Интеллектуальное воспитание младших школьников

500

Оснований для повышенного внимания педагогов к интеллектуальному воспитанию младших школьников достаточно много. Более сложным, чем до введения федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования стал контекст развития учащихся начальных классов, а это возраст, когда происходит становление основных умственных операций и развиваются первичные навыки их рефлексии.

В проектировании системы интеллектуального воспитания младших школьников можно выделить две группы трудностей.

Первая группа — это трудности понятийного плана: неоднозначность истолкования понятий «интеллект», «умственные способности», «развитие интеллекта», «интеллектуальная одаренность» и др.; весьма сильная зависимость педагогики от сугубо психологической теории в вопросах развития умственных способностей учащихся, развития мышления и памяти; отсутствие должных понятийных ориентиров по интеллектуальному воспитанию в самом ФГОС начального общего образования.

Под интеллектуальным воспитанием учащихся следует понимать целенаправленный педагогически обеспеченный процесс развития и обогащения умственных способностей учащихся, формирования у них культуры и престижа умственного труда.

​ Интеллектуальное воспитание — самостоятельное направление воспитательной деятельности педагога, реализация которого возможна как в рамках основной образовательной программы (посредством учебного плана и плана внеурочной деятельности), так и в рамках дополнительных общеобразовательных программ.

Вторая группа — это трудности организационного и программно-методического плана, которые особенно заметны в условиях требований ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы (далее — ООП). До сих пор открыты вопрос отнесения интеллектуального воспитания к урочной или внеурочной деятельности учащихся и вопрос оценки результатов интеллектуального воспитания учащихся. Кроме того, в связи с процессами модернизации системы дополнительного образования педагоги общеобразовательных организаций столкнулись с проблемой освоения ресурсов дополнительного образования, их использования в образовательном процессе школ.

Нормативно-правовые предпосылки интеллектуального воспитания младших школьников

Точкой отсчета в разработке системы интеллектуального воспитания младших школьников будет содержащаяся в Федеральном законе от  29.12.2012 №   273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №  273-ФЗ) норма о том, что начальное общее образование направлено на «формирование личности обучающегося», развитие его «индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности», «овладение чтением, письмом», «простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи», а также на овладение «элементами теоретического мышления»1.

С обозначенной законодательной нормой вполне согласуется позиция ФГОС начального общего образования, характеризующая «портрет выпускника начальной школы». Наряду с прочими личностными характеристиками выпускника начальной школы в нем выделены такие, как:

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности2.

Следует принять во внимание и положения «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», где декларируется, что воспитательная компонента деятельности школы «должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации», поскольку формирование позитивной модели поведения обучающихся «способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире»3.

Выход на образовательные результаты

Обозначенное нормативно-правовое поле интеллектуального воспитания младших школьников
достаточно для того, чтобы выстроить соответствующую систему в рамках реализации ООП начального общего образования. Для этого, в первую очередь, необходимо детализировать требования ФГОС начального общего образования к образовательным результатам учащихся и спланировать эти результаты в соответствии с возможностями и способностями учащихся и фактическими условиями образовательной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Образовательные результаты младших школьников применительно к целям интеллектуального воспитания младших школьников

Цели интеллектуального воспитания

Планируемые результаты освоения учащимися ООП начального общего образования

Развитие навыков концентрации внимания на конкретном вопросе или объекте

Предметные образовательные результаты.
Рефлексивные универсальные учебные действия (далее — УУД) учащихся:
• самоорганизация;
• самоконтроль.
Познавательные УУД: логические операции

Развитие способности к широте восприятия окружающего мира

Личностные УУД:
• смыслообразование;
• нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
• работа с информацией;
• проведение исследования

Формирование способности подчинять мысль генеральной идее (связывать предмет познания с жизненными целями, нравственными установками)

Познавательные УУД: логические операции.
Усвоение метапредметных понятий

Формирование первичных навыков контроля мышления

Рефлексивные УУД:
• самоорганизация;
• самоконтроль

На резонный вопрос, чем интеллектуальное воспитание младших школьников отличается от процесса формирования УУД, ответить можно кратко. Тем, что оно направлено исключительно на умственные способности конкретного обучающегося. Специфическая цель интеллектуального воспитания — научить ребенка обращаться со своим умом, который нельзя считать чем-то самодостаточным, не нуждающимся в инструментовке. «Оснащение» ума учащихся необходимыми для потребления информации и контроля процессов жизнедеятельности техниками и есть то, в чем заключается содержание интеллектуального воспитания.

Как уже было сказано выше, система интеллектуального воспитания младших школьников должна охватывать как урочную, так и внеурочную деятельность. В таблице 2 приведено примерное содержание деятельности педагога в рамках ведущих подпрограмм ООП начального общего образования.

Таблица 2

Деятельность педагога по интеллектуальному воспитанию младших школьников

Область деятельности

Программа формирования УУД учащихся

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Учебный план

Организует учебное занятие так, чтобы работа учащегося с учебным материалом была не самоцелью, а поводом и способом личностно-значимой деятельности (проектной, исследовательской).
Организует овладение учащимися мыслительными техниками

Акцентирует учебный материал, отражающий ценности интеллектуального развития человека.
Дифференцированно подходит к подаче учебного материала; к текущему формирующему оцениванию учащихся

План внеурочной деятельности

Анализирует индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном развитии.
Разрабатывает специальные программы, в ходе освоения которых учащиеся осваивают техники обращения с собственным интеллектом, отрабатывает алгоритмы мышления

Культивирует престиж интеллектуального творчества посредством специально разрабатываемых мероприятий

Нельзя не принимать того факта, что если ученику не давать алгоритмов умственной деятельности, он начинает черпать их из бытового опыта, характер которого, увы, весьма далек от ценностей умственного труда. Чем больше и настойчивее развивать умственные способности, предлагая соответствующие алгоритмы, тем прочнее будет его умственный опыт и тем вероятнее, что в дальнейшем в этом опыте учащиеся найдут опору для самостоятельной познавательной практики.

В рамках учебного плана ООП начального общего образования целесообразно проводить специальные установочные уроки внутри каждой учебной дисциплины. На таких уроках педагог демонстрирует наиболее вероятные, с точки зрения востребованности в ходе учебных занятий, алгоритмы оперирования предметной информацией. Педагогу позволительно прибегнуть здесь к речевым оборотам со сниженной стилистической окраской, чтобы эмпирическое и теоретическое мышление учащихся одинаково работало на результат.

Хороший эффект в плане овладения учащимися своим интеллектом дают рефлексивные задания.

ПРИМЕР
Учащимся можно предложить подумать и ответить на такие вопросы:
1. Как я заучиваю необходимую информацию?
2. Что мне помогает в запоминании?
3. Что мешает мне запоминать учебный материал?
4. Всегда ли одинаково мне удается справляться с запоминанием материала?
5. Пробую ли я  какие-то специальные приемы запоминания?
Также можно предложить учащимся сочинить небольшой текст на тему «Что я знаю о своем уме?» или «Загадки моего ума».

Совершенно очевидно, что поступательное обращение сознания младших школьников на собственные мыслительные процессы не замедлит дать результат. Хотя бы в том плане, то учащиеся с низкой мотивацией учения, но хорошими интеллектуальными задатками признают меру своей «вины» в плохих оценках. Те же, кто имеет высокий уровень мотивации учения, откроют для себя отдельные способы управления процессами мысли. В четвертом классе методы самонаблюдения и взаимонаблюдения уже должны быть привычными для учащихся. Обязательными становятся эссе по результатам самонаблюдения: «Оценим свои привычки», «Что и когда я делаю лучше всего», «Мой самый счастливый день» и др.

Рефлексивные упражнения в системе интеллектуального воспитания младших школьников

Организуемое в таком ключе самопознание младших школьников невозможно без провокаций со стороны педагога. Чтобы развивать мышление учащихся, их наблюдательность, нужно стараться использовать любую возможность. Например, одним из домашних заданий по окружающему миру может стать задание понаблюдать после дождя те участки земли, на которых подолгу застаивается вода. Можно взять небольшие пробы земли и определить ее состав, используя увеличительное стекло. Педагог ставит перед учащимися как общую задачу наблюдения, так и более конкретные частные задачи. Но главное, это в ходе проверки выполнения задания заставить учащихся воспроизвести как ход своих действий, так и ход своих мыслей.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ( спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

В рамках плана внеурочной деятельности пространство интеллектуального воспитания младших школьников еще шире, поскольку здесь педагог не ограничен необходимостью выполнить учебную программу. Среди прочих направлений внеурочной деятельности учащихся по ФГОС начального общего образования выделяет общеинтеллектуальное направление. Характерно, что изменения во ФГОС не коснулись состава направлений внеурочной деятельности, а лишь усилили акценты на необходимости учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности4.

Следует обратить внимание на то, что внеурочная деятельность организуется на добровольной основе и в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Применительно к системе интеллектуального воспитания младших школьников, это означает необходимость большей подготовительной работы: изучения склонностей и интересов учащихся, анализа потребностей их родителей (законных представителей), просвещения последних в части перспективного содержания внеурочной деятельности и т. п. Также важно продумать оптимальные формы организации внеурочной деятельности.

Формы и методы работы

В зависимости от потребностей и возможностей учащихся, можно прибегать к таким формам внеурочной деятельности, внутри которых ее цели и цели интеллектуального воспитания младших школьников равнозначны. Например:

  • научный клуб;
  • научное общество учащихся;
  • кружок «Всезнайки»;
  • олимпиадные группы и др.

Сложнее, однако, наполнить выбранную форму развивающим содержанием, получить искомые результаты интеллектуального воспитания учащихся. И здесь недостаточно будет просто активной познавательной ( в т. ч. исследовательской) деятельности учащихся, пусть даже очень продуктивной. Такая деятельность должна чередоваться с  тренингами-упражнениями.

Назначение тренингов-упражнений — обретение учащимися того или иного навыка. Тренинги-упражнения могут быть групповыми и индивидуальными, но обязательное условие — практический навык по окончании работы. В отличие от обычных практических работ, тренинги-упражнения рассчитаны на получение навыка, применение которого возможно для учащегося сразу же. Для младших школьников будут уместны следующие тренинги-упражнения:

  • буриме (возможны тематические заданные рифмы);
  • загадки (загадывание, т. е. придумывание загадок);
  • установление аналогий (лучше между разнородными предметами и явлениями);
  • «вопрос на викторину» (вопрос, рассчитанный больше на сообразительность, нежели на информированность);
  • новое понятие (учащимся предлагается дать определение нестандартному слову, например «мышебег»).

Достигаемые результаты

Если перенести на результаты тренингов-упражнений подход ФГОС к планированию образовательных результатов, то мы получим, что в ходе тренингов-упражнений:

ученик научится:

  • принимать и сохранять предмет мысли;учитывать выделенные педагогом ориентиры мыследействия;
  • планировать процесс мысли в соответствии с поставленной целью;
  • анализировать ход мысли, разбираться в причинах затруднений;
  • извлекать уроки из допущенных ошибок;

ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с педагогом устанавливать новые предметы мысли;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в интеллектуальном сотрудничестве;
  • самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Отмеченная выше связь задач интеллектуального воспитания младших школьников и отдельных видов УУД неслучайна. Говоря об интеллектуальном воспитании, нельзя не говорить о метапредметном походе в организации образовательного процесса, суть которого — в выходе за рамки предмета («мета» в переводе с латыни означает «за», «перенос»). Всяческий, однако, перенос (знаний, опыта и др.) возможен лишь в случае его осознанности учащимся. Вряд ли будет метапредметным образовательный результат, который получен учащимся случайно, без предварительной мотивации и осмысленной познавательной цели. Даже эвристическое обучение предполагает ту или иную познавательную цель. И всякий раз, когда целью мыследеятельности избирается не конкретная учебная информация, а надпредметное знание или понятие, это подход имеет место быть. Но ученик должен быть готов к  таком-у подходу, т. е. должен владеть элементами теоретического мышления и уметь рефлексировать свои умственные процессы. В рамках какой-бы подпрограммы ООП начального общего образования ни планировалась система интеллектуального воспитания младших школьников, она будет весьма действенным механизмом достижения младшими школьниками ее планируемых результатов.


1 Пункт 1 ст. 66 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2 Пункт 8 раздела I ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от  29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от  06.10.2009 № 373 „Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования“»).

3 Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях / письмо Минобрнауки России от  13.05.2013 № ИР-352/09 «О направлении Программы».

4 Приказ Минобрнауки России от  29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль