Современные образовательные технологии в современной школе

748

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе введения федеральных государственных образовательных стандартов, в теории изучен детально. Однако на практике и у руководителей, и у учителей появляется много вопросов:

- Каков инструментарий использовать для формирования универсальных учебных действий, овладение которыми даст возможность учащимся самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности?

- Какие новые формы организации образовательного процесса, образовательные технологии, позволят раскрыть способности каждого ученика, будут содействовать воспитанию порядочного человека, патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире?

- Какие способы и технологии, которые пригодятся в будущем, следует изучать, чтобы главным результатом школьного образования стало его соответствие целям опережающего развития?

Современные образовательные технологии в современной школе: организационно-деятельностные игры обучающего характера

Использование современных образовательных технологий в школе, освоение новых форм внеклассной работы, к числу которых относятся и  организационно-деятельностные игры обучающего характера, — один из способов выполнить требования новых образовательных стандартов.

Использование современных образовательных технологий в школе позволяет расширить историко-культурный кругозор учащихся, научить их самостоятельно искать и находить информацию, анализировать ее, усваивать нужные знания, а результат поиска применять в решении практических задач. Иными словами, использование современных образовательных технологий в школе и проведение организационно-деятельностные игр помогает включить детей в самостоятельную учебную деятельность.

Использование современных образовательных технологий в школе: актуальность мобильного обучения

Современные образовательные технологии в современной школе широко распространены. Сегодня многие школьники уверенно используют мобильные устройства (телефоны, смартфоны, планшеты и др.) для выхода на образовательные ресурсы Интернета, чтения книг, проведения нужных измерений, работы с картографическими сервисами и т. д.

Мобильное обучение — это обучение с помощью мобильных технологий. Благодаря его использованию учащийся может менять место нахождения, условия учебы и совмещать обучение в нескольких учебных заведениях.

Многофункциональность современных мобильных устройств и их удобство уже давно оценили и педагоги. В поисках новых форм работы они апробировали десятки различных гаджетов — планшеты, смартфоны, навигаторы, цифровые лаборатории, системы контроля знаний и выяснили, что современный телефон может играть роль карманного компьютера с функцией мобильного офиса, планшет является альтернативой целому набору школьных учебников, а цифровая лаборатория позволяет проводить измерения даже за пределами классного кабинета (в школьном дворе, в летнем лагере и др.). Вывод напрашивается сам собой: использование современных образовательных технологий в школе способно помочь педагогу как в собственном профессиональном развитии, так и в организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности учащихся.

Использование современных образовательных технологий в школе: преимущества организационно-деятельностных игр

В последние годы, когда актуальность мобильного обучения не вызывает сомнения, популярной формой проведения занятий в школах стало использование современных образовательных технологий в школе, в частности обучающих организационно-деятельностных игр на местности с использованием различных мобильных устройств. Тематика таких игр разнообразна и зависит от образовательных и воспитательных потребностей учащихся, региональных культурно-исторических факторов (памятные даты, традиции и проч.) и, конечно, креативности организаторов игр.

Организационно-деятельностные игры на местности с использованием мобильных устройств позволяют интегрировать в процессе обучения знания из разных предметных областей: истории и литературы, географии и биологии.

Современные образовательные технологии в современной школе, как правило, имеют краеведческую направленность. Это позволяет решать одну из важнейших воспитательных задач, стоящих сегодня перед системой современного школьного образования, — формирование у учащихся гражданского самосознания. Ведь давно известно, что любовь к своей стране начинается с изучения традиций, истории, культуры своей семьи, школы, города, края, с бережного отношения к своей малой родине.

Форма игры в данном случае предпочтительна потому, что сама по себе обладает развивающими возможностями: стимулирует познавательную активность и творчество учащихся, активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой для работы в группе, способствует отступлению от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач.

Современные образовательные технологии в современной школе, в частности организационно-деятельностные игры на местности, учат элементарным навыкам ориентирования на местности в условиях городской среды. Очевидна и польза для физического развития учащихся: игры проводятся на большой территории (до нескольких километров), что создает повышенную физическую нагрузку и требует от участников терпения и выносливости.

Современные образовательные технологии в современной школе: технология проведения

Технология проведения организационно-деятельностных игр на местности включает три основных этапа: подготовительный, практический и заключительный.

На первом этапе нужно:

1) определить:

  • тему и форму игры (например, экскурсионно-игровая программа «В гостях у Берендея» (приложение), образовательный квест «Маршруты памяти»1, образовательная экспедиция в школе), ее цель и задачи;
  • категорию и количество участников (классы, группы и т. д.);
  • организаторов и их функции;оборудование;
  • время и место проведения игры;

2) продумать меры безопасности учащихся, награды и способы поощрения победителей.

На втором этапе собственно проводится сама игра. Для того чтобы она прошла интересно и с пользой для учащихся, организаторы должны действовать слаженно и четко, в определенные моменты направляя участников или даже помогая им выполнить задание. Поскольку игра проводится на воздухе, нужно учитывать погодные условия. Не следует начинать мероприятие в сильный дождь или метель.

На заключительном этапе подводятся итоги игры и награждаются победители. Позднее организаторы на специальном совещании должны обсудить действия участников, проанализировать ошибки, сформулировать меры по улучшению игры.

Приложение. Экскурсионно-игровая программа «В гостях у Берендея»

Цель игры: раскрытие интеллектуального, творческого и физического потенциала учащихся 5-11-х классов.
Задачи игры:
знакомство с природой г. Ставрополя на примере экологической тропы Таманского леса2;
отработка знаний и умений, приобретенных на уроках;
оздоровление участников и организаторов игры.
Категории и количество участников:
1) учащиеся 5-6-х классов (8 групп), 7-8-х классов (8 групп), 9-10-х классов (8 групп) — участвуют в игре;
2) учащиеся 11-х классов — помогают учителям-предметникам на тематических станциях.
Всего в программе участвуют 700 учащихся.
Организаторы:
1) учителя-предметники, работающие в  5-11-х классах (46 человек), — готовят задания для прохождения тематических станций с учетом возрастных особенностей участников, проводят инструктаж учащихся 11-х классов, организуют работу на станциях;
2) студенты-географыСеверо-Кавказского федерального университета, проходящие педагогическую практику в гимназии (30 человек), — организуют знакомство учащихся 5-6-х классов с традиционным маршрутом экологической тропы Таманского леса;
3) классные руководители и волонтеры — члены вожатского отряда Северо-Кавказского федерального университета «Нон-Стоп» (24 человека) — сопровождают учащихся по маршруту, проводят мини-игры на сплочение коллектива;
4) члены гимназического пресс-центра — отражают ход мероприятия в школьной газете «Простые истины» и на сайте гимназии.
Время проведения игры: День здоровья, 7 апреля, с 9.00 до 13.00.
Длительность прохождения одного маршрута — 1,5 ч.
Место проведения игры: экологическая тропа Таманского леса г. Ставрополя, в 15 мин ходьбы от территории гимназии.
Оборудование:
мобильные телефоны, смартфоны (для выхода в Интернет с целью поиска нужной информации, уточнения фактов, использования картографических сервисов, осуществления записей во время проведения измерений);
компасы, навигаторы (для определения местоположения участников игры, выполнения заданий по составлению (определению) маршрута);
цифровые мобильные лаборатории (для проведения измерений — определения температуры воздуха, воды, уровня шума, анализа химического состава воды и т. д.);
фотоаппараты (камеры мобильных телефонов) (для быстрого фотографирования проведенных экспериментов и составления фотоотчета для школьной газеты);
робот-тренажерсердечно-легочной реанимации (для проверки знаний и практических навыков учащихся по оказанию первой доврачебной помощи).
Меры безопасности:
предварительный выход организаторов игры на маршруты для знакомства и санитарной уборки территории;
подготовка подробных маршрутных листов (карт перемещений с обозначением тематических станций);
обеспечение групп учащихся сопровождающими (педагоги, волонтеры);
наличие аптечки первой доврачебной помощи в каждом классе и медицинского работника на станции «Спасатели» (точка пересечения маршрутов в центральной части леса);
подготовка инструкции по обеспечению безопасности участников игры (приложение к плану), проведение устного инструктажа по технике безопасности.
Ход игры
Учащиеся 5-6-х классов проходят по традиционному маршруту экологической тропы Таманского леса, ориентируясь по местным признакам, компасу и  GPS-навигаторам, а в конце маршрута отвечают на вопросы викторины.
Учащиеся 7-8-х и  9-10-х классов проходят по двум разным маршрутам — «Волшебный мир Берендея» и «Тайны царства Берендея». Оба маршрута предполагают посещение тематических станций: «Лесные истории» (историческая), «Сороконожка» (математическая), «У Лукоморья» (литературная), «Мелодии леса» (музыкальная), «Привал» (спортивная), «Спасатели» (медицинская), «Лесная мозаика» ( естественно-научная), «Знатоки леса» (интеллектуальная). На каждой станции учащиеся выполняют задания с использованием соответствующих технических устройств.
Параллельно с прохождением маршрута каждая группа должна делать небольшие заметки и фотографии для школьной газеты, а также собирать природный материал для композиции «Дары Берендея».
Итоги игры
В ходе игры учащиеся:
1) знакомятся с природой г. Ставрополя на примере экологической тропы Таманского леса;
2) отрабатывают приобретенные на уроках знания и умения при решении практических заданий на тематических станциях:
ориентирование на местности с помощью карты, компаса, GPS-навигатора;
определение лекарственных растений по  атласам-определителям и с помощью интернет-технологии в школе;
определение пригодности водоема для питьевых нужд с помощью цифровой лаборатории для проведения экспериментов;
оказание первой доврачебной помощи и др.
В течение двух недель после прохождения маршрутов учащиеся:
1) готовят выставку поделок и композиций из природного материала «Дары Берендея»;
2) организуют фотовыставку «Лесное чудо»;
3) принимают участие в конкурсе стенгазет «Лесные вести» и в конкурсе на лучшую заметку в школьной газете «Простые истины».
Заработанные в ходе игры и на конкурсах баллы учитываются при подведении итогов рейтинговой оценки классных коллективов. Лучшие творческие работы отмечаются школьными дипломами. Лучшая заметка публикуется в школьной газете «Простые истины». Педагоги-организаторы и волонтеры получают благодарности от администрации гимназии.

Инструкция по обеспечению безопасности участников игры «В гостях у Берендея»

1. При выходе на маршрут участники игры должны иметь удобную закрытую обувь на низком каблуке, брюки и куртку с длинным рукавом, головные уборы, соответствующие погоде.
2. При прохождении маршрута участники должны двигаться компактно, в зоне видимости всех членов группы. На каждой станции необходимо проверять, все ли на месте.
3. Движение на участках с крутыми, обрывистыми склонами должно производиться неспешно, строго по одному.
4. Первыми и замыкающими в каждой группе должны идти наиболее физически сильные учащиеся.
5. В случае отставания от группы участник должен остаться на месте и связаться с руководителем.
6. Во время прохождения маршрута запрещается:
собирать первоцветы;
пить воду из источников с неизвестным составом воды;
употреблять в пищу неизвестные дикорастущие растения;
брать в рот и жевать веточки, травинки и листья;
бегать во время движения группы по маршруту, обгонять идущий впереди класс.
7. Необходимые на маршруте вещи:
маршрутный лист на планшете;
репеллент, защищающий от клеща — переносчика крымской геморрагической лихорадки (использовать перед входом в лес);
аптечка первой доврачебной помощи, укомплектованная дезинфицирующими и перевязочными материалами, медикаментами от головной боли и сердечными и обезболивающими препаратами;
не менее 1 л питьевой воды;
спички и бумага для розжига костра (для учащихся 7-10-х классов);
фотоаппарат, мобильный телефон (смартфон);
пакеты для сбора природного материала.

1 Образовательный квест «Маршруты памяти» направлен на изучение исторических достопримечательностей г. Ставрополя и содержит элементы геотеггинга (процесс присоединения географических метаданных к различным информационным ресурсам, таким как веб-сайты, RSS, фотографии, как-либо характеризующие эти ресурсы). Суть игры заключается в том, что с помощью маршрутных листов учащиеся отыскивают нужные объекты на улицах города (памятные места) и определяют их координаты с помощью GPS-навигатора. После прохождения квеста участники размещают фотографии и информацию о местонахождении объектов на страницах игры в  КМ-вики (образовательный портал), дополнив их необходимой справочной информацией. В ходе игры дети учатся пользоваться GPS-навигаторами, работать с картографическим сервисом GoogleMap и размещать информацию в  вики-среде.

2 Экологическая тропа была проложена в Таманском лесу более 20 лет назад учителем географии гимназии № 25 г. Ставрополя Л. И. Ишковой и канд. географ. наук, преподавателем Ставропольского государственного университета В. В. Савельевой.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль