Разработка новых подходов к обучению чтению в школе

29

Глобальные процессы информатизации общества — новые разработки в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление высоких требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки — поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению в школе. В федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) общего образования подчеркивается важность обучения чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный»характер, а умения относятся к универсальным учебным действиям (далее — УУД).

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Средства массовой информации (телевидение, сеть Интернет, печатная продукция), предлагая огромный объем информации, требуют продуктивных способов ее освоения. В ОО ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять и оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией, в т. ч. на уроке, учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Именно поэтому разработчики ФГОС предложили в составе примерных основных образовательных программ (далее — ООП) (начального и основного общего образования) межпредметные программы «Смысловое чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Сетевой проект обучения чтения в школе для семейных команд 

Создание коллективного читательского дневника для обучения чтения в школе

ОО по-разному видят реализацию указанных выше программ в реальной образовательной деятельности. Кто-то включает межпредметные курсы в учебный план (в часть, формируемую участниками образовательного процесса), кто-то использует их во внеурочной деятельности. Существует возможность выхода на метапредметные образовательные результаты, зафиксированные в обеих программах, через ведение коллективного читательского дневника, подготовленного в рамках сетевого проекта для семейных команд «Моя семья попала в сеть», который создается педагогами и обучающимися с помощью облачных технологий в форме презентации.

Опыт проведения данного проекта показывает, что интерес учащихся к нему очень высок, он действительно позволяет существенно повысить не только мотивацию, но и значительно улучшает качество читательской и ИКТ-грамотности. Значит, деятельность учащихся в проекте можно использовать как процедуру оценки соответствующих метапредметных результатов освоения ООП. Однако в этом случае нужно иметь надежный валидный инструмент оценки сформированности этой группы результатов в рамках создания коллективного читательского дневника.

Задание проекта представляет собой учебную ситуацию: обучающимся предлагается выбрать одну книгу, рекомендованную учителем для обучения чтению в школе, прочитать ее и оформить страницу-анонс в совместной презентации (в проекте это была «PR-акция»). Для создания оценочных измерителей требуется доработать задание проекта таким образом, чтобы его компоненты в перспективе совпадали с объектами оценивания. Поэтому возникает необходимость разделить некоторые предлагаемые способы деятельности на отдельные действия и присвоить коды (номера) каждому заданию (приложение 1).

Таким образом, многокомпонентное задание-ситуация стало контрольно-измерительным материалом для выявления достижения учащимися результатов в обучении чтению в школе и освоения межпредметных программ «Смысловое чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Лист самооценки для ученика для обучения чтению в школе

Следующим шагом стало осознание того, что инструментов оценки должно быть два. ФГОС общего образования реализуется на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает максимальное повышение субъектности учащегося в процессе обучения, поэтому был разработан «Лист самооценки обучающегося „Мой навигатор“» (приложение 2). А для внешней оценки качества выполнения задания был разработан второй инструмент — «Оценочный лист педагога».

Условием, определяющим качество инструмента оценки, является однозначное соответствие между оцениваемым результатом деятельности и его индикатором. Именно поэтому объекты оценивания заложены в строгом соответствии с содержанием и кодом каждого компонента учебного задания. Затем была разработана необходимая шкала оценивания. Рассматривались варианты использования числовой десяти-, пяти-, трехбалльной шкалы, дихотомической вербальной или пиктографической оценки (да/нет, зачет/незачет, +/-). В итоге решили, что она будет числовой трехбалльной, т. е. будет соответствовать трем индикаторам.

Формулировкам показателей выполнения задания по обучению чтению в школе и вербальным индикаторам оценки в «Листе самооценки обучающегося „Мой навигатор“» придали позитивный, утверждающий (модальный), а значит, мотивирующий характер, побуждающий к действию и понятный для данной возрастной категории обучающихся. Само название оценочного листа («Мой навигатор») тоже способствует повышению самооценки обучающегося, а это очень важный личностный результат.

Оценочный лист педагога для обучения чтения в школе 

Для создания «Оценочного листа педагога» (приложение 3) предстояло, во-первых, конкретизировать, какие метапредметные образовательные результаты формируются благодаря структурированным в задание компонентам (способам деятельности) на каждом из этапов работы. Сложилась своего рода карта-матрица УУД, получаемых в итоге выполнения задания. Во-вторых, сохранив числовую трехбалльную шкалу, разработать под каждый формируемый метапредметный способ деятельности три аутентичных индикатора. В-третьих, создать систему-«переводчик» набранных обучающимися баллов, конвертирующую их в принятую в ОО пятибалльную отметку для выставления в журнал.

Естественно, количество объектов оценивания (результатов выполнения проекта) в «Листе самооценки обучающегося „Мой навигатор“» и «Оценочном листе педагога» абсолютно одинаково. При этом они точно соответствуют компонентам задания по ведению коллективного читательского дневника.

Для создания системы-«переводчика», призванной конвертировать набранные обучающимися баллы в принятую в ОО пятибалльную отметку, предлагаем использовать шкалу оценивания, разработанную в данном сетевом проекте (табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценивания, разработанная в рамках сетевого проекта для обучения чтению в школе

Числовая отметка Вербальное описание отметки % выполнения заданий
5 Отлично 93–100
4 Хорошо 85–92
3 Удовлетворительно 77–84
2 Неудовлетворительно 76–0

Подсчитывается максимальное количество баллов — 32 балла (16 компонентов — способов деятельности x 2 балла = 32 балла). Затем просчитывается весовой коэффициент каждой числовой отметки, выставляемой в журнал. В результате получается следующая система-«переводчик» баллов в отметку (табл. 2).

Таблица 2

Система-«переводчик» баллов в отметку, разработанная в рамках сетевого проекта для обучению чтению в школе

Количество набранных учащимся баллов % выполнения заданий Числовая отметка
32 93–100 5
27–29 85–92 4
23–26 77–84 3
23 76–0 2

Создана модель системного формирующего оценивания (т. е. обладающая инструментами самооценки и педагогической оценки), позволяющая учителям литературы и информатики и ИКТ сделать конкретные выводы и определить приоритетные направления деятельности по формированию УУД для каждого учащегося, принявшего участие в сетевом проекте для семейных команд «Моя семья попала в сеть».

Предложенный подход для формирования и алгоритмизации деятельности учителя по оценке важнейших метапредметных результатов освоения ООП основного общего образования, таких как читательская грамотность и ИКТ-компетентность, достаточно трудоемок. Но на этапе «вхождения» во ФГОС общего образования, когда педагогам нужно «прочувствовать», формируют ли они метапредметные результаты у обучающихся, подобные методики позволят обеспечить прозрачность подобного оценивания обучения чтению в школе.

Приложение 1

Памятка по созданию странички в коллективном читательском дневнике для обучения чтению в школе

Дорогие ребята!
Вы должны выбрать, прочитать понравившуюся вам книгу и поделиться своими впечатлениями с одноклассниками, оформив страничку в коллективном читательском дневнике (совместная облачная презентация)

№  Требования к подготовке слайдов
Содержание слайда
1 Придумайте оригинальный заголовок, который вызовет интерес у одноклассников к прочтению книги
2 Кратко опишите основную идею произведения
3 Охарактеризуйте позицию автора
4 Опишите важные, на ваш взгляд, поступки героев
5 Выразите свое отношение к прочитанной книге. Как менялось ваше настроение в ходе прочтения книги?
6 Постарайтесь выдержать свой авторский стиль. Используйте различные выразительные средства для привлечения внимания читателей, побуждения у них интереса к обучению чтению в школе (вопросы к читателям, афоризмы, пословицы и т. п.)
Оформление слайда
7 Укажите название книги и ее автора
8 Впишите свою фамилию и имя
9 Подберите иллюстрации, которые заинтересуют одноклассников прочитанной вами книги
10 Используйте элементы оформления слайда, соответствующие содержанию книги
11 Соблюдайте правила цитирования и авторское право (при использовании, например, графических объектов). Ссылки на источники укажите в заметках к слайду
Дополнительные сведения на слайдах
12 Если у вас есть необходимость, то составьте план работы над вашей страничкой в коллективном читательском дневнике
13 Время от времени контролируйте, насколько вы следуете ему
14 Если по ходу чтения возникают вопросы, встречаются неизвестные вам фамилии или слова, уточняйте их значение. Создайте небольшой словарик, который будет полезен другим читателям и приведите на него ссылку
15 Возможно, вы придумаете викторину, составите облако слов, кроссворд, пазл или ребус для тех, кто будет читать эту книгу

Не забудьте оценить свою работу с помощью «Листа самооценки „Мой навигатор“».

Приложение 2

Лист самооценки для обучения чтению в школе «Мой навигатор» (для учеников)

№  Что и как я оцениваю? Думаю, что у меня все получилось Я частично выполнил это требование К сожалению, мне не удалось это сделать
2 балла 1 балл 0 баллов
Как я делал запись в читательском дневнике?
1 Мой заголовок слайда вызовет интерес к книге у одноклассников
2 Я кратко, но убедительно передал ключевую идею книги
3 Я постарался передать позицию автора и объяснить ее
4 Я не только описал поведение героев, но и попытался объяснить некоторые их поступки, поведение
5 Я сформулировал свое мнение о прочитанной книге (почему мне было ее интересно читать, что я узнал нового, что оказалось полезным для меня, как менялось мое настроение, отношение к героям и т. п.)
6 Я придерживался единого стиля при написании текста. Его интересно читать, потому что я использую различные выразительные средства (вопросы к читателям, афоризмы, пословицы, образные выражения и т. п.)
Как я оформлял слайд?
7 На слайде есть название книги и ее автор
8 Я указал свою фамилию и имя
9 Я подобрал иллюстрации, которые помогут заинтересовать одноклассников данной книгой
10 Элементы оформления слайда соответствует содержанию описываемой книги
11 Я соблюдал правила цитирования и авторское право. Ссылки на источники информации указаны в заметках к слайду
Как я работал?
12 Я составил план, следовал ему и соблюдал сроки выполнения задания
13 Я понимал всю ответственность и сделал работу вовремя
14 Когда мне встречались незнакомые фамилии, неизвестные факты и т. п., я обращался к дополнительным источникам информации. Ссылку на словарь я привожу в заметках к слайду
15 Я использовал другие сервисы для создания интерактивных заданий (кроссвордов, пазлов, ребусов и т. п.) для моих одноклассников
Как я оценивал себя?
16 Я постоянно обращался к листу оценивания и следовал предложенным в нем указаниям
17 При оценивании я старался быть объективным
Итого:

Приложение 3

Оценочный лист обучения чтению в школе (для педагога) 

Формируемые у обучающегося УУД Результат деятельности обучающегося Критерии оценки и шкала оценивания
0 баллов 1 балл 2 балла
Познавательные УУД
Умеет использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое); выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью обучения чтению в школе. Умеет понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста Придумывает оригинальный заголовок слайда, обеспечивающий интерес у читателей к этому произведению Заголовок не вызывает интерес у читателей Заголовок соответствует содержанию текста, но ординарен Заголовок отличается оригинальностью и вызывает интерес читателей
Умеет делить тексты на смысловые части, составлять его план; выделять главное и второстепенное, главную идею; выстраивать последовательность описываемых событий Определяет и формулирует тезис, выражающий основную идею произведения Тезис не отражает основную идею произведения Тезис частично отражает основную идею произведения Тезис полностью отображает основную идею произведения
Умеет составлять небольшие письменные аннотации, отзывы о прочитанном Структурирует текстовую информацию, логически связывает отдельные фрагменты текста Информация на слайде не структурирована, отсутствуют логические связки между различными фрагментами текста Информация на слайде структурирована слабо, логические связки между различными фрагментами текста присутствуют не всегда Информация на слайде структурирована, фрагменты связаны между собой
Умеет на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного; обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов Критически осмысливает и выводит заключение о позиции автора, поступках героев, событиях, приводит аргументы для обоснования их позиции Представленный на слайде текст не содержит анализа авторской позиции В тексте слайда формулируется вывод о позиции автора, поступках героев В тексте слайда формулируется вывод о позиции автора, поступках героев и подтверждаются аргументами
Умеет высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения Выражает личное отношение к прочитанному произведению Представленный на слайде текст не содержит личностное отношение ученика к прочитанному произведению Представленный текст содержит только указание на согласие (или несогласие) ученика с позицией автора произведения В тексте на слайде сформулировано личное отношение ученика к прочитанному произведению
Умеет развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках В ходе чтения книги уточняет незнакомые ему понятия, факты, сведения, обращается к дополнительным источникам информации Дополнительная деятельность по поиску источников не инициируется Работа с дополнительными источниками ведется редко Активно и постоянно ведется работа с дополнительными источниками
Умеет понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения поставленных задач При оформлении страницы использует элементы дизайна и внетекстовые компоненты (например, графические объекты), усиливающие эмоциональное воздействие текстовой информации На слайде отсутствуют внетекстовые компоненты Графические объекты носят иллюстративный характер Элементы дизайна не только иллюстрируют представленный текст, но и оказывают эмоциональное воздействие
Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии Использует различные сервисы для иллюстрации событий (например, поисково-информационный картографический сервис) или обеспечения интерактивности (пазлы, кроссворды, викторины и т. п.) Не используются дополнительные ИКТ-сервисы Созданные дополнительные продукты носят иллюстративный характер Созданные продукты носят интерактивный характер
Коммуникативные УУД
Умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей Осознает и аргументирует изменения своего эмоционального состояния, осмысления прочитанного Отсутствует описание собственного эмоционального состояния Описано эмоциональное состояние ученика Аргументированно описано эмоциональное состояние ученика
Умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей С помощью выразительных средств (афоризмов, крылатых фраз, риторических вопросов и т. п.) выражает личное отношение к книге и побуждает у одноклассников интерес к прочтению данной книги В тексте отсутствуют выразительные средства Выразительные средства присутствуют, но не оказывают эмоционального воздействия на читателя Выразительные средства выражают личное отношение и побуждают к прочтению данной книги
Владеет письменной речью, монологической контекстной речью. Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Описание книги оптимально по объему На основе текста составлено избыточное по объему монологическое высказывание, главная мысль теряется На основе текста составлено избыточное по объему монологическое высказывание, но главная мысль сохранена На основе текста составлено оптимальное по объему монологическое высказывание и главная мысль сохранена
Умеет работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Владеет основами коммуникативной рефлексии Осознает личную ответственность за совместный продукт, соблюдает требования к оформлению слайда (название книги, автор и т. п.) Требования к оформлению слайда не соблюдены Требования к оформлению  соблюдены частично Выполнены все требования к оформлению
Регулятивные УУД
Умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных требований. Умеет адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации Соотносит результаты оформления своей страницы с общими требованиями к оформлению читательского дневника Оформление страницы не соответствует требованиям Требования соблюдает выборочно Соблюдены все требования по оформлению страницы
Умеет самостоятельно контролировать свое время и управлять им Соблюдает сроки, установленные для класса (группы) в целом Задание не выполнено в срок Срок выполнения задания превышен незначительно Задание выполнено вовремя
Владеет основами самоконтроля и самооценки Объективно проводит самооценку в соответствии с предложенным «Листом самооценки „Мой навигатор“» Оценивание необъективно по большинству критериев Оценивание объективно по большинству критериев Оценивание полностью объективно



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль