Мотивация активной учебно-познавательной деятельности младших школьников

48

Активная позиция как фактор учебно-познавательной деятельности младших школьников

В условиях модернизации современной системы образования значительно возрос интерес педагогики к личности школьника. Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний стала одной из центральных задач общеобразовательной школы. Это делает особенно значимой проблему формирования активной позиции обучающегося в учебном процессе. Рефлексивный подход предполагает сформированность у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности.

Центральной линией развития самооценки ученика в школе является формирование умения определять границы собственного знания и незнания, возможностей и ограничений. В течение начальной школы в условиях систематически организованной учебно-познавательной деятельности младших школьников может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценивать границу  возможностей.

Условия развития активной учебно-познавательной деятельности младших школьников

Правильно организованная мотивация учащихся к деятельности на уроке будет способствовать развитию самооценки обучающихся. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если учитель будет целенаправленно формировать учебное действие самооценки, то младший школьник научится фиксировать свой успех или неуспех (это доступно дошкольнику) и анализировать их причины. Когда рефлексивная деятельность вызовет у него интерес и в процессе ее выполнения он будет испытывать положительные эмоции, можно ожидать, что у младшего школьника постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности. Далее, от фиксации своего знания или незнания, умения или неумения он может перейти к освоению способов преодоления незнания или неумения.

Для становления мотивации к познавательной деятельности школьников младших классов большую роль играет обучение, которое носит эвристический, исследовательский характер, а также организация проектной деятельности учащихся. Это прямым образом связано с психовозрастной потребностью младших школьников в мышлении, в осмыслении наблюдаемых явлений и событий. Большую роль играет обучение, которое носит эвристический, исследовательский характер, организация поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Чтобы организация такого обучения стала личностно значимой для ребенка, на уроке могут быть использованы листы самооценки, которые помогут учащимся определить границы «знания — незнания», сформулировать учебные задачи, а на этапе рефлексии провести повторную самооценку собственных достижений, выявить причины успешности или неуспешности, спланировать дальнейшую деятельность (табл. 1–2).

Таблица 1

Пример листа самооценки, предусматривающего самооценку в начале и в конце урока

В начале урока
(да / нет)
Предметные образовательные результаты В конце урока
(да/нет)
Умею различать главные и второстепенные члены предложения
Умею выделять грамматическую основу предложения
Умею разбирать предложение по членам
Умею различать нераспространенные и распространенные предложения

Таблица 2

Пример листа самооценки, предполагающего фиксацию выбора учащимся содержания учебной деятельности и содержания домашнего задания

Предметные знания и умения В начале урока
(«+» «?», «-»)
Выбор
задания
необходимого уровня
на уроке
(задания, упражнения)
В конце урока («+» «?», «-») Выбор
домашнего задания
(задания, упражнения)
Знаю, что такое глагол
Умею задавать вопросы к неопределенной форме глагола
Умею находить в тексте глаголы в неопределенной форме
Умею образовывать от неопределенной формы глагола разные формы времени
Умею определять время глагола

Представленные листы самооценки — пример того, как учитель может содействовать индивидуализации учебно-познавательной деятельности младших школьников. В зависимости от результатов самооценки каждый ученик может выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда, а учитель — организовать в дальнейшем разноуровневое обучение. Важно сделать такую практику регулярной, привычной для учащихся. Постепенно листы самооценки можно использовать для организации рефлексивной практики младших школьников в ходе выполнения домашних заданий; самостоятельных учебных исследований и др. Не исключается применение рефлексивных блоков в контрольных работах по тематическим разделам рабочих программ.

Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря своему личностному выбору, а не выбору учителя. Кроме того, позволяет формировать и выявлять не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию. При этом мотивационный аспект рефлексии остается ведущим, но при условии, что это не познавательная мотивация школьников по принуждению, а мотивация самостоятельности.

Учебно-познавательная деятельность младших школьников: выход на дифференцированный материал

Основой создания разноуровневых заданий является таксономия Б. Блума, в которой выделены следующие уровни: знание (употребляемых терминов, конкретных фактов, понятий и т. д.), понимание (понимание фактов, интерпретация материала, схем, преобразование словесного материала в математические выражения и т. д.), применение знаний (использование понятий в новых ситуациях, применение законов, процедур), анализ (выделение скрытых предположений, видение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями и т. д.), синтез (написание творческого сочинения, составление плана исследования и т. п.), оценка (оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности и т. д.).

В соответствии с таксономией Б. Блума условно можно выделить три уровня сложности выполнения заданий в процессе учебно-познавательной деятельности младших школьников:

  • Базовый (репродуктивные задания, требующие простого воспроизведения материала). Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования; повышенный (задания, где знания надо не просто воспроизвести по памяти, а применить полученные знания в другой ситуации).
  • Повышенный уровень свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями; творческий (продуктивные задания на выполнение мыслительных операций, т. е. применение знаний в новой нестандартной ситуации).
  • Высокий уровень свидетельствует о способности учащихся применять полученные знания при решении нестандартных заданий, отличаются глубиной осознанного материала, сформированностью интереса к данной предметной области.

Разноуровневые задания могут быть использованы на разных этапах урока, как на этапе актуализации и мотивации к учебно-познавательной деятельности младших школьников, так и при выборе домашнего задания.


ПРИМЕР
Так на уроке русского языка во  2-м классе по теме: «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (с помощью гласных)» учитель на этапе актуализации учебной деятельности создает условия для повторения учащимися ранее изученного материала и создания мотивации к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия. Посредством встроенного педагогического наблюдения проводится фиксация индивидуального затруднения учащихся. Учитель предлагает ученику соотнести результаты выполнения с образцом, выполнить самооценку с помощью «Лестницы достижений» (повторить, уточнить, доказать).


Для маркировки результатов самооценки в ходе учебно-познавательной деятельности младших школьников можно прибегать к знакам и символам, отвечающим психовозрастному развитию младших школьников:

  • если учащийся понимает, что ему надо еще раз повторить ранее пройденный учебный материал, он рисует человечка на первой ступеньке «лестницы достижений», если нужно повторить эту тему;
  • если учащемуся достаточно уточнить ту или иную информацию, он рисует человечка на второй ступеньке «лестницы достижений»;
  • если учащийся готов к дальнейшему применению знаний и может аргументировать свои решения, он рисует человечка на третьей ступеньке «лестницы достижений».

Далее в зависимости от результатов самооценки учащиеся самостоятельно выбирают задание («Повторить» — Карточка № 1; «Уточнить» — Карточка № 1 или Карточка № 2; «Доказать» — Карточка № 2) и таким образом выстраивают индивидуальный образовательный маршрут урока.

Следуя по выбранному маршруту, учащиеся самостоятельно выполняют задания, делают выводы, соотносят их с материалом учебника. В конце урока на этапе рефлексии вновь проводится самооценка учебно-познавательной деятельности младших школьников, используя «лестницу достижений», соотносятся уровень знаний, определенный в начале урока, с теми результатами, которые были получены в конце урока, анализируются причины успешности или неуспешности, выбирается домашнее задание.

Применительно к личностно ориентированному обучению ситуация выбора — это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности младших школьников. Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать следующие обстоятельства:

  • прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор на основе осознанной самооценки, возможностей, потребностей и поставленных задач, а также аргументированно объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту;
  • ситуация выбора создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно ориентированного обучения, а с определенной целью. В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным; для стимулирования учащихся к выбору учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, в ходе диалога с учащимися выясняет значимость его выполнения, обсуждает критерии его оценки.

Таким образом, для того чтобы ученик стал активным субъектом учебно-познавательной деятельности, необходимо обеспечить его средствами фиксации и оценки, с помощью которых он мог бы отслеживать те изменения, которые происходят с ним в процессе обучения. Становление навыков самооценки в процессе учебно-познавательной деятельности младших школьников невозможно без воспитывающих педагогических воздействий на самосознание ученика, его ответственность за результаты урока.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль