Проведение аккредитационной экспертизы образовательной деятельности в ходе госаккредитации

241

Предмет аккредитационной экспертизы образовательной деятельности

Согласно ч. 11 ст. 92 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы образовательной деятельности.

В соответствии с ч. 12 ст. 92 Закона №  273-ФЗ предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

Аккредитационная экспертиза образовательной деятельности основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.Ч. 11 ст. 92 Закона №  273-ФЗ

Особенности аккредитационной экспертизы, требования к экспертам и экспертным организациям, обеспечивающим ее проведение, регламентируют:

Закон №  273-ФЗ; положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от  18.11.2013 № 1039 (далее — Положение об аккредитации); квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы, порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, утв. приказом Минобрнауки России от  20.05.2014 № 556 (далее -Требования к экспертам и экспертным организациям, Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, Порядок отбора экспертов и экспертных организаций);правила оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы, утв. постановлением Правительства РФ от  24.04.2013 № 370 (далее — Правила оплаты услуг экспертов и экспертных организаций).

Статус экспертов и экспертных организаций

Согласно ч. 13 ст. 92 Закона №  273-ФЗ в проведении аккредитации школы могут участвовать:

1) эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ;

2) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям.

При этом эксперты и экспертные организации не могут находиться в  гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

Требования к экспертам и экспертным организациям, проводящим аккредитационную экспертизу образовательной деятельности

Ранее квалификационные требования к экспертам, порядок их отбора и ведения реестра экспертов регулировались разными нормативными правовыми актами. С 1 сентября 2014 г. действует один документ, регламентирующий все перечисленные вопросы, — Требования к экспертам и экспертным организациям (приложение 1).

Согласно п. 1 данного документа эксперт, привлекаемый для проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности, должен иметь высшее образование и стаж работы в сфере образования не менее пяти лет. Кроме того, он должен:

1) знать:

законодательство РФ в сфере образования;федеральные государственные образовательные стандарты, в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу; порядок работы со служебной информацией, сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям), с персональными данными;способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

Экспертные организации, привлекаемые для проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности, должны соответствовать следующим требованиям:
• наличие перечня привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы, публикуемого на официальном сайте экспертной организации в  информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
• наличие локальных нормативных актов, устанавливающих требования к привлекаемым экспертам, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям;
• наличие локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы. П. 2 Требований к экспертам и экспертным организациям

2) обладать навыками:

поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;применения правил деловой этики;делового письма (переписки);

3) обладать умениями:

взаимодействия в процессе проведения аккредитационной экспертизы с другими экспертами, входящими в состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций, с соответствующим государственным органом, осуществляющим аккредитацию, организацией, осуществляющей образовательную деятельность;работы с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;проведения экспертизы оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и (или) самостоятельно установленным образовательным стандартам;установления соответствия (несоответствия) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам;анализа информации и документов, полученных в ходе проведения аккредитационной экспертизы;формулирования и обосновывания выводов по предмету аккредитационной экспертизы и др.

Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций

Согласно п. 2 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций аккредитация экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется аккредитационным органом — Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные РФ полномочия в сфере образования. В этих целях аккредитационный орган создает аккредитационную комиссию, утверждает положение о комиссии и ее состав (п. 5 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций).

В свою очередь физическое лицо, претендующее на установление полномочий эксперта, и организация, претендующая на установление полномочий экспертной организации, направляют в аккредитационный орган заявление и прилагаемые к нему документы (п. 6, 11 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций).

Оценка соответствия физического лица (претендента) квалификационным требованиям проводится аккредитационной комиссией в два этапа.

На первом этапе комиссия рассматривает представленные документы и принимает решение о допуске ко второму этапу либо об отказе в допуске ко второму этапу.

На втором этапе комиссия проводит квалификационный экзамен в устной и письменной формах (п. 17 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций).

Оценка соответствия организации установленным требованиям проводится комиссией на основании документов, представленных организацией. При этом аккредитационный орган вправе организовать и провести при необходимости выездную проверку (п. 18 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций).

Полномочия физического лица в качестве эксперта и полномочия юридического лица в качестве экспертной организации устанавливаются сроком на три года. П. 4 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций

На основании документов, представленных претендентом (организацией), результатов квалификационного экзамена претендента, а также результатов выездной проверки организации (в случае ее проведения) комиссия принимает одно из следующих решений:

а) об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы образовательной деятельности (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования)) либо об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы;

б) об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации по проведению аккредитационной экспертизы (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования)) либо об отказе в установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации по проведению аккредитационной экспертизы (п. 19 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций).

Отбор экспертов и экспертных организаций в ходе аккредитационной экспертизы образовательной деятельности

Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети Интернет.Ч. 14 Закона №  273-ФЗ

Согласно Порядку отбора экспертов и экспертных организаций (приложение 2) аккредитационный орган осуществляет отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы из реестра экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы. Отбор происходит в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора по определенным параметрам: уровень образования, место жительства или место пребывания эксперта (место нахождения экспертной организации) и др.

Затем аккредитационный орган уведомляет эксперта (экспертную организацию) о том, что данный эксперт (экспертная организация) выбран (выбрана) для проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности организации, сообщает ее местонахождение и даты проведения экспертизы.

В свою очередь эксперт (экспертная организация) своим письменным согласием подтверждает отсутствие у него какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах, и (или) о собственной заинтересованности в результатах аккредитационной экспертизы.

Оплата услуг экспертов и экспертных организаций

Оплата услуг эксперта или экспертной организации, а также возмещение понесенных ими расходов в связи с проведением аккредитационной экспертизы осуществляются в соответствии с  гражданско-правовым договором, который заключается между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные РФ полномочия в сфере образования, и экспертом или экспертной организацией (п. 2 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций).

Размер оплаты услуг эксперта рассчитывается исходя из:

размера ставки почасовой оплаты труда эксперта, установленного в п. 5 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций;количества часов участия эксперта в проведении аккредитационной экспертизы (п. 3 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций).

Размер оплаты услуг экспертной организации рассчитывается исходя из:

оплаты труда каждого эксперта;количества экспертов, участвовавших в проведении аккредитационной экспертизы (п. 4 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций).

Размер ставки почасовой оплаты труда эксперта не зависит от занимаемой им должности, наличия у него ученых степеней, ученых званий и составляет:
• при аккредитационной экспертизе основных общеобразовательных программ — 200 руб.;
• при аккредитационной экспертизе основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования — 250 руб.;
• при аккредитационной экспертизе основных профессиональных образовательных программ высшего образования — 330 руб. П. 5 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций

Количество часов участия эксперта в проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности определяется исходя из количества выполненных экспертом видов работ по аккредитационной экспертизе с учетом нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся, устанавливаемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (п. 6 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций).

Если при проведении аккредитационной экспертизы экспертом выявлено отсутствие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, завершающих обучение по образовательной программе, заявленной для государственной аккредитации, в текущем учебном году, продолжительность проведения аккредитационной экспертизы считается равной 5 ч (п. 7 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций).

Эксперту возмещаются расходы:

на проезд до места нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, в отношении которой проводится аккредитационная экспертиза, и обратно до места жительства эксперта;по найму жилого помещения (п. 8 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций).

Порядок проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности

Порядок проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности регламентируется Положением об аккредитации. Назовем его основные положения:

1. Аккредитационная экспертиза проводится отдельно в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале (п. 25 Положения об аккредитации).

2. Привлечение экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале, проводится на основании распорядительного акта о проведении аккредитационной экспертизы и заключенного с ними гражданско-правового договора.

Положение об аккредитации устанавливает порядок государственной аккредитации образовательной деятельности независимо от уровня реализуемых образовательных программ и ведомственной принадлежности образовательной организации.

В распорядительном акте определяется состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций (далее — экспертная группа), а также указываются:
а) полное наименование аккредитационного органа;
б) полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, или филиала, в которых проводится экспертиза;
в) даты начала и окончания проведения экспертизы;
г) Ф. И. О. (при наличии) экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, с указанием лица из числа членов экспертной группы, назначенного ее руководителем;
д) сведения о закреплении за членами экспертной группы заявленных для государственной аккредитации образовательных программ с указанием уровня образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Распорядительный акт о проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности издается в течение 30 дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу и размещается на официальном сайте аккредитационного органа в сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня его издания (п. 30–32 Положения об аккредитации).

При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.Ч. 12 ст. 92 Закона №  273-ФЗ

3. Аккредитационная экспертиза образовательной деятельности проводится с выездом экспертной группы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или в ее филиал, за исключением случаев, определенных Положением об аккредитации: если образовательная деятельность по образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации, осуществляется загранучреждением; если образовательная деятельность по реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, осуществляется российской образовательной организацией, расположенной за пределами территории РФ, и др. (п. 33–35 Положения об аккредитации).

4. При проведении аккредитационной экспертизы экспертная группа использует документы и материалы, размещенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом на официальном сайте в сети Интернет (при наличии).

В случае проведения аккредитационной экспертизы без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал аккредитационный орган запрашивает у организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала документы и материалы, перечень которых устанавливается Минобрнауки России.

В случае проведения аккредитационной экспертизы с выездом в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал экспертная группа запрашивает у организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала документы и материалы, необходимые для проведения аккредитационной экспертизы, перечень которых устанавливается Минобрнауки России (п. 36 Положения об аккредитации).

Заключение экспертной группы содержит следующие сведения:
• дата составления заключения;
• полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала, в которых проведена аккредитационная экспертиза;
• сведения о материалах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом при проведении аккредитационной экспертизы;
• характеристика содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, вывод о соответствии (несоответствии) указанных содержания и качества федеральным государственным образовательным стандартам по каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программе.П. 44 Положения об аккредитации

5. При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности с выездом в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал члены экспертной группы предъявляют руководителю или иному должностному лицу организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала документы, удостоверяющие личность. Кроме того, руководитель экспертной группы предъявляет копию распорядительного акта аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, или ее филиал обеспечивают для работы членов экспертной группы рабочие места с доступом в сеть Интернет (п. 37 Положения об аккредитации).

При проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, экспертной группе предоставляется доступ в электронную информационно-образовательную среду (п. 38 Положения об аккредитации).

Оформление результатов аккредитационной экспертизы образовательной деятельности

После окончания проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе в части закрепленных за ними образовательных программ.

В случае выявления несоответствия образовательной программы федеральным государственным образовательным стандартам к отчету об аккредитационной экспертизе прилагаются копии документов, подтверждающих указанное несоответствие, заверенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 41 Положения об аккредитации).

На основании отчетов об аккредитационной экспертизе руководитель экспертной группы готовит заключение экспертной группы и в течение трех рабочих дней со дня окончания проведения аккредитационной экспертизы направляет его и отчеты об аккредитационной экспертизе в аккредитационный орган (п. 42 Положения об аккредитации).

Аккредитационный орган в течение трех рабочих дней со дня получения заключения экспертной группы:

направляет копию заключения в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или вручает под роспись уполномоченному представителю;размещает заключение на своем официальном сайте в сети Интернет (п. 43, 48 Положения об аккредитации).

Срок действия свидетельства о государственной аккредитации для организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, составляет 12 лет.

В Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности не указан срок, отводимый на принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность. Данный срок установлен новым законом об образовании. Согласно ч. 18 ст. 92 Закона №  273-ФЗпринятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Приложение 1

Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы

Утверждены
приказом Минобрнауки России
от  20.05.2014 № 556

1. К экспертам предъявляются следующие квалификационные требования:

1.1. Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет.

1.2. Эксперт должен:

1.2.1. Знать:
• законодательство Российской Федерации в сфере образования, включая Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности;
• федеральные государственные образовательные стандарты (по уровню образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);
• образовательные стандарты, установленные образовательными организациями высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона1 (далее — самостоятельно установленные образовательные стандарты) (по всем уровням высшего образования, по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки, в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу)2;
• порядок работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными;
• способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1.2.2. Обладать навыками:
• поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;
• работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;
• применения правил деловой этики;
• делового письма (переписки).

1.2.3. Уметь:
• взаимодействовать в процессе проведения аккредитационной экспертизы с другими экспертами, входящими в состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций (далее — экспертная группа), с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее — аккредитационные органы), организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
• работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;
• проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и (или) самостоятельно установленным образовательным стандартам;
• устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;
• анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;
• грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;
• составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.

1.2.4. Обладать опытом:
• разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);
• применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы реализации образовательных программ, а также электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

2. К экспертным организациям предъявляются следующие требования:

2.1. Наличие перечня привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы, публикуемого на официальном сайте экспертной организации в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно — перечень экспертов, привлекаемые эксперты).

Перечень экспертов включает в себя следующие ежемесячно обновляемые сведения о привлекаемых экспертах:
а) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);
б) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации, год окончания обучения;
в) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может привлекаться для проведения аккредитационной экспертизы;
г) стаж (опыт) работы в сфере образования.

2.2. Наличие локальных нормативных актов, устанавливающих требования к привлекаемым экспертам, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям. Требования к привлекаемым экспертам не могут быть ниже квалификационных требований к экспертам, установленных пунктом 1 настоящих квалификационных требований.

2.3. Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы.

Приложение 2

Порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы

Утвержден
приказом Минобрнауки России
от 20.05.2014 № 556

1. Настоящий порядок определяет правила отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы.

2. Для проведения аккредитационной экспертизы федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования (далее — федеральный аккредитационный орган), или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования (далее вместе — аккредитационный орган), осуществляют отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы из реестра экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы (далее — реестр).

3. Отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы осуществляется из реестра в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора с учетом следующих параметров:
а) уровень образования (для общего образования), укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт (экспертная организация) аккредитован для проведения аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в образовательных организациях высшего образования, указанных в части 10 статьи 11 Федерального закона3;
б) место жительства или место пребывания эксперта (место нахождения экспертной организации);
в) при привлечении эксперта (экспертной организации) для проведения аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну:

• наличие у эксперта допуска к работе со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну,
• наличие у экспертной организации лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности.

4. Аккредитационный орган уведомляет эксперта (экспертную организацию) о том, что указанный эксперт (экспертная организация) выбран для проведения аккредитационной экспертизы (далее — уведомление) организации, осуществляющей образовательную деятельность, ее местонахождение и точные даты проведения аккредитационной экспертизы.

Уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий лиц, указанных в абзаце первом пункта 4 настоящего порядка, на участие в проведении соответствующей аккредитационной экспертизы.

5. Своим письменным согласием эксперт (экспертная организация) также подтверждает отсутствие у него какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах, и (или) о собственной заинтересованности в результатах аккредитационной экспертизы.

6. Привлечение экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале, проводится на основании распорядительного акта аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы.

Нормативные документы

Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от  18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

Постановление Правительства РФ от  24.04.2013 № 370 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы»

Приказ Минобрнауки России от  20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»


1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.

2 В случае если эксперт подал заявление для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль