Сменная обувь как тема социального проекта младших школьников

165

Во избежание ситуаций, когда личные права и свободы обучающихся могут вступить  в конфликт с  отдельными положениями локальных актов образовательной организации,  возможно использование социально значимого проекта для школьников, тема которого позволит  сформировать осознанное отношение к сменной обуви как условию поддержания гигиенического комфорта и средству здорового образа жизни.

Предотвращение нежелательных инцидентов

Вопрос ношения сменной обуви — часть общего вопроса форменной одежды обучающихся, регулирование которого является компетенцией уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и потому может служить актуальной темой социальных проектов для школьников, реализуемых в образовательной организации.

Сегодня школа не вправе устанавливать требования к одежде обучающихся ( в т. ч. сменной обуви), противоречащие тем требованиям, которые введены субъектами Российской Федерации, соответственно и детализация указанных требований, фиксируемая локальным актом образовательной организации (далее — ОО): положением о форменной одежде обучающихся, положением о  дресс-коде и (или) др.)1, не может выходить за установленные субъектом Российской Федерации типовые требования.

Федеральным законом от  29.12.2013 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №  273-ФЗ) установление требований к одежде обучающихся декларировалось как компетенция образовательной организации. В мае 2014 г. в Федеральный закон №  273-ФЗ были внесены изменения, согласно которым государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации2.

Вместе с тем локальным актом ОО могут регулироваться такие вопросы, как определение статуса форменной одежды обучающихся в  информационно-образовательной среде школы; правила и порядок ношения форменной одежды, ответственность учащихся и родителей за несоблюдение положений локального акта, соответствующие меры порицания или наказания; наличие и функционирование нагрудных знаков (эмблем и т. п.) на форменной одежде, а также прочие вопросы, отражающие эстетику школьной формы и ее связь с традициями ОО.

Соответственно, все, что связано со сменной обувью обучающихся: фасон, функциональность, цветовая гамма, высота каблука (платформы) и др., — это вопросы, которые регулируются на уровне ОО, доводятся до сведения всех участников образовательных отношений и принимаются ими к исполнению. Не исключены поэтому ситуации, когда личные права и свободы обучающихся вступят в конфликт с  какими-то отдельными положениями локальных актов и возникнет нежелательный для участников образовательных отношений правовой инцидент.

Во избежание подобных инцидентов администрация школы должна продумывать в деталях локальные акты, касающиеся форменной одежды обучающихся (равно как и прочих вопросов дисциплины), и акцентировать соблюдение требований, содержащихся в этих актах, в рамках договоров ОО с родителями (законными представителями) обучающихся. Важно заключать договоры таким образом, чтобы любая его сторона сознавала меру ответственности за несоблюдение договора и представляла возможные последствия этого. Какими бы незначительными ни казались отдельные вопросы форменной одежды обучающихся (ношение сменной обуви относим к их числу), продуманная регламентация таких вопросов на уровне локальных актов предотвратит участников образовательных отношений от нежелательных инцидентов.

Роль социального проекта в формировании мотивации обучающихся

Повысить мотивацию к ношению сменной обуви и форменной одежды вообще в начальных классах ОО можно, проводя социальный проект для младших школьников темы, соответствующей выбранной цели.

Не меньшим значением и особой эффективностью в части регулирования вопросов форменной одежды обучающихся ( в т. ч. сменной обуви) обладает деятельность педагогического коллектива по формированию мотивации обучающихся к соблюдению требований в части школьной формы и сменной обуви. Как и с любым другим личностным качеством, формируемым у обучающегося в процессе получения им образования, на подобную мотивацию непосредственное влияние оказывает характер осуществляемой учащимися деятельности. Деятельностный подход — необходимое условие формирования у обучающихся внутренних установок на соблюдение принятых в ОО требований к сменной обуви. Посредством деятельностного подхода можно и нужно воспитывать у учащихся осознанное отношение к сменной обуви как условию поддержания гигиенического комфорта и средству здорового образа жизни в среде образования, а также развивать эстетический вкус учащихся.

Социальные проекты в общей системе проектной деятельности обучающихся отличаются тем, что способствуют становлению у них активной гражданской позиции. Правильно выбранные темы социальных проектов для школьников обеспечивают включенность ученика в те или иные социальные проблемы и приобщают обучающихся к решению конкретных жизненно важных проблем. Социальный проект не что иное, как попытка моделирования жизни на основе приобретения обучающимися опыта самоорганизации в социальной практике.

Тема социального проекта младших школьников определяется психо-возрастными особенностями обучающихся, их индивидуальными образовательными потребностями и интересами. Тему могут сформулировать сами обучающиеся при условии должной педагогической поддержки, однако тематические направления задает педагог, планирующий посредством социального проекта решение поставленных им воспитательных задач.

Преследуя цель развить мотивацию младших школьников к ношению сменной обуви, соблюдению общей чистоты в учебных помещениях, к выбору соответствующей темы социального проекта педагог может подойти заранее. Для этого на различных учебных занятиях (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология) педагог должен акцентировать связанную с форменной одеждой познавательную информацию. Это можно сделать в аспекте морального долга, сохранения здоровья, эстетики среды и т.п., в зависимости от выбранной темы социальных проектов для школьников.

Концепция социального проекта по сменной обуви

 Выбранная тема социального проекта младших школьников призвана развить мотивацию младших школьников к ношению сменной обуви.

Цель проекта: создание условий для осознания необходимости соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм учащимися начальной школы.

Задачи учащихся:

  • выбрать из разных источников информацию о составе пыли в школьных рекреациях и классных комнатах;
  • провести опрос одноклассников и медицинских работников школы на предмет их отношения к роли сменной обуви;
  • изучить степень запыленности школьного пространства, взять пробы со сменной обуви учащихся разных классов;
  • установить связь между соблюдением учащимися требований по ношению сменной обуви и санитарно — гигиеническими показателями классной комнаты;
  • оформить рекомендации для учащихся школы в виде рекламных плакатов и презентации тематических стихотворных текстов (приложение).

Планируемые образовательные результаты учащихся3:

Личностные — учащиеся:

  • обрели опыт активной гражданской практики;
  • развили навыки групповой работы;
  • сформировали ценностное отношение к школьной форме и сменной обуви.

Метапредметные — учащиеся:

  • получили навыки работы с несколькими источниками информации;развили умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • обогатили опыт групповой работы (постановка общей цели; умение договариваться и др.);
  • отработали отдельные формы групповой и личностной рефлексии.

Организация проектной деятельности

Рассмотрим пример организации проектной деятельности по социально значимому проекту для школьников,  тема которого касается сменной обуви.

Учащиеся начальных классов объединяются в группы по 4–5 человек (соответственно задачам проекта) и выбирают куратора группы из числа учащихся старших классов. Далее выполняется распределение ролей в проектной группе. Возможен следующий вариант:

  • руководитель группы: работает в тесном контакте с куратором, планирует действия группы по реализации проекта, несет ответственность за ход внутригрупповой работы,
  • хронометрист: следит за соблюдением времени, контролирует рациональность использования времени;
  • секретарь: ведет необходимые записи, оформляет результаты работы;
  • «сотрудники»: исполняют поручения руководителя, проводят необходимые процедуры в зависимости от выбранной темы социального проекта младших школьников, предоставляют итоговую информацию руководителю группы и куратору.

Возможно и желательно совмещение ролей внутри группы.

Хронометраж проекта предварительно планируется.

Кураторы контролируют деятельность каждого из участников группы посредством регулярных (два — три раза в месяц) очных встреч и общения посредством электронной переписки. Кураторы фиксируют ход выполнения проекта, используя заранее подготовленную руководителем проекта форму (см. форму). Сама практика учащихся старших классов как кураторов проекта отмечается соответствующими справками ОО и может быть зачтена в рамках практикумов по программам внеурочной деятельности.

Деятельность ученика в рамках группового проекта

  Деятельность ученика в рамках социально значимого проекта для школьников темы, выбранной для проработки, рекомендуется фиксировать по приведённой форме:

Имя и фамилия ученика_______________________________________
Класс _____________________________________________________
Тема проекта________________________________________________
Выполняемое задание или поручение_____________________________

Критерий оценки

Параметры оценки

Да

Нет

Общая заинтересованность ходом и результатами проекта

Учащийся:
• не пропускает без уважительной причины встреч с куратором группы;
• ответственно и своевременно исполняет возложенные на него обязанности

Осознанность выполняемой деятельности

Учащийся:
• творчески подходит к выполнению поручений;
• проявляет разумную инициативу;
• обращается за советом к куратору или руководителю группы;
• самостоятельно корректирует проблемные ситуации выполнения поручения

Коммуникация в рамках проекта

Учащийся:
• не испытывает затруднений в групповом общении со сверстниками;
• демонстриует интерес к чужому мнению, открыто выражает свое;
• грамотно формулирует требующуюся от него информацию

Вклад в получение продукта проектной деятельности

Учащийся:
• своевременно выполнил поручение;
• оказал посильную помощь одноклассникам;
• проявил творчество в выполнении поручения, заинтересовал своей работой родителей, сверстников;
• выступил с инициативой участия в презентации продуктов проектной деятельности

Характер учебной рефлексии в рамках проекта

Учащийся:
• склонен к самооценке проектной деятельности;
• включается в групповое обсуждение хода проекта;
открыт для индивидуальных бесед с куратором или руководителем проекта

Заполненные формы передаются руководителю проекта как основание для учета индивидуальных достижений учащихся.
Итоги проектной деятельности оформляются в виде коллективной презентации, в которой участвуют представители каждой из групп.
В результате выполнения проекта заметно меняется отношение младших школьников к школьной форме и сменной обуви. В отдельных случаях учащиеся обращаются к педагогу с просьбой включить их в новый проект.

Приложение

Фрагменты текста итоговой презентации проекта4

Ниже приведены примеры текстовок итоговой презентации в соответствие с выбранной темой социального проекта для младших школьников.

1. В школе вот мы как живем,
И здоровье бережем.
Влажную уборку в классе,
В школе делаем всегда,
Руки мыть
Не забываем никогда!
2. В дверях стоит дежурный,
Сменку проверяет.
Неужели ученикам
Он не доверяет?
Учитель дежурный спросит:
— А обувь твоя чиста?
Пожалуйста, проходите,
Готовьтесь к уроку тогда.
3. Взяли интервью у вахтера школы.
Людмила Васильевна сказала:
— Почти все ученики
Носят сменку зимой,
А осенью и весной
Забывают ее порой.
4. Мы взяли пробы с подошвы сменной обуви учеников нашего класса, учеников других классов. Грязной оказалась сменная обувь!
Как же убедить школьников не только носить в школу сменную обувь, но и следить за ее чистотой?
Мы придумали рекламные плакаты о сменной обуви и разместили их в школьной раздевалке, спортивном зале. Провели акцию «Чистая сменка».
Выпустили школьную газету «Будем здоровы: я, мои друзья, моя семья».
5. Мы сочинили «Оду чистым ботинкам»:

«Дзынь, 03, дзынь,
Дзынь, скорей,
Сын наш болен! Побыстрей!» —
Доктор входит.
Он споткнулся о ботинки:
— Ой! Ой! Ой!
Да у вас, наверно, свинка?
А быть может, скарлатинка?
Все от грязи от такой!
Вот ботинки не помыты,
Лежат грязные, забыты.
Сколько грязи натащил!
Ты и в школе их носил?
Горло, нос и лоб, и уши —
Будем все лечить!
А ботинки надо лучше
Мыть, сушить, любить,
В школе сменные носить!
И тогда бактерий тучу
Мы с собой носить не будем.
Про микробы и болезни
Мы с тобою позабудем».


1 Об опыте регулирования вопросов школьной формы читайте в журнале «Управление начальной школой». 2015. № 1. С. 4–10.

2 Федеральный закон от  04.06.2014 №  148-ФЗ ««О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“».

3 Предметные образовательные результаты планируются факультативно, в зависимости от целей и должности педагога, курирующего проект.

4 Каждый блок текста сопровождается слайдом с демонстрацией того или иного продукта проектной деятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль