Традиционная газета как средство развития читательской грамотности учащихся начальных классов

618

Газета — это не чтение от скуки,
Газета — наши глаза и руки…

В. Маяковский

За последние годы, если судить по содержанию тестов международных процедур оценки качества образования (PISA, PIRLS и др.), требования к читательской грамотности учащихся значительно усилились. Читательская грамотность принципиально разведена с чтением как таковым. Если под чтением понимается система извлечения информации из напечатанного, то читательская грамотность — это активная роль читателя в получении знаний из текстов.

Это полезно знать
Определения чтения и грамотности в чтении меняются в соответствии с изменениями в обществе, экономике и культуре. Концепция обучения в течение всей жизни расширила понятие грамотности в чтении и требования, предъявляемые к ней. Под грамотностью в чтении понимается постоянная способность к приобретению и расширению набора знаний, навыков и стратегий, которыми человек пользуется в различных жизненных ситуациях, живя в обществе, общаясь с себе подобными2.

Разумеется, что основы читательской грамотности, закладываются в процессе учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературного чтения, однако сильнейшим потенциалом развития читательской грамотности обладают внеурочные занятия в рамках кружков, студий, клубов и др.

Сегодня, когда ребенок не представляет себя в мире без посредничества гаджетов, работа с традиционной газетой как источником информации может стать весьма продуктивной. С одной стороны, «нетипичность» газеты в перечне интересов младшего школьника может простимулировать мотивацию узнавания нового, необычного. С другой стороны, газета очень удобна в плане деятельностного подхода к работе с информацией: к обычному чтению здесь добавляются разные другие виды действий, развивающих моторику младших школьников.

Преимущества традиционной газеты как средства развития читательской грамотности учащихся объясняется еще и тем, что она более эргономична и «доступна» по критериям СанПиН. Так, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–101, где установлены требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, определена продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках (табл. 1).

Таблица 1

Ограничения работы учащихся начальных классов с применением мониторов

Классы Непрерывная длительность (не более, мин)
просмотр телепередач работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера
1–2 15 15
3–4 20 15

Поскольку использование методов развития читательской грамотности учащихся начальных классов, предполагающих их работу с монитором, ограничено и продолжительные занятия подобного рода невозможны в силу объективных причин, традиционные формы и средства работы более предпочтительны.

Обращение к традиционной газете преследует ряд эффектов, связанных с историей развития основ читательской компетентности младших школьников. Младший школьный возраст — это наиболее благоприятный период для формирования индивидуальных способов восприятия информации, развития природных задатков работы с текстом. Следовательно, процесс развития читательской грамотности можно использовать и как средство интеллектуального воспитания младших школьников.

Применяя традиционную газету во внеурочной деятельности по развитию читательской грамотности учащихся, педагог создает условия для целого комплекса действий:

  • чтение для осведомления о  чем-нибудь, пополнение сведений;чтение для известного нравственного, «волевого» воздействия на душу — воодушевляющее чтение;
  • чтение как важное и необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувств;
  • чтение как источник самообразования.

Это полезно знать
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия)3.

В работе с традиционной газетой будут использоваться все основные виды чтения:

Углубленное чтение. При таком чтении происходит понимание того, какую проблему решает автор, какова его точка зрения и выводы. Для этого необходимо произвести осмысление структуры текста, сопоставление выводов автора с собственными рассуждениями. При этом особое внимание обращается на детали текста, производится их анализ и оценка. В результате текст должен быть полностью усвоен, вся информация переработана.

Ознакомительное чтение. Целью такого чтения является общее знакомство с содержанием текста. При этом не столько важен анализ текста, сколько его информативная сторона. Здесь, как правило, внимание уделяется только основной информации.

Выборочное чтение. Стратегия выборочного чтения используется, если в тексте нужно найти определенную информацию (например, описание какого-то факта и т. п.) или познакомиться с новостью. При этом можно не анализировать весь материал, содержащийся в тексте, а достаточно понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в нем.

Чтение-просмотр. Чтение-просмотр — разновидность выборочного чтения. Этот способ используется для предварительного ознакомления с книгой, журналом, газетой. Он заключается в том, что читается оглавление (предисловие), по оглавлению выбираются наиболее важные положения автора, читаются рубрики. Цель такого чтения — определение того, следует ли купить это печатное издание, заказать в библиотеке и т. п.

Сканирование.Чтение-сканирование — другой вид выборочного чтения. Сканирование — это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска слова, фактов, фамилии и т. п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы. Зрение работает избирательно: читающий имеет установку найти только интересующие его данные. Человек, обученный этому способу, может использовать его в  два-три раза быстрее, чем читающий традиционно.

Вместе с тем все вышеобозначенные виды чтения преломляются в специфике источника. Ведь газета — это не просто текст, это текст медийный, текст-посредник, работа с которым приводит и к пониманию информации, и к ее эмоциональной оценке. В отличие от текстов учебных или художественных, газетные тексты приближают читателя к общественно значимой ситуации, что немаловажно в плане мотивации читательского труда. В газетах содержатся оперативные и актуальные сведения практически по любой теме.

Методика маркировки

Организуя работу младших школьников с традиционной газетой, учитываем, что в газете, в отличие от книг, разрешается (и приветствуется) делать пометки: подчеркивать, отчеркивать, писать на полях, разделять текст на отдельные смысловые части. Можно даже делать вырезки, формировать папки, составлять коллажи. Для пометок можно использовать условные графические знаки, принятые самим читателем, например, используются символы: «!« — это важно; «?« — нужно уточнить; «V» — относится к моей теме и другие. Все это, стимулируя моторику ученика, приобщает его к аналитическому восприятия информации, что, в свою очередь, выступает основным источником читательской грамотности.

Методика маркировки4 в процессе организации работы учащихся с чтением газеты — средство развития ряда универсальных учебных действий (далее — УУД). Прежде всего — познавательных УУД. Таких, как логические действия анализа, синтеза; установление аналогий. Когда работа с газетой проводится в группе, то развиваются коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника; излагать свое мнение; определение общих целей и путей их достижения. Если внеурочная деятельность организуется на основе предварительного изучения потребностей и склонностей учащихся и в нее вовлечены мотивированные школьники, то можно говорить и о развитии личностных УУД, таких, как смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Наконец, методика маркировки — средство развития рефлексивных УУД: ученик осваивает начальные формы познавательной рефлексии, учится определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Игровые ситуации в работе с газетой

Маркирование текстов традиционной газеты положительно сказывается на самосознании младшего школьника. Делая пометки, ребенок реализует свою значимость, примеряя на себя роль эксперта. Это своего рода игра, и ей при желании можно дать название. Например, «Я — аналитик», «Поможем детективу» и т. п. Игровая ситуация выступит средством создания эмоционального фона занятия, средством мотивации к познавательной деятельности. Это своеобразный развивающий прием, при котором ребенок легче, прочнее усваивает новый материал. В игровой ситуации создается бодрое рабочее настроение, снимается утомляемость, поддерживается внимание на более длительное, чем обычно, время. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Если за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, то за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции — правое. Являясь неким развлечением, игра тем не менее помогает педагогу достигать всех поставленных целей.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в число требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы включает такое, как «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, т. е. <…> овладение элементами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов»6.

Формы работы с газетой

Упражнения в понимании сути газетного материала5 помогут младшим школьникам выработать умение мгновенно видеть то, что нужно, быстро отбирать интересное, легко различать полезное в газетах. В этом смысле, традиционные и электронные издания газет схожы.

Самой доступной формой работы с традиционной газетой может стать изучение программы телепередач с целью составления перечня по заданной педагогом тематике. Телепередачи создаются телеканалами для того, чтобы зритель мог выбрать то, что ему действительно нравится. Телепередачи бывают нескольких видов: новостные (обыкновенный выпуск новостей), приключенческие, образовательные, спортивные, научные, детские, развлекательные (телешоу и пр.) и многие другие. В телевизионной программе, напечатанной в газете, указываются название телевизионного канала, на котором происходит трансляция, время показа и знак информационной продукции.

Еще одной формой работы с младшими школьниками над содержанием газеты может стать составление тематических подборок, вырезок. Вырезки должны быть компактны, занимать мало места. Ученикам объясняются преимущества вырезок: их легко сортировать и классифицировать. Когда по одной теме накапливаются вырезки, они помещаются в один альбом, определяется последовательность расположения их в альбоме, возможно составление содержания, рубрикация и др.

Значение систематического накопления вырезок из газет и журналов может выйти далеко за пределы личных интересов собирателя, если активизировать детскую фантазию. Ученикам можно привести в пример Марка Твена, который изобрел альбом с закладками для газетных вырезок и прочих полезных бумажек. Сегодня это изобретение писателя используется по всему миру и сегодня, причем в самых различных вариациях. (Самому Марку Твену ведение подобных альбомов помогало хранить воспоминания о многочисленных путешествиях.) Другой мотивирующий пример — персонаж, упоминание о котором может вызвать у младших школьников неподдельный интерес: Шерлок Холмс. Он, как писал Артур Конан Дойль, без своего альбома газетных вырезок «чувствовал себя неуютно».

Зарекомендовала себя и такая форма работы с традиционной газетой, как изготовление коллажа. В отличие от тематической подборки, коллаж дополняется визуальной нагрузкой. Изготовление коллажей из газетных вырезок непременно заинтересует учащихся, склонных к визуализации, предпочитающих усваивать информацию посредством визуальных каналов. В рамках работы с коллажом педагог может устроить конкурс по разным номинациям. Например, «Самый яркий коллаж», «Самый аккуратный коллаж», «Коллаж-справка», «Коллаж-подарок», «Коллаж — информационная карта» и др. Конкурсная номинация будет зависеть от уровня общего развития учащихся и целей конкретного занятия.

Взаимодействие с родителями

Не секрет, что важную роль в формировании читательской культуры играет семья. Если члены семьи в свободное время читают книги, журналы, выписывают газеты, обсуждают прочитанное, то это становится привычным занятием и для ребенка. С момента, когда ребенок начал хорошо читать, необходимо обсудить с ним, какую периодическую печать он бы хотел получать. Для этого можно приобрести номера детских газет, заранее познакомившись с их содержанием, и предложить ребенку выбрать то периодическое издание, которое ему нравится.

На одном из родительских собраний педагог может обсудить с родителями целесообразность работы учащихся с традиционной газетой и дать рекомендации по ее основным формам. Необходимо указать родителям, что чтение периодических изданий в семье должно сопровождаться некими регламентами: должно быть место для хранения периодики; газета может быть выброшена только при наличии разрешающего знака (например, галочка в правом верхнем углу); газеты нельзя использовать на бытовые нужды и др. Можно предложить родителям создание семейного альбома самых интересных газетных вырезок или тематических альбомов об известных людях родного края, достопримечательностях, о природе и др. Такая работа вполне может перерасти в проект или исследование. Причем такой проект вполне может стать интегрированным, если ребенок захочет включить в его содержание художественный материал или дополнить его собственными иллюстрациями.

Образовательный контекст занятий

Рассмотренное содержание работы учащихся с традиционной газетой, как уже было сказано, выходит за рамки урока. Образовательный контекст такой внеурочной деятельности вариативен. Учитывая, что спектр направлений внеурочной деятельности, определенный федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) начального общего образования, широк, работу с газетой можно встроить в самые разные подпрограммы основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования (табл. 2).

В таблице приведен образовательный контекст использования результатов внеурочной деятельности учащихся с традиционной газетой. Однако это лишь побочный план основной работы, направленной на формирование у учащихся базовых читательских компетенций. Используя традиционную газету именно в этом ключе, педагог добивается того, что обогащает познавательную мотивацию младшего школьника в направлении чтения. Происходит «продвижение» мотивов: от простого любопытства до предпрофессионального интереса и далее — к более высоким целям, связанным с обогащением и расширением социального опыта. Все это возможно потому, что формирование функциональной грамотности школьников наделяет любого ученика набором лингвистических инструментов, которые становятся все более востребованными в современном обществе, где информационное воздействие — один из самых распространенных инструментов манипуляции сознанием граждан. При разумном подходе (с учетом возрастных особенностей младших школьников, предварительной проработки материала газет педагогом и др.) возможна интересная и плодотворная работа по формированию читательской грамотности учащихся начальных классов, а также по воспитанию у них вдумчивого отношения к происходящему в природе и обществе.

Таблица 2

Образовательный контекст работы с традиционной газетой

Название программы Возможные формы включения в содержание программы Планируемые образовательные результаты
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Конкурс коллажей из газетных вырезок «Наши земляки в годы войны»* Приобщение к культуре родного края (микрорайона). Опыт эмоционального переживания значимых исторических событий
Программа формирования УУД Групповой проект на тему «Эпитеты в репортажах детских газет, посвященных трудовому воспитанию учащихся»** Осознание ценности труда. Отношение к родному языку как к инструменту коммуникации. Расширение лингвистического кругозора ученика
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Изготовление стендовой наглядности с использование тематических подборок из печатных газет*** Участие в  социально-значимом мероприятии; обретение опыта коллективного творческого дела. Расширение кругозора по проблемам здоровьесбережения
Программа коррекционной работы Проект «Узнаю мир» (изготовление альбома из газетных вырезок, содержание текстов которых стало для ученика открытием)**** Коррекция представлений учащихся об окружающем мире. Воспитание культуры учебного труда. Развитие эмоциональной сферы

*Формат мероприятия с привлечением результатов работы с традиционной газетой может быть различным. Сама система работы с традиционной газетой может быть применена и в ситуациях с электронными изданиями.**Проект может осуществляться как во внеурочной деятельности по русскому языку, так и во внеурочной деятельности по технологии.***Можно усилить развивающий эффект этого мероприятия краеведческим компонентом и организовать работу с газетами конкретного края, района, села.****Проект направлен на коррекцию  эмотивно-психических состояний учеников, имеющих трудности с освоением традиционных форм учебной деятельности. Содержательные границы проекта устанавливает педагог.

В итоге, работа с традиционной газетой, предпочитаемой по соображениям сохранения здоровья учащихся и требований СанПиН, становится своеобразной предпосылкой дальнейшей работы педагогов по формированию медиакультуры учащихся. Приобретенный младшими школьниками опыт положительно повлияет на их последующее приобщение к пространству медиа. Работа с традиционной газетой поспособствует формированию у младших школьников умению осмыслять медиатексты и транслируемые ими ценности, т. к. практически все виды работ с традиционной газетой открывают учащимся сложности интерпретации внешнего и скрытого планов медиатекстов. Важно вовремя показать учащимся связь традиционных и медийных текстов и познакомить с особенностями тех и других. При должной мотивирующей деятельности педагога работа с традиционной газетой может послужить началом самостоятельного непрерывного медиаобразования учащихся, которое так необходимо в современном мире.


1Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 „ Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“».

2Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009 / Г. А. Цукерман. Оценка читательской грамотности. М.: ИСМО РАО, 2010.

3Статья 8 гл. 2 Федерального закона от  21.12.2010 №  436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

4Методика маркировки, равно как и другие формы работы с традиционной газетой, может быть использована и при работе с электронными информационными изданиями.

5Следует различать работу с газетой как текстом и работу по выпуску газеты. Об организации работы младших школьников по выпуску классной газеты читайте в журнале «Управление начальной школой» № 6, 2014 г. — Примеч. ред.

6Подпункт 4 п. 12 гл. 2 приказа Минобрнауки России от  06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль