию внеурочной занятости учащихся совместно с Центром экологического воспитания ДЮЦ «Отрадное» (далее — центр). В начале учебного года руководитель центра планирует работу по развитию умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности учащихся. Школа же передает во временное пользование учебное оборудование: метеостанцию, лаборатории, цифровые микроскопы. Первый опыт взаимодействия заключался в том, что в течение всего учебного года ребята изучали растения зимнего сада, работали с инструментами видеотехнологий. Результатом стал фильм «Сказка про одуванчик», занявший первое место в городском экологическом фестивале, и участие второклассников в конкурсах «Юный исследователь» и «Научно-техническое творчество молодежи», где учащиеся тоже заняли призовые места.

Развитие учащихся во внеурочной деятельности обусловлено требованиями ФГОС к основной и начальной школе. Этому направлению способствуют различные конкурсы, участие в которых культивируется и позиционируется как индивидуальный ресурс формирования портфолио. Сам формат такого позиционирования тоже инновация, поскольку так педагоги влияют на психовозрастную склонность младших подростков к признанию и принадлежности к рефрентной группе.

Несомненной инновацией в области внеурочной занятости младших школьников можно считать внедрение методик аутентичного оценивания. Так, частью портфолио ученика стала «Тетрадь успехов», в которой ученики фиксировали свои индивидуальные образовательные маршруты и успешность продвижения по ним.

Демократизация образования в рамках реализации требований ФГОС к школе

Маршрут «Новое взаимодействие с родителями». Здесь участники проекта действовали согласно идее федерального государственного образовательного стандарта о демократизации образования и всей образовательной деятельности. Перед педагогами стояла задача разработать и внедрить в практику новые формы привлечения родителей к воспитательной деятельности.

Форма взаимодействия «Секретные пакеты». Суть ее в том, что в торжественной обстановке на специально маркированных родительских собраниях родителям вручаются «секретные пакеты» с достижениями детей. Готовятся «секретные пакеты» два раза в год: в декабре месяце и мае. Главное — выделить положительное, на основе которого будет происходить стимулирование дальнейшего совершенствования ребенка. Секретными они называются потому, что все дети любят тайны, и так можно было удовлетворить детское любопытство. Важно, чтобы в каждом пакете независимо от фактических достижений школьника был приятный сюрприз для родителей. Особо талантливые педагоги используют интригу «секретных пакетов», чтобы установить доверительные отношения с учащимися, испытывающими трудности в общении с родителями. Эти пакеты являются своего рода отчетами перед взрослыми по освоению учащимися ООП и их личностному росту в соответствии с реализацией требований ФГОС к школе.

В каждый пакет вкладывается характеристика учителя, где представлены достижения в сфере духовно-нравственного развития ребенка, даны советы и рекомендации по исправлению каких-либо недостатков или усилению положительного. Подобная характеристика — ориентир для родителей, в какую сторону двигаться в воспитании ребенка, как помочь ребенку в развитии характера и познавательных интересов. Характеристики пишутся с помощью самих детей, которые отвечают на различные вопросы о классном коллективе, о внутренних конфликтах, о личных мечтах и планах и др. Как форма взаимодействия с родителями «секретные пакеты» — сильнейший стимул рефлексивных УУД учащихся, развитие которых входит в реализацию требований ФГОС к школе. Вдобавок данный методический продукт увенчал маршрут «Новое взаимодействие с родителями», — факт весьма показательный.

Форма взаимодействия «Пакеты-сюрпризы на каникулы». Идея использования такого пакета связана с решением трудных познавательных задач на уроках. Такие задания очень нравятся, и дети постоянно просят учителя готовить им такие задания. Постепенно ученики мотивируют себя на поиск и решение таких задач дома с участием родителей в привычной семейной атмосфере. А так как каникулярное время более свободное, то основное время поиска переносится на этот период. Разрабатываются пакеты-сюрпризы и самими учащимися — для учителя и одноклассников. В первом классе учитель дает возможные варианты таких сюрпризов. Со второго класса дети составляют такие пакеты полностью сами. Это могут быть сложные познавательные задачи по любому предмету, сочинения детей о своем продвижении, своих делах, письма-размышления. Пакеты-сюрпризы решают несколько целей в рамках реализации требований ФГОС к школе. При непосредственном участии родителей идет совместный поиск задач и их решений, выполняются творческие задания. Совместная с родителями деятельность, как правило, завершается творчески: появляются фотоотчеты, стенгазеты, книжки-малышки, письма учителю в летний период. Все это помогает возникновению духовной общности в семье. Взращивается любовь к таким заданиям и их поиску, нахождению ответов, умению видеть свое продвижение и строить план дальнейшего самосовершенствования. Также во время подготовки таких пакетов незаметно для ребенка идет повторение и обобщение учебного материала на более высоком уровне, что является частью процесса реализации требований ФГОС к школе.

Форма взаимодействия «Рефлексивная папка достижений». Смысл этой инновации — генерировать развивающий потенциал семьи, ее влияние на динамику познавательных мотивов учащихся, обогащение доступных им форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, формирование способности к организации своей деятельности.

Папки заполняются детьми с помощью самоанализов контрольных работ. Самоанализы заносятся (прикрепляются) в дневники и становятся сигналом для родителей о необходимости поддержать ребенка в рефлексивном акте, разобрать с ним «положение дел» и наметить «коррекционную работу». Этот процесс является вспомогательным для реализации требований ФГОС к школе. Составленная дома программа коррекционной работы сдается педагогу, который отмечает в ней педагогически выигрышные пути и предлагает встречное содержание работы. С целью стимулирования такого участия родителей в школьных делах ребенка предусматриваются благодарственные письма «За бесконфликтное решение проблем ребенка». Опыт лучших семей обобщается и транслируется на различных школьных мероприятиях.

В целом обновление системы взаимодействия с родителями — это не только условие реализации требований ФГОС к школе, но и закономерное следствие исполнения школой ст. 44, п. 4. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обязанностей и ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Уважение чести и достоинства обучающихся согласно закону — одна из родительских обязанностей, и педагоги лишь обеспечивают выполнение закона соответствующим организационно-технологическим инструментарием.

Совокупным эффектом всех четырех маршрутов локального проекта стало принятие инновационного режима для образовательной системы реализация требований ФГОС к начальному образованию. Эмпирически наблюдаемые изменения в педагогической практике отдельных педагогов отражали положительные итоги проекта, и можно было с уверенностью говорить, что педагоги начали работать по-новому. Методические продукты проекта были представлены на окружном педагогическом марафоне аналогичной тематики, в котором приняли участие около 500 учителей и заместителей директоров образовательных организаций.

Приложение 1
Примерный план аналитической справки о состоянии профессиональной самоподготовки педагогов

1. Ф. И. О. куратора учебной группы.

2. Название осваиваемой педагогами образовательной программы.

3. Период, с которого педагоги приступили к освоению образовательной программы.

4. Количество педагогов, проявляющих затруднения в освоении образовательной программы.

5. Проблемы, которые педагоги чаще других обсуждают по мере освоения программы.

6. Вопросы, решение которых не достигается заявленным содержанием образовательной программы.

7. Практическая ценность программы, отмечаемая педагогами.

Приложение 2
Примерная технологическая карта педагогической самооценки современного урока в начальной школе,
исключая уроки контроля

Этапы и элементы урока Самооценочные маркеры
Да Нет
Организационно-целевой этап урока
Педагогические цели урока отражены в его атмосфере, наглядности и учебном оборудовании
Учебные цели урока учащиеся формулируют в проблемно-поисковой ситуации, предложенной учителем
Учащиеся не испытывают замешательства в процессе перевода учебных целей в учебные задачи
Основной этап урока
Педагогом используются различные средства стимулирования познавательной мотивации учащихся
Учащиеся имеют возможность обратиться к одноклассникам за помощью в решении учебной задачи
Педагог приветствует креативный подход учащихся к решению нестандартных учебных задач
Учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность различными способами
Информационное пространство урока открыто; на уроке активно применяется словарно-справочная литература, в том числе электронная
В ходе всего урока практикуется диалоговый режим взаимодействия, не нарушающий общей учебной дисциплины в классе
Учитель стимулирует эвристические ситуации освоения учебного материала
Применяется дифференцированный подход к подаче и оценке учебного материала
Текущие результаты ученика отмечаются баллом только после того, как сам ученик получает возможность оценить их
Соблюдены гигиенические требования к уроку; урок способствует формированию у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Рефлексивный этап урока
Рефлексивный этап урока спланирован и инструментован
На этапе рефлексии используются разнообразные способы обратной связи с педагогом (сигнальные карточки, смайлы и т. п.)
Учащиеся имеют возможность выбрать содержание и объем домашнего задания

1 Савиных Г.П. Оценочная деятельность педагога начальной школы: что должно измениться в рабочих программах? // Управление начальной школой, 2014. № 12. С. 4–12.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль