Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации

508

Уже не первый год в нашей стране идет процесс реорганизации или ликвидации образовательных организаций. Цель этого процесса благая — повысить эффективность деятельности организаций и, как следствие, улучшить качество образовательных услуг. Однако для того чтобы ее достичь, необходимо соблюдать требования законодательства к проведению реорганизационных и ликвидационных мероприятий. В противном случае могут быть нарушены права обучающихся на образование.

Основные правила принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций установлены Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — Закон № 124-ФЗ).

Нормативную правовую базу в отношении оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, а также при реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей разрабатывает учредитель.

В частности, согласно п. 2 ст. 13 Закона № 124-ФЗ принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

В этом же пункте сказано, что порядок проведения оценки последствий принятия подобных решений, а также критерии этой оценки, порядок создания комиссии и подготовки ею заключений устанавливаются в зависимости от подведомственности учреждений: Правительством РФ — для федеральных государственных учреждений, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ — для муниципальных учреждений и учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ.

Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации

Во исполнение нормы ст. 13 Закона № 124-ФЗ постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84 утверждены:

правила проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации (далее — Правила проведения оценки в отношении федеральной организации); правила создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений (далее — Правила создания комиссии по оценке в отношении федеральной организации).

В каждом случае последствия реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации оцениваются по совокупности следующих критериев:

а) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу дошкольной образовательной организации:

обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом (в случае принятия решения о реорганизации); обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации; обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

б) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу общеобразовательной организации:

обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации); обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации; обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации (п. 4 Правил проведения оценки в отношении федеральной организации).

Что касается значения критериев, то они утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации (п. 6 Правил проведения оценки в отношении федеральной организации). В отношении образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки России, такие значения в виде указания « Обеспечено» /« Не обеспечено» утверждены приказом Минобрнауки России от 03.04.2014 № 262 (таблица).

Значения критериев проведения оценки последствий реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу общеобразовательной организации

Критерий Значение
Обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации) Обеспечено/
Не обеспечено
Обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации Обеспечено/
Не обеспечено
Обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации Обеспечено/
Не обеспечено

При рассмотрении вопроса о реорганизации представляется проект концепции развития организации-правопреемника после завершения процесса реорганизации, а также проект плана реорганизационных мероприятий образовательной организации. При рассмотрении вопроса о ликвидации представляется проект плана мероприятий по ликвидации образовательной организации. П. 3 Правил проведения оценки в отношении федеральной организации

Для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данной образовательной организации, до принятия соответствующего решения представляет в комиссию по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации предложение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации с приложением необходимых документов. Перечень таких документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, по согласованию с Минобрнауки России (п. 3 Правил проведения оценки в отношении федеральной организации). В настоящее время он утвержден приказом Минобрнауки России от 03.04.2014 № 263 « Об утверждении перечня документов, необходимых для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации» . В него, в частности, входят:

1. Сведения о деятельности федеральной государственной образовательной организации (справки о штатной и среднесписочной численности работников, о количестве лиц, пользующихся образовательными услугами, предлагаемой к реорганизации или ликвидации образовательной организации, о составе имущественного комплекса, о задолженности образовательной организации перед физическими и юридическими лицами, о бюджетных и внебюджетных ассигнованиях, копии устава, лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации и др.).

2. Обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательной организации, включающее в себя анализ социально-экономических последствий предлагаемой реорганизации или ликвидации.

3. Справка-подтверждение об обеспечении продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами.

Комиссия дает отрицательное заключение (о невозможности принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации) в случае, когда по итогам проведенного анализа не достигнуто хотя бы одно из значений критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, для соответствующего типа федеральных государственных образовательных организаций. П. 11 Правил создания комиссии по оценке в отношении федеральной организации

4. Справка-подтверждение об обеспечении завершения обучения обучающихся образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации.

5. Справка-подтверждение о необходимости продолжения осуществления видов деятельности, реализовавшихся только образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации.

После получения предложения и документов комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации проводит заседание. Заседание правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов комиссии. Минимальное количество членов комиссии — семь человек с учетом председателя (п. 4 Правил создания комиссии по оценке в отношении федеральной организации).

По итогам заседания комиссия оформляет заключение (положительное или отрицательное), которое подписывается всеми участвующими в заседании членами комиссии (п. 8 Правил создания комиссии по оценке в отношении федеральной организации). Данное заключение размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 10 Правил создания комиссии по оценке в отношении федеральной организации).

Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей

Положения ст. 13 Закона № 124-ФЗ также применимы к организациям, оказывающим социальные услуги населению (в т. ч. детям) и обладающим соответствующей социальной инфраструктурой. Такие организации, независимо от основной деятельности, могут оказывать образовательные услуги.

Социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в т. ч. детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В отношении указанных организаций действует постановление Правительства РФ от 14.05.2014 № 4321, которым утверждены:

правила проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности; правила проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (далее — Правила проведения оценки в отношении объекта социальной инфраструктуры); правила создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, и подготовки указанной комиссией заключений (далее — Правила создания комиссии по оценке в отношении объекта социальной инфраструктуры).

Последствия реорганизации или ликвидации федеральной государственной организации, образующей социальную инфраструктуру для детей, оцениваются по следующим критериям:
а) обеспечение продолжения оказания социальных услуг детям в целях обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания, предоставляемых федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
б) обеспечение оказания услуг детям в целях обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания в объеме не менее чем объем таких услуг, предоставляемых федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, предлагаемой к реорганизации или ликвидации, до принятия соответствующего решения;
в) обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, предлагаемой к реорганизации или ликвидации (п. 4 Правил проведения оценки в отношении объекта социальной инфраструктуры).

Значения критериев в отношении организаций, подведомственных Минобрнауки России, утверждены:

приказом Минобрнауки России от 18.08.2014 № 1024 « Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» ; приказом Минобрнауки России от 18.08.2014 № 1025 « Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью и закрепленного на соответствующем вещном праве за федеральной государственной организацией, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и о заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности» .

Комиссия дает отрицательное заключение (о невозможности принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной организации, образующей социальную инфраструктуру для детей) в случае, если по итогам проведенного анализа не достигнуто хотя бы одно из значений критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя указанной федеральной государственной организации, образующей социальную инфраструктуру для детей. П. 12 Правил создания комиссии по оценке в отношении объекта социальной инфраструктуры

Согласно п. 2 Правил проведения оценки в отношении объекта социальной инфраструктуры решение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной организации, образующей социальную инфраструктуру для детей, принимается при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей.

Перечень документов, которые необходимо представить в комиссию, установлен приказом Минобрнауки России от 18.08.2014 № 1026 « Об утверждении перечней документов, необходимых для проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, договора аренды закрепленных за ней объектов собственности» .

Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций г. Москвы

Перечисленные выше нормативные правовые акты не являются обязательными для субъектов Федерации и органов местного самоуправления, однако они могут быть использованы при разработке государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления собственных документов. Рассмотрим для примера документы, действующие на территории г. Москвы.

Приказом Департамента образования города Москвы от 24.06.2014 № 485 утверждены:

порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации города Москвы (далее — Порядок проведения оценки в отношении организации г. Москвы); порядок создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации города Москвы (далее — Порядок создания комиссии г. Москвы).

Согласно п. 2 Порядка проведения оценки в отношении организации г. Москвы решение о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации принимается в соответствии с порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 21.12.2010 № 1075-ПП, при наличии положительного решения соответствующей комиссии.

В соответствии с п. 3 Порядка проведения оценки в отношении организации г. Москвы последствия реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации оцениваются по совокупности следующих критериев:

а) в отношении государственной образовательной организации, относящейся к типу дошкольной образовательной организации:

обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом (в случае принятия решения о реорганизации); обеспечение завершения обучения воспитанников государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации; обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

б) в отношении государственной образовательной организации, относящейся к типу общеобразовательной организации:

обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации); обеспечение завершения обучения обучающихся государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации; обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации.

Приказом Департаментом образования города Москвы от 08.07.2014 № 512 утверждены:

положение о комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, функции и полномочия учредителя которой осуществляет Департамент образования города Москвы (далее — Положение о комиссии г. Москвы); состав комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, функции и полномочия учредителя которой осуществляет Департамент образования города Москвы.

Согласно п. 8 Положения о комиссии г. Москвы для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации окружное управление образования Департамента образования города Москвы представляет на рассмотрение комиссии письменное предложение о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, подписанное руководителем и заверенное печатью этой организации. Данное предложение должно содержать:

1) сведения:

о реорганизуемой/ликвидируемой государственной образовательной организации (полное и сокращенное наименование, адрес местонахождения); реализуемых реорганизуемой/ликвидируемой государственной образовательной организацией образовательных программах, об обеспечении продолжения их реализации; фактическом количестве обучающихся реорганизуемой/ликвидируемой государственной образовательной организации, о необходимости осуществления перевода обучающихся, в т. ч. возможности транспортного сопровождения обучающихся к этой государственной образовательной организации; сокращении или увеличении штатной численности работников реорганизуемой/ликвидируемой государственной образовательной организации, о возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации; состоянии материально-технической базы реорганизуемой/ликвидируемой государственной образовательной организации, в т. ч. об имуществе, закрепленном на праве оперативного управления; проектной мощности зданий реорганизуемой/ликвидируемой государственной образовательной организации (на какое количество обучающихся рассчитаны учебные здания (помещения));

2) обоснование целесообразности реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации с учетом анализа установленных критериев;

3) финансово-экономическое обоснование реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации.

Помимо предложения в комиссию также представляются документы, указанные в п. 8.2 Положения о комиссии г. Москвы.

После получения предложения и документов комиссия проводит заседание. Оно правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов комиссии (минимальное количество членов комиссии — семь человек) (пп. 4, 7 Порядка создания комиссии г. Москвы).

Решение о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации г. Москвы принимается в соответствии с Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 21.12.2010 № 1075-ПП.

Далее комиссия принимает решение (положительное или отрицательное), которое подписывается участвующими в заседании членами комиссии (п. 10 Порядка создания комиссии г. Москвы).

В решении указываются:
а) наименование государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
б) критерии, на основании которых оценивались последствия реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации;
в) решение комиссии с содержанием вывода о целесообразности (положительное решение) или нецелесообразности (отрицательное решение) принятия соответствующего решения (п. 12 Положения о комиссии г. Москвы).

Организацию работы комиссии курирует управление организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования города Москвы (п. 13 Положения о комиссии г. Москвы).


1 Данное постановление применяется с учетом постановления Правительства РФ от 06.02.2014 № 84. 


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль