Требования к одежде обучающихся как инструмент социализации и воспитания

38

В марте 2013 г. Минобрнауки России направило в регионы письмо «Об установлении требований к одежде обучающихся» (от 28.03.2013 № ДЛ-65/08 (далее — Письмо). Актуальность Письма объяснялась участившимися вопросами по регламентации требований к  одежде обучающихся, а также вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому установление требований к одежде обучающихся было отнесено к компетенции образовательной организации. Прилагаемый к Письму Модельный нормативный правовой акт (далее — Модельный акт) субъекта РФ устанавливал требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Модельным актом устанавливалось, в частности, что единые требования вводятся с целью обеспечения учащихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной учебной жизни; устранения признаков религиозного, социального и имущественного различия между обучающимися; предупреждения возникновения психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности. Указывалось на то, что общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и др.). Давались установки по различению парадной, повседневной и спортивной форменной одежды. Подчеркивалась необходимость соответствия требованиям СанПиН1.

Роль учащихся в регламентации вопросов ношения школьной формы


Это полезно знать

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указывает, что наряду с материально-техническим состоянием образовательных учреждений и организацией питания одежда детей играет существенную роль в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков; соблюдение гигиенических требований формирует микроклимат молодежного пространства. Комфортная и удобная форма является залогом сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться2.


На фоне всех этих позиций Письма остался без должного внимания еще один — не менее важный — аспект ношения школьной формы, связанный с ее воспитывающим потенциалом и ролью в формировании школьной идентичности учащихся, становлению у них престижа обучения в конкретной школе, воспитанию чувства сопричастности традициям школы и ее миссии. Поскольку для коллектива МКОУ «Лицей № 9 г. Слободского» (далее — Лицей) обозначенный аспект никогда не уходил на второй план, в Лицее сложилась целая система использования формы как инструмента социализации и воспитания учащихся.

Первое, на что всегда обращалось внимание коллективом Лицея при ношении школьной формы, — это привлечение самих учащихся к выбору фасонов и цветовой гаммы моделей формы. Так, ежегодно начиная с 2006 г. для 5– 11-х классов в Лицее проводится конкурс «Самый лучший класс по соблюдению школьной формы» в рамках конкурса «Звезды на Флаге Лицея». Конкурс проводится в рамках Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Средообразующее влияние формы учитывается и в процессе разработки программы развития Лицея «Средовой подход как средство развития гражданской компетентности и социального взаимодействия субъектов образования Лицея», а именно, подпрограммы «Лицей — территория твоих возможностей». Здесь участие учащихся в укреплении традиций ношения школьной формы позиционировалось как средство формирования у них активной гражданской позиции, что весьма актуально в свете требований федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) общего образования к личностным образовательным результатам учащихся.

Ношение школьной формы в начальной школе подразумевает выбор фасона и цвета формы с участием класса. Преимущественные цвета: черный, темно-синий, бордовый. Комплект для девочек может включать в себя юбку или сарафан (на выбор); жилет, пиджак или жакет, джемпер (на выбор), дополненный блузкой или водолазкой неярких цветов. Парадный вариант состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой блузкой. Комплект для мальчиков может включать в себя брюки, жилет, пиджак или джемпер (на выбор), дополненный рубашкой или водолазкой неярких цветов. Парадный вариант состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой рубашкой. Спортивный вариант используется обучающимися для занятий физической культурой: футболка, спортивный костюм, кроссовки или кеды. Ношение спортивной школьной формы предназначена только для уроков физической культуры и проведения спортивных праздников, соревнований.

Родители младших школьников активно участвуют в выборе моделей, организуют закупку готовой продукции для учащихся всего класса или индивидуальный пошив по выбранным эскизам; иногда помогают согласовать финансово-экономические вопросы. На родительских собраниях принимается решение о ношении единой парадной школьной формы. Например, в одном классе парадной формой считается белая блузка и черная юбка, в другом классе — белая блузка и черный сарафан.

Эстетика ношения школьной формы

Большое значение придается символике нагрудных знаков как элементу школьной формы. У каждого обучающегося имеется нагрудный значок в виде эмблемы, выполненной в цветовой гамме лицейского флага с надписью «Знание. Дружба. Традиции». Ношение нагрудного знака обязательно во время торжественных мероприятий Лицея. Также обязательным является галстук лицеиста, который копирует Лицейский флаг — триколор зелено-желто-розового цвета. Зеленый цвет символизирует знания, желтый — дружбу, розовый — традиции.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает ряд требований, реализация которых в образовательной среде школы так или иначе связана с вопросами ношения школьной формы. Это требования к развитию у учащихся эстетических чувств, развитию навыков сотрудничества со взрослыми, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; принятие и освоение социальной роли  обучающегося3.

На сайте Лицея размещены фотографии с образцами формы для разных классов, что усиливает демократический дух в регламентации ношения школьной формы и помогает обеспечить Лицею соответствующую информационную открытость. Ежегодно начиная с 2012 г. проводится общешкольное родительское собрание «Деловой стиль одежды», в рамках которого организуется «Дефиле школьной формы». К участию в дефиле приглашаются победители аналогичных мероприятий на уровне класса.*

С целью поддержания дисциплины в части ношения школьной формы еженедельно проводятся пятиминутки с учащимися о соблюдении школьной формы. Регулярно — рейды по соблюдению требований Положения. Практикуются разъяснительные беседы с учащимися на классных часах, с родителями на родительских собраниях. Дисциплинарные аспекты ношения школьной формы являются закономерным отражением аспектов воспитательных, поэтому в Лицее в случае явки учащихся без формы родители должны быть поставлены в известность классным руководителем в течение учебного дня. Учащимся, нарушившим дресс-код, учитель или классный руководитель имеют право сделать устное замечание, внести запись в дневник. При систематическом нарушении родители могут быть вызваны на административный совет за нарушение Правил поведения учащихся Лицея и Положения о дресс-коде (далее — Положение).

Дисциплинарные аспекты ношения школьной формы

Воспитывающее и социализирующее значение формы реализуется и в том, что учащимся прививается чувство аккуратности и опрятности; у них развивается общее понимание делового стиля, его уместности, имиджевых эффектов. В беседах с учащимися по поводу ношения школьной формы не просто акцентируется недопустимость ходить на учебные занятия в спортивной одежде, одежде для активного отдыха, для неофициальных праздников, но и разъясняется моральная подоплека ее неуместности в образовательной среде школы.

Культивирование форменного стиля лицеистов пересекается и с вопросами формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни. Такие требования к форменному стилю, как требования к прическам, стрижкам, маникюру, макияжу, аксессуарам, запрет на использование атрибутики, пропагандирующей психоактивные вещества, и т. п., прямо соотносятся с охраной физического и психического здоровья школьников.

Опыт показал, что если перестать относиться к ношению школьной формы как ограничению «прав и свобод», то воспитывающее и социализирующее ее значение станет очевидным. И тогда перевести школьную форму в инструмент оптимизации единой образовательной среды школы не составит труда.

Приложение

Положение о дресс-коде МКОУ «Лицей № 9 г. Слободского»

Раздел I. Общие положения
1.1. Положение о дресс-коде МКОУ Лицея № 9 является внутренним локальным актом.
1.2. Положение регламентирует ученический стиль одежды и внешний вид учащихся, который объединяет коллектив, подчеркивает их единство, целеустремленность, высокий уровень культуры и интеллигентности.
1.3. Положение распространяется на учащихся МКОУ Лицея № 9.
1.4. Положение утверждается на Управляющем совете школы, изменяется и отменяется приказом директора Лицея.
1.5. Положение принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительского органа Лицея.

Раздел II. Определение дресс-кода, его необходимости и эффективности
2.1. Дресс-код — это система определенных требований к деловому стилю одежды и внешнему виду обучающихся.
2.2. В деловой жизни существует негласный стиль в одежде. Статус Лицея как муниципального образовательного учреждения предполагает наличие высокого уровня общей культуры и делового этикета как в сфере общения, так и одежды и внешнего вида в целом. Дресс-код в Лицее:

обязывает следовать правилам, принятым именно здесь, в данном образовательном сообществе;не исключает индивидуальности в одежде и не препятствует творческому отношению к своей внешности;предполагает опрятный, аккуратный внешний вид и деловой стиль одежды, располагающий к деловому общению;способствует гармонизации межличностных отношений в классных коллективах;настраивает на рабочую атмосферу и полноценный учебный процесс;способствует повышению репутации и утверждению имиджа и статуса Лицея как учреждения высокой культуры, нравственности и профессионализма.

Раздел III. Правила дресс-кода
3.1. В Лицее устанавливаются следующие виды одежды учащихся: повседневная, парадная (используется в дни проведения праздников и торжественных мероприятий), спортивная (используется на занятиях физической культуры и спорта).
3.2. Для учащихся 1-4-х классов.
Выбор единого фасона и цвета формы осуществляется советом родителей класса.
Цвет: черный, темно-синий, бордовый.
Парадный стиль для мальчиков – костюм: брюки, белая рубашка, пиджак или жилетка, галстук.
Парадный стиль для девочек: юбка, блузка белого цвета, пиджак или жилетка. Сарафан.
Повседневный стиль одежды: белая рубашка, водолазка заменяется однотонной рубашкой неярких цветов. При этом обязательна жилетка и (или) пиджак.
3.3. Для учащихся 5-11-х классов.
Выбор состава комплекта осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Парадный стиль для девушек: сарафан, юбка, жилет, жакет, брюки. Цвет черный, темно-серый. Блузка, водолазка белого цвета.
Повседневный стиль предполагает блузку или водолазку однотонного неяркого цвета, при этом обязательна жилетка или сарафан. Джинсы классического покроя черного цвета без рисунка и прорывов ткани.
Парадный стиль для юношей: брюки, жилет, пиджак, белая рубашка, галстук.
Повседневный стиль допускает рубашку, водолазку однотонного неяркого цвета, жилетку. Джинсы — черного цвета, без рисунка.
В холодное время — пуловер, джемпер, кофта неярких, однотонных оттенков.
3.4. Сменная (вторая) обувь в Лицее является обязательной. Сменная (вторая) обувь должна быть чистой.
3.5. В Лицее не рекомендуется находиться:

в блузках, оголяющих живот;короткой юбке (выше 10 см от середины колена);одежде с глубоким декольте;шортах, капри спортивного либо неделового стиля;спортивном костюме;джинсовой одежде, не соответствующей деловому стилю;сланцах;пляжной одежде;с пирсингами и татуировками на открытых частях тела;находиться в осенне-зимний период в верхней одежде и головных уборах в классных комнатах, кабинетах, библиотеке и других помещениях школы.

3.5 Волосы девочек и девушек должны быть чистыми и иметь аккуратный вид; длинные волосы должны быть убраны в прическу, косу. Мальчики и юноши должны иметь аккуратные стрижки. Длинные волосы у мальчиков и юношей должны быть убраны в прическу.

Раздел IV. Контроль и ответственность за соблюдение дресс-кода
4.1. Ответственность за соблюдение дресс-кода несет ученик Лицея, родитель (законный представитель) обучающегося.
4.2. Контроль осуществляют: администрация Лицея, классные руководители, министры правопорядка.
4.3. Родители (законные представители) учащихся Лицея обязаны контролировать внешний вид своих детей перед выходом на учебные занятия, руководствуясь настоящими требованиями.

Раздел V. Меры дисциплинарного воздействия
5.1. Учащимся, нарушившим дресс-код, учитель, классный руководитель, дежурный учитель или дежурный администратор имеет право сделать устное замечание, запись в дневник.
5.2. При систематическом нарушении Положения обучающимся выносится дисциплинарное взыскание. Родители (законные представители) обучающегося могут быть вызваны для профилактической беседы на административный совет Лицея.


1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 № 51 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286–03».

2 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.11.2012 № 01/12662-12-23 «О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в общеобразовательных учреждениях».

3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. С. 8.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль