Антикоррупционная политика образовательной организации: от разработки до реализации

461

О.А. Пронина, зам. директора по УМР МБОУ СОШ № 28, г. Ульяновск

Организация антикоррупционной деятельности в сфере образования

Тема противодействия коррупции сегодня активно обсуждается представителями профессионального педагогического сообщества. Несмотря на относительную новизну проблемы организации антикоррупционной деятельности в сфере образования накоплен богатый опыт в части применения систем и технологий формирования нетерпимого отношения подрастающего поколения к различным проявлениям коррупции. Разработаны специальные программы антикоррупционного воспитания, ориентированные на разные возрастные группы.

Однако тема формирования эффективной системы противодействия коррупции на уровне педагогических работников и администрации общеобразовательных организаций (далее — ОО) продолжает оставаться актуальной. Уделяя пристальное внимание вопросам антикоррупционного образования, администрация и педагоги ОО могут упустить из вида зоны коррупционного риска, возникающие в их профессиональной деятельности в условиях ОО, оказывающих услуги как за счет бюджетных средств, так и за счет средств физических и (или) юридических лиц. Так, например, показательными могут быть следующие ситуации:

1. Районной прокуратурой г. Самары1 возбуждено уголовное дело по факту принуждения родителей старшеклассников к оплате дополнительных уроков по причине невыполнения педагогами учебного плана. Установлено, что образовательный процесс по многим учебным дисциплинам в учебном году осуществлялся не в полном объеме. Несмотря на это заработная плата преподавательскому составу выплачивалась в соответствии с установленной учебной нагрузкой. Обнаружив, что учащиеся не обучались в соответствии с учебным планом, руководство ОО приняло решение не восполнять пробелы по дисциплинам, а создать видимость прохождения всего учебного материала. Для этого преподаватели переписали классные журналы, в которых выставили фиктивные часы уроков и оценки.

В результате предоставления некачественных образовательных услуг учебный план учащимися 8-х, 10-х и 11-х классов не был выполнен, что подтверждается проведенной внешней экспертизой соответствия качества подготовки обучающихся ОО. Результаты тестирования показали крайне низкий уровень усвоения материала по математике (средний балл выполнения заданий в 8-м классе составил 3,8 балла, в 10-м классе — 5,9 балла, а в 11-м классе - 5,4 из 18 возможных). Чтобы восполнить пробелы в обучении, руководство ОО вынудило родителей заключить договоры о предоставлении платных образовательных услуг по математике в виде 4 занятий в месяц стоимостью 1200 руб. На этих уроках подростки изучали материал, который в нарушение учебного плана не был пройден в прошлом учебном году.

Прокуратура направила материалы проверки в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. В результате по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ о превышении должностных полномочий.

2. Прокуратура Забайкальского края провела проверку2 по обращению родителей обучающегося о навязывании им администрацией ОО заключения договора благотворительного пожертвования. Установлено, что ОО является муниципальной и финансируется из бюджета одного из городских округов. Тем не менее администрация ОО ежегодно привлекает дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований родителей (законных представителей) обучающихся на нужды ОО. При этом допускаются серьезные нарушения, свидетельствующие о наличии скрытых поборов с родителей. В частности, при поступлении обучающегося в ОО с его родителями (законными представителями) составлялись разовые договоры «пожертвований» в сумме от 2 до 15 тыс. руб. на нужды ОО, которые в 2013 г. составили сумму около 400 тыс. руб. Условиями другого договора «благотворительного пожертвования», заключаемого с каждым родителем, предусматривалась систематическая обязанность вносить не позднее 25-го числа каждого месяца 150 руб. Родители вынуждены были передавать ОО деньги на подписку периодической печати, приобретение методической литературы и канцелярских принадлежностей, оплачивать услуги по метрологии и аттестации оборудования, вневедомственной охраны, расходы на пользование услугами сети Интернет и др.

Один из родителей оплатил обучение представителя администрации ОО и работника по программе пожарного технического минимума в сумме 2 тыс. руб., другой перечислил 15 тыс. руб. на установку вентиляционного зонта. Также были собраны с родителей 55 тыс. руб. на ремонт электропроводки.

Сложившаяся в ОО практика привлечения на системной основе пожертвований указывает на отсутствие должного ведомственного контроля со стороны комитета образования города. Прокуратура выявила факты, когда заявки на выделение денежных средств, поданные в комитет образования города, остаются без удовлетворения.

По результатам прокурорской проверки заместитель прокурора края внесла в адрес председателя комитета образования города представление, потребовав устранить выявленные нарушения и привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Проект антикоррупционной политики

На уровне администрации ОО необходимы специальные управленческие механизмы, которые формировали бы антикоррупционное мировоззрение у педагогических работников. Пакет документов, определяющий корпоративную культуру ОО, должен быть пополнен нормативным правовым актом «Антикоррупционная политика» (приложение 1). Требование к наличию такого документа в ОО возникло относительно недавно, оно закреплено в ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции»), в которой подчеркивается, что «организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, <включающие>:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов педагогических работников;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов».

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» в ОО существует кодекс профессиональной этики работников ОО3, антикоррупционная политика и внутренний контроль реализации антикоррупционной политики.

Проект антикоррупционной политики разрабатывается рабочей группой из числа инициативных педагогических работников, администрации ОО, с участием представителей совета старшеклассников и родительского комитета. На всех этапах разработки проект размещается в локальной сети ОО для ознакомления с ним работников и внесения дополнений, изменений.

Требования по согласованию локальных нормативных актов ОО с органами прокуратуры и общественными организациями не предусматриваются законодательством, однако в случае подготовки проекта антикоррупционной политики такая консультация не является лишней. Продуктивным может быть также согласование документа с региональным Уполномоченным по противодействию коррупции. Официальному принятию документа на педагогическом совете ОО может предшествовать его рассмотрение и согласование с профсоюзной организацией (при наличии), управляющим советом ОО, советом старшеклассников и общешкольным родительским собранием.

Моделирование ситуаций конфликтов интересов

Антикоррупционная политика МБОУ СОШ № 28 (далее — СОШ № 28) разработана, прошла общественные обсуждения и официально принята. Проверка соблюдения принципов антикоррупционного поведения со стороны работников ОО стала предметом внутришкольного инспекционного контроля. Но даже усиленный контроль не будет в достаточной степени эффективным, если работу по формированию антикоррупционного мировоззрения работников не стимулировать. Логичным продолжением деятельности в указанном направлении является моделирование ситуаций конфликтов интересов, возникающих в системе образовательных отношений.

Министерством труда и социальной защиты РФ подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее — Методические рекомендации) во исполнение подп. «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона „О противодействии коррупции“» и в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. В Методических рекомендациях приведен типичный перечень конфликтов интересов, малоприменимый к системе образования и к условиям ОО.

В СОШ № 28 была организована работа по адаптации типового перечня к условиям ОО (приложение 2). В процессе работы администрацией ОО проводились беседы, опросы участников образовательных отношений для максимально точного описания возможных ситуаций возникновения конфликтов. Полученный перечень ситуаций конфликтов интересов нельзя считать завершенным, он будет дополняться, т. к. обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники благодаря проведенной работе вовлечены в активную деятельность по анализу взаимоотношений с целью недопущения фактов проявления коррупции.

Приложение 1

Антикоррупционная политика образовательной организации: от разработки до реализации

Антикоррупционная политика

                                      (наименование образовательной организации)                                      

1. Общие положения

1.1. Настоящая Антикоррупционная политика (далее — Политика) является базовым документом                             (наименование образовательной организации)                             (далее — ОО), определяющим ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм применяемого антикоррупционного законодательства ОО, работниками и иными лицами, которые могут действовать от имени ОО.

1.2. Политика разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014);Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.11.2014);Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 24.11.2014);Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об автономных учреждениях»;нормативными правовыми актами                                                                                            
                         (наименование локальных нормативных актов субъекта РФ)                         ;
локальными нормативными актами ОО                                                                                     
                                 (наименование локальных нормативных актов ОО)                                 .

2. Цели и задачи внедрения Политики ОО 

2.1. Политика отражает приверженность ОО и ее руководства высоким этическим стандартам организации образовательной деятельности для совершенствования корпоративной культуры, следования лучшим практикам корпоративного управления и поддержания деловой репутации ОО на должном уровне.

2.2. ОО ставит перед собой цели:

минимизировать риск вовлечения работников независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность;сформировать у работников и иных лиц единообразное понимание Политики;обобщить и разъяснить основные требования антикоррупционного законодательства, которые могут применяться к ОО и работникам;установить обязанность работников ОО знать и соблюдать принципы и требования настоящей Политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также адекватные процедуры по предотвращению коррупции;обобщить и разъяснить основные требования антикоррупционного законодательства, которые могут применяться в отношении ОО.

3. Основные понятия и определения

3.1. Коррупция — злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

3.2. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в т. ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3.3. Взятка — получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

3.4. Коммерческий подкуп — незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

3.5. Конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

3.6. Личная заинтересованность работника ОО — заинтересованность работника ОО, связанная с возможностью получения работником ОО при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

3.7. Контрагент — одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях.

3.8.4 Сделка с заинтересованностью — сделка, в совершении которой имеется заинтересованность5, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономной ОО, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем автономного учреждения.

4. Основные принципы антикоррупционной деятельности ОО 

4.1. Принцип соответствия антикоррупционной деятельности ОО действующему законодательству и общепринятым принципам права. Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству РФ и иным нормативным правовым актам, применимым к ОО.

4.2. Принцип личного примера руководства. Ключевая роль руководства ОО в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

4.3. Принцип вовлеченности работников. Информированность работников ОО о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

4.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения ОО, ее руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности ОО коррупционных рисков.

4.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур. Применение в ОО таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

4.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Неотвратимость наказания для работников ОО вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства ОО за реализацию внутриорганизационной Политики.

4.7. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

5. Область применения Политики и круг лиц, попадающих под ее действие

В круг лиц, попадающих под действие Политики, входят работники ОО, состоящие с ней в трудовых отношениях вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Политика может закреплять случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц, например, физических и (или) юридических лиц, с которыми ОО вступает в иные договорные отношения. При этом необходимо учитывать, что эти случаи, условия и обязательства также должны быть закреплены в договорах, заключаемых ОО с контрагентами.

6. Обязанности работников ОО, связанные с предупреждением и противодействием коррупции

6.1. Работникам необходимо воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени ОО.

6.2. Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени ОО.

6.3. Незамедлительно информировать директора ОО о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений.

6.4. Незамедлительно информировать директора ОО о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами ОО или иными лицами.

6.5. Сообщить директору ОО или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

7. Перечень реализуемых ОО антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения)

7.1.Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений предполагает:

  • разработку и принятие Кодекса профессиональной этики педагогических работников;
  • разработку и внедрение локального акта — Положения о конфликте интересов;
  • введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью ОО, стандартной антикоррупционной оговорки;
  • введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников.

7.2. Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур, включает:

  • информирование работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов обратной связи, телефона доверия и т. п.);
  • информирование работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами ОО или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов обратной связи);
  • информирование работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;
  • защиту работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности ОО, от формальных и неформальных санкций;
  • проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности ОО, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.

7.3. Обучение и информирование работников предполагает:

  • ежегодное ознакомление работников под подпись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в ОО;
  • проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;организацию индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.

7.4. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита ОО требованиям Политики и предусматривает:

осуществление регулярного контроля:соблюдение внутренних процедур;экономическую обоснованность расходов в сферах с высоким коррупционным риском (благотворительные пожертвования).

7.5. Привлечение экспертов включает:

  • периодическое проведение внешнего аудита;
  • привлечения внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности ОО и организации антикоррупционных мер.

7.6. Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов включает:

проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;подготовку и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

7.7. Формирование и функционирование комиссии по урегулированию споров.

8. Ответственность работников за несоблюдение требований Политики

8.1. Возникает в соответствии с нормами трудового, административного и уголовного права.

8.2. Обращение родителей в комиссию по урегулированию споров в части конфликта интересов может стать основанием для внутреннего расследования.

8.3. По каждому разумно обоснованному подозрению или установленному факту коррупции будут инициироваться расследования в рамках, допустимых законодательством РФ.

8.4. Лица, виновные в нарушении требований настоящей Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе ОО, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

9. Порядок пересмотра и внесения изменений в Политику

При выявлении недостаточно эффективных положений настоящей Политики или связанных с ней процессов ОО, либо при изменении требований применимого законодательства директор ОО организует разработку и реализацию плана действий по актуализации настоящей Политики.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ СИТУАЦИЙ конфликта интересов работников ОО и способы их урегулирования

Конфликтная ситуация Возможные способы ее урегулирования
Работник ОО в ходе выполнения трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность Отстранение работника от принятия того решения, которое является предметом конфликта интересов
Административный работник ОО участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей
Административный работник ОО принимает решение о закупке ОО товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую он или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов, принятие решения о закупке ОО товаров, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, с привлечением независимых экспертов
Работник ОО, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от иной организации, которая имеет деловые отношения с ОО, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом Рекомендация работнику отказаться от предоставляемых благ или услуг; отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника
Работник ОО, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника ОО, в отношении которого работник выполняет контрольные функции, от обучающихся или их родителей (законных представителей) Требование работнику вернуть дорогостоящий подарок дарителю; установление правил корпоративного поведения, призывающих воздерживаться от дарения / принятия дорогостоящих подарков; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей
Административный работник ОО использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника Установление правил корпоративного поведения, запрещающих работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых обязанностей
Педагогический работник ОО оказывает платные образовательные услуги обучающимся в данной ОО (в т. ч. в качестве индивидуального предпринимателя), не обеспечивая качество обучения в рамках реализации основных образовательных программ Внутреннее расследование на основании обращения родителей (законных представителей) обучающихся в комиссию по урегулированию споров в части конфликта интересов, учет низких результатов образовательной деятельности в классе при прохождении аттестации на занимаемую должность, а также учет при начислении выплат стимулирующего характера (размера стимулирующей выплаты), дисциплинарное взыскание за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей
Администрация ОО, классный руководитель (педагогический работник) побуждают родителей к благотворительным пожертвованиям путем посулов и (или) шантажа Внутреннее расследование на основании обращения родителей (законных представителей) обучающихся в комиссию по урегулированию споров в части конфликта интересов. Фиксация факта побуждения родителей (законных представителей) обучающихся к благотворительным пожертвованиям путем посулов и (или) шантажа, дисциплинарное взыскание за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей


1Подробнее см.: www.samproc.ru/news/121/10351/ (материалы сайта прокуратуры Самарского района).

2Подробнее см.: www.prokuratura.chita.ru/press-service/news/?id=8070 (материалы сайта прокуратуры Забайкальского края). 

3одробнее см.: Пронина О.А. Кодекс профессиональной этики работников образовательных организаций как инструмент эффективного управления кадрами. Справочник заместителя директора школы. № 10. 2014. С. 72.

4Пункт 3.8 может быть включен в локальный нормативный документ об антикоррупционной политике, если ОО является автономной.

5Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в т. ч. бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в т. ч. братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные: являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем, занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем (ст. 16 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об автономных учреждениях»).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль