Сменная обувь как тема социального проекта младших школьников

181

Во избежание ситуаций, когда личные права и свободы обучающихся могут вступить  в конфликт с  отдельными положениями локальных актов образовательной организации,  возможно использование социально значимого проекта для школьников, тема которого позволит  сформировать осознанное отношение к сменной обуви как условию поддержания гигиенического комфорта и средству здорового образа жизни.

Предотвращение нежелательных инцидентов

Вопрос ношения сменной обуви — часть общего вопроса форменной одежды обучающихся, регулирование которого является компетенцией уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и потому может служить актуальной темой социальных проектов для школьников, реализуемых в образовательной организации.

Сегодня школа не вправе устанавливать требования к одежде обучающихся ( в т. ч. сменной обуви), противоречащие тем требованиям, которые введены субъектами Российской Федерации, соответственно и детализация указанных требований, фиксируемая локальным актом образовательной организации (далее — ОО): положением о форменной одежде обучающихся, положением о  дресс-коде и (или) др.)1, не может выходить за установленные субъектом Российской Федерации типовые требования.

Федеральным законом от  29.12.2013 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №  273-ФЗ) установление требований к одежде обучающихся декларировалось как компетенция образовательной организации. В мае 2014 г. в Федеральный закон №  273-ФЗ были внесены изменения, согласно которым государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации2.

Вместе с тем локальным актом ОО могут регулироваться такие вопросы, как определение статуса форменной одежды обучающихся в  информационно-образовательной среде школы; правила и порядок ношения форменной одежды, ответственность учащихся и родителей за несоблюдение положений локального акта, соответствующие меры порицания или наказания; наличие и функционирование нагрудных знаков (эмблем и т. п.) на форменной одежде, а также прочие вопросы, отражающие эстетику школьной формы и ее связь с традициями ОО.

Соответственно, все, что связано со сменной обувью обучающихся: фасон, функциональность, цветовая гамма, высота каблука (платформы) и др., — это вопросы, которые регулируются на уровне ОО, доводятся до сведения всех участников образовательных отношений и принимаются ими к исполнению. Не исключены поэтому ситуации, когда личные права и свободы обучающихся вступят в конфликт с  какими-то отдельными положениями локальных актов и возникнет нежелательный для участников образовательных отношений правовой инцидент.

Во избежание подобных инцидентов администрация школы должна продумывать в деталях локальные акты, касающиеся форменной одежды обучающихся (равно как и прочих вопросов дисциплины), и акцентировать соблюдение требований, содержащихся в этих актах, в рамках договоров ОО с родителями (законными представителями) обучающихся. Важно заключать договоры таким образом, чтобы любая его сторона сознавала меру ответственности за несоблюдение договора и представляла возможные последствия этого. Какими бы незначительными ни казались отдельные вопросы форменной одежды обучающихся (ношение сменной обуви относим к их числу), продуманная регламентация таких вопросов на уровне локальных актов предотвратит участников образовательных отношений от нежелательных инцидентов.

Роль социального проекта в формировании мотивации обучающихся

Повысить мотивацию к ношению сменной обуви и форменной одежды вообще в начальных классах ОО можно, проводя социальный проект для младших школьников темы, соответствующей выбранной цели.

Не меньшим значением и особой эффективностью в части регулирования вопросов форменной одежды обучающихся ( в т. ч. сменной обуви) обладает деятельность педагогического коллектива по формированию мотивации обучающихся к соблюдению требований в части школьной формы и сменной обуви. Как и с любым другим личностным качеством, формируемым у обучающегося в процессе получения им образования, на подобную мотивацию непосредственное влияние оказывает характер осуществляемой учащимися деятельности. Деятельностный подход — необходимое условие формирования у обучающихся внутренних установок на соблюдение принятых в ОО требований к сменной обуви. Посредством деятельностного подхода можно и нужно воспитывать у учащихся осознанное отношение к сменной обуви как условию поддержания гигиенического комфорта и средству здорового образа жизни в среде образования, а также развивать эстетический вкус учащихся.

Социальные проекты в общей системе проектной деятельности обучающихся отличаются тем, что способствуют становлению у них активной гражданской позиции. Правильно выбранные темы социальных проектов для школьников обеспечивают включенность ученика в те или иные социальные проблемы и приобщают обучающихся к решению конкретных жизненно важных проблем. Социальный проект не что иное, как попытка моделирования жизни на основе приобретения обучающимися опыта самоорганизации в социальной практике в школе.

Тема социального проекта младших школьников определяется психо-возрастными особенностями обучающихся, их индивидуальными образовательными потребностями и интересами. Тему могут сформулировать сами обучающиеся при условии должной педагогической поддержки, однако тематические направления задает педагог, планирующий посредством социального проекта решение поставленных им воспитательных задач.

Преследуя цель развить мотивацию младших школьников к ношению сменной обуви, соблюдению общей чистоты в учебных помещениях, к выбору соответствующей темы социального проекта педагог может подойти заранее. Для этого на различных учебных занятиях (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология) педагог должен акцентировать связанную с форменной одеждой познавательную информацию. Это можно сделать в аспекте морального долга, сохранения здоровья, эстетики среды и т.п., в зависимости от выбранной темы социальных проектов для школьников.

Концепция социального проекта по сменной обуви

 Выбранная тема социального проекта младших школьников призвана развить мотивацию младших школьников к ношению сменной обуви.

Цель проекта: создание условий для осознания необходимости соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм учащимися начальной школы.

Задачи учащихся:

  • выбрать из разных источников информацию о составе пыли в школьных рекреациях и классных комнатах;
  • провести опрос одноклассников и медицинских работников школы на предмет их отношения к роли сменной обуви;
  • изучить степень запыленности школьного пространства, взять пробы со сменной обуви учащихся разных классов;
  • установить связь между соблюдением учащимися требований по ношению сменной обуви и санитарно — гигиеническими показателями классной комнаты;
  • оформить рекомендации для учащихся школы в виде рекламных плакатов и презентации тематических стихотворных текстов (приложение).

Планируемые образовательные результаты учащихся3:

Личностные — учащиеся:

  • обрели опыт активной гражданской практики;
  • развили навыки групповой работы;
  • сформировали ценностное отношение к школьной форме и сменной обуви.

Метапредметные — учащиеся:

  • получили навыки работы с несколькими источниками информации;развили умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • обогатили опыт групповой работы (постановка общей цели; умение договариваться и др.);
  • отработали отдельные формы групповой и личностной рефлексии.

Организация проектной деятельности

Рассмотрим пример организации проектной деятельности по социально значимому проекту для школьников,  тема которого касается сменной обуви.

Учащиеся начальных классов объединяются в группы по 4–5 человек (соответственно задачам проекта) и выбирают куратора группы из числа учащихся старших классов. Далее выполняется распределение ролей в проектной группе. Возможен следующий вариант:

  • руководитель группы: работает в тесном контакте с куратором, планирует действия группы по реализации проекта, несет ответственность за ход внутригрупповой работы,
  • хронометрист: следит за соблюдением времени, контролирует рациональность использования времени;
  • секретарь: ведет необходимые записи, оформляет результаты работы;
  • «сотрудники»: исполняют поручения руководителя, проводят необходимые процедуры в зависимости от выбранной темы социального проекта младших школьников, предоставляют итоговую информацию руководителю группы и куратору.

Возможно и желательно совмещение ролей внутри группы.

Хронометраж проекта предварительно планируется.

Кураторы контролируют деятельность каждого из участников группы посредством регулярных (два — три раза в месяц) очных встреч и общения посредством электронной переписки. Кураторы фиксируют ход выполнения проекта, используя заранее подготовленную руководителем проекта форму (см. форму). Сама практика учащихся старших классов как кураторов проекта отмечается соответствующими справками ОО и может быть зачтена в рамках практикумов по программам внеурочной деятельности.

Деятельность ученика в рамках группового проекта

  Деятельность ученика в рамках социально значимого проекта для школьников темы, выбранной для проработки, рекомендуется фиксировать по приведённой форме:

Имя и фамилия ученика_______________________________________
Класс _____________________________________________________
Тема проекта________________________________________________
Выполняемое задание или поручение_____________________________

Критерий оценки

Параметры оценки

Да

Нет

Общая заинтересованность ходом и результатами проекта

Учащийся:
• не пропускает без уважительной причины встреч с куратором группы;
• ответственно и своевременно исполняет возложенные на него обязанности

Осознанность выполняемой деятельности

Учащийся:
• творчески подходит к выполнению поручений;
• проявляет разумную инициативу;
• обращается за советом к куратору или руководителю группы;
• самостоятельно корректирует проблемные ситуации выполнения поручения

Коммуникация в рамках проекта

Учащийся:
• не испытывает затруднений в групповом общении со сверстниками;
• демонстриует интерес к чужому мнению, открыто выражает свое;
• грамотно формулирует требующуюся от него информацию

Вклад в получение продукта проектной деятельности

Учащийся:
• своевременно выполнил поручение;
• оказал посильную помощь одноклассникам;
• проявил творчество в выполнении поручения, заинтересовал своей работой родителей, сверстников;
• выступил с инициативой участия в презентации продуктов проектной деятельности

Характер учебной рефлексии в рамках проекта

Учащийся:
• склонен к самооценке проектной деятельности;
• включается в групповое обсуждение хода проекта;
открыт для индивидуальных бесед с куратором или руководителем проекта

Заполненные формы передаются руководителю проекта как основание для учета индивидуальных достижений учащихся.
Итоги проектной деятельности оформляются в виде коллективной презентации, в которой участвуют представители каждой из групп.
В результате выполнения проекта заметно меняется отношение младших школьников к школьной форме и сменной обуви. В отдельных случаях учащиеся обращаются к педагогу с просьбой включить их в новый проект.

Приложение

Фрагменты текста итоговой презентации проекта4

Ниже приведены примеры текстовок итоговой презентации в соответствие с выбранной темой социального проекта для младших школьников.

1. В школе вот мы как живем,
И здоровье бережем.
Влажную уборку в классе,
В школе делаем всегда,
Руки мыть
Не забываем никогда!
2. В дверях стоит дежурный,
Сменку проверяет.
Неужели ученикам
Он не доверяет?
Учитель дежурный спросит:
— А обувь твоя чиста?
Пожалуйста, проходите,
Готовьтесь к уроку тогда.
3. Взяли интервью у вахтера школы.
Людмила Васильевна сказала:
— Почти все ученики
Носят сменку зимой,
А осенью и весной
Забывают ее порой.
4. Мы взяли пробы с подошвы сменной обуви учеников нашего класса, учеников других классов. Грязной оказалась сменная обувь!
Как же убедить школьников не только носить в школу сменную обувь, но и следить за ее чистотой?
Мы придумали рекламные плакаты о сменной обуви и разместили их в школьной раздевалке, спортивном зале. Провели акцию «Чистая сменка».
Выпустили школьную газету «Будем здоровы: я, мои друзья, моя семья».
5. Мы сочинили «Оду чистым ботинкам»:

«Дзынь, 03, дзынь,
Дзынь, скорей,
Сын наш болен! Побыстрей!» —
Доктор входит.
Он споткнулся о ботинки:
— Ой! Ой! Ой!
Да у вас, наверно, свинка?
А быть может, скарлатинка?
Все от грязи от такой!
Вот ботинки не помыты,
Лежат грязные, забыты.
Сколько грязи натащил!
Ты и в школе их носил?
Горло, нос и лоб, и уши —
Будем все лечить!
А ботинки надо лучше
Мыть, сушить, любить,
В школе сменные носить!
И тогда бактерий тучу
Мы с собой носить не будем.
Про микробы и болезни
Мы с тобою позабудем».


1 Об опыте регулирования вопросов школьной формы читайте в журнале «Управление начальной школой». 2015. № 1. С. 4–10.

2 Федеральный закон от  04.06.2014 №  148-ФЗ ««О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“».

3 Предметные образовательные результаты планируются факультативно, в зависимости от целей и должности педагога, курирующего проект.

4 Каждый блок текста сопровождается слайдом с демонстрацией того или иного продукта проектной деятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль