Государственная политика в образования и социальная практика в школе

58

В декабре 2014 г. указом Президента России утверждены Основы государственной культурной политики. Большое внимание в этом законодательном акте уделено задачам государства в области воспитания подрастающего поколения, где первоочередной задачей является «возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между разными поколениями внутри семьи»Государственная политика в образования и социальная практика в школе. Реализовать поставленную задачу в условиях определенной школы можно в рамках различных образовательных программ. Наиболее открыты для этого образовательные программы внеурочной деятельности учащихся в школе.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (здесь и далее ФГОС) начального общего образования, при организации внеурочной деятельности учащихся особое внимание следует уделить духовно-нравственному и социальному воспитаниюГосударственная политика в образования и социальная практика в школе. Между этими направлениями нет жестких границ - организационных, методических, технологических. Напротив, именно согласованность этих направлений в рабочих программах педагогов по внеурочной деятельности учащихся в школе, в содержании занятий, в используемых подходах к педагогическому взаимодействию и др. позволяет достигать интегрированного образовательного результата. То есть такого, где формируемые личностные качества учащихся сопряжены с универсальными учебными действиями (далее — УУД), а главное — с частными ситуациями проживания ими тех или иных нравственных ценностей.

Безусловно, социальная практика в школе должна рассматриваться не только как инновация процесса формирования личностных образовательных результатов учащихся, но и средством обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся во внеурочной деятельности. ФГОС начального общего образования включает социальные практики в число условий, обеспечивающих реализацию ООП начального общего образованияГосударственная политика в образования и социальная практика в школе.

Пару слов о социальной практике в школе

Социальная практика - это форма педагогически сопровождаемой деятельности учащихся, направленная на освоение социального пространства образования:

  • осознанию социальных норм, правил социальной коммуникации;
  • обретению навыков взаимодействия с различными социальными категориями граждан.

Понятие «социальная практика» пришло в педагогику из социологической науки. Там она означает вид практики, в ходе которой субъект, используя различные общественные институты и воздействуя на систему общественных отношений, активно развивается сам.

Целесообразно организовать социальную практику в школе в формате коллективных творческих проектов. Покажем это на примере опыта реализации проекта «Пять поколений»Государственная политика в образования и социальная практика в школе.

Работе над проектом «Пять поколений» предшествует краткосрочный проект «У кого мы учимся доброте», в основе которого — материалы о бабушках учащихся, занимающихся на курсе основ журналистики. В течение года учащиеся собирают информацию о своих бабушках. Непосредственно на занятиях детской журналистикой они сочиняют стихи о своих бабушках, рисуют их портреты. По итогам работы создается видеофильм «Бабушка — лучшая подружка!».

Значение социальной практики в школе

Социальная практика организуется в данном случае как взаимодействие ученика с институтом семьи и опосредуется заданным извне общением с близкими и родственниками. Распознавание новых оттенков жизни семьи, а главное, получение первичных представлений о способах «открыть в другом тайну» погружают школьника младших классов в ценности семьи, в нравственные истоки семьи как социального явления. Именно на это нацелено данное направление внеурочной деятельности учащихся в школе

В дидактических целях учащиеся обеспечиваются небольшими инструкциями о том, как строить беседу с теми, кто будет рассказывать о бабушке (или с ней самой), как задавать вопросы, как конструировать эти вопросы, как фиксировать информацию. Сами учащиеся, разумеется, не знают о том, что их беседы — это какая-то социальная практика; для них — это больше «взрослое задание». Однако педагогу необходимо подчеркнуть значимость этого задания, создать некую интригу вокруг того, где потом пригодятся результаты найденной о бабушках информации.

Подобное мотивирование важно в смысле привития учащимся мысли, что посредством разных социальных контактов они узнают окружающий мир, учатся понимать его и людей. Следует подчеркнуть, что этот мир несовершенен, меняя его, человек меняется сам. Потом, когда организуется рефлексия результатов социальной практики (приложение), педагог должен дать себе ответ на вопрос, состоялся ли социальный опыт ученика, стала ли та или иная социальная практика стимулом к следующему шагу в освоении окружающего мира.

Концепция проекта «Пять поколений», используемого во внеурочной деятельности учащихся в школе

Сам педагог заранее планирует, что проведенная подобным образом подготовительная работа будет служить основой дальнейшего, явно долгосрочного, проекта — «Пять поколений». Цель долгосрочного проекта «Пять поколений» — создание условий для социальных практик учащихся в отношении ценностей семьи, Родины, Отечества. 

Организационно-педагогические задачи проекта:

  • включение содержания социальных практик в рабочую программу освоения курса основ журналистики;
  • обновление тематики занятий курса;
  • разработка концепции итогового коллективного продукта проектной деятельности;
  • согласование прогнозируемых результатов социальных практик с  педагогом-психологом и (или) научным консультантом школы;
  • подготовка оценочного инструментария эффективности проекта;
  • планирование хода реализации проекта.

Как уже было сказано, формат проекта необходим именно потому, что социальная практика в школе должна носить не ситуативный (разовый) характер, а системный. Все занятия должны быть связанны общей идеей приобщения младших школьников к освоению норм и ценностей института семьи.

Продукты проекта для социальной практики в школе

Поскольку проектная деятельность учащихся осуществляется в рамках реализации курса «Основы журналистики», контроль за деятельностью учащихся, текущее и промежуточное оценивание результатов проектной внеурочной деятельности учащихся в школе ведется именно в рамках этого курса, и педагог может, по своему усмотрению, оценивать также и результаты социальных практик, опосредуемые в творческих продуктах проектной деятельности учащихся:

  • коллажи с включением старых фотографий;
  • фотовыставки и электронные презентации по результатам интервью;
  • эскизы слайдов для видеофильма «Нашим бабушкам посвящаем…»;
  • стихотворные тексты и заставки;
  • предложения к сценарию семейных праздников;
  • словесные этюды (словесные зарисовки) «Моя бабушка» и др.;
  • иллюстрации к рукописным книгам.

Отдельно остановимся на таком продукте проектной внеурочной деятельности учащихся в школе как рукописная книга.

Рукописная книга как элемент внеурочной деятельности учащихся в школе

Применительно к развивающим возможностям социальной практики в школе, рукописная книга является интегрированным воплощением опыта, впечатлений, эмоций, знаний и навыков учащихся. Рукописная книга создается всеми вместе: коллективно обсуждается содержание и дизайн; принимаются решения по иллюстрированию книги, плану размещения текстов.

Работа над рукописной книгой имеет четыре этапа:

  1. предварительный (выбор и обоснование темы книги),
  2. основной (выбор источников получения информации, сбор и систематизация информации),
  3. заключительный (создание рукописной книги),
  4. аналитический (рефлексия результатов проекта).

Главное, что работа над рукописной книгой — это коллективная познавательная творческая деятельность учителя, учащихся и их родителей. Она позволяет младшим школьникам решать основные задачи социализации:

  • формировать свою позицию и мировоззрение;​
  • устанавливать новые способы социального взаимодействия с окружающим миром.

Мероприятие, которым завершается этап подготовки к проекту, можно назвать «У кого мы учимся доброте» и провести его как семейный праздник.


СПРАВКА. Созданием рукописных книг учащиеся МБОУ СОШ № 1, г. Кандалакша Мурманской обл. занимаются с 2009 г. За это время создано 38 рукописных книг различной жанровой направленности: сказки, стихи, рассказы и др. Ряд рукописных книг представляет собой собрание эссе младших школьников на тему добра, семьи, красоты, дружбы, природы, Родины и ее истории. Рукописная книга «У кого мы учимся доброте», созданная коллективом учащихся 2-го класса, была отмечена дипломом победителей XVI Международного конкурса детской рукописной книги «Радужные страницы детства» (2013 г.) в номинации «Семейная книга».


Запуск проекта по плану внеурочной деятельности учащихся в школе

Запуск самого проекта «Пять поколений» (его первый этап) приходится на второй год обучения в начальной школе. Изначально планируется содержание по пяти блокам социальных практик:

  • мальчики-братья;
  • отцы;
  • деды;
  • прадеды;
  • прапрадеды.

По плану внеурочной деятельности учащихся в школе организуется рассуждение школьников на тему «Для чего я живу на земле?». В ходе дискуссии педагог подводит учащихся к мысли, что понять свое место в жизни помогает опыт предков, их отношение к вечным ценностям. Коллективно принимается решение узнать историю своей родословной, своей семьи, ее традициях и реликвиях. Ставится задача подумать, что для человека значит семья и родина, почему ее надо защищать, как можно приносить ей пользу и т. п. Так подводится для одобрения сама тема проекта — «Пять поколений».

Взаимодействие с родителями в рамках социальной практики в школе

Одновременно к участию в проекте приобщаются родители: тиражируется официальное письмо о том, что данный проект включен в план внеурочной деятельности учащихся в школе, и родителей просят оказать содействие учащимся и педагогу в проведении мероприятий проекта. Указываются сроки реализации проекта, ответственные лица; прилагается необходимая контактная информация.

На специальном родительском собрании педагог проводит просветительскую беседу о том, что такое социальная практика в школе, как она вписывается в процесс реализации ФГОС начального общего образования, как связана с воспитательной системой школы, какое влияние оказывает на личностное развитие учащихся. Привлечение родителей к проекту расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет отношение к самой школе. Родители еще раз убеждаются, что воспитание детей — это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания познать ребенка. Только в этом случае можно говорить о целостном подходе в воспитании ребенка.

На последующих занятиях курса основ журналистики осмысляются остальные этапы проекта, разрабатывается план-схема социальных практик. Определяется то, что учащиеся хотят узнать о своих родных, записываются примерные вопросы. Постепенно формируется убеждение учащихся в том, что от уклада семьи во многом зависит то, каким вырастет человек. Очень чутко надо вести работу с учащимися из неполных или неблагополучных семей, чтобы у них не формировался комплекс отчуждения, неустроенности. Таким учащимся важно вселить уверенность в свои собственные силы и добиться от них здорового, лишенного деструктивных эмоций отношения к ближайшим родственникам.

Основное содержание проекта, разработанного по программе социальной практики в школе


Это полезно знать

Основы государственной культурной политики Российской Федерации предусматривают в области воспитания такие задачи, как:

  • утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи;
    налаживание диалога между поколениями в масштабах общества;
  • предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей;
    подготовка педагогов в области воспитания детей и молодежи;
    восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан.

Второй этап проекта — основной. Организуется выбор учащимися источников получения информации, порядок ее сбора. При постоянной консультативной поддержке педагога учащиеся ищут информацию в семейных архивах, энциклопедиях, журналах, книгах, Интернете и других источниках. Организуются посещения музеев, библиотек по теме проекта. Дети оформляют короткие сообщения; отражают свои впечатления в рисунках, стихах и сочинениях. Все найденное в процессе поиска анализируется, отбирается наиболее интересная и значимая информация.

На третьем этапе идет работа над созданием рукописной книги и других издательских продуктов на печатной и электронной основе. Обсуждается проект обложки, принимается текстовое содержание книги на основе отобранного учащимися материала, отбираются рисунки-иллюстрации и фотографии. К каждому рисунку и фотографии пишутся авторские комментарии. Редакторскую правку делает педагог или кто-то из старшеклассников.

Рефлексивный этап проектной внеурочной деятельности учащихся в школе

Важное место занимает рефлексия результатов проекта. Желательно облечь ее в формат совместного с детьми мероприятия — фестиваля, праздника, гостиной и др. Подобного рода мероприятия становятся эмоциональной доминантой проекта и способом опосредованияличностных достижений учащихся в ходе социальных практик.

На совместных (необязательно праздничных) мероприятиях участники проекта могут продемонстировать результаты проектной внеурочной деятельности учащихся в школе:

  • учащиеся — то, чего они достигли с помощью родных и близких,
  • взрослые — то, что они хотят видеть в своих детях, свой вклад в их воспитание.

Обязательны поощрения учащихся и родителей по итогам проекта. Лучше, если это будут особым образом оформленные (в едином дизайне) документированные подтверждения вклада каждого в реализацию проекта. Это могут быть грамоты, дипломы, сертификаты, нагрудные знаки-медальки, благодарственные письма и т. п. Чем тщательнее педагог подойдет к словесному антуражу поощрений, тем выше будет имидж проекта в сознании его участников.

В случае если проект даст зримые воспитательные эффекты, его можно делать постоянным мероприятием программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования или переносить используемые в его рамках педагогические технологии на другие мероприятия указанной программы.

Приложение
Шаблон планирования и оценки результатов социальной практикиГосударственная политика в образования и социальная практика в школе

Составляющие педагогического обеспечения социальных практик Содержание деятельности
Реализуемое направление внеурочной деятельности
Название рабочей образовательной программы, интегрирующей социальную практику
Сфера жизни, в которой организуется социальная практика учащегося
Решаемая посредством социальной практики проблема воспитания учащихся
Планируемые личностные образовательные результаты учащихся
Способы информирования родителей (законных представителей) о целях и результатах социальной практики
Основное содержание взаимодействия с  педагогом-психологом и (или) научным консультантом по интерпретации результатов социальной практики
Методы оценки результатов социальной практики
Формы учета результатов
Критерии достижения воспитательных целей социальной практики
Опосредование результатов социальной практики в мероприятиях программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль