Еще раз о процедуре проведения аттестации

75

При применении нового нормативного правового акта на практике всегда возникают трудности, связанные с пониманием его отдельных положений. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее — Порядок аттестации), не стал в этом плане исключением. Начиная с июня 2014 г., когда он вступил в силу, у педагогов и руководителей образовательных организаций возникло много вопросов, касающихся процедуры проведения аттестации, организации работы аттестационной комиссии, требований к участникам аттестации и т. д.

Разъяснения по вопросам процедуры проведения аттестации

Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, подготовлены Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ с целью единообразного применения данного документа в разных организациях и регионах.

Чтобы ответить на наиболее актуальные из них, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ подготовили разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность1 (далее — Разъяснения к приказу Минобрнауки о порядке аттестации). Для удобства использования документ составлен в виде вопросов — ответов. При его разработке учитывались обращения, которые поступали от органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ, других заинтересованных организаций и лиц.

Особенности Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций

Следует отметить, что если Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от  24.03.2010 № 209, не применялся к педагогическим работникам негосударственных (частных) образовательных организаций, а также к педагогическим работникам учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся государственными или муниципальными образовательными организациями, то Порядок аттестации, утвержденный в 2014 г., касается педагогических работников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением профессорско-преподавательского состава.

Напомним, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Под образовательными организациями понимаются некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы, а под организациями, осуществляющими обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Процедура аттестации педагогических работников организаций применяется к работникам:

  • замещающим должности педагогических работников, поименованные в подразд. 2 разд. I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от  08.08.2013№ 678;
  • замещающим должности педагогических работников по совместительству, а также при замещении таких должностей в порядке совмещения, т. е. в случае, когда педагогическая работа осуществляется наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

Право на прохождение аттестации лицами, осуществляющими педагогическую деятельность наряду со своей основной работой, ранее вызывало многочисленные вопросы. Органы государственного надзора и контроля в области образования отдельных субъектов РФ никак не хотели соглашаться с тем, что руководители образовательных организаций, которые наряду с основной работой ведут преподавательскую работу, вправе по своему желанию проходить аттестацию как педагогические работники, и им может быть установлена квалификационная категория, от которой зависит размер оплаты труда по совмещаемой должности.

Разъяснения к приказу Минобрнауки о порядке аттестации педагогических работников 2017 содержат ссылки на новый порядок аттестации и другие нормативные правовые акты с указанием пунктов и частей статей.

Вероятно, проблемы возникали из-за того, что заявления в аттестационную комиссию подавались от имени руководителей организаций, а к ним, как известно, порядок аттестации педагогических работников прямого отношения не имеет. Если руководитель образовательной организации ведет преподавательскую работу и хочет пройти аттестацию как педагогический работник, он должен подавать заявление в аттестационную комиссию с указанием своей педагогической должности.

Процедура проведения аттестации для установления квалификационной категории

Ряд ответов в Разъяснениях к приказу Минобрнауки о порядке аттестации посвящен процедуре проведения аттестации педагогических работников, чья профессиональная подготовка не соответствует требованиям, предъявляемым квалификационными характеристиками по занимаемой должности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н2 (далее — Квалификационные характеристики должностей работников образования).

Кстати, среди обращений встречались вопросы по поводу того, почему Квалификационные характеристики работников образования утверждены Минздравсоцразвития России. По всей видимости, многие уже не помнят, что функции по выработке государственной политики и  нормативно-правовомурегулированию в сфере труда несколько лет осуществляло Минздравсоцразвития России.

Учитывая, что в последнее время стала подвергаться сомнению правомерность применения п. 9 разд. «Общие положения» Квалификационных характеристик работников образования о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разд. «Требования к квалификации», такая возможность была конкретизирована в новом порядке аттестации.

Согласно п. 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций аттестационная комиссия организации может дать работодателю рекомендации о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разд. «Требования к квалификации» разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами3, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Большое количество ответов касается особенностей оплаты труда педагогических работников в зависимости от квалификационной категории, в т. ч.:

  • дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы;
  • установления размера оплаты труда в случае истечения срока действия квалификационной категории;
  • установления размера оплаты труда в случае, когда педагогический работник имеет квалификационную категорию по одной должности, а выполняет педагогическую работу в должностях с различными наименованиями, и т. д.

В заключение отметим, что ответы в Разъяснениях к приказу Минобрнауки о порядке аттестации сгруппированы по соответствующим разделам Порядка аттестации: «Общие положения», «Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности», «Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории». Если пользователь хорошо знает Порядок аттестации, он сможет легко найти ответ на интересующий его вопрос.


1 Письмо Минобрнауки России № 08–1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 505 от  03.12.2014  <О направлении Разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность>.

2 Приказ Минздравсоцразвития России от  26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“». — Примеч. ред.

3 Принято решение о переносе срока введения в действие профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от  18.10.2013№ 544н, с 1 января 2015 г. на 1 января 2017 г.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль