При организации питания учащихся – важно привить привычку правильно питаться

490

На что следует обратить внимание при организации школьного питания? Как наладить организацию питания учащихся, которые не едят в столовой? Рассказывает А.В. Мосов, руководитель экспертного направления НП Росконтроль, заведующий лабораторией НИИДП РАСХН.

В 2012 г. Минздравсоцразвития России совместно с Минобрнауки России разработали методические рекомендации по совершенствованию организации питания в образовательных учреждениях1. Какую роль они сыграли в правовом регулировании сферы школьного питания?

Упомянутые методические рекомендации — полезный для организаторов школьного питания документ. Однако они не привнесли в систему нормативно-правового регулирования ничего нового, поскольку содержат лишь ссылки на технические регламенты, санитарные правила и другие нормативные акты. Включение положений этих рекомендаций в контракт или договор практически ни к чему не обязывает.

Напомню, что изначально планировалась разработка национального стандарта на услуги по организации школьного питания. Стандарт можно было бы указывать в контракте или договоре как обоснование требования к качеству услуги — в этом случае его нормы становились бы обязательными для исполнителя.

К сожалению, такой документ еще не разработан. На мой взгляд, это связано с тем, что фактически сложившиеся стандарты оказания услуг в регионах сильно отличаются, и учесть их особенности в едином документе непросто. Возможный выход — разработка и утверждение региональных стандартов на уровне органов управления образованием в качестве стандартов организации.

Пока же основным документом, который устанавливает обязательные требования к организации школьного питания, остаются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ в 2008 г.2 В настоящее время Роспотребнадзор готовит их новую редакцию. Судя по проекту, который не так давно рассматривали специалисты нашего института, серьезных изменений не предполагается.

В комплект документов, определяющих требования к организации школьного питания, входит еще целый ряд санитарных правил, о которых сотрудники базовых предприятий питания иногда забывают. Делать это не стоит.

Положения, определяющие требования к пищевым продуктам, предназначенным для питания детей и подростков, содержатся в технических регламентах Таможенного союза: «Пищевая продукция в части ее маркировки», «О безопасности пищевой продукции» и др. Их также нужно учитывать при организации питания в образовательных учреждениях.

В октябре 2014 г. заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ Алена Аршинова предложила разработать федеральную программу, предусматривающую проведение в школах с первого класса специальных уроков по здоровому питанию. Насколько это целесообразно? Ведь основы здорового питания могут изучаться на уроках биологии, ОБЖ, классных часах.

Полностью поддерживаю депутатскую инициативу. Многие дети школьного возраста не хотят есть здоровую и полезную пищу, потому что у них уже сложились определенные пищевые привычки. Иными словами, потому что они привыкли к чрезмерно соленым, сладким, жирным и жареным блюдам, различным снэкам. К сожалению, культура питания в семьях оставляет желать лучшего, и без вмешательства педагогов, вооруженных специальной программой, сформировать у детей рациональное пищевое поведение невозможно.

Специальная программа не значит отдельный предмет. Она вполне может быть реализована на уроках биологии, ОБЖ, плюс я бы добавил физкультуру. И, конечно, к программе необходимо разработать учебники, методические пособия, рабочие тетради и т. п.

Между прочим, сегодня уже есть неплохая программа «Разговор о правильном питании», подготовленная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования. Ее просто надо актуализировать, адаптировать к современным реалиям и распределить по часам. Я бы рекомендовал ознакомить с этой программой родителей.

«Формы помощи в организации школьного питания могут быть различными»

А, кстати, родители учащихся могут как-то влиять на качество школьного питания? Что должна сделать администрация школы, чтобы помощь родителей в организация питания учащихся была целенаправленной и эффективной?

Дети как несовершеннолетние потребители услуг не могут сами представлять и защищать свои интересы. Это должны делать их родители.

Формы помощи в организации школьного питания могут быть различными. Активных родителей нужно привлекать к участию в работе управляющего совета школы или группы общественного контроля организации и качества питания.

Остальные родители должны как минимум быть в курсе происходящего. Для этого их необходимо постоянно информировать об условиях и рационе питания детей. Поскольку сегодня в большинстве школ родители не могут свободно входить в здание, меню и прочую информацию о питании следует вывешивать уже на улице или в тамбуре входа в школу.

У администрации должна быть налажена с родителями обратная связь. Хорошим инструментом для изучения родительского мнения о качестве школьного питания является анкетирование, в т. ч. и с использованием современных технологий: Интернета, мобильных приложений и т. п.

В каждой школе есть дети, которые по разным причинам не посещают столовую. Как правило, они приносят еду с собой и едят ее на переменах где придется — в классе, коридоре, иногда на улице. Можно как-нибудь более грамотно провести организацию питания в образовательном учреждении для таких детей: например, чтобы они ходили со всеми учениками в столовую или выделить им отдельное помещение?

Я как врач категорически против того, чтобы дети обедали тем, что приносят из дома, потому что такое питание — это всегда еда всухомятку и огромный риск пищевых отравлений и кишечных инфекций. Не будем забывать, что ответственность за организацию питания в школе по закону лежит на директоре, поэтому если ребенок отравится, то спрашивать будут и с директора тоже.

Основная причина, почему родители не платят за школьные завтраки и обеды, а дают ребенку с собой бутерброды — это недоверие к качеству питания в школьной столовой. Соответственно, с одной стороны, нужно добиваться, чтобы пища была качественной, потому что нередко это недоверие имеет под собой реальную почву. С другой стороны, необходимо делать все, чтобы вернуть доверие родителей к системе организации школьного питания, информируя их о том, что только в школьной столовой ребенок может получить вкусную и полезную пищу, и показывая это на своем примере. Я, кстати, глубоко убежден в том, что учителя должны питаться в школьной столовой вместе с учениками и обязательно тем же самым.

Действительно, во многих странах питание в общеобразовательных учреждениях организовано за счет приносимых с собой детьми продуктов. Но у нас есть хорошие традиции здорового питания, которые предусматривают, что ребенок может получить в школе полноценный завтрак, обед, а если потребуется и полдник, и давайте будем их придерживаться.

«Большую проблему в организации питания учащихся представляет собой контроль за качеством продукции и услуг»

На какие еще проблемы в организации питания учащихся следует обратить внимание директорам школ?

К сожалению, проблем со школьным питанием так много, что даже просто перечислить их в рамках одного интервью невозможно. Наиболее важных из них мы уже коснулись: нерациональное пищевое поведение детей и практически полное отсутствие культуры здорового питания в семьях. По-прежнему, целый ряд проблем обусловлен недостаточной квалификацией персонала школьных столовых.

Как и в других сферах, связанных с госзаказом, где не работают механизмы рыночной конкуренции, большую проблему в организации питания учащихся представляет собой контроль за качеством продукции и услуг. По сути, он полностью возложен на заказчика в лице школьной администрации. Но работники школы не являются ни товароведами, ни технологами, ни санитарными врачами и поэтому при всем желании не могут эффективно контролировать качество поступающих на пищеблок продуктов, готовых блюд, да и услуг по организации питания в образовательных учреждениях в целом.

В своей семье Вы всегда придерживаетесь принципов здорового питания? Или иногда делаете себе и близким поблажку?

Разумеется, всегда. Это мой принцип — говоря о здоровом питании, давать другим только те рекомендации, которые я сам в состоянии выполнять. На самом деле, это огромное заблуждение, что вкусное всегда не полезно, а полезное не вкусно. Все зависит от привычки. А привычку правильно питаться выработать не так уж сложно.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова


1 Приказ Минздравсоцразвития России № 213н, Минобрнауки России № 178 от  11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений». — Примеч. ред.

2 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы « Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409–08», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  23.07.2008 № 45. — Примеч. ред. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль