Оценка качества образования начальной школы как инструмент развития учителя и школы

1953

Новые функции оценки качества образования в начальной школе

Введение федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования дало импульс развитию новых подходов к обучению и оценке качества образования начальной школы. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС начального общего образования, ориентирует на оценку универсальных учебных действий (далее — УУД) и опыта учащихся. В числе основных требований ФГОС начального общего образования — установка на активное освоение учащимися способов познавательной деятельности, «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»1.

ФГОС начального общего образования предопределяет серьезные изменения в подходах к оценке качества образования начальной школы:

  • предметом итоговой оценки качества образования начальной школы становятся предметные и метапредметные результаты;
  • результаты итоговых работ должны характеризовать уровень освоения основных формируемых способов действий;
  • в течение всего периода обучения необходимо оценивать динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, «продвижение в достижении планируемых результатов».

Такие требования ФГОС начального общего образования определяют выбор инструментов и технологий оценки качества образования начальной школы. Вопрос «Как оценить качество образования?» тесно связан с вопросом «Как изменить (улучшить) качество образования?», поэтому так важно понимать, какие подходы к внутренней оценке качества образования в начальной школе существуют и на достижение каких целей они ориентируются. Постепенно акцент переносится с  оценки-контроля (проверки) на оценку, способствующую обучению ( оценку-поддержку)2. Основными потребителями информации о результатах оценки качества образования начальной школы второго типа являются непосредственные участники образовательного процесса — учителя, ученики и их родители. В этом случае, по словам И. Д. Фрумина, «ответственность возникает не из подконтрольности, а из открытости и прозрачности. При этом процедуры внутренней оценки качества образования в начальной школе и результатов становятся оружием самих учителей»3. На наш взгляд, основная задача современной школы — сделать оценку качества образования начальной школы инструментом для развития учителя и самой школы. В статье будет рассмотрена организация работы с результатами оценочных процедур в поддерживающем ключе, освещены наиболее существенные методические решения.

Как организовать работу с учителями при внутренней оценке качества образования начальной школы

При планировании изменений и организации работы с учителями важно учитывать факторы, которые могут тормозить перемены. Прежде всего, это неприятие учителем новых подходов к внутренней оценке качества образования начальной школы, связанное с недостатком необходимых педагогических компетенций и страхом оказаться неуспешным. Администрации школы надо предпринять ряд шагов для включения учителей в освоение новой области их деятельности.

Для начала необходимо представить контекст, в рамках которого будет выстраиваться внутренняя система оценки качества образования в школе. Контекст задается знакомством с исследованиями и инструментами, отражающими новые подходы к оценке качества образования в начальной школе:

международные исследования TIMSS, PISA, PIRLS и др.;национальные исследования и инструменты оценки качества образования в начальной школе (НИКО по математике, SAM4, Дельта5, инструментарий и процедуры оценки качества начального общего образования6 и др.);внутриклассное оценивание7.

Этот этап работы дает объемное представление о новых системах оценки качества образования в начальной школе, отличных от привычной педагогу отметки. Но для этого нужно посвятить достаточное время совместному решению заданий, анализу умений, которые подлежат оценке качества образования начальной школы. Важно представить широкий спектр ресурсов по тематике семинара (сайты, статьи, книги), чтобы учитель самостоятельно мог познакомиться с тем или иным подходом к системам оценки качества образования в начальной школе.

Следующий шаг предполагает знакомство с целями, задачами, инструментарием мониторинга, который планируется проводить в школе (зачем нужно проводить ту или иную процедуру, как оценка качества образования начальной школы будет организована, как будут использоваться ее результаты). Примерный порядок процедур представлен в таблице.

Примерный порядок оценочных процедур

Содержание и цели оценочной процедуры Сроки проведения, объекты оценивания
Стартовая диагностика «Оценка готовности первоклассников к школьному обучению» 1-й класс
(третья неделя сентября)
Оценивается общее развитие ребенка (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость), предпосылки овладения грамотой и математикой, личностные особенности детей, ресурсы и цена адаптации ребенка к школе
Итоговая диагностика учащихся 1, 2, 3-х классов 1-3-й классы
(май)
Оцениваются предметные образовательные результаты учащихся (освоение программ по русскому языку, математике) и метапредметные образовательные результаты (уровень сформированности читательской грамотности; личностные особенности учащихся, ресурсы и характер адаптации учащихся к школе
Дельта 2-4-й классы
(февраль)
Оценивается индивидуальный прогресс учащихся
Итоговая работа для выпускников начальной школы (оценка индивидуальных достижений обучающихся) 4-й класс
(апрель — май)
Оцениваются предметные образовательные результаты учащихся (освоение программ по русскому языку, математике) и метапредметные образовательные результаты (овладение регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД)

Следует четко разделить функции оценки и границы применения ее результатов. Так, контрольные работы для учеников 4-х классов — это своеобразная контрольная точка, подведение итогов. Их результаты позволяют оценить уровень освоения учеником программы начального общего образования и определить уровень его готовности к следующей ступени обучения.

Стартовая и итоговые диагностики в  1-3-х классов, а также оценка индивидуального прогресса ученика ( 2-4-й классы) служат основой для оценки динамики результатов, корректировки учебного процесса и планирования индивидуальных результатов. Такая оценка-поддержка способствует как образовательному продвижению ученика, так и развитию школы в целом. Но при условии, что назначение оценки качества образования начальной школы поняли и приняли педагоги. Поэтому общероссийская система оценки качества школьного образования предусматривает использование таких систем оценки качества образования в начальной школе планируются совместно с ними, чтобы педагоги понимали, что не их проверяют, а они сами оценивают, как идет обучение, нужно ли что-то изменить в образовательной программе, в методах работы. Обсуждение результатов оценки качества образования в начальной школе должно строиться не на сравнении классов друг с другом (педагога с педагогом), а на анализе пробелов в образовательных результатах учащихся и издержек (недочетов) в работе конкретного педагога. Здесь можно выделить сильные стороны педагогического опыта педагога, понять, как можно строить дальнейшее взаимодействие педагогов по развитию у них опыта оценочной деятельности.

Формы предъявления результатов оценки качества образования в начальной школе

Когда результаты какой-то оценочной процедуры поддерживающего типа получены, наступает самый сложный этап работы. Первая проблема, с которой сталкиваются учителя и администрация школы, как «прочитать» результаты оценки качества образования в начальной школе. Новый инструментарий, как правило, предполагает новые формы предъявления результатов. Так, результаты могут быть представлены в виде профиля (рис. 1, 2).

Оценка качества образования начальной школы как инструмент развития учителя и школыРис. 1. Профиль учащегося 1-го класса по результатам стартовой диагностикиОценка качества образования начальной школы как инструмент развития учителя и школыРис. 2. Профиль учащегося 1-го класса по результатам оценки индивидуального прогресса

Нужно обучить педагогов грамотному чтению разных форм предъявления результатов. Методических рекомендаций в этом случае недостаточно, нужна практика совместного прочтения одних и тех же профилей и сопоставления разных «прочтений», чтобы педагог был уверен, что он правильно понимает результаты учеников, представленные в разных форматах.

Вторая проблема более сложная. Педагог привык интерпретировать результаты предметных контрольных работ, выделяя не освоенные учеником знания и умения. Теперь же требуется более серьезный анализ, поскольку у каждого ученика есть предметные, метапредметные и личностные результаты. Важно увидеть их взаимосвязь и взаимовлияние, а еще учесть контекстные данные (например, результаты анкетирования родителей). Разумеется, цель учителя — научить ребенка каким-то предметным знаниям и умениям, но если, например, основные проблемы ученика лежат в  эмоционально-волевой сфере, то усилия педагога должны быть сосредоточены прежде всего на создании ситуаций успеха для такого ребенка на уроке, на организации хорошего группового взаимодействия с его участием и т. п.

Проблема интерпретации данных после оценки качества образования в начальной школе

Научиться комплексному анализу результатов и оценке индивидуального прогресса ученика педагог сможет быстрее, если пройдет повышение квалификации в этой области и будет включен в новые формы профессионального сотрудничества (работа в группе заинтересованных педагогов над выделенной проблемой, сетевое взаимодействие и др.).

Для реальных изменений школе необходим постоянно действующий методический семинар или мастерские для учителей. Их содержанием станут:

  • согласование подходов к интерпретации результатов;
  • согласование целей по достижению результатов; планирование результатов каждого ученика на определенный период времени (например, на год);
  • обсуждение выявленных проблем и подходов к их разрешению с точки зрения ресурсов (школьных и муниципальных) и др.;
  • выделение групп учеников по способам их работы и разработка стратегии работы с каждой группой;
  • интерпретация способов решения учениками того или иного задания, определение умений, которые формируются в процессе решения того или иного задания;
  • совместное проектирование уроков; разработка заданий к разным содержательным разделам программы; разработка учебных ситуаций, ориентированных на развитие универсальных учебных действий у младших школьников;
  • формирующее оценивание;
  • анализ дефицитов (недостатков, издержек) собственной подготовки и оформление заказа на повышение квалификации.

Тематика методической работы должна определяться на основе анализа результатов оценки качества образования в начальной школе и тех конкретных целей, которые ставят перед собой педагоги. Например, «Групповые формы работы в начальной школе как механизм формирования ученической инициативы, самостоятельности и ответственности» или «Освоение исследовательской позиции учащимися начальной школы через внеурочные формы работы».

Как выбрать программу и УМК

Один из важнейших факторов, позволяющих существенно изменить качество образования в школе, — это выбор программы, технологии обучения. Анализируя данные по всей параллели, администрация совместно с учителями может принять решение о замене используемого в школе учебно-методического комплекта (далее — УМК).

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо проанализировать данные об УМК из разных источников и сопоставить их с целями, задачами школы и условиями их реализации. Можно использовать различные источники. Например, анализ наиболее распространенных УМК по литературному чтению и окружающему миру, выполненный М. А. Пинской в рамках углубленного исследования результатов PIRLS-20068. Не менее важно принимать во внимание данные статистического анализа результатов школьников, обучающихся по разным программам, который проводится на федеральном или региональном уровне.

В Красноярском крае КГКСУ «Центр оценки качества образования» в течение последних трех лет представляет в своих отчетах данные исследования результатов четырех наиболее распространенных в регионе программ для начальной школы на уравненных выборках9. Почему такое сравнение нельзя проводить напрямую? Потому что на достижения учеников, кроме программы, влияет множество факторов: например, одна программа используется повсеместно, другая — преимущественно в городах или в гимназиях. Для того чтобы эти факторы устранить, были сформированы группы по 1000 учеников, в которых в равных долях были представлены школьники из разных типов школ и разных типов населенных пунктов, сел, поселков, больших и малых городов. В течение всех трех лет одни программы были связаны со значимо более высокими результатами, другие — с более низкими.

Кроме данных статистики, безусловно, важно учитывать и мнения работающих по тем или иным УМК учителей, их квалификацию. Но чтобы опрос вывел за границы сложившихся оценок и предпочтений, нужно продумывать вопросы анкеты или обсуждения. Например, нужно обсудить ресурсы УМК с точки зрения образовательных потребностей разных групп учеников, развивающего потенциала, качества текстов, качества методического сопровождения, изменений, которые авторы вносят с введением с ФГОС начального общего образования, и т. д.

Как изменить рабочую программу

Еще один ключевой элемент внедрения новых подходов к оценке качества образования в начальной школе — изменение рабочей программы педагога.
На уровне школы можно внести требование к ее аналитической части — учитель включает в рабочую программу не только результаты выполнения контрольной работы, но и свои планы, а именно:

выделяет разделы предметного содержания, которые по итогам предыдущего года освоены детьми недостаточно;выделяет группы детей, требующих специальной работы (как слабо подготовленных, так и сильных);планирует и описывает свою работу с каждой группой учеников, планирует результаты на предстоящий период.

Анализ рабочих программ, которые учителя оформляют перед началом учебного года и в течение года корректируют, позволяет завучу или руководителю методического объединения учителей начальной ступени увидеть, как педагог работает с данными оценки качества образования в начальной школе, насколько богат арсенал его педагогических средств, кто может выступить методистом для коллег.

В качестве примера приведем выдержку из аналитической части рабочей программы по математике педагога третьего класса.

ПРИМЕР
«…Результаты итоговой работы по математике показали следующее:
Хуже всего освоен раздел „Работа с информацией“. Необходимо включить практическую работу с оформлением данных в диаграмме и таблице, предлагать поиск информации, заданной в табличной форме и в виде диаграммы, в разных источниках.
Половина класса имеет затруднения в решении текстовых задач. Работа будет продолжаться в  4-м классе, надо усилить моделирование текстовых задач, включить работу по взаимоконтролю. Добавить задачи с недоопределенными и лишними данными.
Две группы учеников, которые требуют специальной организации работы.
Группа 1. Ученики, которые не достигли уровня базовой подготовки по курсу 3-го класса и не сумели применить полученные знания в нестандартной учебной или практической ситуации (набрали менее 11 баллов за задания базового уровня и менее 4 баллов за задания повышенного уровня; у каждого из них есть проблемы в изучении 4–5 разделов математики). Ученики 2, 3, 8, 10, 12, 22, 26, 29 (фамилии, именя учеников заменены цифрами). Для них нужны индивидуальные консультации с использованием предметного материала; создание ситуаций успеха: индивидуальные домашние задания, которые они могут выполнить самостоятельно; вызывать к доске тогда, когда они точно справляются с работой, специально приглашать к участию в классных соревнованиях „Кто сам сочинит задачу?“. Этих учащихся необходимо продолжать учить читать и понимать задания; предлагать логические игры. Особо сложные ученики 2, 3, 22, 26. Им требуется дополнительная помощь педагога-психолога.
Планируемый результат: ученики 8, 10, 12, 29 справятся с большинством заданий базовой части за 4 класс. Ученики 2, 3, 22, 26 справятся с минимально необходимым количеством заданий за 4 класс.
Группа 2. Ученики, которые достигли уровня базовой подготовки и продемонстрировали способность применять знания и умения в нестандартных учебных ситуациях при решении познавательных и практических задач повышенного уровня. Ученики 18, 19, 24.
Для этих учащихся надо использовать задания повышенного уровня сложности, задания олимпиадного характера (и на уроках, и вместо обычной домашней работы). Они будут самостоятельно изучать некоторые темы вместо работы на уроке. Будут работать консультантами, им надо предложить записаться в математический кружок.
Планируемый результат: Ученики 18, 19, 24 выполнят максимальное количество заданий итоговой работы за начальную школу».

Как организовать работу с родителями для оценки качества образования в начальной школе?

В начальной школе родители, в полном смысле этого слова, — участники образовательного процесса. Как сделать сотрудничество с родителями продуктивным? Предлагаем ряд проверенных практикой решений.

В начале учебного года проводится родительское собрание по параллелям. На них среди прочих вопросов школьной жизни обязательно нужно поговорить обо всех предстоящих системах оценки качества образования в начальной школе. Объявить график их проведения, разъяснить назначение каждой проверочной или диагностической работы, рассказать родителям, какие результаты они смогут в итоге получить и как будет строиться дальнейшая работа с оценкой качества образования в начальной школе. Это снимает значительную долю напряжения и упреков в том, что в школе «не учат, а только проверяют». Общее обсуждение системы оценки качества образования учеников важно еще по одной причине. Отдельные учителя могут приписывать оценочным процедурам не свойственные им функции, например, итоговые работы в  4-х классах часто анонсируются как «ЕГЭ в  4-х классах», «переводной экзамен», хотя итоговой аттестации в российской начальной школе нет.

Результаты контрольных или диагностических работ выдаются на классном собрании. Однако, прежде чем их выдать, нужно разработать форму их представления родителям, поскольку результаты нового типа не описываются и не измеряются отметкой. Многие привычные в школьной среде термины, например «метапредметные результаты» или «интерпретация информации», для родителей непонятны, а подробный перечень умений — неинтересен.

Для представления данных наиболее удобна компактная табличная или графическая форма.

Учитель разбирает представленные данные на обезличенном примере, показывает, как их «читать» и интерпретировать, отвечает на вопросы. Если речь идет о представлении предметных или метапредметных результатов, рекомендуется разобрать вместе с родителями несколько модельных заданий, демонстрирующих характер и суть умений, которые подобными заданиями проверяются. Только после этого родителям раздаются индивидуальные результаты учеников, чтобы они познакомились с ними самостоятельно — лучше дома. Но педагог обязательно обозначает время, когда к нему можно прийти и задать вопросы о своем ребенке, его проблемах и продвижении.

Еще одна необходимая традиция — специально организованные дни встреч с родителями. Такие дни устраиваются раз в полугодие или раз в четверть, и в это время в школе находятся учителя, администрация, психологи, медицинские работники, — все, у кого можно получить индивидуальную консультацию по вопросам, связанным с результатами ребенка. Лучший день для этого — суббота.

Родителям важно объяснить, как много зависит от родных в развитии детей, в первую очередь, в развитии речи (если в семье мало говорят друг с другом, мало читают, словарь ребенка беднее, ему не хватает знаний о предметном мире), рассказать, как можно организовать семейный досуг, чтобы он не дублировал школу, но помогал учению (совместное чтение, театр, аудиокниги, языковые и логические игры и т. д.), объяснить возможные причины трудностей детей в письменной и устной речи, роль неврологов, логопедов и других специалистов, которые могут детям помочь, и наконец, поговорить о формах «правильной» и «неправильной» помощи начинающим ученикам.

Как менять образовательное пространство школы

Если школа всерьез начинает изменения, педагоги обязательно приходят к пониманию того, что для достижения планируемых результатов освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования недостаточно уроков. Инициируется приобретение для логических игр для занятий на переменах книг с занимательными задачами или материалов олимпиад. Вносятся изменения в  предметно-пространственные решения для классного кабинета. Меняется пространство классного кабинета: педагоги выделяют специальный стол или полку, где находятся задания для самостоятельной подготовки учащихся; кабинет оснащают предметным материалом: кубики, различные игры ( в т. ч. настольные), инструменты, мерки и т. п., устанавливают несколько досок для групповой работы; по-другому расставляется мебель.

Администрация вместе с учителями начинает разрабатывать новые внеурочные формы достижения результатов: выездные школы, интеллектуальные игры, погружения. При этом важно не забыть о мощнейшем влиянии языковой и культурной среды школы — начиная от внимания к языку и грамотности любых вывесок, объявлений, стенгазет, появляющихся на школьных стенах до специально спланированного размещения интересных фактов, картин, стихов, обустройства школьной медиасреды (газеты, радио, сайта и т. п.), появления новых коммуникативных практик (читательский клуб, школа ведущих и т. п.).

Как меняется работа администрации

Работа с данными современной оценки качества образования в школе меняет и работу заместителя директора по учебной работе. Его главной задачей становится помощь педагогу в анализе образовательных результатов учащихся: достигнуто ли то, что запланировано учителем относительно движения детей; эффективны ли подходы к обучению, практикуемые педагогом.

Меняется схема анализа урока в рамках внутришкольного контроля (далее — ВШК). Предварительно с педагогами согласуются подходы к анализу урока, критерии оценки деятельности учителя. Первоочередное внимание уделяется созданию условий для положительной динамики образовательных результатов учащихся. В ходе ВШК отмечаются следующие моменты:

какие проблемы групп учащихся или отдельных учеников были выделены по результатам предыдущей диагностики;как это учитывается на уроке;как организована групповая работа учащихся;различает ли педагог пространство подготовки и пространство представления результатов оценочных процедур.

Меняется и формат собеседования по итогам учебного периода. Курирующий зам. директора составляет список вопросов, связанных с реализацией запланированного самим учителем. Анализируя результаты, он учитывает стартовую ситуацию (результаты стартовой диагностики или первого среза диагностики «Дельта»), оценивает, насколько класс изменился относительно себя самого, что было причиной успеха/неуспеха отдельных учащихся, какие факторы определили позитивную динамику. Подобная работа смещает акцент в деятельности завуча от констатирующего контроля к развивающему, показывает учителю, что является важным для всей организации, позволяет удерживать внимание на решении стратегических задач.

Важным направлением работы курирующего заместителя директора становится создание развивающей среды для педагогов. Это прежде всего организация эффективного взаимодействия внутри школы: работа педагогов в небольших группах, решающих какую-то одну, общую для всех проблему; педагогические мастерские, ориентированные на активные формы работы (разработку заданий, проектирование уроков и их анализ и др.); обсуждение возможных форм повышения квалификации в связи с выявленными той или иной оценочной процедурой недочетами в подготовке учащихся; оформление индивидуальных образовательных программ педагогов, в которых фиксируется, что получается хорошо, что не получается, какие задачи ставит педагог на ближайшее время, как планирует совершенствовать свои профессиональные умения.

Выводы

Не претендуя на исчерпывающее описание подходов к оцениванию в современной школе, хотелось бы подчеркнуть, что правильно расставленные акценты в организации и использовании результатов оценки (как системы взаимной поддержки) позволяют школе стать «гибкой саморегулируемой системой», развивать учителей и школу в целом. Это возможно, если при использовании результатов оценки качества образования начальной школы соблюдаются следующие принципы:

подлежащие оценке качества образования начальной школыобразовательные результаты планируются с привлечением педагогов; учитываются образовательные потребности и возможности обучающихся;

различаются контролирующие и развивающие ( в т. ч. поддерживающие) функции оценки;

система использования данных оценочных процедур выстраивается в соответствии с этими функциями;разрабатываются стратегии поддержки педагогов, учащихся и родителей по результатам оценки;

внутренняя оценка деятельности школы развивается в «поддерживающем» ключе ( в т. ч. педагогами активно осваиваются техники формирующего оценивания);управленческие решения принимаются по результатам оценки с учетом контекстных данных (факторов, оказывающих влияние на эти результаты).


1 Пункт 6 раздела I федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Фрумин И.Д. Две идеологии в управлении образованием: между контролем и поддержкой (на примере вопроса об оценке качества образования) // Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии / Под ред. И. А. Вальдмана. М.: Университетская книга, 2006.

3 Там же, с. 19, 20.

4 SAM (School Achievements Monitoring) — тестовый инструмент для оценки учебной успешности в начальной школе, созданный группой российских специалистов в Центре международного сотрудничества по развитию образования (Center for International Cooperation in Education Development, CICED) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

5 Дельта — инструмент для оценки динамики образовательных достижений учащихся начальной и основной школ (математика, русский язык).

6 Инструментарий для оценки качества образования в начальной школе, разработанный в рамках проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» (рук. Ковалева Г.С.).

Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: Учеб. пособ. М.: Логос, 2010.

8 Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / Под науч. ред. И. Д. Фрумина. М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.

Отчет о результатах выполнения краевых контрольных работ учащимися 4-го класса в 2014 г.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль